МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 10 сентября 1996 г. N 335
О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В НОМЕНКЛАТУРУ
ВРАЧЕБНЫХ И ПРОВИЗОРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с изм., согл. Приказа Минздрава РФ от 28.09.1999 N 353)
За последние годы наметилась тенденция к росту числа больных с
тугоухостью, обусловленной, в основном, патологией внутреннего
уха, что связано с применением препаратов с ототоксическим
действием, ростом числа больных с наследственной и врожденной
патологией, с экологическими факторами и т.д. По данным Всемирной
организации здравоохранения, 4 - 7% населения страдает нарушениями
слуховой функции (взрослых - 17,6 на 1000, детей - 1,2 на 1000).
Число больных с нарушениями слуха в Российской Федерации превышает
12 млн. человек, из них более 3 млн. человек нуждается в
слухопротезировании. Особенно настораживает положение с
контингентом детей и подростков, среди которых число больных с
тугоухостью превышает 600 тыс. человек.
Несвоевременное выявление нарушений слуха у детей первого года
жизни ведет к развитию глухонемоты и, как следствие, к
инвалидизации больных. Это определяет социальную значимость и
актуальность внедрения системы раннего выявления нарушений слуха
начиная с периода новорожденности с последующей адекватной их
реабилитацией (медицинской, сурдопедагогической, социальной).
Учитывая специфику обследования больных с нарушениями слуха
(применение сложных диагностических технологий), лечения и
реабилитации, которые выходят за рамки клинической
оториноларингологии и не могут осуществляться врачами-
оториноларингологами, особое значение приобретает подготовка
специалистов соответствующего профиля.
В целях совершенствования оказания квалифицированной
медицинской помощи больным с тугоухостью утверждаю:
1. Дополнение номенклатуры врачебных и провизорских
специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации
(Приложение 1), утвержденной Приказом Министерства здравоохранения
и медицинской промышленности Российской Федерации от 16.02.95 N
33.
2. Положение о враче-сурдологе-оториноларингологе (Приложение
2).
3. Квалификационную характеристику врача-сурдолога-
оториноларинголога (Приложение 3).
4. Инструктивно-методические указания по аттестации на
присвоение квалификационной категории по специальности "сурдология-
оториноларингология" (Приложение 4).
Разрешаю:
руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации до 1 декабря 1996 года присвоить специалистам
сурдологам-оториноларингологам, имеющим соответственно вторую,
первую и высшую квалификацию категории по специальности
"оториноларингология", без дополнительного прохождения аттестации
соответственно вторую, первую и высшую квалификационные категории
по специальности "сурдология-оториноларингология". Стаж работы по
специальности "оториноларингология" засчитывать в стаж работы по
специальности "сурдология-оториноларингология" при аттестации
врачей по данному профилю.
Приказываю:
1. Начальнику Управления учебных заведений (Володину Н.Н.) до
01.01.97 внести необходимые дополнения и изменения в типовую
программу повышения квалификации врачей-оториноларингологов.
2. Начальнику Управления организации медицинской помощи
населения (Карпееву А.А.), Научному центру аудиологии и
слухопротезирования (Таварткиладзе Г.А.), председателю Центральной
аттестационной комиссии Министерства здравоохранения Российской
Федерации (Доскину В.А.) до 01.01.97 разработать и представить на
утверждение типовые тестовые задания для проведения аттестации
врачей-сурдологов-оториноларингологов на присвоение
квалификационных категорий в соответствии с Положением "Об
аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим
образованием в системе здравоохранения Российской Федерации" с
последующим обеспечением ими территориальных аттестационных
комиссий.
3. Начальнику отдела статистики и информатики (Погореловой
Э.И.) внести необходимые изменения в формы отчетов учреждений
здравоохранения в связи с введением специальности "сурдология-
оториноларингология" в номенклатуру врачебных и провизорских
специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации.
4. Контроль за выполнением Приказа оставляю за собой.
