ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 1996 г. N 1062
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ"
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 июня
1996 г. N 903 "О государственной поддержке интеграции высшего
образования и фундаментальной науки" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 3008), в целях развития
фундаментальных научных исследований, выполняемых совместно
учеными высшей школы, Российской академии наук, государственных
научных центров Российской Федерации, научно-исследовательских
организаций, и повышения качества фундаментального образования
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу
"Государственная поддержка интеграции высшего образования и
фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы" (далее именуется -
Программа) и представить ее Президенту Российской Федерации для
решения вопроса о придании Программе статуса президентской.
2. Утвердить Министерство общего и профессионального
образования Российской Федерации и Российскую академию наук
государственными заказчиками Программы.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству
финансов Российской Федерации при формировании федерального
бюджета на 1997 - 2000 годы включать Программу в перечень
федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет
средств федерального бюджета.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 сентября 1996 г. N 1062
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ"
Наименование Программы - Федеральная целевая программа
"Государственная поддержка интеграции
высшего образования и фундаментальной
науки на 1997 - 2000 годы"
Основание для разработки - Указ Президента Российской Федерации
Программы от 13 июня 1996 г. N 903
"О государственной поддержке интеграции
высшего образования и фундаментальной
науки"
Государственный заказчик - Министерство общего и профессионального
Программы образования Российской Федерации,
Российская академия наук
Основные исполнители - высшие учебные заведения и научные
Программы учреждения, определяемые по конкурсу
проектов
Основные разработчики - межведомственная рабочая группа,
Программы образованная поручением Правительства
Российской Федерации, экспертная группа
специалистов высшей школы и Российской
академии наук
Сроки и этапы - 1997 - 2000 годы
реализации Программы
Цель и задачи Программы, - развитие фундаментальных исследований,
важнейшие целевые выполняемых совместно учеными
показатели Российской академии наук и высшей школы
и способствующих обеспечению научной и
экономической независимости,
безопасности государства, повышению
его научного потенциала;
повышение качества фундаментального
образования, основанного на традициях
отечественной системы высшего
профессионального образования, развитие
уникальных, занимающих передовые
позиции в мировой науке научных школ и
участие студентов, аспирантов и
преподавателей в разработке проблем
фундаментальной и прикладной науки
непосредственно в лабораториях научных
институтов Российской академии наук;
подготовка и издание учебников,
аккумулирующих новые достижения науки;
повышение престижа фундаментального
образования и создание благоприятных
условий для успешного обучения
студентов, развитие новых форм,
включая магистратуру;
создание современных образовательных
программ, учитывающих взаимодействие
естественнонаучных и гуманитарных
знаний;
поддержка различных форм научного
творчества молодежи;
создание современной уникальной
приборно-аналитической базы совместных
фундаментальных исследований в вузах и
научных институтах, модернизация
учебных лабораторных практикумов;
создание баз данных по математическим,
естественнонаучным и другим
фундаментальным дисциплинам;
обеспечение инфраструктуры
фундаментальной науки
Основные направления - развитие совместных фундаментальных
реализации исследований, проводимых высшими
Программы учебными заведениями, Российской
академией наук, отраслевыми академиями
наук и государственными научными
центрами Российской Федерации;
обеспечение взаимодействия
академической науки с образовательным
процессом в высших учебных заведениях;
формирование информационной базы
фундаментальных исследований в целях
совершенствования учебного процесса в
высших учебных заведениях;
развитие опытно-экспериментальной и
приборной базы фундаментальных
исследований для совместного
использования научными сотрудниками,
преподавателями, студентами и
аспирантами высших учебных заведений и
научно-исследовательских организаций;
поддержка экспедиционных и полевых
исследований, выполняемых научными
сотрудниками, преподавателями и
