Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОСНОВЫ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (УТВ. ПРЕЗИДЕНТОМ РФ 05.10.96)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                                                            Утверждаю
                                       Президент Российской Федерации
                                     Председатель Совета Безопасности
                                                 Российской Федерации
                                                             Б.ЕЛЬЦИН
                                                  5 октября 1996 года
   
            ОСНОВЫ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Основы пограничной  политики  Российской  Федерации   являются
   составной  частью  Концепции  национальной безопасности Российской
   Федерации  и  представляют  собой  систему   официально   принятых
   взглядов   на  цель,  задачи,  принципы,  основные  направления  и
   механизм реализации пограничной политики Российской Федерации.
   
                           1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Пограничная политика  Российской   Федерации   направлена   на
   обеспечение   суверенитета,   неприкосновенности   и   целостности
   территории,  реализацию  и   защиту   национальных   интересов   и
   безопасности Российской Федерации в ее пограничном пространстве.
       Пограничная политика  формируется   на   основе   Конституции,
   законов  и  других нормативно-правовых актов Российской Федерации,
   общепринятых норм и принципов международного права  и  реализуется
   посредством   целенаправленной  и  скоординированной  деятельности
   органов государственной власти,  органов местного  самоуправления,
   общественных  объединений  и граждан в соответствии с их правами и
   полномочиями в этой сфере.
       Составной частью  пограничной  политики  Российской  Федерации
   является подготовка и  реализация  совместно  с  заинтересованными
   государствами - участниками Содружества Независимых Государств мер
   по обеспечению национальной и коллективной безопасности на внешних
   границах Содружества.
       Важнейшими предпосылками  эффективности  пограничной  политики
   выступают справедливое межгосударственное разграничение,  развитие
   международного сотрудничества,  укрепление социально-экономической
   и   духовной   основы   жизнедеятельности   приграничных  регионов
   Российской Федерации.
       Пограничная политика  Российской  Федерации  осуществляется  в
   пограничном  пространстве   Российской   Федерации,   охватывающем
   государственную  границу  Российской  Федерации,  пункты  пропуска
   через государственную границу и связанные с  ними  объекты  внутри
   страны,    приграничную    территорию,   воздушное   пространство,
   трансграничные    (пограничные)    водные    объекты,    акватории
   территориального   моря   и   внутренних   вод,  подводную  среду,
   континентальный  шельф   и   исключительную   экономическую   зону
   Российской Федерации.
       Основные субъекты пограничной политики Российской Федерации  -
   федеральные органы государственной власти,  органы государственной
   власти   субъектов   Российской   Федерации,    органы    местного
   самоуправления, общественные объединения, организации и граждане.
       Основные объекты пограничной политики Российской  Федерации  -
   государственная   граница   Российской   Федерации,   национальные
   интересы России в ее пограничном пространстве,  а также на внешних
   границах государств - участников СНГ.
       Цель пограничной политики Российской Федерации - реализация  и
   защита  национальных  интересов  России,  обеспечение безопасности
   личности,  общества  и  государства  в  пограничном   пространстве
   Российской Федерации.
       Основные задачи пограничной политики Российской Федерации:
       создание условий     для     обеспечения     суверенитета    и
   территориальной целостности Российской Федерации,  ее  пограничной
   безопасности;
       совершенствование        международно-правового     оформления
   государственной границы;
       межгосударственное сотрудничество  по  предотвращению  военной
   опасности,   кризисов  и  конфликтов  в  пограничном  пространстве
   Российской Федерации;
       противодействие экономической  и  демографической экспансии на
   территорию России со стороны других государств;
       предотвращение попыток   международной   изоляции   России  со
   стороны отдельных  иностранных  государств  и  военно-политических
   блоков, исходя из национальных интересов государства в пограничном
   пространстве;
       обеспечение интересов   и   безопасности   России  на  внешних
   границах государств  -  участников  СНГ  на  основе  международных
   договоров.
       Принципы пограничной политики Российской Федерации:
       взаимное уважение  суверенитета,  территориальной  целостности
   государств и нерушимости границ;
       приоритет национальных   интересов   Российской   Федерации  в
   пограничном пространстве,  комплексный подход к  их  реализации  и
   защите;
       мирное разрешение пограничных вопросов;
       уважение прав и свобод человека и гражданина.
   
