УТРАТИЛ СИЛУ - ПРИКАЗ Госкомзема РФ от 11.08.99 N 85
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ
ПИСЬМО
от 23 сентября 1996 г. N 1-5/1868
О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА
Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г.
N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации
документов о правах на недвижимость" установлено, что
государственный земельный кадастр, регистрация и оформление
документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними
недвижимость ведутся по единой системе на всей территории
Российской Федерации и являются основой для создания эффективной
системы платежей за землю, регулирования всех операций с землей,
защиты прав на земельные участки и прочно связанную с ними
недвижимость.
Федеральный закон от 21.10.94 "О введении в действие части
первой Гражданского кодекса РФ" (ст. 8) предусматривает, что до
принятия специального закона о регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним применять действующий порядок регистрации
недвижимого имущества и сделок с ним.
Концепция создания единой системы государственного земельного
кадастра на всей территории России заложена и в Федеральной
целевой программе "Создание автоматизированной системы ведения
государственного земельного кадастра", утвержденной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 932, а
также в других нормативных документах. Она успешно реализуется в
отдельных регионах страны и крупных городах.
Однако во многих регионах указанные законодательные акты
нарушаются. Ряд процедур единого процесса ведения государственного
земельного кадастра (в частности, регистрация прав) передаются
другим организациям.
Как показала правовая экспертиза, проведенная Центром
земельного права, во многих районах и городах России органы
архитектуры, бюро технической инвентаризации, комитеты по
управлению муниципальным имуществом преобразованы в муниципальные
учреждения. Согласно действующему законодательству, указанные
организации (муниципальные учреждения) не могут являться низовыми
органами государственного управления. Поэтому взаимодействие
Комитетов по земельным ресурсам и землеустройству как органов
государственного управления в районах и городах возможно только в
части привлечения их для сбора и обработки кадастровой информации
и невозможно, как противоречащее действующему законодательству,
привлечение их к процедурам ведения государственного земельного
кадастра и тем более самостоятельному их осуществлению.
Прошу Председателей Комземов в месячный срок, с привлечением
органов прокуратуры и местных администраций, разобраться в каждом
районе, городе по данному вопросу и письменно доложить для
представления обобщенной информации Президенту Российской
Федерации и Правительству Российской Федерации.
Одновременно, до принятия Федерального закона "О
государственном земельном кадастре", Госкомзем Российской
Федерации направляет для временного использования Схему процедур
единого процесса ведения государственного земельного кадастра,
которой следует руководствоваться в работе кадастровых бюро
рай(гор)комземов.
Председатель Комитета,
Главный государственный
инспектор по использованию
и охране земель
Российской Федерации
Н.В.КОМОВ
Приложение
Утверждаю
Заместитель Председателя
Госкомзема
П.Ф.Лойко
20.09.96
РЕКОМЕНДУЕМАЯ СХЕМА
ПРОЦЕДУР ЕДИНОГО ПРОЦЕССА ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА
Процедуры единого процесса государственного земельного
кадастра включают три этапа:
- формирование кадастрового дела объекта недвижимости
(земельного участка и прочно связанного с ним недвижимого
имущества);
- государственный кадастровый учет объекта недвижимости;
- государственная регистрация прав на объект недвижимости.
Формирование кадастрового дела объекта недвижимости включает
следующие операции:
- определение пространственно - площадных характеристик
объекта (местоположение - адрес границы на местности, координаты
поворотных точек границ земельного участка, здания, сооружения,
площадь, согласование границ со смежными землепользователями,
закрепление границ на местности);
- техническое описание объекта (наименование и целевое
назначение объекта, год постройки, этажность, материал фундамента,
стен, полов, перекрытий, крыши, планировка и площадные
характеристики объекта, наличие и типы коммуникаций,
характеристики благоустроенности и т.д.);
- экономическое описание объекта (оценка объекта, включающая
определение показателей первоначальной (инвентарной) стоимости,
восстановительной стоимости, рыночной стоимости).
В итоге формирования объекта недвижимости создается
специальное дело, которое называется кадастровым. Кадастровое дело
содержит три группы документов: описывающие собственно объект,
удостоверяющие самого субъекта права, подтверждающие право
субъекта на объект недвижимости.
Документы в кадастровом деле группируются по отдельным
регистрам:
- регистр титулов (правоустанавливающий документ и документы,
подтверждающие правопреемственность);
- регистр топогеодезический (материалы съемок, кадастровый
план, каталог координат, ведомость площадей, экспликация участка);
- регистр имущества (документы технических характеристик
объекта, правовая принадлежность зданий и сооружений);
- регистр экономический (материалы стоимостной оценки объекта
на основе местоположения, почвенного покрова, инфраструктуры,
залежей полезных ископаемых, сведения о налогах, платежах, льготах
и т.д.);
- регистр ограничений (ограничения, налагаемые на право
пользования объектом, сервитуты).
Государственный кадастровый учет объекта недвижимости
осуществляется путем внесения необходимой, достоверной и
достаточной информации об объекте недвижимости в регистрационные
документы государственного земельного кадастра.
Процедура кадастрового учета земельных участков и прочно
связанной с ними недвижимости включает следующие операции:
- проверка полноты и правильности формирования кадастрового
дела;
- заполнение кадастровой регистрационной карты на объект
недвижимости;
- присвоение земельному участку уникального кадастрового
номера;
- занесение сведений об объекте в документацию
государственного земельного кадастра;
- нанесение границ объекта на дежурный кадастровый план;
- оформление свидетельства о кадастровом учете объекта
недвижимости;
- закрытие кадастрового дела и сдача его в архив органа
государственного кадастрового учета объектов недвижимости;
- приобщение к кадастровому делу объекта новых
правоустанавливающих документов для отслеживания правовой истории
объекта недвижимости.
Государственный земельный кадастр реализуется в виде банка
данных, представляемого в письменном (бумажном) и электронном
видах.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости
осуществляется посредством внесения информации о праве некоторого
субъекта на объект недвижимости в специальный документ, называемый
Поземельной книгой.
Процедура непосредственно регистрации включает следующие
действия:
- анализ и экспертиза правоустанавливающих документов на
объект недвижимости, проверке их подлинности и соответствия
действующему законодательству;
- запись в Поземельную книгу;
- выписка в двух экземплярах свидетельства о регистрации прав
на объект;
- извещение органа государственного кадастрового учета объекта
и субъекта прав о произведенной регистрации.
Поземельная книга представляет собой картотеку и электронный
банк данных. Разделы Поземельной книги включают:
- земельные участки;
- первичные объекты недвижимости (здания, сооружения);
- вторичные объекты недвижимости (квартиры, помещения, комнаты
и т.п.).
Сведения об объекте недвижимости в Поземельной книге могут для
удобства пользования подразделяться на составные части (регистры)
по числу существующих видов прав на объекты недвижимости:
- регистр основных прав (кадастровый номер, адрес, целевое
назначение, размеры, сведения о правообладателе, виде его права на
объект, ссылка на документы, на основе которых право
зарегистрировано);
- регистр аренды (арендные отношения, связанные с объектом);
- регистр сервитутов;
- регистр залогов;
- регистр обременений.
|