ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 2578/96
ОТ 17 СЕНТЯБРЯ 1996 Г.
(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
Комитет по управлению имуществом города Магнитогорска
обратился в Арбитражный суд Челябинской области с иском к
акционерному обществу "Товары народного потребления" и
акционерному обществу "Магнитогорский металлургический комбинат" о
признании права муниципальной собственности на восемь нежилых
помещений.
Решением от 18.09.95 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.11.95 и
постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от
25.01.96 решение оставлено без изменения.
В протесте предлагается судебные акты по делу отменить и
удовлетворить исковые требования.
Как видно из материалов дела, Комитет по управлению
государственным имуществом Челябинской области 23.03.92 разрешил
мэрии города Магнитогорска и дирекции Магнитогорского
металлургического комбината передачу государственного имущества
балансовой стоимостью 70 148 тыс. рублей в уставный фонд АО
"Товары народного потребления". При этом особо оговаривалось, что
указанный вклад остается собственностью государства и может быть
приватизирован в соответствии с действующим законодательством.
АО "Товары народного потребления" создано 25.06.92.
Учредителями общества кроме Магнитогорского металлургического
комбината стали совместное предприятие "Урал-Симпо", внесшее в
уставный фонд 100 тыс. рублей, а также ТОО "Литер", ТОО "Гувим" и
ТОО "Ремус", внесшие по 20 тыс. рублей каждое. Вопреки воле
собственника и требованиям закона в учредительный договор и устав
акционерного общества включено положение о передаче АО "Товары
народного потребления" в собственность имущества, внесенного
учредителями в качестве вклада в уставный фонд.
Письмом Комитета по управлению государственным имуществом
Челябинской области от 28.09.92 разрешен выход АО "Магнитогорский
металлургический комбинат" из состава учредителей АО "Товары
народного потребления" с возвратом его доли в денежном выражении,
что явилось фактической приватизацией спорных помещений.
Между тем пунктом 5.1 Государственной программы приватизации
государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации
на 1992 год предусмотрено, что имущественные вклады, внесенные
государственными предприятиями в уставный капитал предприятий,
созданных в любой организационно-правовой форме, признаются
находящимися в государственной собственности. Внесение
предприятием указанных вкладов допускается с разрешения
соответствующих комитетов по управлению имуществом.
Отказывая в иске о признании права собственности на спорные
помещения, суд оставил без проверки и оценки доводы истца о том,
что указанные помещения относятся к муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской
Федерации от 27.12.91 N 3020-1 к муниципальной собственности
относятся встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за
счет 5 и 7-процентных отчислений на строительство объектов
социально-культурного и бытового назначения.
При новом рассмотрении дела суду также следует проверить
правомерность учредительного договора АО "Товары народного
потребления" в части включения в уставный фонд нежилых помещений,
в которых находятся сторонние организации.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил - решение от 18.09.95, постановление от 13.11.95
Арбитражного суда Челябинской области и постановление Федерального
арбитражного суда Уральского округа от 25.01.96 по делу N 3-127/А-
927 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный
суд Челябинской области.
|