ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 1996 г. N 1205
О КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ
ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
(с изм., согл. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
В целях совершенствования учета, контроля и обеспечения
сохранности ядерных материалов в Российской Федерации
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить представленную Федеральным надзором России по
ядерной и радиационной безопасности и согласованную с
Министерством Российской Федерации по атомной энергии,
Министерством обороны Российской Федерации, Министерством
оборонной промышленности Российской Федерации и Министерством
внутренних дел Российской Федерации Концепцию системы
государственного учета и контроля ядерных материалов
(прилагается).
2. Федеральным органам исполнительной власти и организациям при
разработке нормативных документов и осуществлении деятельности,
связанной с использованием ядерных материалов в мирных и оборонных
целях, учитывать положения Концепции системы государственного
учета и контроля ядерных материалов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Одобрена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 октября 1996 г. N 1205
КОНЦЕПЦИЯ
СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ
ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
1. Введение
Необходимость создания системы государственного учета и
контроля ядерных материалов обусловлена их потенциальной ядерной и
радиационной опасностью, высокой ценностью, а также существенным
влиянием, оказываемым на государственную и международную
безопасность, экономическое и политическое положение страны.
Настоящая Концепция определяет назначение, цели и принципы
учета и контроля ядерных материалов и основные требования к их
учету и контролю.
Настоящая Концепция разработана на основе законодательства
Российской Федерации в области обращения с ядерными материалами,
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации в этой области и с учетом:
существующих в Российской Федерации ведомственных (отраслевых)
систем учета и контроля ядерных материалов;
рекомендаций МАГАТЭ для национальных систем учета и контроля
ядерных материалов;
существующих международных и национальных систем учета и
контроля ядерных материалов;
международных обязательств Российской Федерации в области
нераспространения ядерного оружия.
2. Основные понятия
Понятия, используемые в настоящей Концепции, означают
следующее:
"ядерные материалы" - материалы, содержащие или способные
воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;
"специальные неядерные материалы" - материалы, не содержащие
или не способные воспроизвести ядерные материалы, но которые могут
быть использованы в устройствах, предназначенных для осуществления
взрывного выделения внутриядерной энергии (ядерного взрыва);
"ядерные установки" - сооружения и комплексы с ядерными
реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие
плавсредства, космические и летательные аппараты, другие
транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы
с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными
реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами;
сооружения, комплексы и полигоны с размещенными на них ядерными
зарядами, ядерными боеприпасами; другие содержащие ядерные
материалы сооружения, комплексы, установки для производства,
использования, переработки и транспортирования ядерных материалов;
"ядерное оружие" - ядерные заряды, ядерные боеприпасы, а также
оснащенные ими носители ядерных боеприпасов, комплексы ядерного
оружия и носители ядерного оружия;
"пункты хранения ядерных материалов" - не относящиеся к ядерным
установкам объекты и сооружения, предназначенные для хранения
ядерных материалов;
"эксплуатирующая организация" - организация, созданная в
соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная
соответствующим органом управления использованием атомной энергии
пригодной эксплуатировать ядерную установку или пункт хранения
ядерных материалов;
"федеральные нормы и правила учета и контроля ядерных
материалов" - нормы и правила, устанавливающие требования к учету
и контролю ядерных материалов и входящие в перечень, утверждаемый
Правительством Российской Федерации;
"учет ядерных материалов" - определение количества ядерных
материалов, составление, регистрация и ведение учетных и отчетных
документов;
"учетная единица" - поддающийся идентификации предмет,
содержащий ядерные материалы (имеющий индивидуальный номер или
другой идентификатор), целостность которого остается неизменной в
течение установленного периода времени;
"балк" - форма" - ядерный материал в виде газа, жидкости,
порошка или большого количества твердых предметов, не имеющих
индивидуальных номеров или других идентификаторов;
"контроль ядерных материалов" - административный контроль за
наличием и перемещением ядерных материалов с целью предотвращения
их несанкционированного использования;
"надзор за системой государственного учета и контроля ядерных
материалов" - проверка соблюдения норм и правил уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти при осуществлении
государственного учета и контроля ядерных материалов;
"зона баланса материалов" - территориально и административно
установленная в пределах ядерной установки или пункта хранения
ядерных материалов зона для учета и контроля ядерных материалов, в
которой на основании измерений определено количество ядерных
материалов при каждом их перемещении в зону и из нее и подведен
баланс ядерных материалов за установленный период времени;
"физическая инвентаризация" - определение фактического
количества ядерных материалов, имеющихся в наличии в зоне баланса
материалов;
"баланс ядерных материалов" - сравнительный итог
зарегистрированного и имеющегося в наличии количества ядерных
материалов;
"инвентаризационная разница" - разница между зарегистрированным
и имеющимся в наличии количеством ядерных материалов.
