ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 октября 1996 г. N 06-10/17969
О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ
(с изм., согл. Приказа ГТК РФ от 12.05.2003 N 490)
Направляю решение Коллегии Северо-Западного таможенного
управления от 11.07.96 N 4 п.1 и доклад начальника юридического
отдела СЗТУ М.Я. Криволапа на Коллегии СЗТУ по теме: "О практике
применения таможенного законодательства в таможенных органах
региона".
Прошу учесть, что возникающие при осуществлении
судебно-правовой защиты государственных интересов таможенными
органами вопросы применения ч. 1 ст. 124 Таможенного кодекса
Российской Федерации отражены в Информационном письме Президиума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.96 N 5
"Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением
таможенного законодательства" (доведено до сведения таможенных
органов указанием ГТК России от 23.07.96 N 01-14/804), а к
проблеме применения ст. 273 ТК России непосредственное отношение
имеют Указ Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209 "О
государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" и
письма ГТК России от 04.09.96 N 01-15/16076 и N 06-09/16092.
Руководителей юридических служб таможенных органов прошу
провести соответствующую работу.
Начальник Правового
управления ГТК России
В.А.ГАЛДИН
ДОКЛАД
НАЧАЛЬНИКА ЮРИДИЧЕСКОГО ОТДЕЛА СЗТУ РОССИИ
М.Я. КРИВОЛАПА НА КОЛЛЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПО ТЕМЕ:
"О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РЕГИОНА"
(в ред. Приказа ГТК РФ от 12.05.2003 N 490)
Процесс формирования юридической службы таможенных органов
Северо-Западного региона начался в 1992 году. В апреле 1992 года
был принят на работу главный юрисконсульт управления. В феврале
1993 года вышел Приказ ГТК России N 44, которым образован правовой
отдел Северо-Западного управления, переименованный впоследствии в
юридический.
Осознавая важность правового обеспечения деятельности
таможенных органов, начальник СЗТУ Приказом от 28 апреля 1993 г.
N 70 ввел должности главных юрисконсультов в таможнях региона.
В целях совершенствования правового обеспечения деятельности
таможенных органов Приказом ГТК России от 22 ноября 1993 года были
даны методические рекомендации по формированию структуры и
определению характера деятельности юридических служб таможенных
органов Российской Федерации.
Во исполнение названного Приказа был издан Приказ ГТК N 189 от
11 мая 1994 года "О создании юридических служб таможенных органов
Российской Федерации", утвердивший штатную численность юротделов.
В дальнейшем Приказом ГТК России от 23.09.94 N 485 было
утверждено Общее положение о юридическом отделе, юридической
группе, юрисконсульте таможенного органа, в котором определены
задачи и функции юридической службы по правовому обеспечению
деятельности таможенных органов.
На основании этих документов, а также изданных в соответствии
с ними указаний и разъяснений ГТК России, в таможенных органах
Северо-Западного региона к середине 1995 года были сформированы
юридические отделы. В настоящее время они действуют в 20 таможнях
и региональном таможенном управлении (сведения о кадровом составе
и штатной численности юротделов прилагаются).
В период формирования юридических служб таможенных органов
региона юридический отдел СЗТУ принимал активные меры по
координации этого процесса. Проведены сборы начальников юротделов,
где поставлены конкретные задачи по организации и функционированию
юридических служб.
Основными задачами, стоящими перед юридическими отделами,
являются правовое обеспечение деятельности и защита интересов
таможенных органов, контроль за правильным применением
действующего законодательства, обобщение практики его применения.
Юридический отдел СЗТУ России в настоящее время состоит из
10 сотрудников, имеющих высшее и незаконченное высшее юридическое
образование. Работа организована по предметно-территориальному
принципу. За каждым из сотрудников отдела закреплены направления
правовой деятельности, по которым они специализируются в своей
непосредственной работе, как-то: применение таможенных режимов,
таможенное оформление, информирование и консультирование
заинтересованных лиц по таможенным вопросам, вопросы
судебно-арбитражной практики, хозяйственно-договорная работа,
юридическая экспертиза поступающих в отдел проектов документов,
трудовое законодательство. Также за всеми сотрудниками закреплены
таможни региона, в которых они осуществляют контроль за
деятельностью юридических отделов. В целом
предметно-территориальный принцип позволяет поддерживать
необходимый уровень квалификации сотрудников и контролировать
состояние правовой работы в таможнях региона.
За период 1995 - 1996 года юротделом СЗТУ России рассмотрено
493 жалобы, обращения и заявления физических и юридических лиц (из
них: 368 - в 1995 году и 125 - в 1996 году), 22 протеста и
представления прокуроров (16 - в 1995 году и 6 - в 1996 году).
С начала 1996 года юристами дано более 40 разъяснений отделам
и должностным лицам управления по вопросам трудового, жилищного,
финансового права. Более 60 консультаций подобного рода
предоставлено отделом по запросам таможен.