студентами высших учебных заведений
совместно с учеными Российской академии
наук;
создание условий для повышения
престижности изучения фундаментальных
наук в высших учебных заведениях
Ожидаемые конечные - создание наиболее эффективной системы
результаты реализации развития фундаментальных наук благодаря
Программы кооперации ученых университетов,
высших учебных заведений и институтов
Российской академии наук, оптимальное
решение проблем сохранения ведущих
научных школ и развития приоритетных
направлений, определяемых
государственной научно-технической
политикой;
повышение качества математического и
естественнонаучного образования,
обновление его содержания и создание
современных образовательно -
профессиональных программ;
обновление приборной и информационной
базы фундаментального образования;
развитие новых форм организации
учебного процесса, индивидуализация
обучения и выявление талантливой
молодежи;
создание научно-образовательных
комплексов, обеспечивающих
взаимодействие фундаментальной
академической и вузовской науки как
основы подготовки кадров высшей
квалификации
Объемы и источники - всего - 3158 млрд. рублей
финансирования (в ценах 1996 года) за счет средств
Программы федерального бюджета,
из них:
Министерству общего и профессионального
образования Российской Федерации -
2729 млрд. рублей,
Российской академии наук -
429 млрд. рублей
Система организации - контроль за исполнением Программы
контроля за осуществляют Министерство общего и
исполнением профессионального образования
Программы Российской Федерации и Российская
академия наук. Ход работы по проектам и
их итоги, оценка их социальной и
экономической эффективности, а также
научной значимости рассматриваются
советом Программы и принимаются
заказчиком в установленном порядке.
Министерство общего и профессионального
образования Российской Федерации и
Российская академия наук направляют
ежегодно, до 1 февраля года,
следующего за отчетным, в Министерство
экономики Российской Федерации и
Министерство финансов Российской
Федерации доклады о ходе работ,
предусмотренных Программой, и
эффективности использования финансовых
средств
I. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ
Одним из существенных недостатков в развитии научно -
технического потенциала страны является все увеличивающийся разрыв
между академической и вузовской фундаментальной наукой. Это
приводит к распылению средств, разобщенности ученых и к снижению
качества образования, делает практически недоступными для
студентов и аспирантов лаборатории и уникальные установки
институтов Российской академии наук и отраслевых академий.
Вследствие недостаточного финансирования значительно снижена
эффективность таких форм подготовки специалистов, которые основаны
на взаимодействии ученых высших учебных заведений и Российской
академии наук, и прежде всего таких форм, как научно -
исследовательские институты при ряде ведущих университетов страны
и базовые кафедры при научных учреждениях Российской академии
наук.
В то же время развитие новых форм образования, предполагающее
обеспечение его непрерывности в цепочке школа - вуз -
аспирантура - докторантура, требует формирования крупных учебно -
научных комплексов, центров. Для своего функционирования эти
центры должны обладать хорошо развитой инфраструктурой, в том
числе и социальной, иметь уникальную научную аппаратуру и
установки, необходимые объемы лабораторного оборудования и
реактивов.
Все большую роль в подготовке специалистов играет и
информационное обеспечение развития фундаментальной науки и
образования. Однако реальная ситуация ведет к тому, что его
уровень неуклонно снижается - устаревают учебники, ученые и
студенты крайне ограничены в поездках на международные научные
мероприятия, отсутствует возможность стажировок.
Одной из существенных трудностей в современной системе высшего
профессионального образования является недостаточная разработка
некоторых теоретических вопросов, в частности, вопросов
соотношения естественнонаучных и гуманитарных знаний при
подготовке специалистов.
Решение вопросов интеграции высшего образования и
фундаментальной науки требует разработки федеральной целевой
программы, увязанной по ресурсам, исполнителям и срокам реализации
комплекса научно-исследовательских, социально-экономических,
правовых, организационно-хозяйственных и других мероприятий.
Федеральная целевая программа "Государственная поддержка
интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 -
2000 годы" (далее именуется - Программа) разработана в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 июня
1996 г. N 903.