Первый заместитель Министра
здравоохранения России
А.М.МОСКВИЧЕВ
Приложение 1
к Приказу Минздрава России
от 10 сентября 1996 г. N 335
ДОПОЛНЕНИЕ
НОМЕНКЛАТУРЫ ВРАЧЕБНЫХ И ПРОВИЗОРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 16.02.95 N 33
Утратило силу. - Приказ Минздрава РФ от 28.09.1999 N 353
Приложение 2
к Приказу Минздрава России
от 10 сентября 1996 г. N 335
ПОЛОЖЕНИЕ О ВРАЧЕ СУРДОЛОГЕ-ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГЕ
1. Общая часть
1.1. Врач сурдолог-оториноларинголог - специалист с высшим
медицинским образованием по специальности "лечебное дело" или
"педиатрия", прошедший специализацию по оториноларингологии
(интернатура, ординатура) и по сурдологии (курсы специализации,
повышения квалификации) в Научном центре аудиологии и
слухопротезирования и профильных НИИ или на ЛОР кафедре высших
медицинских образовательных учреждений и институтов (академий)
усовершенствования врачей и получивший сертификат специалиста.
Врачи, не прошедшие указанную подготовку, к работе сурдологом-
оториноларингологом не допускаются.
1.2. В своей работе руководствуется настоящим Положением и
другими нормативными документами Российской Федерации по вопросам
охраны здоровья населения.
1.3. Врач сурдолог-оториноларинголог осуществляет свою
деятельность, как правило, в государственном медицинском
учреждении (поликлиника) и при наличии лицензии в
негосударственном медицинском учреждении (малое, акционерное,
коллективное предприятие, кооператив), а также в порядке частной
практики.
2. Обязанности врача сурдолога-оториноларинголога
2.1. Организация приема и обследования населения с нарушениями
слуха.
2.2. Прием больных с нарушениями слуха; аудиологическое
обследование больных с использованием современных достижений
медицинской науки и техники; проведение ориентировочного
отоневрологического обследования; описание аудиограмм; назначение
лечения (консервативное, хирургическое, слухопротезирование);
динамическое наблюдение.
2.3. Проведение профилактических осмотров организованных
контингентов населения в соответствии с годовым планом работы.
2.4. Ежегодные осмотры детей с нарушениями слуха, обучающихся в
специализированных детских садах и школах.
2.5. Осуществление учета и динамического наблюдения детей и
взрослых с тугоухостью и глухотой.
2.6. Участие в работе республиканской (краевой, областной)
медико-педагогической комиссии по отбору детей с нарушениями слуха
в дошкольные и школьные специализированные детские учреждения,
подготовка необходимой документации.
2.7. Проведение санитарно-просветительной работы среди
акушеров, педиатров, родителей, воспитателей, сурдопедагогов
специализированных детских учреждений.
2.8. Участие в работе выездной бригады в области (районе) по
обеспечению населения сурдологической помощью.
2.9. Внедрение в практику центра (кабинета) новых прогрессивных
методов диагностики и лечения нарушений слуха, реабилитации
больных с дефектами слуха и связанными с ними дефектами речи.
2.10. Подготовка предложений органам здравоохранения по
улучшению сурдологической и слухопротезной помощи населению
республики (края, области).
2.11. Систематическое проведение работы по повышению
квалификации среднего медицинского персонала специализированного
центра (кабинета).
2.12. Систематический анализ показателей деятельности
сурдологопедического центра (кабинета).
2.13. Обеспечение правильного и своевременного ведения учетно-
отчетной документации.
2.14. Систематическое повышение своей квалификации.
2.15. Руководство в своей работе официальными документами,
приказами и распоряжениями вышестоящих органов и должностных лиц.
2.16. Осуществление постоянного контакта с Научным центром
аудиологии и слухопротезирования Минздрава России, с учреждениями
Министерства просвещения, социального обеспечения и обществами
глухих.
3. Права врача сурдолога-оториноларинголога
3.1. Привлекать в необходимых случаях врачей других
специальностей для консультации и проведения лечения больных.
3.2. Возможность изменять тактику лечения больных,
руководствуясь состоянием больного и данными диагностического
обследования.
3.3. Отдавать распоряжения и указания среднему и младшему
медицинскому персоналу и контролировать их выполнение.
3.4. Участвовать в работе совещаний, школ-семинаров, проводимых
для врачей-сурдологов-оториноларингологов.
3.6. Получать информацию, необходимую для выполнения своих
обязанностей.
4. Ответственность врача сурдолога-оториноларинголога
4.1. Несет ответственность за четкое и своевременное выполнение
своих обязанностей, предусмотренных настоящим Положением и
правилами внутреннего трудового распорядка лечебного учреждения.
