ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОВЕТА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 1996 г. N 5-4
О ПРОЕКТЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД 1996 - 2000 ГОДОВ
Крайне низкий уровень и качество жизни населения настоятельно
требует изменения социальной политики в стране. Негативные явления
в сфере трудовых отношений и оплаты труда стали факторами,
угрожающими экономической безопасности России. Дальнейшее
отношение к проблемам социального характера, как вторичным,
недопустимо.
В сложившейся ситуации актуальной является разработка,
утверждение и реализация Программы социальных реформ,
ориентированных на человека, его интересы, его благосостояние и
развитие.
Исполнительный комитет Генерального Совета ФНПР постановляет:
1. Продолжить участие представителей ФНПР в работе по
разработке Программы социальных реформ в Российской Федерации на
период 1996 - 2000 годов, отстаивая в качестве приоритетных
направлений повышение престижности и уровня оплаты наемного труда,
повышение уровня государственных гарантий в оплате труда с целью
вывода из числа бедного населения трудоспособной его части, для
которой основным источником доходов является наемный труд.
Рассматривать заработную плату как важнейшую составляющую в
системе социальных стандартов, определяющих уровень и качество
жизни населения в целом.
Стратегия социальных реформ в сфере оплаты труда должна быть
направлена на то, чтобы заработная плата:
обеспечивала устойчивый платежеспособный спрос работника и его
семьи на потребительскую продукцию товарного производства и услуги
на уровне нормального воспроизводственного потребления, а также
накопления;
стимулировала более результативные трудовые усилия;
стала надежным источником насыщения денежными ресурсами
системы занятости, социального и медицинского страхования,
пенсионного обеспечения.
Признать целесообразным, чтобы при осуществлении задач по
реформированию заработной платы:
наряду с методами, свойственными рыночным экономическим
отношениям, использовались меры государственного воздействия на
процессы ее регулирования;
расширялась практика переговоров, консультаций, заключения
договоров и соглашений между предпринимателями и наемными
работниками, с превращением ее в норму отношений, основанных на
принципах социального партнерства;
повышался уровень государственных гарантий, совершенствовалась
правоприменительная практика, ужесточалась ответственность за
нарушения действующего законодательства в области оплаты труда.
2. Определить в качестве приоритетной задачи в области
реформирования оплаты труда разработку и реализацию механизмов,
обеспечивающих восстановление воспроизводственной функции зарплаты
на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации.
Добиваться решения этой задачи на основе определения критериев
(нормативов) минимальной цены рабочей силы, гарантирующих наемному
работнику вне зависимости от сферы приложения его трудового и
творческого потенциала денежное вознаграждение за труд
установленной законом продолжительности в нормальных условиях,
достаточное не только для поддержания его работоспособности,
жизнедеятельности и здоровья, но и для содержания до
трудоспособного возраста по крайней мере одного иждивенца
(ребенка).
2.1. В основу минимальной цены рабочей силы закладывать
стоимостную величину прожиточного минимума граждан трудоспособного
возраста. Скорректировать методику определения состава, структуры,
порядка расчета и пересмотра прожиточного минимума с учетом
изменяющихся условий на потребительском рынке: введения платности
либо существенного изменения цен на потребительские товары и
услуги, а также других факторов.
Считать необходимым, чтобы в программе социальных реформ были
предусмотрены:
повышение размера минимальной оплаты труда до величины
прожиточного минимума трудоспособного человека, с одновременным
введением нового стандарта, гарантируемого государством -
минимальной часовой тарифной ставки;
прекращение использования размера минимальной оплаты труда в
качестве стандарта для социального обеспечения и установления мер
поддержки социально развитым группам населения, кроме безработных,
а также в качестве штрафного норматива;
введение в правовую практику механизмов адаптации минимального
стандарта в оплате труда к ценовым и прочим условиям;
законодательное закрепление нормативно-правового статуса
решений, принимаемых на различных уровнях социального партнерства
в части регулирования оплаты труда;
отмена подоходного налога с суммы заработной платы ниже
величины прожиточного минимума.