Юротдел СЗТУ участвует совместно с другими подразделениями в
подготовке и заключении хозяйственных договоров, а также
осуществляет контроль за их исполнением. За 1995 год отделом дана
правовая оценка 87 проектам договоров на общую сумму 6 млрд.
477 млн. 25 тыс. руб. и 533639 долл. США; с начала 1996 года
проанализировано 39 проектов договоров на общую сумму 14 млрд.
602 млн. рублей и 196 тыс. 290 долларов США.
Юротделом систематически проверяются на соответствие
действующему законодательству и визируются проекты приказов и иных
издаваемых в СЗТУ нормативных документов.
Во исполнение Приказа ГТК России от 15 мая 1995 г. N 318, на
основании Приказа начальника СЗТУ России от 23 ноября 1995 г.
N 170 в Северо-Западном управлении силами сотрудников
юридического отдела организована работа по информированию и
консультированию заинтересованных лиц по таможенным вопросам. За
период осуществления этой деятельности оказано 88 консультаций на
общую сумму 7 млн. 765 тыс. 812 руб. В целом по региону доход от
деятельности таможен по информированию и консультированию составил
207 млн. 148 тыс. 54 руб.
Ежемесячно и ежеквартально в Правовое управление ГТК России
юридическим отделом направляется отчетная информация, в которой
дается общий правовой анализ функционирования таможенной системы
по всем ее направлениям.
Юридический отдел СЗТУ проводит работу в области
совершенствования таможенного законодательства. Отделом постоянно
вносятся предложения по изменению и дополнению нормативных актов
ГТК России (за последнее время подготовлено 23 документа по этому
вопросу). Также в ГТК России были направлены предложения по
5 законопроектам по таможенному делу.
Юридический отдел СЗТУ был одним из организаторов проходившего
в Санкт-Петербурге летом прошлого года международного семинара по
таможенному праву.
Одной из основных задач юридического отдела регионального
таможенного управления является методическое руководство правовой
работой в нижестоящих таможенных органах.
Во исполнение этой задачи систематически проводятся проверки
деятельности юротделов таможен, в ходе которых оказывается
практическая помощь в решении конкретных вопросов организационного
и правового характера.
Регулярно (2 раза в год) юридический отдел управления
организует и проводит целевые семинары для руководителей и
специалистов юридических отделов таможен региона, на которых
обсуждаются проблемные вопросы правоприменительной практики. Так,
например, были проведены семинары на темы: "Применение трудового
законодательства", "Организация работы по информированию и
консультированию", "Вопросы судебно-арбитражной практики" и др.
Одной из действенных форм обучения и приобретения практических
навыков в работе является проведение стажировок должностных лиц
юридических подразделений таможен в юридическом отделе СЗТУ. За
период 1995 - 1996 гг. в юротделе управления прошли стажировку
13 таких сотрудников (10 чел. в 1995 году и 4 чел. в 1996 году).
Однако разработанный СЗТУ план прохождения стажировок на практике
выполняется не в полном объеме, несмотря на то, что в январе 1996
года в таможни региона было направлено письмо N 06-18/27 о
необходимости обеспечения своевременного прибытия специалистов
юротделов для прохождения стажировок. Главной причиной
невыполнения плана является отсутствие в таможнях денежных средств
для направления своих сотрудников в командировки в СЗТУ (данные о
прохождении стажировок в I полугодии 1996 года прилагаются).
В целях повышения эффективности правовой работы нижестоящих
таможенных органов юридический отдел СЗТУ России систематически
разрабатывает и направляет в таможни методические рекомендации и
разъяснения по различным вопросам организационного и
правоприменительного характера. За период 1995 - 1996 гг. в
таможни региона направлено 35 рекомендаций и писем (20 - в
1995 году и 15 - в 1996 году). Среди них - разъяснения о порядке
обращения взыскания на имущество, о практике применения
таможенного законодательства при производстве по делам о НТП, о
судебных решениях по вопросам применения таможенного режима
временного ввоза и таможенного режима экспорта, о порядке ввоза
транспортных средств физическими лицами с территории Республики
Беларусь и др.
В работе по оказанию помощи нижестоящим таможенным органам и
осуществлению контроля за их деятельностью не все обстоит так, как
хотелось бы.
Юридический отдел СЗТУ укомплектован достаточно
подготовленными специалистами, заинтересованно осваивающими
таможенное законодательство и осознающими возложенную на них
ответственность за состояние правовой работы в таможенных органах
Северо-Западного региона. Вместе с тем, в нашей работе имеются
недостатки, в частности:
- недостаточно глубоко и своевременно анализируется состояние
применения таможенного законодательства в закрепленных таможнях
региона;
- недостаточная "обратная связь" с юридическими отделами
таможен;
- запоздалое реагирование на ошибки, допущенные при
рассмотрении дел в судах;
- недооценка своей роли в организации правового обеспечения
юридическими отделами деятельности таможен.