4.2. Несет персональную ответственность за правильную и
своевременную лечебно-диагностическую помощь своим больным.
Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.А.КАРПЕЕВ
Приложение 3
к Приказу Минздрава России
от 10 сентября 1996 г. N 335
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА
ВРАЧА-СУРДОЛОГА-ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГА
В соответствии с требованиями специальности врач-сурдолог-
оториноларинголог должен знать и уметь:
1. Общие знания
- основы законодательства о здравоохранении и основные
директивные документы, определяющие деятельность органов и
учреждений здравоохранения;
- правовые вопросы российского здравоохранения;
- общие вопросы организации сурдологической и
оториноларингологической помощи взрослому и детскому населению и
работы больнично-поликлинических учреждений, детских дошкольных и
школьных учреждений для детей с нарушенным слухом;
- принципы выявления групп "риска" по тугоухости и глухоте у
новорожденных;
- принципы определения групп "риска" по тугоухости у работников
вредных профессий;
- принципы диспансеризации детей и взрослых с нарушениями
слуха;
- вопросы санитарно-просветительной работы с родителями и
детьми;
- санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия,
направленные на предотвращение развития нарушений слуха у взрослых
и детей;
- физиологию ЛОР-органов, взаимосвязь функциональных систем
организма и уровни их регуляции;
- возрастные аспекты развития слухового анализатора;
- анатомию и физиологию слухового и вестибулярного
анализаторов;
- основы медикаментозного и хирургического лечения нарушений
слуха у детей и взрослых; механизм действия основных групп
лекарственных веществ; показания и противопоказания к их
применению; осложнения, вызванные их применением;
- современные представления об этиологии и патогенезе различных
форм тугоухости;
- общие и специальные методы исследования в
оториноларингологии;
- клиническую и аудиологическую семиотику различных форм
тугоухости;
- дифференциальную и топическую диагностику различных форм
тугоухости;
- основы физической и физиологической акустики;
- принципы и критерии электроакустической коррекции нарушений
слуха при различных формах тугоухости;
- современные виды слухопротезирования, включающие различные
виды имплантационного слухопротезирования;
- организацию сурдопедагогической реабилитации больных с
нарушениями слуха;
- правильно установить диагноз при ЛОР патологии и назначить
адекватное лечение;
- владеть современными методами обследования больных с
нарушениями слуха (тональной и речевой пороговой и надпороговой
аудиомертрией, импедансометрией) и правильно их интерпретировать;
- владеть современными методами слухопротезирования;
- владеть дифференциальной и топической диагностикой различных
форм тугоухости.
Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.А.КАРПЕЕВ
Приложение 4
к Приказу Минздрава России
от 10 сентября 1996 г. N 335
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО АТТЕСТАЦИИ НА ПРИСВОЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "СУРДОЛОГИЯ-ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ"
Высшая квалификационная категория присваивается врачу-сурдологу-
оториноларингологу:
- имеющему высокую теоретическую и практическую подготовку в
диагностике и лечении заболеваний уха, горла и носа;
- в совершенстве владеющему современными методами
аудиологической диагностики заболеваний наружного, среднего и
внутреннего уха;
- умеющему квалифицированно решать вопросы дифференциальной и
топической диагностики различных форм тугоухости;
- умеющему квалифицированно оценивать данные психофизических и
объективных методов исследования слуха, компьютерной томографии и
рентгенологического исследования уха, микробиологических,
микологических иммунологических и биохимических исследований;
- квалифицированно решающему вопросы о направлении больных с
патологией среднего и внутреннего уха на стационарное лечение, в
том числе, на слухоулучшающие и слухосохраняющие операции,
кохлеарную имплантацию;
- имеющему высокую теоретическую и практическую подготовку в
области медицинской акустики, конструктивных особенностей
различных классов слуховых аппаратов, применения их при различных
формах и степенях тугоухости;
- умеющему высококвалифицированно решать вопросы выбора
параметров электроакустической коррекции, оценки эффективности
слухопротезирования;
- квалифицированно решающему вопросы определения инвалидности и
врачебно-трудовой экспертизы;
- имеющему необходимые знания о распространенности нарушений
слуха, их структуре, профилактике, раннем выявлении,
диспансеризации и реабилитации больных с нарушениями слуха;
- умеющему провести анализ показателей работы
сурдологопедического центра (кабинета);
- имеющему высокие производственные показатели в работе и
принимающему активное участие в научно-практической деятельности,
в подготовке и повышении квалификации врачей-сурдологов-
оториноларингологов и медсестер-аудиометристов;
- участвующему в пропаганде медицинских и санитарно-
гигиенических знаний среди населения.