Программа предусматривает развитие всех форм взаимодействия
академической и вузовской науки, поддержку совместных
исследований, проводимых на базе Российской академии наук и ее
региональных отделений, Российской академии медицинских наук,
Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии
архитектуры и строительных наук, Российской академии образования,
университетов и высших учебных заведений, а также информационное и
приборное обеспечение учебного процесса.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Программа направлена на углубление и расширение взаимодействия
академической и вузовской науки, повышение качества образования с
целью сохранения и развития научно-технического потенциала страны.
Для достижения целей Программы предусматривается решение
следующих задач:
развитие совместных фундаментальных исследований, проводимых в
высших учебных заведениях, Российской академии наук, отраслевых
академиях наук и государственных научных центрах Российской
Федерации;
обеспечение взаимодействия академической науки с
образовательным процессом в высших учебных заведениях;
формирование информационной базы фундаментальных исследований
в целях совершенствования учебного процесса в высших учебных
заведениях;
развитие опытно-экспериментальной и приборной базы
фундаментальных исследований для совместного использования
научными сотрудниками, преподавателями, студентами, аспирантами
высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций;
поддержка экспедиционных и полевых исследований, выполняемых
научными сотрудниками, преподавателями и студентами высших учебных
заведений совместно с учеными Российской академии наук;
создание условий для повышения престижности изучения
фундаментальных наук в высших учебных заведениях.
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
И ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Программа является составной частью комплекса мероприятий,
направленных на сохранение и развитие основы научно-технического
потенциала страны - фундаментальной науки и высшей школы. Снижение
уровня фундаментальной подготовки выпускников университетов и
вузов грозит нашей стране дальнейшим отставанием в области
современных наукоемких технологий, замедлением темпов ее
экономического развития и утратой конкурентоспособности на мировом
рынке.
Программа должна обеспечить условия для дальнейшего развития
фундаментальных наук путем исследований, проводимых в высших
учебных заведениях, особенно в классических университетах,
совместно с Российской академией наук, и совершенствования
подготовки студентов, аспирантов и докторантов для работы в
научных организациях и образовательных учреждениях Российской
Федерации. Основные направления Программы ориентированы на решение
важнейшей задачи государственной научно-технической политики - на
развитие различных форм взаимодействия университетов России с
академическими, другими научными учреждениями с целью подготовки
высококвалифицированных молодых научно-педагогических кадров,
способных на высоком профессиональном уровне решать ключевые
проблемы научно-технического и социально-экономического развития.
Решение этой проблемы предполагает создание современного
приборного и информационного обеспечения фундаментальной науки.
Программа имеет конкретную направленность на развитие научно -
образовательной инфраструктуры России, включая кадровый,
информационный и приборный компоненты, в результате чего будет
обеспечено выполнение любых конкретных задач, поставленных
государством перед высшей школой в области фундаментальных наук.
Исходя из указанных целей и задач, Программа предусматривает
следующие пять направлений.
1. Развитие совместных фундаментальных исследований,
проводимых в высших учебных заведениях, в Российской
академии наук, в отраслевых академиях наук
и в государственных научных центрах
Российской Федерации
Особенностью организации фундаментальных исследований в России
является наличие крупных научных школ в институтах Российской
академии наук, университетах и высших учебных заведениях, играющих
передовую роль в мировой науке. Это позволило сформировать систему
образования, основанную на базовой подготовке студентов в области
фундаментальных наук, отличную от многих других систем,
существующих в Европе и в США.
На базе этой системы образования ведется подготовка студентов,
аспирантов и докторантов, готовятся научные и педагогические кадры
математиков, физиков, химиков, биологов, геологов и других
специалистов для всех вузов России, институтов Российской академии
наук, других академий и отраслевых институтов. Подготовка
специалистов в этих областях знаний, имеющих фундаментальное
образование и широкий научный кругозор, в последние годы
испытывает серьезные сложности из-за финансовых проблем.