Эти недостатки в своей деятельности мы стремимся изжить.
В связи с этим первостепенная задача отдела - добиться
осознанного (не механического) исполнения каждым сотрудником своих
обязанностей на основе понимания роли юридической службы в
укреплении таможенного дела.
Не последнее место при решении этой задачи занимает
материальное обеспечение должностных лиц юридических
подразделений, которое в настоящее время значительно отстает от
оплаты труда специалистов данной профессии в других структурах и
государственных органах. Правовое управление ГТК России с учетом
высокого уровня интенсивности труда юристов предлагает на нынешнем
этапе решать эту проблему установлением для работников юридических
отделов повышенных процентных надбавок к заработной плате,
присвоением более высоких специальных званий, применением
различных видов поощрений.
Следует отметить, что данная проблема находит должное
понимание со стороны начальника Северо-Западного таможенного
управления, который поддерживает многие начинания и предложения
юротдела по усовершенствованию его деятельности во всех областях.
В процессе тесного взаимодействия юридического отдела
управления с нижестоящими таможенными органами, а также в процессе
рассмотрения поступающих жалоб, заявлений и обращений физических и
юридических лиц, участия в судебном разрешении споров по защите
интересов таможенных органов, осуществлении консультационной
работы и других видов правовой деятельности выявляются те ключевые
проблемы применения таможенного законодательства, которые требуют
координации и решения как на высшем законодательном уровне, так и
силами юридических отделов таможенных органов на местах.
Одной из основных задач юридических служб таможен региона и
управления является анализ практики применения таможенного
законодательства и обеспечение его применения в строгом
соответствии с законом, актами Правительства и ГТК России.
Анализ результатов судебно-арбитражного разрешения споров,
затрагивающих интересы таможенных органов, равно как и анализ
рассмотрения жалоб на решения и постановления таможенных органов,
проведенный по региону, свидетельствует, что практика применения
таможенного законодательства не в полной мере отвечает
предъявляемым требованиям.
Анализ рассмотрения поступающих в СЗТУ жалоб на решения и
постановления таможенных органов свидетельствует, что за период
1995 года из 1248 жалоб отклонено 997 (80%); в 1996 году из
650 жалоб отклонено 359 (55%). По остальным жалобам приняты
решения о полном или частичном удовлетворении требований
заявителей, что позволяет сделать вывод о низком качестве
производства по делам о НТП и контроля за этой деятельностью в
таможнях региона.
По данным ГТК России в 1995 году 24% судебных и арбитражных
дел, участниками которых выступали таможенные органы
Северо-Западного региона, рассмотрено не в пользу таможенных
органов. По 52% дел решения вынесены в пользу таможен. Следует
отметить, что такое соотношение является сравнительно
благополучным, особенно с учетом того, что за прошлый год в
Северо-Западном регионе с участием таможенных органов было
рассмотрено 510 судебных споров - намного больше, чем в других
региональных управлениях (например, в Западно-Сибирском управлении
за год было рассмотрено 160 споров, в Дальневосточном - 85, в
Татарском и Дагестанском управлениях - по 8 дел). Эти данные
свидетельствуют о высокой интенсивности деятельности таможенных
органов Северо-Западного региона по судебно-правовой защите своих
интересов.
По стоимостной оценке за 1995 год таможенными органами региона
проиграно судебных дел на общую сумму 29 млрд. 304 млн. 424 тыс.
238 руб., что составляет 36% от стоимостной оценки всех
рассмотренных дел. Данный показатель объясняется прежде всего
одной из наиболее высоких среди других регионов общей стоимостной
оценкой рассмотренных в судебных органах дел. СЗТУ занимает здесь
второе место после Западного таможенного управления; общая
стоимостная оценка дел, рассмотренных в нашем регионе с участием
таможенных органов, составила в прошлом году 80 млрд. 459 млн.
57 тыс. 912 руб. При этом стоимостной показатель сам по себе не
является объективным отражением качественного состояния
судебно-арбитражной практики и не может рассматриваться в отрыве
от общего количества предъявленных исков.
Проведенный ГТК России за 1995 год выборочный анализ судебных
решений, принятых не в пользу таможенных органов, свидетельствует
о том, что 75% дел, составляющих контрольную выборку, проиграны в
Северо-Западном регионе по вине таможенных органов. Такое
положение дел свидетельствует о необходимости организационного
подкрепления системы судебно-правовой защиты таможенных органов,
принятия мер по повышению ее эффективности.
В связи с этим юридическим отделом СЗТУ России по результатам
судебно-арбитражной практики за 1995 год была проведена тщательная
правовая оценка причин принятия решений по большому количеству дел
не в пользу таможенных органов.
