Утверждаю
Президент Российской Федерации
Председатель Совета Безопасности
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
5 октября 1996 года
ОСНОВЫ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основы пограничной политики Российской Федерации являются
составной частью Концепции национальной безопасности Российской
Федерации и представляют собой систему официально принятых
взглядов на цель, задачи, принципы, основные направления и
механизм реализации пограничной политики Российской Федерации.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Пограничная политика Российской Федерации направлена на
обеспечение суверенитета, неприкосновенности и целостности
территории, реализацию и защиту национальных интересов и
безопасности Российской Федерации в ее пограничном пространстве.
Пограничная политика формируется на основе Конституции,
законов и других нормативно-правовых актов Российской Федерации,
общепринятых норм и принципов международного права и реализуется
посредством целенаправленной и скоординированной деятельности
органов государственной власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений и граждан в соответствии с их правами и
полномочиями в этой сфере.
Составной частью пограничной политики Российской Федерации
является подготовка и реализация совместно с заинтересованными
государствами - участниками Содружества Независимых Государств мер
по обеспечению национальной и коллективной безопасности на внешних
границах Содружества.
Важнейшими предпосылками эффективности пограничной политики
выступают справедливое межгосударственное разграничение, развитие
международного сотрудничества, укрепление социально-экономической
и духовной основы жизнедеятельности приграничных регионов
Российской Федерации.
Пограничная политика Российской Федерации осуществляется в
пограничном пространстве Российской Федерации, охватывающем
государственную границу Российской Федерации, пункты пропуска
через государственную границу и связанные с ними объекты внутри
страны, приграничную территорию, воздушное пространство,
трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории
территориального моря и внутренних вод, подводную среду,
континентальный шельф и исключительную экономическую зону
Российской Федерации.
Основные субъекты пограничной политики Российской Федерации -
федеральные органы государственной власти, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, общественные объединения, организации и граждане.
Основные объекты пограничной политики Российской Федерации -
государственная граница Российской Федерации, национальные
интересы России в ее пограничном пространстве, а также на внешних
границах государств - участников СНГ.
Цель пограничной политики Российской Федерации - реализация и
защита национальных интересов России, обеспечение безопасности
личности, общества и государства в пограничном пространстве
Российской Федерации.
Основные задачи пограничной политики Российской Федерации:
создание условий для обеспечения суверенитета и
территориальной целостности Российской Федерации, ее пограничной
безопасности;
совершенствование международно-правового оформления
государственной границы;
межгосударственное сотрудничество по предотвращению военной
опасности, кризисов и конфликтов в пограничном пространстве
Российской Федерации;
противодействие экономической и демографической экспансии на
территорию России со стороны других государств;
предотвращение попыток международной изоляции России со
стороны отдельных иностранных государств и военно-политических
блоков, исходя из национальных интересов государства в пограничном
пространстве;
обеспечение интересов и безопасности России на внешних
границах государств - участников СНГ на основе международных
договоров.
Принципы пограничной политики Российской Федерации:
взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности
государств и нерушимости границ;
приоритет национальных интересов Российской Федерации в
пограничном пространстве, комплексный подход к их реализации и
защите;
мирное разрешение пограничных вопросов;
уважение прав и свобод человека и гражданина.
2. ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕРЕСАМ И БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПОГРАНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Основными угрозами национальным интересам и безопасности
Российской Федерации в пограничном пространстве являются:
территориальные притязания;
незавершенность международно-правового оформления
государственной границы России;
проявление национализма, этнического и регионального
сепаратизма, противоречий религиозного характера;
расширение экономической и демографической экспансии;
расхищение национальных богатств Российской Федерации,
активизация контрабандной деятельности;
массовый вывоз капитала и стратегически важных сырьевых
ресурсов и товаров;
нестабильность обстановки вследствие снижения жизненного
уровня населения, этнических конфликтов и вынужденных миграционных
процессов;
трансграничная организованная преступность и терроризм;
региональные вооруженные конфликты вблизи государственной
границы;
распространение и накопление оружия и других средств
вооруженной борьбы в приграничных с Россией регионах;
аварии, катастрофы и стихийные бедствия с трансграничным
переносом.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Совершенствование международно-правового оформления
государственной границы Российской Федерации
Международно-правовое оформление государственной границы
Российской Федерации осуществляется на основе универсальных
принципов международного права, зафиксированных в Уставе ООН,
других международно-правовых документах.