Программой предусмотрено целевое финансирование совместных
фундаментальных исследований в области математики, физики, химии и
других фундаментальных наук как необходимой основы для сохранения
и дальнейшего развития уровня подготовки научно-педагогических и
научных кадров. Перспективная талантливая молодежь должна
целенаправленно привлекаться к участию в работе научных
коллективов. С этой целью Программой предусмотрено расширение
участия студентов и аспирантов в работе российских научных школ
мирового уровня, а также обеспечение стажировки студентов и
аспирантов в зарубежных научных центрах. Предусматривается
развитие новых форм подготовки специалистов, ориентированных на
научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность.
Программой предусматривается возрождение финансовой поддержки
проведения студенческих научных олимпиад, конкурсов, научных
молодежных школ и конференций. Специальное внимание уделено
финансированию участия талантливых молодых исследователей
университетов в международных конгрессах и конференциях по
фундаментальным проблемам науки.
2. Обеспечение взаимодействия академической науки
с образовательным процессом в высших учебных заведениях
Наиболее эффективной формой взаимодействия вузовской,
академической и отраслевой науки, которая успешно развивалась
ранее и оказалась не реализованной из-за финансовых трудностей,
являлась система филиалов кафедр университетов и вузов в научных
учреждениях Российской академии наук и в отраслевых академиях, а
также университетских кафедр - лабораторий, обеспечивавшая
интеграцию образовательного процесса и фундаментальных научных
исследований и использовавшаяся для проведения студенческих
практик, для выполнения дипломных работ, подготовки аспирантов и
соискателей, стажеров - исследователей. Они получали возможность
работать в сильных научных коллективах, проникнуться атмосферой
научного поиска, принять участие в научных исследованиях.
Такая форма взаимодействия позволяет ликвидировать обычно
имеющийся разрыв в 5 - 7 лет между содержанием учебников и текущим
состоянием науки. Поэтому укрепление и расширение системы филиалов
кафедр является одним из важных направлений эффективного
использования научных результатов в учебном процессе.
Аналогичный эффект оказывает и привлечение ученых из
учреждений Российской академии наук и других академий для
педагогической работы в вузах. Поэтому поддержка преподавателей,
ученых высшей школы, Российской академии наук и отраслевых
академий наук, преподающих основные курсы в вузах, является одним
из условий результативности взаимодействия фундаментальной науки с
педагогическим процессом в вузах.
Анализ ситуации с молодыми кадрами показал эффективность
внедрения новых форм подготовки специалистов, в основу которых
были положены идеи, реализованные в свое время академиками
М.А. Лаврентьевым и А.Н. Колмогоровым, - создание при крупных
научных центрах и ведущих университетах России колледжей, лицеев,
гимназий, школ - интернатов. Однако работа таких образовательных
учреждений наталкивается на очень большие финансовые трудности.
Поэтому предусматривается поддержка новых форм подготовки
специалистов, включая создание университетами и научными
учреждениями Российской академии наук совместных учебно-научных
центров, совместных университетов пред- и последипломного
образования. Особого внимания требует довузовское профилирующее
образование в различных учебных заведениях, функционирующих при
университетах и вузах России и институтах Российской академии наук
и ее региональных отделений, Российской академии медицинских наук,
Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии
архитектуры и строительных наук, Российской академии образования.
3. Развитие опытно-экспериментальной и приборной
базы фундаментальных исследований для совместного
использования научными сотрудниками, преподавателями,
студентами и аспирантами высших учебных заведений
и научно-исследовательских организаций
Общеизвестно, что современная наука развивается на базе
совершенных, дорогостоящих, уникальных установок и приборов. Как
правило, эти установки являются базовыми для работы ученых разных
направлений и обеспечивают работу национальных и международных
научных центров.