По своим знаниям и опыту работы он может обеспечить
квалифицированное руководство сурдологопедическим центром
(кабинетом) в республиканских, краевых, областных и городских
лечебно-профилактических учреждениях и назначаться внештатным
сурдологом органов здравоохранения.
Первая квалификационная категория присваивается врачу-сурдологу-
оториноларингологу:
- имеющему хорошую теоретическую и практическую подготовку в
диагностике и лечении заболеваний уха, горла и носа;
- хорошо владеющему современными методами аудиологической
диагностики заболеваний наружного, среднего и внутреннего уха;
- умеющему квалифицированно решать вопросы дифференциальной и
топической диагностики различных форм тугоухости;
- умеющему правильно оценивать данные психофизических и
объективных методов исследования слуха, рентгенологического
исследования уха, микробиологических, микологических,
иммунологических и биохимических исследований;
- квалифицированно решающему вопросы о направлении больных с
патологией среднего и внутреннего уха на стационарное лечение, в
том числе, на слухоулучшающие и слухосохраняющие операции,
кохлеарную имплантацию;
- имеющему хорошую теоретическую и практическую подготовку в
области медицинской акустики, конструктивных особенностей
различных классов слуховых аппаратов, применения их при различных
формах и степенях тугоухости;
- умеющему квалифицированно решать вопросы выбора параметров
электроакустической коррекции, оценки эффективности
слухопротезирования;
- квалифицированно решающему вопросы определения инвалидности и
врачебно-трудовой экспертизы;
- имеющему необходимые знания о распространенности нарушений
слуха, их структуре, профилактике, раннем выявлении,
диспансеризации и реабилитации больных с нарушениями слуха;
- умеющему провести анализ показателей работы
сурдологопедического центра (кабинета);
- имеющему высокие производственные показатели в работе и
принимающему участие в подготовке врачей сурдологов-
оториноларингологов и медсестер-аудиометристов;
- участвующему в пропаганде медицинских и санитарно-
гигиенических знаний среди населения.
По своим знаниям и опыту работы он может обеспечить
квалифицированное руководство сурдологопедическим центром
(кабинетом) в областных и городских лечебно-профилактических
учреждениях и может быть использован в качестве внештатного
сурдолога органов здравоохранения.
Вторая квалификационная категория присваивается врачу-сурдологу-
оториноларингологу:
- имеющему достаточную теоретическую и практическую подготовку
в диагностике и лечении заболеваний уха, горла и носа;
- владеющему современными методами аудиологической диагностики
заболеваний наружного, среднего и внутреннего уха;
- умеющему правильно решать вопросы дифференциальной и
топической диагностики различных форм тугоухости;
- умеющему правильно оценивать данные аудиологического
обследования, рентгенологического исследования уха,
микробиологических и микологических исследований;
- правильно решающему вопросы о направлении больных с
патологией среднего и внутреннего уха на стационарное лечение, в
том числе, на слухоулучшающие и слухосохраняющие операции;
- владеющему информацией о конструктивных особенностях
различных классов слуховых аппаратов и применение их при различных
формах и степенях тугоухости;
- умеющему правильно решать вопросы выбора параметров
электроакустической коррекции, оценки эффективности
слухопротезирования;
- правильно решающему вопросы определения инвалидности и
врачебно-трудовой экспертизы;
- имеющему необходимые знания о распространенности нарушений
слуха, профилактики, раннем выявлении, диспансеризации и
реабилитации больных с нарушениями слуха;
- умеющими провести анализ показателей работы
сурдологопедического кабинета;
- имеющему высокие производственные показатели в работе и
принимающему участие в повышении квалификации медсестер-
аудиометристов;
- участвующему в пропаганде медицинских и санитарно-
гигиенических знаний среди населения.
По своим знаниям и опыту может работать врачом-сурдологом-
оториноларингологом.
Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.А.КАРПЕЕВ
|