ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 сентября 1996 г. N ВЕ-6-17/668
ОБ ОСНОВНЫХ НЕДОСТАТКАХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСНАЛОГИНСПЕКЦИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ В ХОДЕ КОМПЛЕКСНЫХ
ПРОВЕРОК ИХ РАБОТЫ
В январе - августе 1996 года работниками центрального аппарата
Государственной налоговой службы Российской Федерации проведены
комплексные проверки работы Государственных налоговых инспекций по
Республикам Хакасия и Северная Осетия - Алания, Красноярскому
краю, Астраханской и Кировской областям. Проверками отмечены
серьезные недостатки в контрольной работе госналогинспекций и
соблюдении ими законодательства в своей деятельности, что в
значительной степени снижает ее эффективность и результативность.
Налоговыми органами указанных регионов не принято достаточных
мер по обеспечению поступлений платежей в бюджет, предусмотренных
бюджетными назначениями на 1996 год. Так, по Красноярскому краю в
первом полугодии т.г. фактическое поступление платежей в бюджеты
разных уровней составило всего 4,3 трлн. руб., что на
2,9 трлн. руб. ниже предусмотренных назначений.
Негативное влияние на своевременное и полное поступление
налогов в бюджет оказывает постоянный рост недоимки по платежам в
бюджет. По Красноярскому краю, в частности, по состоянию на 1 июля
1996 года она составила 2,6 трлн. руб., или 60,4% к общему объему
поступлений за I полугодие с.г.
Несмотря на принимаемые госналогинспекциями меры по
своевременному и полному взысканию платежей в бюджет,
эффективность этих мер остается недостаточной. Например,
Госналогинспекции по г. Кирову, Первомайскому и Ново-Вятскому
районам г. Кирова не осуществляли постоянного контроля за наличием
денежных средств на валютных счетах предприятий - недоимщиков.
Работниками центрального аппарата Госналогслужбы в ходе
комплексной проверки было выявлено наличие денежных средств на
валютных счетах 12 таких предприятий г. Кирова и выставлены
инкассовые поручения на сумму 242 млн. руб. в рублевом
эквиваленте. Отдельные Госналогинспекции Астраханской области (по
Наримановскому и Камызякскому районам) не осуществляли контроль за
выполнением предприятиями - недоимщиками обязанностей по
представлению в налоговые органы перечней предприятий дебиторов,
заявлений на взыскание платежей в бюджет с дебиторов на сумму
недоимки. Практически этими инспекциями не применялось обращение
недоимки на наличные средства, допускались случаи несвоевременной
сдачи инкассовых поручений в отделения банков.
Отдельными госналогинспекциями недооценивается важность работы
по контролю за полнотой и своевременностью поступления в бюджет
налогов и сборов по алкогольной продукции. Так, Госналогинспекцией
по Республике Северная Осетия - Алания крайне слабо и неэффективно
проводится контроль за выполнением мероприятий по реализации
пакета правительственных документов, направленных на
восстановление государственного контроля за производством и
оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, не отлажено
четкое взаимодействие по указанному вопросу с подразделениями
налоговой полиции и другими правоохранительными и контролирующими
органами.
Материалы проведенных комплексных проверок свидетельствуют о
том, что госналогинспекциями по субъектам Российской Федерации и
подчиненными им налоговыми органами не принято действенных мер по
устранению недостатков в проведении документальных и камеральных
проверок налогоплательщиков. Это характеризует большое количество
безрезультативных документальных проверок. По Республике Хакасия в
1995 году результативные проверки по налогу на добавленную
стоимость составили лишь 47,9% от общего числа проверок и по
налогу на прибыль - 44,5%, что свидетельствует о недостатках в
выборе объекта для проведения документальных проверок и уровне
самих проверок. Низкое качество документальных и камеральных
проверок отчетов и расчетов налогоплательщиков подтверждают и
проведенные перепроверки. В 1995 году, в частности, при проведении
комплексных проверок организации контрольной работы
госналогинспекций по районам и городам, работниками
республиканской инспекции доначислено только перепроверками
436 млн. рублей. Работниками центрального аппарата Госналогслужбы
в ходе проверки Госналогинспекции по г. Абакану также установлены
случаи некачественного проведения камеральных проверок полученных
налоговых отчетов и расчетов. Так, не были включены в облагаемый
оборот по налогу на добавленную стоимость суммы авансов,
полученных ТОО "Госстройсервис", в размере 17,3 млн. рублей.