        2. ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕРЕСАМ И БЕЗОПАСНОСТИ
            РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПОГРАНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
   
       Основными угрозами  национальным  интересам   и   безопасности
   Российской Федерации в пограничном пространстве являются:
       территориальные притязания;
       незавершенность     международно-правового          оформления
   государственной границы России;
       проявление национализма,     этнического    и    регионального
   сепаратизма, противоречий религиозного характера;
       расширение экономической и демографической экспансии;
       расхищение национальных   богатств    Российской    Федерации,
   активизация контрабандной деятельности;
       массовый вывоз  капитала  и  стратегически   важных   сырьевых
   ресурсов и товаров;
       нестабильность обстановки   вследствие   снижения   жизненного
   уровня населения, этнических конфликтов и вынужденных миграционных
   процессов;
       трансграничная организованная преступность и терроризм;
       региональные вооруженные  конфликты   вблизи   государственной
   границы;
       распространение и   накопление   оружия   и   других   средств
   вооруженной борьбы в приграничных с Россией регионах;
       аварии, катастрофы  и  стихийные  бедствия  с   трансграничным
   переносом.
   
              3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       3.1. Совершенствование    международно-правового    оформления
   государственной границы Российской Федерации
   
       Международно-правовое оформление    государственной    границы
   Российской  Федерации  осуществляется  на   основе   универсальных
   принципов  международного  права,  зафиксированных  в  Уставе ООН,
   других международно-правовых документах.
       Российская Федерация  не  имеет  территориальных  претензий  к
   другим  государствам  и   ведет   дело   к   последовательному   и
   бесконфликтному    завершению    процесса   международно-правового
   оформления своей государственной границы.
       Государственная граница России, совпадающая с границей бывшего
   СССР,  является  нерушимой.  Отвергаются   любые   территориальные
   притязания к Российской Федерации со стороны соседних государств и
   попытки   изменения   прохождения   государственной   границы    в
   одностороннем порядке.
       Государственная граница   Российской   Федерации   с    новыми
   независимыми  государствами,  образовавшимися на территории бывших
   союзных   республик   СССР,   совпадает   с   прежними   границами
   административно-территориального деления СССР.  Россия стремится к
   установлению  и  закреплению  единого  визового  пространства   на
   территории   государств   -   участников  СНГ.  Договорно-правовое
   оформление  государственной  границы  России  с  государствами   -
   участниками  СНГ  осуществляется  на  двусторонней основе.  Россия
   оставляет за собой право принимать  необходимые  меры  для  защиты
   своих национальных интересов на границе с этими государствами.
   
       3.2. Обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации
   
       Пограничная безопасность  -  состояние  защищенности  жизненно
   важных интересов личности,  общества и государства  в  пограничном
   пространстве Российской Федерации.
       Обеспечение пограничной  безопасности   Российской   Федерации
   предполагает:
       создание и   совершенствование    нормативно-правовой    базы,
   определяющей    полномочия    и    регламентирующей   деятельность
   государства,  общества и личности в  пограничном  пространстве,  а
   также   устанавливающей   ответственность   за   нанесение  ущерба
   национальным интересам России;
       приоритетное развитие    системы    обеспечения    пограничной
   безопасности   России   на   основе   разработки   и    реализации
   государственных целевых комплексных программ;
       прогнозирование развития обстановки,  выработку  и  реализацию
   мер  по оптимизации механизма координации деятельности федеральных
   органов исполнительной власти в пограничном пространстве.
   