Российская Федерация не имеет территориальных претензий к
другим государствам и ведет дело к последовательному и
бесконфликтному завершению процесса международно-правового
оформления своей государственной границы.
Государственная граница России, совпадающая с границей бывшего
СССР, является нерушимой. Отвергаются любые территориальные
притязания к Российской Федерации со стороны соседних государств и
попытки изменения прохождения государственной границы в
одностороннем порядке.
Государственная граница Российской Федерации с новыми
независимыми государствами, образовавшимися на территории бывших
союзных республик СССР, совпадает с прежними границами
административно-территориального деления СССР. Россия стремится к
установлению и закреплению единого визового пространства на
территории государств - участников СНГ. Договорно-правовое
оформление государственной границы России с государствами -
участниками СНГ осуществляется на двусторонней основе. Россия
оставляет за собой право принимать необходимые меры для защиты
своих национальных интересов на границе с этими государствами.
3.2. Обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации
Пограничная безопасность - состояние защищенности жизненно
важных интересов личности, общества и государства в пограничном
пространстве Российской Федерации.
Обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации
предполагает:
создание и совершенствование нормативно-правовой базы,
определяющей полномочия и регламентирующей деятельность
государства, общества и личности в пограничном пространстве, а
также устанавливающей ответственность за нанесение ущерба
национальным интересам России;
приоритетное развитие системы обеспечения пограничной
безопасности России на основе разработки и реализации
государственных целевых комплексных программ;
прогнозирование развития обстановки, выработку и реализацию
мер по оптимизации механизма координации деятельности федеральных
органов исполнительной власти в пограничном пространстве.
3.3. Развитие межгосударственного пограничного сотрудничества
Межгосударственное пограничное сотрудничество основывается на
совпадении интересов России и соседних с ней государств и
направлено на последовательное углубление координации и
взаимодействия по разрешению пограничных проблем. Дальнейшее
развитие пограничного сотрудничества предусматривает:
формирование нормативно-правовой базы межгосударственного
пограничного сотрудничества;
укрепление экономических, социальных, культурных,
административных и иных связей субъектов Федерации с соседними
государствами;
формирование системы обеспечения коллективной безопасности на
внешних границах государств - участников СНГ на основе объединения
межгосударственных усилий заинтересованных сторон;
сотрудничество в борьбе с трансграничной организованной
преступностью, терроризмом, пиратством, контрабандой, незаконным
оборотом оружия и наркотиков, а также в решении экологических и
гуманитарных проблем, проблем предупреждения чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, соблюдении норм и принципов
международного права.
3.4. Обеспечение национальной и коллективной безопасности на
внешних границах государств - участников СНГ
Россия выступает за нерушимость внешних границ государств -
участников СНГ, содействует их международно-правовому оформлению и
развитию на договорной основе сотрудничества между пограничными
структурами этих государств в интересах обеспечения национальной и
коллективной безопасности.
Обеспечение национальной и коллективной безопасности
заинтересованных государств - участников СНГ на их внешних
границах является одним из приоритетных направлений пограничной
политики России. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
общностью и взаимозависимостью социально-экономических
интересов государств - участников СНГ;
необходимостью нейтрализации процессов, ущемляющих
национальные интересы и подрывающих национальную безопасность
государств Содружества;
ограниченностью возможностей ряда государств Содружества по
созданию национальных систем обеспечения пограничной безопасности;
необходимостью противодействия попыткам геополитической
изоляции России и ограничению ее социально-экономических и
военно-политических связей с государствами Содружества.
Россия может участвовать на договорной основе в обеспечении
национальных интересов и коллективной безопасности государств -
участников СНГ посредством совместной охраны границ или оказания
содействия национальным службам в осуществлении пограничного,
таможенного, иммиграционного, автогрузового,
санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и других
видов контроля.
Формирование Таможенного союза из числа государств -
участников СНГ, связанных с Россией интегрированной экономикой и
политическим партнерством, предполагает совместное установление на
границах этих государств с третьими странами соответствующих
нормам международного права всех видов контроля
(паспортно-визовый, таможенный, иммиграционный, автогрузовой,
санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный) и
согласованного механизма контроля за перемещением грузов в
пределах территорий государств, входящих в этот союз.
