ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 1996 г. No. 2951/96
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации на решение Арбитражного суда Сахалинской
области от 15.04.96 по делу No. 8/115.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Управление Дальневосточной железной дороги обратилось в
Арбитражный суд Сахалинской области с иском к акционерному
обществу открытого типа "Сахалинское морское пароходство" о
взыскании 5666400 рублей штрафа за невыполнение плана перевалки
грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном
сообщении, в январе 1995 года.
Решением от 19.09.95 в иске отказано.
Постановлением от 13.11.95 апелляционная инстанция оставила
указанное решение без изменений.
Постановлением от 23.01.96 Федеральный арбитражный суд
Дальневосточного округа отменил указанные судебные акты и передал
дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.
При новом рассмотрении дела Арбитражный суд Сахалинской
области решением от 15.04.96 в иске отказал.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагается решение Арбитражного суда
Сахалинской области от 15.04.96 отменить и иск Управления
Дальневосточной железной дороги удовлетворить в заявленной сумме.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Решение об отказе в иске арбитражный суд мотивировал
непредставлением истцом доказательства того, что его исковые
требования основаны на договоре, законе или плановых
обязательствах.
Между тем в деле имеется узловое соглашение между
Дальневосточной железной дорогой, Сахалинским морским пароходством
и Сахалинской железной дорогой о порядке приема и передачи вагонов
с грузами прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения с
одного вида транспорта на другой в портах Ванино и Холмск и
согласованные Министерством путей сообщения Российской Федерации и
Минморфлотом России и доведенные до железной дороги и пароходства
планы перевалки грузов в порту Ванино в январе 1995 года.
Факт невыполнения пароходством плана перевалки грузов в январе
1995 года подтвержден учетной карточкой выполнения плановой нормы
перевалки грузов с железнодорожного на водный транспорт,
безоговорочно подписанный начальниками станции и порта Ванино.
Согласно параграфу 106 Правил перевозок грузов в прямом
смешанном железнодорожно-водном сообщении и пункту 5.1 узлового
соглашения ответственность за невыполнение плана перевалки несут
пароходство и железная дорога.
Ссылка в решении на то, что параграфом 107 Правил перевозок
грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении,
ответственность за задержку приема груженых вагонов возложена на
порт и иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, необоснованна,
так как в нем речь идет об ответственности за простой вагонов, а в
данном случае взыскивается штраф за невыполнение плана перевалки.
АООТ "Сахалинское морское пароходство" является
правопреемником Сахалинского морского пароходства и несет
ответственность за невыполнение последним взятых на себя
обязательств. Во время заключения узлового соглашения пароходство
не было акционерным обществом, и порт Ванино входил в структуру
пароходства.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 187 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Сахалинской области от 15.04.96 по
делу No. 8/115 отменить.
Взыскать с акционерного общества открытого типа "Сахалинское
морское пароходство" в пользу Управления Дальневосточной железной
дороги 5660400 рублей штрафа и 566640 рублей госпошлины по делу и
жалобам.
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К. ЮКОВ
|