       3.3. Развитие межгосударственного пограничного сотрудничества
   
       Межгосударственное пограничное сотрудничество основывается  на
   совпадении   интересов  России  и  соседних  с  ней  государств  и
   направлено   на   последовательное   углубление   координации    и
   взаимодействия   по  разрешению  пограничных  проблем.  Дальнейшее
   развитие пограничного сотрудничества предусматривает:
       формирование нормативно-правовой    базы   межгосударственного
   пограничного сотрудничества;
       укрепление экономических,        социальных,       культурных,
   административных и иных связей  субъектов  Федерации  с  соседними
   государствами;
       формирование системы обеспечения коллективной безопасности  на
   внешних границах государств - участников СНГ на основе объединения
   межгосударственных усилий заинтересованных сторон;
       сотрудничество в   борьбе   с   трансграничной  организованной
   преступностью,  терроризмом,  пиратством, контрабандой, незаконным
   оборотом  оружия  и наркотиков,  а также в решении экологических и
   гуманитарных проблем, проблем предупреждения чрезвычайных ситуаций
   природного  и техногенного характера,  соблюдении норм и принципов
   международного права.
   
       3.4. Обеспечение национальной и коллективной  безопасности  на
   внешних границах государств - участников СНГ
   
       Россия выступает  за  нерушимость  внешних границ государств -
   участников СНГ, содействует их международно-правовому оформлению и
   развитию  на  договорной  основе сотрудничества между пограничными
   структурами этих государств в интересах обеспечения национальной и
   коллективной безопасности.
       Обеспечение национальной    и    коллективной     безопасности
   заинтересованных   государств  -  участников  СНГ  на  их  внешних
   границах является одним из  приоритетных  направлений  пограничной
   политики России. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
       общностью и     взаимозависимостью     социально-экономических
   интересов государств - участников СНГ;
       необходимостью нейтрализации       процессов,       ущемляющих
   национальные  интересы  и  подрывающих  национальную  безопасность
   государств Содружества;
       ограниченностью возможностей  ряда  государств  Содружества по
   созданию национальных систем обеспечения пограничной безопасности;
       необходимостью противодействия     попыткам    геополитической
   изоляции  России  и  ограничению  ее   социально-экономических   и
   военно-политических связей с государствами Содружества.
       Россия может участвовать на договорной  основе  в  обеспечении
   национальных  интересов  и  коллективной безопасности государств -
   участников СНГ посредством совместной охраны границ  или  оказания
   содействия  национальным  службам  в  осуществлении  пограничного,
   таможенного,            иммиграционного,            автогрузового,
   санитарно-карантинного,  ветеринарного,  фитосанитарного  и других
   видов контроля.
       Формирование Таможенного   союза   из   числа   государств   -
   участников СНГ,  связанных с Россией интегрированной экономикой  и
   политическим партнерством, предполагает совместное установление на
   границах  этих  государств  с  третьими  странами  соответствующих
   нормам     международного     права     всех     видов    контроля
   (паспортно-визовый,  таможенный,   иммиграционный,   автогрузовой,
   санитарно-карантинный,     ветеринарный,     фитосанитарный)     и
   согласованного  механизма  контроля  за  перемещением   грузов   в
   пределах территорий государств, входящих в этот союз.
   
       3.5. Развитие   социально-экономической   и   духовной  основы
   жизнедеятельности приграничных регионов Российской Федерации
   
       Создание благоприятных    условий     социально-экономического
   подъема  приграничных  регионов,  роста благосостояния и духовного
   развития  населения  является   важнейшим   фактором   поддержания
   общественно-политической  стабильности,  обеспечения  национальной
   безопасности Российской Федерации в ее  пограничном  пространстве.
   Пограничная политика в этой области включает:
       создание условий   для   производственной    деятельности    в
   приграничных  регионах  с  учетом  характера новых международных и
   межрегиональных связей;
       создание условий    для    эффективного   развития   свободных
   экономических зон;
       сохранение государственного    контроля   за   стратегическими
   ресурсами приграничных регионов;
       обеспечение регулирования потоков внешней миграции;
       противодействие любым   формам   дискриминации   населения   в
   приграничных регионах;
       поддержание и  развитие  исторически  сложившихся  традиций  и
   обычаев   населения,   проживающего  на  приграничной  территории,
   родственных и дружественных связей;
       сохранение и   приумножение   духовных   ценностей,   развитие
   творчества и самодеятельности,  обучение и воспитание подрастающих
   поколений;
       создание условий  для  реализации  прав  человека  в   области
   свободы совести в соответствии с конфессиональной принадлежностью;
       создание условий для предотвращения  чрезвычайных  ситуаций  и
   проведение мероприятий по защите населения при их возникновении.
   