Наиболее характерными причинами, повлекшими принятие таких
решений, являются:
- неправильная квалификация действий нарушителя таможенных
правил;
- необоснованные требования таможенных органов;
- нарушение процессуальных сроков;
- халатность должностных лиц при производстве таможенных
расследований (в делах о НТП часто отсутствуют необходимые
документы, подписи привлекаемых к ответственности лиц и т.п.;
постановления выносятся без достаточных оснований при недостатке
собранных по делу доказательств - например, в марте 1996 года СЗТУ
отменены постановления Печорской таможни по делам о НТП N 146/96 и
372/96 по причине неустановления в ходе производства по делу
субъекта правонарушения);
- отсутствие аргументированной позиции представителей таможен
в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
Изложенное свидетельствует о необходимости привлечения
сотрудников юридических отделов к контролю за соблюдением
законности уже на стадии принятия таможней решения, а не в
процессе судебного разбирательства по неправильно принятым
решениям.
Одновременно необходимо повышать правовую грамотность
должностных лиц подразделений административных расследований,
которые непосредственно осуществляют производство по делам о
нарушении таможенных правил.
(в ред. Приказа ГТК РФ от 12.05.2003 N 490)
Нельзя не принять во внимание также тот фактор, что каждый
участник внешнеэкономической деятельности в процессе судебного
разрешения возникших споров стремится изложить и донести до суда
свое понимание таможенного законодательства, которое очень часто
расходится с его истинным смыслом и официальным толкованием.
Многие судьи еще не освоили молодое таможенное законодательство и
прислушиваются к участникам ВЭД с целью понимания норм Таможенного
кодекса. В этой ситуации задачей должностных лиц юротделов таможен
является проведение разъяснительной работы с судьями, формирование
у них правильного понимания норм таможенного права. Важным
аспектом защиты интересов таможенных органов в судебных инстанциях
является необходимость представления суду и другим участникам
процесса аргументированной и грамотной с правовой точки зрения
позиции таможенного органа по существу спора. Такой подход вызван
прежде всего сложностью и многообразием норм таможенного
законодательства.
В связи с этим юридическим отделом СЗТУ России направлено
письмо от 17.05.96 N 06-18/2376 руководителям таможенных органов
на местах, в котором определены мероприятия по повышению качества
производства по делам о нарушении таможенных правил и подготовки к
осуществлению защиты интересов таможенных органов в судах.
Письмом, в частности, предусмотрено, что в случае сомнения о
полноте производства по делу или при наличии обстоятельств,
препятствующих рассмотрению дела по существу, такое дело
передается для изучения и подготовки соответствующего заключения в
юридический отдел таможенного органа. Для обеспечения
квалифицированной защиты интересов таможенных органов в судах в
случаях обжалования постановлений по делам о НТП руководителям
таможен предложено создать за счет внутренних возможностей в
юридических отделах специальные группы по изучению дел о НТП и
судебно-правовой защите интересов таможен, тем самым расширить и
укрепить это направление деятельности. В настоящее время уже
начался процесс создания таких групп при юридических отделах
таможен. На сегодняшний день группы созданы в Кингисеппской,
Выборгской, Себежской, Костомукшской, Архангельской, Печорской
таможнях. Неоправданно затягивается создание групп в
Санкт-Петербургской, Новгородской, Кандалакшской, Мурманской
таможнях, в связи с чем руководителям этих таможенных органов
необходимо указать на повышение исполнительской дисциплины.
Проведенная юротделом управления работа по улучшению практики
применения таможенного законодательства в регионе дала свои
положительные результаты, о чем свидетельствуют данные
судебно-арбитражной практики за I полугодие 1996 года.
С начала 1996 года с участием таможенных органов рассмотрено
394 судебных и арбитражных спора на общую сумму 264 млрд. 991 млн.
417 тыс. руб.
Из них в 265 случаях решения приняты в пользу таможенных
органов на общую сумму 189 млрд. 99 млн. 251 тыс. руб.
Таким образом, с начала текущего года 67% дел рассмотрено
судами в пользу таможенных органов, по сравнению с 52% за весь
1995 год. Лишь в двух таможнях региона - Мурманской и
Великолукской - процент проигранных дел превышает процент дел, по
которым решения вынесены в пользу таможни. Руководителям названных
таможен необходимо принять действенные меры по повышению
эффективности правоприменительной деятельности, результативности
работы отделов административных расследований и юридических
отделов.
(в ред. Приказа ГТК РФ от 12.05.2003 N 490)
В целом по региону работа по повышению качества
судебно-арбитражной защиты интересов таможенных органов будет и в
дальнейшем оставаться одним из приоритетных направлений в
деятельности юридических подразделений.
Однако проблемы правоприменительной практики, которые
нагляднее всего выявляются в процессе судебно-правовой защиты
интересов таможенных органов, не ограничиваются только лишь теми
или иными недостатками в деятельности самих таможенных органов.
Вопрос этот следует рассматривать гораздо шире и потому оценивать
деятельность таможенного органа в целом и его юридического отдела
в частности только по результатам судебно-арбитражного разрешения
споров было бы в корне неправильно.
Современная правовая основа судебно-арбитражной практики за
последние годы претерпела принципиальные изменения, связанные с
реформированием экономических и политических основ нашего
общества. Базируясь на положениях таможенного законодательства, во
многом определившего развитие других отраслей права, практика
правоприменительной деятельности таможенных органов зачастую
сталкивается с устаревшими или наоборот еще неустоявшимися нормами
налогового, административного, гражданского и других отраслей
законодательства. Несоответствие некоторых правовых норм
конституционным нормам, пробелы в законодательстве нередко ставят
таможенные органы в трудное положение.
Применение в деятельности таможенных органов приказов и других
нормативных актов Государственного таможенного комитета, не
прошедших в установленном порядке регистрацию в Министерстве
юстиции Российской Федерации, не дает права представителям
таможенных органов ссылаться на эти документы в обоснование своей
позиции при судебном разрешении споров. Таким образом,
складывается ситуация, при которой, выдвигая требования,
установленные ГТК России, таможенные органы в то же время ничем не
могут подкрепить обоснованность таких требований. И как следствие
- признание судом требований таможни не соответствующими
законодательству и вынесение решения не в пользу таможни. В
частности, это касается споров о правомерности применения порядка
внутреннего таможенного транзита, установленного не
зарегистрированным в Минюсте Приказом ГТК России от 16.04.93 N 136
(например, подобный спор возник при рассмотрении Дзержинским
нарсудом дела по жалобе АО "КИТ-ПРИНТ" на действия должностных лиц
Выборгской таможни).
То же самое можно сказать и о ряде разъяснений ГТК России по
вопросам перемещения товаров и транспортных средств через
российско-белорусскую границу. Указанные разъяснения, которыми
руководствуются таможенные органы, но которые нельзя считать
нормативными актами, вызвали длительную дискуссию в ходе
рассмотрения Дзержинским райнарсудом г. Санкт-Петербурга в январе
1996 года дела по жалобе гр-н Колос и Красавина на постановления
Кингисеппской таможни по делам о НТП N 15700-591/95 и
15700-624/95. Суть спора заключалась в правомерности привлечения к
ответственности по ст. ст. 280, 281 ТК РФ лиц, ввезших в 1994 году
с территории Белоруссии в льготном порядке транспортное средство в
Российскую Федерацию и эксплуатирующих его на территории России, в
связи с изданием Указа Президента РФ от 25.05.95 об отмене
таможенного контроля и таможенного оформления на
российско-белорусской границе. В данном случае представителям
юридических отделов Кингисеппской таможни и СЗТУ удалось отстоять
свою позицию и жалобы гр-н Колос и Красавина судом были отклонены.
Следует отметить, что по всем вопросам о противоречивости
нормативных актов и имеющихся несоответствиях направляются
соответствующие запросы и информации в ГТК России.
Основная категория дел, рассматриваемых судами общей
юрисдикции, это обжалование физическими лицами постановлений
таможенных органов о привлечении к ответственности по ст. ст. 280,
281 ТК РФ. Основной проблемой здесь по мнению юридических отделов
таможен и управления является то, что в ст. 280 ТК РФ заужен
перечень действий, подпадающих под нарушение таможенных правил.
Отсутствие в данном составе правонарушения понятия "пользование
транспортным средством" является серьезным пробелом, который
используют заявители, предъявляя свои требования, и суды, вынося
решения об отмене постановлений таможенных органов и тем самым
пытаясь закрепить свою "праведную" роль.
Соответствующие предложения также направлены юротделом в
Правовое управление ГТК России (исх. N 06-17/2000 от 29.04.96,
06-17/2510 от 24.05.96, 06-17/3127 от 28.06.96 и др.).
Еще одна важная проблема, возникающая при рассмотрении дел
судами общей юрисдикции, состоит в неправомерном применении судами
при вынесении решений статьи 239 Таможенного кодекса Российской
Федерации. Указанная статья наделяет должностное лицо таможенного
органа, рассматривающее дело о НТП, правом назначения нарушителю
более мягкой меры наказания, чем предусматривает санкция
соответствующей статьи Таможенного кодекса. При этом ни суды, ни
какие-либо иные лица таким правом не наделены. Вместе с тем, в
практике Дзержинского райнарсуда имеют место случаи снижения судом
ниже низшего предела размера взыскания, наложенного постановлением
таможенного органа по делу о НТП (это относится, например, к
решениям Дзержинского нарсуда по жалобам гр-н Балашова, Цветаева,
Колос, Красавина). В этих случаях юротделом в установленном
порядке направляются заявления об отмене принятого судом решения в
прокуратуру и вышестоящий судебный орган.
Анализ арбитражной практики в деятельности таможен показывает,
что споры, рассматриваемые с участием таможенного органа,
касаются, главным образом, вопросов:
- о праве таможенных органов на бесспорное списание таможенных
платежей;
- об обжаловании постановлений по делам о нарушении таможенных
правил;
- о статусе декларантов на договорной основе, их
ответственности за сведения, представляемые в таможенный орган, и
за уплату таможенных платежей.
Наиболее часто обжалуются постановления таможенных органов,
принятые по ст. ст. 254 (недоставление в таможенный орган
товаров), 273 (нарушение таможенного режима экспорта в части
неперечисления валютной выручки), 279 (недекларирование или
недостоверное декларирование) ТК РФ.
Основные сложности возникают при отстаивании интересов
таможенных органов по применению ст. 273 ТК РФ в части
непоступления валютной выручки от экспорта товаров. Наиболее
характерными примерами здесь могут служить иски АО "КОМИ-НЕФТЬ" к
Сыктывкарской таможне на сумму 60 млрд. 821 млн. 789 тыс.
163 руб., АОЗТ ФПК "Северо-Запад лес" к Вологодской таможне на
сумму 87 млн. 663 тыс. 488 руб. и др.
В своих исковых заявлениях о признании недействительными
постановлений таможен по указанной категории дел истцы приводят в
свою пользу следующие аргументы:
- ст. ст. 97 - 99 ТК РФ дают исчерпывающее определение условий
таможенного режима экспорта, среди которых репатриация валютной
выручки не значится. Следовательно непоступление валютной выручки
от экспорта товаров не может служить основанием для привлечения
лица к ответственности по ст. 273 ТК РФ, а может рассматриваться
только как нарушение валютного законодательства по ч. 2 ст. 201 ТК
РФ;
- таможенные органы не наделены правом привлечения к
ответственности за непоступление валютной выручки, так как в
соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном
регулировании и валютном контроле" за невыполнение требований
этого закона (каковым является и требование о перечислении
валютной выручки от экспорта) штрафные санкции могут налагаться
только органами валютного контроля, а таможенные органы таковыми
не являются;
- согласно официального разъяснения Государственно-правового
управления Президента Российской Федерации от 4 ноября 1993 года
факт незачисления валютной выручки на счета в уполномоченных
банках при отсутствии целей сокрытия, т.е. умышленного
незачисления, не может служить основанием для применения санкций;
- при наложении штрафных санкций таможенные органы
руководствуются Инструкцией Центробанка РФ N 19 и ГТК России
N 01-20/10283 от 12.10.93, которая не имеет юридической силы,
поскольку не зарегистрирована в Минюсте РФ.
По этим основаниям арбитражными судами отменяется подавляющее
большинство дел по ст. 273 ТК РФ. Это еще один пример пробелов и
несоответствий действующего законодательства, решить которые можно
только на высшем законодательном уровне.
Затрудняет судебно-правовую защиту интересов таможенных
органов в арбитражных судах также такие факторы, как:
- невведение до настоящего времени в действие ч. 1 ст. 124
Таможенного кодекса Российской Федерации о наделении таможенных
органов правом бесспорного списания таможенных платежей;
- непризнание судами рекомендаций ГТК России о применении
ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" в качестве обоснования наличия у таможенных органов
права на бесспорное списание таможенных платежей. На практике суды
отвергают возможность распространения названной статьи Закона на
таможенные органы, поскольку законодательством таможенные органы
напрямую не отнесены к разряду налоговых органов, а Постановление
Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.93 "О введении в
действие Таможенного кодекса Российской Федерации" четко
определяет условия наделения таможенных органов правом на
бесспорное списание таможенных платежей. Таким условием является
внесение изменений в налоговое законодательство Российской
Федерации, а это условие до настоящего времени не выполнено.
Таким образом, во всех случаях отказа судебных органов в
удовлетворении требований таможен о бесспорном списании таможенных
платежей мы вынуждены признать, что законодательство в данном
случае не отвечает интересам государства в лице таможенных
органов. Однако позиции арбитражных судов в данном случае
формально отвечают требованиям действующего в настоящее время
законодательства. В связи с этим вопросы взыскания таможенных
платежей в настоящее время необходимо решать в судебном порядке.
Таковы лишь некоторые основные проблемы применения таможенного
законодательства на нынешнем этапе его формирования и развития.
В настоящее время юридическим отделом СЗТУ России
осуществляется еженедельный сбор информации в таможенных органах
региона о состоянии судебно-арбитражной практики, количестве и
стоимостной оценке рассматриваемых споров, возникающих при
разрешении этих споров проблемах. Такой подход позволяет не только
систематически анализировать состояние дел в этом вопросе в целом
по региону, но и также при необходимости незамедлительно оказывать
юротделам таможен практическую и методическую помощь в целях
наиболее эффективной защиты интересов таможенных органов.
Ежеквартально в Правовое управление ГТК России юротделом
направляется анализ судебно-арбитражной практики в регионе, с
обязательным указанием в том числе и на те вопросы, которые
требуют разрешения на законодательном уровне. Определилась
необходимость данный анализ направлять в таможни для учета в
работе.
В заключении хотелось бы кратко остановиться на вопросе
взаимодействия юридических отделов с другими структурными
подразделениями таможенного органа.
Как уже отмечалось, основной задачей юридического отдела
является правовое обеспечение деятельности таможенного органа.
Вместе с тем, не следует понимать, что тем самым с других отделов
и подразделений таможенного органа снимается ответственность за
соблюдение законодательства и принятие законных и обоснованных
решений. В таможенных органах нет вопросов "не юридических". Все
принимаемые здесь решения так или иначе затрагивают права и
интересы граждан, предприятий, организаций. Юридические отделы при
этом не могут и не должны подменять функции других отделов. Они
призваны давать только правовую оценку совершаемым действиям и
принимаемым решениям.
Особое внимание хотелось бы обратить на взаимодействие отделов
и служб при обобщении практики применения законодательства.
Юридические подразделения региона повсеместно сталкиваются с
непониманием всей важности этой деятельности со стороны других
отделов, специализирующихся по конкретным вопросам таможенного
дела. Вместе с тем, Письмом ГТК России от 05.09.95 N 06-10/12689
установлено, что обобщение практики применения таможенного
законодательства и составление по этому вопросу ежемесячных
отчетных информаций, направляемых в ГТК России для последующего
обобщения на общефедеральном уровне, должно проводиться
юридическими отделами с привлечением других подразделений
таможенного органа.
Со стороны структурных подразделений СЗТУ юротдел иногда не
находит в этом отношении необходимого понимания. Не до конца
понимая всю важность этого вопроса, отделы (отдел таможенных
платежей, отдел таможенных режимов, отдел таможенной стоимости и
валютного контроля и др.) подходят формально к предложениям
юротдела о предоставлении необходимой информации по той или иной
тематике отчетной информации. Вместо анализа проблемы в юротдел
направляются "отписки". Так, например, отдел таможенной стоимости
и валютного контроля в ответ на обращение юридического отдела о
предоставлении анализа состояния дел в регионе по теме "Таможенная
стоимость, происхождение товаров" ограничился указанием лишь на
неполный перечень нормативных актов, регулирующих данный вопрос
(копии документов прилагаются).
В то же время ГТК России требует в представляемых таможенными
органами целевых ежемесячных информациях детального анализа того
или иного института таможенного дела и практики его применения.
Подводя итог, можно отметить, что юридические отделы, несмотря
на свою "юность", выполняют большую работу по правовому
обеспечению деятельности таможенных органов Северо-Западного
региона. Вместе с тем, на сегодняшний день еще не все задачи,
стоящие перед юридическими службами таможенных органов региона,
решаются на должном уровне. Поэтому процесс укрепления юридических
подразделений и повышения эффективности их деятельности
продолжается и юротдел СЗТУ видит свою задачу в том, чтобы поднять
правовую работу в таможенных органах региона на качественно новый
уровень. Однако дальнейшего улучшения практики применения
таможенного законодательства нельзя ожидать:
- без решения вопросов о дальнейшем укреплении юридических
служб, их окончательном укомплектовании квалифицированными
специалистами, повышении их статуса, улучшении
материально-технического оснащения юротделов;
- без надлежащей юридической подготовки сотрудников таможен,
осуществляющих применение таможенного законодательства;
- без осознания каждым сотрудником таможенных органов региона
места и роли таможенного дела в государстве и роли каждого
должностного лица таможни в осуществлении правоприменительной
практики.
Место и роль юридического отдела таможенного органа в
настоящее время еще не до конца понята другими службами и
отдельными должностными лицами. Однако, следует учесть, что
юридические отделы созданы и действуют не для того, чтобы ставить
препятствия на пути выполнения таможенными органами возложенных на
них функций: регулирования порядка перемещения товаров, взыскания
таможенных платежей, привлечения к ответственности за нарушения
таможенных правил и пр. Задача у всех у нас одна - защита
экономических интересов России. А юристы таможенных органов
призваны обеспечивать выполнение этой задачи всеми службами и
должностными лицами в строгом соответствии с нормами закона. И чем
эффективнее юридические отделы будут работать в этом направлении,
тем выше будет статус и место таможенных органов в системе
государственных органов Российской Федерации.
Вынесение вопроса о применении таможенного законодательства на
рассмотрение Коллегии свидетельствует об озабоченности руководства
СЗТУ России данной проблемой. Юридические отделы примут все меры к
тому, чтобы достичь надлежащего правового обеспечения деятельности
таможенных органов региона.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОЛЛЕГИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
РЕШЕНИЕ
от 11 июля 1996 г. N 4 п.1
О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РЕГИОНА
Обсудив состояние работы по применению таможенного
законодательства в таможенных органах Северо-Западного региона,
Коллегия СЗТУ отмечает, что в 1995 - 1996 гг. таможенными органами
региона проведена работа по освоению таможенного законодательства
и его практическому применению.
Проделанная работа по сбору и анализу информации о состоянии
правоприменительной деятельности в таможенных органах региона
может быть признана как начальный этап исправления негативных
явлений, имеющихся в практике применения таможенного
законодательства.