3. Задачи системы государственного учета и контроля
ядерных материалов
Система государственного учета и контроля ядерных материалов
является элементом системы государственного управления
использованием атомной энергии в мирных и оборонных целях и
предназначена для выполнения следующих задач:
определение имеющегося в наличии количества ядерных материалов
в местах их нахождения;
составление, регистрация и ведение учетных и отчетных
документов;
предупреждение и предотвращение потерь, несанкционированного
использования и хищения ядерных материалов;
предоставление федеральным органам исполнительной власти
информации о наличии и перемещении ядерных материалов, а также об
их экспорте и импорте;
обеспечение контроля за соблюдением международных обязательств
Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия.
4. Законодательная и нормативная основа системы
государственного учета и контроля ядерных материалов
Законодательной и нормативной основой системы государственного
учета и контроля ядерных материалов являются:
федеральные законы, нормативные правовые акты Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в
области обращения с ядерными материалами;
федеральные нормы и правила учета и контроля ядерных
материалов;
отраслевые (ведомственные) нормы и правила учета и контроля
ядерных материалов.
5. Структура и функции системы государственного учета
и контроля ядерных материалов
Система государственного учета и контроля ядерных материалов
имеет два уровня: федеральный и ведомственный.
Основными функциями системы государственного учета и контроля
ядерных материалов являются разработка и внедрение обоснованных
норм и правил учета и контроля ядерных материалов, учет и контроль
ядерных материалов, надзор за системой государственного учета и
контроля ядерных материалов.
На федеральном уровне:
государственный учет и контроль ядерных материалов,
предназначенных для использования в мирных целях, осуществляет
Федеральное агентство по атомной энергии;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
государственный учет и контроль ядерных материалов,
предназначенных для использования в оборонных целях, осуществляют
Федеральное агентство по атомной энергии и Министерство обороны
Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
На ведомственном уровне государственный учет и контроль ядерных
материалов, предназначенных для использования в мирных и оборонных
целях, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в
распоряжении которых находятся ядерные материалы.
На уровне эксплуатирующей организации, деятельность которой
связана с производством, хранением или использованием ядерных
материалов, учет и контроль ядерных материалов осуществляет ее
администрация.
Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных
материалов на федеральном уровне осуществляют:
Федеральная служба по экологическому, технологическому и
атомному надзору - в части ядерных материалов, предназначенных для
использования в мирных целях;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
Министерство обороны Российской Федерации - в части ядерных
материалов, предназначенных для ядерного оружия и ядерных
энергетических установок военного назначения.
Контроль за перемещением ядерных материалов через таможенную
границу Российской Федерации на федеральном уровне осуществляет
Федеральная таможенная служба.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
6. Основные принципы функционирования системы
государственного учета и контроля ядерных материалов
Учету и контролю в Российской Федерации подлежат ядерные и
специальные неядерные материалы согласно Приложению.
Система государственного учета и контроля ядерных материалов
предусматривает:
осуществление постановки на учет, ведение учета и снятие с
учета ядерных материалов независимо от их химического состава,
физического и радиационного состояния (свежие или облученные);
осуществление учета и контроля ядерных материалов по зонам
баланса материалов в форме учетных единиц или в "балк" - форме;
разделение ядерных материалов и зон баланса материалов, в
которых они находятся, на типы и категории;
ведение учетной документации, периодическую отчетность и анализ
отчетных данных;
возможность исправления учетных данных только путем внесения
новой записи в учетную документацию;
возможность исправления отчетных данных только путем
представления новых отчетных документов;
осуществление учета и контроля ядерных материалов на основе
результатов измерений состава и количества ядерных материалов,
кроме случаев, когда допускается применение расчетных методов
(методик) определения их параметров;
регулярное проведение в зонах баланса материалов физической
инвентаризации и подведение по ее результатам баланса ядерных
материалов;
оценку итогов баланса ядерных материалов путем сравнения
величины инвентаризационной разницы с ее допустимой величиной для
каждой зоны баланса материалов;
проверки организации и ведения учета и контроля ядерных
материалов федеральными органами исполнительной власти,
осуществляющими учет и контроль ядерных материалов на федеральном
уровне, управление использованием атомной энергии, государственный
надзор за ядерной и радиационной безопасностью в соответствии с их
полномочиями;
проведение проверки получателем ядерных материалов сведений о
них, представляемых отправителем.
Федеральные нормы и правила учета и контроля ядерных материалов
устанавливают:
минимальное количество ядерных материалов, начиная с которого
они подлежат государственному учету и контролю;
порядок постановки на учет, ведения учета, контроля и снятия с
учета ядерных материалов;
категории ядерных материалов и меры по их учету и контролю в
зависимости от состава и количества ядерных материалов,
находящихся в зоне баланса материалов;
требования к ведению учетной документации, периодичность
представления и объем информации, содержащейся в отчетной
документации;
порядок и требования к проведению измерений состава и
количества ядерных материалов или применению расчетных методов
(методик) для определения состава и количества этих материалов;
порядок организации и проведения физической инвентаризации,
периодичность и объем ее проведения;
порядок подведения баланса ядерных материалов и методику
определения величины допустимой инвентаризационной разницы;
допустимые значения расхождений данных отправителя и получателя
о наличии ядерных материалов и мероприятия при обнаружении
превышения этих значений;
требования к учету и контролю ядерных материалов при их
экспорте и импорте;
периодичность, объем и вид проверок, проводимых федеральными
органами исполнительной власти, осуществляющими учет и контроль
ядерных материалов на федеральном уровне, управление
использованием атомной энергии, государственный надзор за ядерной
и радиационной безопасностью.
7. Техническое обеспечение системы государственного
учета и контроля ядерных материалов
В рамках системы государственного учета и контроля ядерных
материалов на базе современных технических средств создаются
соответствующие информационные системы.
Доступ к информации, содержащейся на различных уровнях системы
государственного учета и контроля ядерных материалов, и режим
обращения с ней определяются федеральными законами, нормативными
правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в
пределах их компетенции.
Техническая поддержка разработки, внедрения, функционирования и
развития системы государственного учета и контроля ядерных
материалов осуществляется соответствующими федеральными органами
исполнительной власти.
Приложение
к Концепции системы
государственного учета и
контроля ядерных материалов
ПЕРЕЧЕНЬ
ЯДЕРНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ НЕЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ,
ПОДЛЕЖАЩИХ УЧЕТУ И КОНТРОЛЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ядерные материалы
Плутоний
Уран (за исключением урана, содержащегося в руде)
Торий (за исключением тория, содержащегося в руде)
Нуклид Нептуний-237
Нуклид Америций-241
Нуклид Америций-243
Нуклид Калифорний-252
Специальные неядерные материалы
Дейтерий
Тритий
Нуклид Литий-6
Примечание. Материалы, указанные в настоящем Приложении,
подлежат государственному учету и контролю независимо от
химического соединения, в которое они входят, и их физического
состояния.
|