Особая важность финансирования научной приборной базы
обуславливается ее необходимостью для решения приоритетных проблем
фундаментальной науки, возможностью ее использования в
педагогическом процессе и перспективами создания на ее основе
творческого коллектива ученых при широком участии студентов,
аспирантов и докторантов в научно-исследовательской работе. С этой
целью необходимо осуществить приоритетное обеспечение
оборудованием, современной технической и материальной базой
российских научных школ мирового уровня, закупку зарубежной
уникальной аппаратуры и ее концентрацию путем создания центров
коллективного пользования в целях обеспечения нужд вузовской и
академической науки.
Сейчас создалась ситуация, когда в научных лабораториях и на
кафедрах вузов разработаны лабораторные модели ряда приборов и
установок, которые значительно превосходят по техническим данным
существующие зарубежные аналоги или не имеют аналогов вообще.
Однако промышленность не может организовать их производство. В
связи с этим Программа предусматривает финансирование
соответствующих работ для производства уникальных приборов и
установок. Потребуется государственная поддержка работ по созданию
макетов и опытных образцов по результатам фундаментальных
исследований, проводимых совместно Российской академией наук,
университетами и вузами России.
В то же время в высших учебных заведениях и научных
учреждениях Российской академии наук имеются установки, выход из
строя которых может угрожать безопасности людей или вызвать
экологическую катастрофу. Очевидна необходимость профилактических
работ на таких установках и поддержание их в режиме безопасной
работы, исходя из чего предусматривается соответствующая
финансовая поддержка, прежде всего установок, используемых как
высшей школой, так и Российской академией наук.
4. Формирование информационной базы фундаментальных
исследований в целях совершенствования учебного
процесса в высших учебных заведениях
Несомненно, наиболее слабым звеном в инфраструктуре
фундаментальной науки является издание научной и учебной
литературы, организация международного межбиблиотечного обмена.
Недостаточное финансирование издательской деятельности приводит к
тому, что теряются приоритеты, устаревают учебники.
Программа предусматривает развитие информационной базы
фундаментальной науки, поддержку издательской деятельности, прежде
всего в направлении совершенствования учебного процесса,
обеспечения новых технологий преподавания фундаментальных
математических, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.
Крайне необходимым для успешного осуществления реформы высшего
образования является издание учебной литературы в виде серии
учебников и учебных пособий. Предусматривается поддержка изданий
научно-популярных книг, предназначенных для развития интереса
школьников к естественным наукам.
В Программе планируется специальная поддержка научного
книгоиздания. Необходимо предусмотреть выделение средств для
комплектования библиотек новыми учебниками и монографиями,
приобретения копировальной техники, а также для предоставления
подписки на современные научные и образовательные журналы, которые
находятся в тяжелом положении (за счет подписки их издание
обеспечивается на 7 - 12 процентов).
Одним из важных направлений информационной базы науки является
участие преподавателей, ученых высшей школы и Российской академии
наук в международных конгрессах, конференциях и других научных
мероприятиях, связанных с реализацией Программы. Кроме того,
необходимо командирование в зарубежные ведущие научные центры для
научной работы преподавателей, ученых высшей школы, Российской
академии наук и отраслевых академий, читающих и преподающих
основные курсы в университетах и вузах.
Формирование информационной базы фундаментальных наук
непосредственно связано с дальнейшим развитием компьютерных
коммуникаций, созданием баз данных по фундаментальным дисциплинам.
Предусматривается также создание и поддержание единого банка
данных о приборах и установках, разрабатываемых в университетах и
учреждениях Российской академии наук и доведенных до товарного
вида.
В целях поддержки лицензионной работы предполагается оказать
финансовую поддержку выставочной деятельности.