В настоящее время существует необходимость перехода к
координации усилий юридических служб таможен региона в сфере
реализации таможенного законодательства и оказания им практической
помощи.
В условиях возрастающего числа случаев оспаривания действий
таможенных органов в Северо-Западном регионе очень острой стала
проблема адекватного понимания судами, арбитражными судами и
органами прокуратуры таможенного законодательства России и
нормативных актов ГТК России.
Анализ состояния правоприменительной деятельности
свидетельствует, что наиболее результативно работа проводится в
Пыталовской, Себежской, Выборгской, Кингисеппской таможнях. Низкая
эффективность правоприменительной практики отмечается в
Великолукской, Мурманской, Санкт-Петербургской таможнях.
В целом в I полугодии 1996 года таможенными органами региона
проиграно 33% судебных дел на общую сумму 65 млрд. 142 млн. руб.
Уровень профессиональной подготовки таможенников не в полной
мере соответствует требованиям, предъявляемым к таможенной службе.
Не удалось добиться кардинальных сдвигов в строгом соблюдении
правовых норм должностными лицами, осуществляющими применение
таможенного законодательства.
Таможенное законодательство и нормативные акты во многих
случаях практической деятельности воспринимаются как общее
руководство к действию, а не как нормы, требующие неукоснительного
и строгого их соблюдения.
Имеются существенные организационные недостатки, которые
негативно сказываются на практике применения таможенного
законодательства, а также проблема обеспечения кадров юридических
отделов и отсутствие должного внимания к их работе.
В целях устранения имеющихся недостатков и обеспечения
дальнейшего поступательного движения в деле правового обеспечения
деятельности таможенных органов региона Коллегия СЗТУ России
решила:
1. Считать одним из приоритетных направлений деятельности и
показателем результативности таможен в этой деятельности полное и
строгое соблюдение таможенного законодательства и нормативных
актов ГТК России.
2. Усилить взаимодействие регионального таможенного управления
с нижестоящими таможенными органами по вопросам применения
таможенного законодательства и защите интересов таможенных
органов.
Отв. Криволап М.Я., начальники таможен
3. Разработать долгосрочную программу обучения руководителей и
специалистов таможенных органов региона на базе
Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии и
отдельных таможен по вопросам правоприменительной деятельности.
Срок: декабрь 1996 года
Отв.: Криволап М.Я., Мячин А.Н.
4. В целях правильного применения норм таможенного права
разработать план проведения совместных совещаний и семинаров по
проблемам таможенного законодательства с участием специалистов
таможенных органов и судей народных и арбитражных судов.
Срок: сентябрь 1996 года
Отв.: Криволап М.Я., начальники таможен
5. Юридическому отделу СЗТУ России ежеквартально направлять в
таможни анализ правоприменительной практики в таможенных органах
региона с целью определения места и роли каждого таможенного
органа в защите экономических интересов и распространения
положительного опыта в применении таможенного законодательства.
Срок: ежеквартально
Отв.: Криволап М.Я.
6. Юридическому отделу СЗТУ России усилить взаимодействие с
ГТК России по разрешению направленных в Правовое управление
запросов и предложений по применению норм таможенного
законодательства.
Отв.: Криволап М.Я.
7. Признать целесообразным формирование в таможнях
специализированных групп по судебно-правовой защите интересов
таможенных органов.
Срок: 1 сентября 1996 года
Отв.: начальники таможен, начальники юридических отделов
8. Указать начальникам Великолукской, Мурманской,
Санкт-Петербургской таможен на необходимость повышения уровня
правоприменительной практики.
Руководителям таможен обеспечить реализацию всех ранее
принятых решений в отношении юридических служб, а также принять
самостоятельные меры, направленные на обеспечение более
эффективной работы юридических отделов.
9. Считать необходимым осуществление комплекса мер по
укреплению юридических отделов таможенных органов региона и
повышению их ответственности, в том числе:
- усилению контрольных функций юридических отделов за
исполнением таможенного законодательства;
- обязательному учету интенсивности труда сотрудников
юридических отделов при установлении им надбавок к окладам и
применении мер поощрения;
- безотлагательному и полному обеспечению в соответствии с
Табелем оснащенности, утвержденным Приказом ГТК России от 23.09.94
N 485, а также юридической литературы.
Срок: 01.10.96
Отв.: начальники таможен, начальники юридических отделов
таможен
10. Рекомендовать начальникам таможен направлять до
50% средств, получаемых от деятельности по информированию и
консультированию, на улучшение условий оплаты труда сотрудников
юридических отделов, а также их технического и бытового оснащения.
11. Контроль за данным решением осуществлять члену Коллегии
СЗТУ России Козлову А.В. О результатах доложить в I квартале
1997 года.
Начальник Северо-Западного
таможенного управления
ГТК России
В.А.ШАМАКОВ
|