       3.6. Формирование  и развитие системы научных знаний в области
   пограничной политики
   
       Проблемы дальнейшей  разработки   и   реализации   пограничной
   политики  Российской Федерации,  деятельности ее субъектов требуют
   фундаментальной  теоретической  проработки,  комплексной   системы
   научного  обеспечения  всего  процесса,  связанного с обеспечением
   национальных  интересов  и  безопасности  России   в   пограничном
   пространстве.
       Приоритетными направлениями исследований в области пограничной
   политики Российской Федерации являются: методологические проблемы;
   вопросы влияния геополитической ситуации на характер реализации  и
   защиты   национальных   интересов   в   пограничном  пространстве;
   механизмы     мирного     разрешения     пограничных      проблем;
   социально-экономические, военные и собственно пограничные аспекты;
   влияние миграционного фактора на процессы и явления в  пограничном
   пространстве;  национальный  вопрос в пограничной политике России;
   проблемы пограничной безопасности;  история российской  границы  и
   другие аспекты погранологии.
   
        4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Пограничная политика  Российской  Федерации  осуществляется  в
   общей системе обеспечения  национальной  безопасности  посредством
   скоординированной деятельности федеральных органов государственной
   власти,  органов  государственной  власти   субъектов   Российской
   Федерации,    органов    местного   самоуправления,   общественных
   объединений,  организаций и  граждан  на  основе  законодательства
   Российской Федерации.
       Правительство Российской  Федерации   осуществляет   меры   по
   обеспечению проведения пограничной политики государства, руководит
   деятельностью    подведомственных    ему    федеральных    органов
   исполнительной  власти  по  ее  реализации,  устанавливает нормы и
   порядок их  финансового  и  материально-технического  обеспечения,
   ведет международные переговоры по пограничным вопросам и заключает
   межправительственные соглашения в соответствии  с  полномочиями  в
   области  пограничной  политики,  возложенными на него Конституцией
   Российской Федерации,  федеральными законами и указами  Президента
   Российской Федерации.
       Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации,
   органы  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,
   органы  местного  самоуправления,   общественные   объединения   и
   граждане  при реализации пограничной политики выполняют полномочия
   в    соответствии    с    Конституцией    Российской    Федерации,
   законодательством  Российской  Федерации и иными правовыми актами,
   регламентирующими   решение   задач    обеспечения    национальной
   безопасности  Российской  Федерации  в  пограничном  пространстве.
   Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти
   по  вопросам  пограничной  политики в сфере охраны государственной
   границы,  территориального   моря,   континентального   шельфа   и
   исключительной   экономической   зоны   осуществляет   Федеральная
   пограничная служба Российской Федерации.
       Основные направления пограничной политики Российской Федерации
   реализуются   при   разработке   федеральных   целевых   программ,
   осуществлении    внешнеполитической,    экономической,    военной,
   социальной, финансовой и экологической деятельности государства.
       Правовая и   социальная  защита  военнослужащих,  гражданского
   персонала и  других  лиц,  участвующих  в  реализации  пограничной
   политики,  гарантируется  государством и осуществляется в порядке,
   установленном законодательством Российской Федерации.
       Финансовое обеспечение  деятельности по реализации пограничной
   политики осуществляется  за  счет  средств  федерального  бюджета,
   бюджетов субъектов Российской Федерации и средств органов местного
   самоуправления,  а  также   за   счет   внебюджетных   источников,
   использование   которых   определяется  в  порядке,  установленном
   законодательством Российской Федерации.
       Материально-техническое обеспечение сил и средств, участвующих
   в  проведении   пограничной   политики,   осуществляется   целевым
   назначением   в   объемах,  ежегодно  устанавливаемых  федеральным
   бюджетом  Российской  Федерации,  за   счет   ресурсов   субъектов
   Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за
   счет приобретения необходимых  материально-технических  средств  у
   организаций и граждан.
       Основы пограничной   политики   Российской   Федерации   могут
   дополняться,    уточняться    и    совершенствоваться    по   мере
   поступательного социально-политического и экономического прогресса
   общества и в соответствии с изменениями мирового развития.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz