ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 сентября 1996 года
Дело N 15-Г98-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Еременко Т.И.,
Манохиной Г.В.
рассмотрела в судебном заседании от 24 сентября 1996 г. дело по
жалобе К., Н. о признании недействительным Закона Республики
Мордовия от 19 марта 1998 г. "О налоге с розничных продаж" по
кассационной жалобе Государственного Собрания Республики Мордовия
на решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда
Республики Мордовия от 28 мая 1998 г., которым жалоба
удовлетворена.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В.
Манохиной, объяснения представителя Государственного Собрания
Республики Мордовия Е.А. Ионкина (доверенность N 319 от 23
сентября 1998 г.), представителя К. - адвоката Амелина
(доверенность от 01.04.98 л.д. 5), заключение помощника
Генерального прокурора Российской Федерации М.М. Гермашевой,
полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
К. и Н. обратились в суд с жалобой на неправомерные действия
Государственного Собрания Республики Мордовия, указав, что 10
марта 1998 г. Государственным Собранием Республики Мордовия был
принят Закон Республики Мордовия "О налоге с розничных продаж". 19
марта 1998 г. Закон подписан Главой Республики Мордовия и с 1
апреля 1998 г. введен в действие. В связи с тем, что названный
Закон противоречит Закону РФ "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации", нарушает их права, они просили признать
Закон недействительным.
К. указал, что является индивидуальным предпринимателем,
названный Закон нарушает его права на осуществление свободной
предпринимательской деятельности, лишает его возможности
осуществлять продажу принадлежащих ему на праве личной
собственности товаров по цене, завышенной на сумму налогов с
розничных продаж. В связи с тем, что ставки налога с розничных
продаж определяются в зависимости от места производства продукции,
по мнению К., принятый налог вводит экономические ограничения для
свободного перемещения товаров на территории Российской Федерации.
Введение данного налога фактически приводит к увеличению цены
товара и возложению тяжести дополнительного налогообложения на
потребителей.
Представители Государственного Собрания Республики Мордовия,
Глава Республики Мордовия, Правительство Республики Мордовия с
жалобой не согласились, указав, что Закон, об отмене которого
просят заявители, соответствует действующему законодательству,
принят Государственным Собранием Республики Мордовия в пределах
компетенции. Ст. 21 Федерального закона "О федеральном бюджете на
1998 г." от 26 марта 1998 г. установила новый федеральный налог -
налог с розничных продаж, подлежащий зачислению в бюджет субъектов
Российской Федерации. На основании этого был принят оспариваемый
Закон.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого
просит в кассационной жалобе Государственный Совет Республики
Мордовия, считая его неправильным. Суд, по мнению кассатора, не
принял во внимание, что налог с розничных продаж введен
Федеральным законом от 26 марта 1998 г. "О федеральном бюджете на
1998 г." и зачисляется в размере 100% доходов в бюджет субъектов
РФ и не учел, что доходные части республиканского бюджета
Республики Мордовия и местных бюджетов сформированы с учетом
налога с розничных продаж, отмена которых приведет к увеличению
дефицита местных бюджетов. Отсутствие федерального закона,
регламентирующего порядок уплаты и сбора налогов с розничных
продаж, не препятствовало Государственному Собранию Республики
Мордовия временно до принятия соответствующего федерального закона
осуществлять собственное правовое регулирование, законодательно
установив порядок взимания налога с розничных продаж на территории
Республики.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы
кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, не находит
оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа
или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных
законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным
правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом
интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны
судом недействительными.
Признавая недействительным Закон Республики Мордовия от 19
марта 1998 г. "О налоге с розничных продаж", суд пришел к
правильному выводу о том, что названный Закон противоречит
требованиям Закона Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" и нарушает права заявителей.
Согласно п. 2 ст. 16 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации" органы
государственной власти всех уровней не вправе вводить
дополнительные налоги и обязательные отчисления, не
предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как
и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
В статье 19 названного Закона, предусматривающей федеральные
налоги, такой налог, как налог с розничных продаж, не
предусмотрен.
При таких данных суд пришел к правильному выводу о том, что
Закон Республики Мордовия от 19 марта 1998 г. "О налоге с
розничных продаж" противоречит требованиям Закона РФ "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" и должен быть признан
недействительным.
Суд правильно не согласился с доводами представителей
Государственного Собрания Республики Мордовия и Правительства
Республики Мордовия о том, что налог с розничных продаж введен
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 г." от 26 марта
1998 г. и Государственное Собрание Республики Мордовия было вправе
принять Закон РМ "О налоге с розничных продаж", поскольку
названным Федеральным законом не вводится федеральный налог с
розничных продаж, а лишь определен порядок распределения доходов
от данного федерального налога. Федеральный закон "О налоге с
продаж" до настоящего времени не принят, не определены размеры
ставок данного налога, объекты налогообложения, плательщики.
Удовлетворяя жалобу, суд правильно принял во внимание, что
оспариваемый Закон устанавливает повышенный налог на продукцию в
зависимости от места ее производства (ст. 4), вводит двойное
налогообложение (ст. 3), что противоречит требованиям Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации".
Довод кассационной жалобы о том, что Государственное Собрание
приняло Закон Республики Мордовия "О налоге с розничных продаж" с
соблюдением действующего законодательства, по вопросам, по которым
вправе осуществлять собственное правовое регулирование при
отсутствии федерального закона, ошибочен и не может быть
основанием к отмене решения суда.
Несостоятелен довод кассационной жалобы о том, что суд
рассмотрел требование, относящееся к компетенции только
Конституционного Суда Российской Федерации. Суд решил вопрос о
несоответствии закона Закону РФ "О налоге с розничных продаж", а
не Конституции Российской Федерации.
В мотивировочной части решения ошибочно указано судом
"Указанная правовая норма противоречит ч. 1 ст. 74 Конституции
Российской Федерации, согласно которой на территории Российской
Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин,
сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения
товаров, услуг и финансовых средств" (страница 3 оборот подлинного
решения). Поскольку вопрос о соответствии Конституции Российской
Федерации нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации не относится к компетенции суда общей юрисдикции,
указанная фраза подлежит исключению из мотивировочной части
решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 305, 311 ГПК
РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
определила:
решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда
Республики Мордовия от 28 мая 1998 г. оставить без изменения,
кассационную жалобу Государственного Собрания Республики Мордовия
оставить без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной части решения (стр. 4 л.д. 116
оборот) указание о том, что "Указанная правовая норма противоречит
ч. 1 ст. 74 Конституции Российской Федерации, согласно которой на
территории Российской Федерации не допускается установление
таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий
для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств".
|