Несмотря на неоднократные указания Госналогслужбы о проведении
документальных проверок комплексно по всем видам налогов,
некоторыми налоговыми инспекциями они не выполняются. Практикуется
проведение документальных проверок на предприятиях по отдельным
видам налогов, с выходом в одну и ту же организацию несколько раз
в течение квартала, полугодия, что отрицательно отражается на
качестве проверок, реализации материалов проверок и вызывает
жалобы и претензии со стороны налогоплательщиков. Так, МП
"Водоканал", состоящее на учете в Госналогинспекции по
г. Астрахани, по различным видам налогов в течение 4 месяцев (с
января по апрель 1995 г.) проверялось три раза; аналогично
проверялись предприятия "Самур", "Старка" и "Аскар".
В актах документальных проверок во многих случаях факты
нарушений излагаются нечетко, противоречиво, без ссылки на
законодательные акты и инструкции по их применению, первичные
документы и записи в бухгалтерском учете, допускаются другие
недостатки, в результате они обжалуются налогоплательщиками в
вышестоящие налоговые органы и арбитражные суды, с просьбой
признать их недействительными, зачастую по чисто формальным
основаниям. По Республике Хакасия за 1995 год в суде первой
инстанции рассмотрен 31 иск налогоплательщиков, из которых
удовлетворено в полном объеме 12 на сумму 501 млн. руб. и
частично - 7 исков, что в общей сложности составляет 61,2% от
рассмотренных исков. За аналогичный период республиканской
инспекцией рассмотрено 16 протоколов разногласий по актам
документальных проверок по налогу на прибыль и по 7 актам действия
налоговых инспекций признаны неправомерными, что составляет 43,7%
от общего количества.
Вопреки требованиям Госналогслужбы налоговыми органами не
полностью устраняются недостатки и нарушения в применении
финансовых санкций за нарушения налогового законодательства. Так,
в первом квартале 1996 года в результате проведенных
документальных проверок работниками налоговых органов
Красноярского края выявлены нарушения налогового законодательства
у 3803 налогоплательщиков, однако к административной
ответственности привлечено только 1466 должностных лиц, что
составляет всего лишь 38,6% от общего количества
налогоплательщиков, нарушивших налоговое законодательство. Еще
ниже этот показатель (от 5 до 6%) в Госналогинспекциях по
г. Бородино и Емельяновскому району, а Госналогинспекции по
Козульскому, Канскому и Мотыгинскому районам вообще не применяли
административных мер воздействия к нарушителям налогового
законодательства. В Госналогинспекцию по г. Абакану Республики
Хакасия в 1995 году не представили налоговую отчетность
147 организаций, однако расчетные и иные счета данных организаций
не были закрыты.
Проверками установлены также отдельные факты, когда
госналогинспекциями даются налогоплательщикам разъяснения,
противоречащие налоговому законодательству. Госналогинспекция по
г. Кирову в нарушение действующего налогового законодательства
дала письменное разъяснение Вятской ассоциации крестьянских
хозяйств о том, что доходы от внереализационных операций следует
уменьшать на суммы расходов, произведенных по основной (уставной)
деятельности. В результате его исполнения налогоплательщиком была
занижена прибыль за 1995 год и I квартал с.г.
Некоторые госналогинспекции не всегда соблюдают требования,
установленные Порядком направления материалов федеральным органам
налоговой полиции для принятия процессуального решения по
выявленным нарушениям налогового законодательства в крупных и
особо крупных размерах, в связи с чем виновные должностные и
физические лица часто уходят от предусмотренной законом
ответственности. Так, в Республике Хакасия налоговыми инспекциями
по Бейскому и Таштыпскому районам в 1995 году не направлялись
материалы проверок в органы налоговой полиции, в то время как
средняя сумма доначислений, приходящаяся на одну документальную
проверку, составила по данным районам соответственно 2,9 и
32,3 млн. рублей.
Отдельными госналогинспекциями регионов ослаблен контроль за
работой нижестоящих налоговых органов. В Госналогинспекции по
Республике Северная Осетия - Алания не имеется планов их
комплексных проверок, за истекшие полтора года проверена только
каждая третья налоговая инспекция. Материалы комплексных проверок
низкого качества, количество перепроверок незначительно, а их доля
в общей сумме доначисленных платежей составляет лишь 2,6 процента.
Рассмотрение результатов комплексных проверок работы
нижестоящих налоговых органов и принятия по ним решений
госналогинспекциями по субъектам Российской Федерации в отдельных
случаях осуществляется без достаточной оперативности. Так, по
материалам комплексной проверки работы Госналогинспекции по
Володарскому району приказ начальника Госналогинспекции по
Астраханской области издан через 44 дня после окончания проверки,
решения коллегии по результатам комплексных проверок по
Енотаевскому и Харабалинскому районам приняты через 56 и 68 дней,
что приводило к потере актуальности вопросов, отраженных в
материалах указанных проверок. В Госналогинспекции по Республике
Хакасия выявлены случаи несвоевременного представления планов
мероприятий по устранению недостатков, указанных в решениях
коллегии по результатам комплексных проверок.
Налоговыми органами не всегда принимались исчерпывающие меры
по обеспечению поступлений в бюджетную систему платежей,
доначисленных по результатам проверок налогоплательщиков. В
I квартале с.г. Госналогинспекциями Красноярского края было
взыскано в бюджет лишь 6,1% дополнительно начисленных средств, а
Госналогинспекциями по г. г. Шарыпово, Боготол и Енисейскому
району - соответственно 0,8%, 1,9% и 1,5%.
Несмотря на неоднократные указания Госналогслужбы России,
некоторыми госналогинспекциями по субъектам Российской Федерации
не принимаются действенные меры по контролю за расходованием
средств на содержание аппарата, сохранностью и списанием денежных
средств и материальных ценностей, взысканию ущерба с виновных лиц,
организации и ведению бухгалтерского учета в налоговых инспекциях.
Так, в нарушение действующего законодательства бывший начальник
Госналогинспекции по Республике Северная Осетия - Алания
Бекмурзов И.Г. выплачивал себе и главному бухгалтеру
республиканской инспекции завышенные персональные надбавки,
использовал средства централизованного фонда социального развития
госналогинспекций на агитационную кампанию по выдвижению своей
кандидатуры в депутаты парламента Республики.
В отдельных проверенных госналогинспекциях регионов
установлены факты низкой исполнительской дисциплины -
несвоевременного и некачественного выполнения централизованных и
иных заданий и поручений Госналогслужбы России. Госналогинспекцией
по Республике Северная Осетия - Алания, например, не выполнен
Приказ Госналогслужбы России от 29.11.95 N ВГ-3-10/81 "О наложении
дисциплинарного взыскания на начальника Госналогинспекции по
Республике Северная Осетия - Алания Бекмурзова И.Г." в части
полного восстановления в бюджетную систему незаконно возвращенных
из нее налогоплательщикам денежных средств и обеспечения
проведения во всех подчиненных налоговых инспекциях проверок
обоснованности возвратов налоговых платежей из бюджетов всех
уровней. Материалы по проверке обоснованности возвратов
налогоплательщикам налогов и других платежей из бюджетов всех
уровней, представленные Госналогинспекцией по Республике Хакасия в
соответствии с Приказом Госналогслужбы от 29.11.95 N ВГ-3-10/81,
содержали неполные данные, в них были допущены ошибки. В 1995 году
республиканской госналогинспекцией не представлялись срочные
сообщения о грубых нарушениях юридическими лицами налогового
законодательства и доначислениях налогов и штрафных санкций в
крупных размерах. В частности, не было представлено срочное
сообщение о доначислениях по проверке в мае 1995 года ИЧП
"Астанаев" в сумме 2,2 млрд. руб., в т.ч. доначислении налогов и
других платежей в размере более 0,5 млрд. рублей. Отдельные
информации о проделанной работе направлялись в Госналогслужбу с
задержкой от 2 до 15 дней, а письмо Управления методологии
косвенных налогов Госналогслужбы России от 08.08.95 N 05-2-11 по
вопросу обложения акцизами этанола дистиллята технического
доведено до Госналогинспекции по Усть-Абаканскому району,
контролирующей АО "Мибиэкс", производящего данный продукт, спустя
почти 2 месяца со дня получения указанного письма. Не выполнен
Приказ Госналогслужбы от 12.03.96 N ВГ-3-23/23 в части создания
отдела по информационно-разъяснительной работе.
Сообщая об изложенном, Государственная налоговая служба
Российской Федерации просит учесть недостатки, отмеченные в работе
инспекций, принять неотложные конкретные меры по устранению тех из
них, которые имеют место в деятельности госналогинспекций,
повысить качество, результативность контрольной работы
госналогинспекций и обеспечить дополнительные поступления денежных
средств в бюджетную систему.
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России
В.Д.ЕВСТИГНЕЕВ
|