3.5. Развитие социально-экономической и духовной основы
жизнедеятельности приграничных регионов Российской Федерации
Создание благоприятных условий социально-экономического
подъема приграничных регионов, роста благосостояния и духовного
развития населения является важнейшим фактором поддержания
общественно-политической стабильности, обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации в ее пограничном пространстве.
Пограничная политика в этой области включает:
создание условий для производственной деятельности в
приграничных регионах с учетом характера новых международных и
межрегиональных связей;
создание условий для эффективного развития свободных
экономических зон;
сохранение государственного контроля за стратегическими
ресурсами приграничных регионов;
обеспечение регулирования потоков внешней миграции;
противодействие любым формам дискриминации населения в
приграничных регионах;
поддержание и развитие исторически сложившихся традиций и
обычаев населения, проживающего на приграничной территории,
родственных и дружественных связей;
сохранение и приумножение духовных ценностей, развитие
творчества и самодеятельности, обучение и воспитание подрастающих
поколений;
создание условий для реализации прав человека в области
свободы совести в соответствии с конфессиональной принадлежностью;
создание условий для предотвращения чрезвычайных ситуаций и
проведение мероприятий по защите населения при их возникновении.
3.6. Формирование и развитие системы научных знаний в области
пограничной политики
Проблемы дальнейшей разработки и реализации пограничной
политики Российской Федерации, деятельности ее субъектов требуют
фундаментальной теоретической проработки, комплексной системы
научного обеспечения всего процесса, связанного с обеспечением
национальных интересов и безопасности России в пограничном
пространстве.
Приоритетными направлениями исследований в области пограничной
политики Российской Федерации являются: методологические проблемы;
вопросы влияния геополитической ситуации на характер реализации и
защиты национальных интересов в пограничном пространстве;
механизмы мирного разрешения пограничных проблем;
социально-экономические, военные и собственно пограничные аспекты;
влияние миграционного фактора на процессы и явления в пограничном
пространстве; национальный вопрос в пограничной политике России;
проблемы пограничной безопасности; история российской границы и
другие аспекты погранологии.
4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пограничная политика Российской Федерации осуществляется в
общей системе обеспечения национальной безопасности посредством
скоординированной деятельности федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, общественных
объединений, организаций и граждан на основе законодательства
Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации осуществляет меры по
обеспечению проведения пограничной политики государства, руководит
деятельностью подведомственных ему федеральных органов
исполнительной власти по ее реализации, устанавливает нормы и
порядок их финансового и материально-технического обеспечения,
ведет международные переговоры по пограничным вопросам и заключает
межправительственные соглашения в соответствии с полномочиями в
области пограничной политики, возложенными на него Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента
Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации,
органы государственной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления, общественные объединения и
граждане при реализации пограничной политики выполняют полномочия
в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами,
регламентирующими решение задач обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве.
Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти
по вопросам пограничной политики в сфере охраны государственной
границы, территориального моря, континентального шельфа и
исключительной экономической зоны осуществляет Федеральная
пограничная служба Российской Федерации.
Основные направления пограничной политики Российской Федерации
реализуются при разработке федеральных целевых программ,
осуществлении внешнеполитической, экономической, военной,
социальной, финансовой и экологической деятельности государства.
Правовая и социальная защита военнослужащих, гражданского
персонала и других лиц, участвующих в реализации пограничной
политики, гарантируется государством и осуществляется в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности по реализации пограничной
политики осуществляется за счет средств федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации и средств органов местного
самоуправления, а также за счет внебюджетных источников,
использование которых определяется в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Материально-техническое обеспечение сил и средств, участвующих
в проведении пограничной политики, осуществляется целевым
назначением в объемах, ежегодно устанавливаемых федеральным
бюджетом Российской Федерации, за счет ресурсов субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за
счет приобретения необходимых материально-технических средств у
организаций и граждан.
Основы пограничной политики Российской Федерации могут
дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере
поступательного социально-политического и экономического прогресса
общества и в соответствии с изменениями мирового развития.
|