ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДИРЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
1 октября 1996 г.
N 4039/36-И
18-19 сентября 1996 года в г. Иркутске состоялось
Всероссийское совещание "Вопросы взаимодействия ведомственной и
вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи. Защита
прав застрахованных", организованное Федеральным фондом
обязательного медицинского страхования совместно с Министерством
здравоохранения Российской Федерации и Союзом потребителей России.
В совещании приняли участие представители Федерального фонда
обязательного медицинского страхования. Министерства
здравоохранения Российской Федерации, территориальных фондов
обязательного медицинского страхования и страховых медицинских
организаций, органов управления здравоохранением Российской
Федерации и лечебно - профилактических учреждений, ассоциаций
медицинских страховых организаций, профессиональных медицинских
ассоциаций и медицинской науки, Союза потребителей России. Общее
количество участников составило более 200 человек.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
направляет Вам резолюцию Всероссийского совещания "Вопросы
взаимодействия ведомственной и вневедомственной экспертизы
качества медицинской помощи. Защита прав застрахованных".
Приложение: упомянутое по тексту - на 4-х листах.
Исполнительный директор
В.В.ГРИШИН
Приложение
к письму ФФ ОМС
от 1 октября 1996 г. N 4039/36-и
РЕЗОЛЮЦИЯ
ВСЕРОССИЙСКОГО СОВЕЩАНИЯ
"ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ВЕДОМСТВЕННОЙ И ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.
ЗАЩИТА ПРАВ ЗАСТРАХОВАННЫХ"
г. Иркутск 18-19 сентября 1996 г.
Введение обязательного медицинского страхования граждан,
явившееся основным элементом проведения реформы здравоохранения в
Российской Федерации, привело к появлению новых структур, которые
в соответствии с Законом "О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации" имеют право осуществлять контроль качества
медицинской помощи, предоставляемой гражданам в медицинских
учреждениях.
Если система ведомственной экспертизы качества медицинской
помощи сформировалась уже давно, то система вневедомственной
экспертизы находится в стадии становления. В территориальных
фондах обязательного медицинского страхования и страховых
медицинских организациях в основном завершено формирование
подразделений для вневедомственной экспертизы качества медицинской
помощи, направленной на независимую защиту интересов граждан при
получении медицинской помощи.
В связи с этим, все более насущными становятся вопросы
взаимодействия и ведомственной и вневедомственной экспертизы
качества медицинской помощи, обеспечения их преемственности на
основе разграничения полномочий, унификации подходов и методик
проведения экспертизы. Это требует более тесного взаимодействия
органов управления здравоохранением и фондов обязательного
медицинского страхования как органов, ответственных за проведение
государственной политики в здравоохранении и в обязательном
медицинском страховании.
Предпринимаются меры по введению механизмов защиты прав
застрахованных на получение гарантий надлежащего качества
медицинской помощи, что является одним из важнейших направлений в
деятельности страховых медицинских организаций.
Развивается практика досудебной и судебной защиты страховыми
медицинскими организациями прав застрахованных граждан на
медицинскую помощь надлежащего качества, включая право на
возмещение ущерба.
В то же время, защита прав застрахованных, включая экспертизу
качества медицинской помощи, не везде успешно реализуется из-за
недостаточного финансового обеспечения и несовершенства
законодательно - нормативной базы. Кроме того, имеют место факты
необоснованного противодействия органов управления здравоохранения
и руководителей медицинских учреждений проведению вневедомственной
экспертизы. Не все страховые медицинские организации защищают
права застрахованных, занимаясь лишь передачей средств от
территориального фонда обязательного медицинского страхования к
медицинским учреждениям.
Проекты документов, регламентирующих проведение экспертизы
качества медицинской помощи, подготовлены как Федеральным фондом
обязательного медицинского страхования, так и Министерством
здравоохранения Российской Федерации. Они требуют взаимного
согласия.