2.2. Добиваться принятия в кратчайшие сроки пакета законов о
прожиточном минимуме, о минимальных, гарантируемых государством,
стандартах в оплате труда, о тарифном регулировании и защите
заработной платы.
При разработке системы гарантий и минимальных стандартов
заработной платы настаивать на их взаимосвязи с уровнем
квалификации работающих и устранении необоснованной дифференциации
в заработной плате.
Считать необходимым в ходе социальных реформ:
совершенствовать системы организации оплаты труда через
тарифное регулирование условий и гарантий вознаграждения за труд
на основе соглашений между работодателями и работниками на всех
уровнях - федеральном, отраслевом, региональном, на предприятиях
(в организациях);
наделить Единую тарифную сетку статусом общефедеральной
системы оплаты труда для организаций, финансируемых из бюджетов
всех уровней, а установленные в ней для каждой профессионально -
квалификационной группы работников ставки (оклады) считать
минимальной гарантией в оплате труда;
определить механизмы сочетания профессионально -
квалификационных составляющих оплаты труда с региональными
различиями в стоимости жизни и природно-климатических условиях
проживания;
внести изменения в Кодекс законов о труде и законодательные
акты, регламентирующие деятельность (функционирование) системы
социального партнерства.
Для устранения дискриминационного занижения оплаты труда
работников бюджетных организаций при подготовке, утверждении и
выполнении федерального и местных бюджетов предусматривать начиная
с 1997 года формирование средств, направляемых в сферу
образования, здравоохранения, культуры, в объемах, достаточных для
повышения средней заработной платы в этих отраслях, не ниже
85 процентов от средней заработной платы в промышленности, с
последующей ликвидацией имеющегося отставания в уровнях оплаты.
Согласиться с предложенным в проекте Программы социальных
реформ усилением регулирующего воздействия государства на
сдерживание необоснованных диспропорций в оплате труда
руководителей государственных, муниципальных организаций и
организаций смешанной формы собственности, в которых есть доля
государства, по отношению к среднему уровню оплаты наемных
работников этих предприятий.
Предусмотреть снижение ставок подоходного налога на
низкодоходные слои населения и введение более прогрессирующей
шкалы налогообложения сверхдоходов физических лиц, направляемых на
личное потребление.
2.3. В реализации государственной политики ценообразования
ориентироваться на увеличение доли социальной составляющей в
структуре цен при сокращении других затрат на производство товаров
и оказание услуг.
2.4. Настаивать на безотлагательном определении органами
власти и работодателями эффективных механизмов, обеспечивающих
погашение образовавшейся задолженности по заработной плате в
кратчайшие сроки.
3. Считать недопустимым отнесение сроков реализации
Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на
второй этап осуществления программы социальных реформ. В разделе
"Политика в области занятости" следует уделить особое внимание
мерам государственной поддержки организаций, резко сокративших
вследствие конверсии объемы производства продукции оборонного
назначения и не получивших адекватного подкрепления для адаптации
в новых условиях, позволяющих сохранить продуктивную занятость
работников, состоящих в трудовых отношениях с указанными
предприятиями.
4. Выступить категорически против изложенных в проекте
документа положений о консолидации средств внебюджетных социальных
фондов, о возможности массового высвобождения трудящихся с
предприятий, а также снижающих гарантии защищенности социально
уязвимых слоев населения, в том числе по увеличению возраста
выхода на пенсию.
5. Направить настоящее Постановление в Государственную
комиссию по разработке программы социальных реформ в Российской
Федерации на период 1996 - 2000 годов. Представителям ФНПР,
участвующим в работе Государственной комиссии, настаивать на
необходимости конкретизации прогнозируемых Минэкономики России и
Минфином России показателей, характеризующих динамику изменения
экономической ситуации и предполагаемые объемы финансовых
ресурсов, направляемых на обеспечение программы социальных реформ
по годам, добиваться, чтобы замечания и предложения ФНПР получили
отражение в окончательном варианте программы социальных реформ.
Председатель ФНПР
М.В.ШМАКОВ
|