Участники Всероссийского совещания - представители экспертных
служб территориальных фондов обязательного медицинского
страхования (74) и страховых медицинских организаций (49), органов
управления здравоохранением и медицинских учреждений субъектов
Российской Федерации (68), медицинских ассоциаций (1), ассоциаций
страховых медицинских организаций (1), медицинской науки (7) и
Союза потребителей России (1) - обсудили актуальные вопросы
ведомственной и вневедомственной экспертизы качества медицинской
помощи, их взаимодействия, пути совершенствования законодательно -
нормативной базы, обеспечения прав пациентов и медицинских
работников и обращаются:
1. К Государственной Думе Федерального Собрания Российской
Федерации:
- ускорить принятие Федерального закона "О правах пациентов".
2. К Министерству здравоохранения Российской Федерации:
- совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского
страхования подготовить и издать приказ "О взаимодействии
ведомственной и вневедомственной экспертизы качества медицинской
помощи" с приложениями, регламентирующими проведение ведомственной
и вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи;
- разработать и направить на утверждение в Правительство
Российской Федерации базовую программу обязательного медицинского
страхования граждан Российской Федерации на 1997-1998 гг. с учетом
ее реального финансового обеспечения;
- обеспечить на бесплатной основе все заинтересованные
организации временными отраслевыми стандартами объема медицинской
помощи, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации от 08.04.96 г.
N 134;
- совместно с территориальными органами управления
здравоохранением и с привлечением других заинтересованных структур
доработать существующую нормативно - правовую базу по порядку
проведения аккредитации медицинских учреждений;
- совместно с Министерством труда и социального развития
Российской Федерации разработать и направить на утверждение в
Правительство Российской Федерации документы, регламентирующие
переход на систему оплаты труда медицинских работников в
зависимости от объема и качества их работы.
3. К Администрации субъектов Российской Федерации:
- утверждать территориальные программы обязательного
медицинского страхования населения с учетом реально имеющихся в
системе обязательного медицинского страхования территории
финансовых ресурсов.
4. К Федеральному фонду обязательного медицинского
страхования:
- внести изменения и дополнения в действующие Типовые правила
обязательного медицинского страхования, касающиеся
вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи;
- совместно с Минздравом России, Минфином России, Российской
ассоциацией медицинских страховых организаций (РАМСО) разработать
"Положение о порядке возмещения ущерба, причиненного
застрахованному в результате действий медицинских работников";
- направить в территориальные фонды обязательного медицинского
страхования проекты документов по вневедомственной экспертизе
качества медицинской помощи, разработанные Межрегиональным
Координационным советом по экспертизе качества медицинской помощи
населению Российской Федерации в системе ОМС.
5. К территориальным фондам обязательного медицинского
страхования, страховым медицинским организациям, органам
управления здравоохранением территорий:
- внедрить в практику обязательного медицинского страхования и
здравоохранения конкурентноспособную унифицированную технологию
проведения экспертизы качества медицинской помощи и использовать
результаты ее применения для формирования добросовестной
конкуренции на рынках медицинской помощи и экспертных услуг;
- организовать банки данных (регистры) экспертов качества
медицинской помощи с систематической подготовкой и повышением
квалификации экспертов.
6. К медицинским ассоциациям федерального уровня:
- совместно с заинтересованными организациями разработать
проект Федерального закона "О страховании профессиональной
ответственности врачей" и представить его на рассмотрение в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
7. К Российской ассоциации медицинских страховых организаций
(РАМСО):
- совместно с территориальными ассоциациями страховых
медицинских организаций изучать, обобщать и распространять
положительный опыт работы страховых медицинских организаций по
контролю объема и качества медицинской помощи застрахованным, а
также по защите их прав.
8. К территориальным фондам обязательного медицинского
страхования:
- обеспечить контроль за деятельностью страховых медицинских
организаций по защите прав застрахованных.
9. К Союзу потребителей России:
- организовать территориальные союзы защиты прав потребителей
медицинских услуг;
- проводить работу по защите прав пациентов совместно со
страховыми медицинскими организациями и медицинскими ассоциациями.
|