5. Поддержка экспедиционных и полевых исследований,
выполняемых научными сотрудниками, преподавателями
и студентами высших учебных заведений совместно
с учеными Российской академии наук
Экспедиционные и полевые исследования имеют особое значение, в
первую очередь для биологических наук, наук о Земле, истории и
археологии. Однако практически весь комплекс этих работ сейчас
свернут из-за высокой стоимости транспорта и проживания. Вместе с
тем Российская Федерация в связи с распадом СССР лишилась многих
уникальных месторождений, в том числе и важных для национальной
безопасности. Безвозвратно гибнут памятники истории и архитектуры,
уничтожается живая природа.
В связи с этим в Программе предусматривается выделение средств
на экспедиционные и полевые исследования, включая студенческую
практику, а также участие в этих исследованиях дипломников,
аспирантов и преподавателей.
IV. ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Основным источником ресурсного обеспечения Программы является
бюджетное финансирование.
В отличие от других целевых программ федерального и иного
уровня, принципов финансирования фундаментальных исследований
Российским фондом фундаментальных исследований финансирование
Программы предполагает направление финансовых средств лишь на
целевые расходы, связанные с выплатой разовых платежей на цели,
предусмотренные Программой. Программа состоит из совокупности
независимых проектов, которые могут выполнятся в условиях разового
финансирования.
Расходы на капитальное строительство могут быть направлены
только на цели, предусмотренные разделами I и II Программы.
ИСТОЧНИКИ И ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
млрд. рублей, в ценах 1996 года
-----------------------------T------T------T-------T-------T-----¬
¦ Направление расходов и ¦Всего ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ 1999 ¦2000 ¦
¦ источники финансирования ¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
+----------------------------+------+------+-------+-------+-----+
¦Финансовые затраты - всего ¦ 3158 ¦ 782 ¦ 786 ¦ 788 ¦ 802 ¦
¦ в том числе из: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦федерального бюджета ¦ 3158 ¦ 782 ¦ 786 ¦ 788 ¦ 802 ¦
¦внебюджетных источников ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Государственные инвестиции -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦всего ¦ 200 ¦ 50 ¦ 50 ¦ 50 ¦ 50 ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Министерство общего и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦профессионального ¦ 100 ¦ 25 ¦ 25 ¦ 25 ¦ 25 ¦
¦образования Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Российская академия наук ¦ 100 ¦ 25 ¦ 25 ¦ 25 ¦ 25 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦НИОКР - всего ¦ 458 ¦ 120 ¦ 114 ¦ 114 ¦ 110 ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Министерство общего и ¦ 229 ¦ 60 ¦ 57 ¦ 57 ¦ 55 ¦
¦профессионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦образования Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Российская академия наук ¦ 229 ¦ 60 ¦ 57 ¦ 57 ¦ 55 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Прочие текущие расходы - ¦ 2500 ¦ 612 ¦ 622 ¦ 624 ¦ 642 ¦
¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Министерство общего и ¦ 2400 ¦ 587 ¦ 597 ¦ 599 ¦ 617 ¦
¦профессионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦образования Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Российская академия наук ¦ 100 ¦ 25 ¦ 25 ¦ 25 ¦ 25 ¦
L----------------------------+------+------+-------+-------+------
Финансирование научно-исследовательских и опытно -
конструкторских работ и прочих текущих расходов по Программе
осуществляется за счет средств федерального бюджета целевым
назначением через Министерство общего и профессионального
образования Российской Федерации и Российскую академию наук в
пределах выделяемых им ассигнований.
V. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ
ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
Государственным заказчиком Программы являются Министерство
общего и профессионального образования Российской Федерации и
Российская академия наук.
Управление Программой осуществляет совет, в который входят
представители Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации, Российской академии наук, других основных
исполнителей Программы.
Реализация Программы осуществляется на широкой конкурсной
основе.
Сообщение о конкурсе публикуется в средствах массовой
информации, изданиях Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации, Российской академии наук и ее
региональных отделений за 6 месяцев до его проведения.
Информационное сообщение содержит сведения о проектах, по
которым объявляется конкурс, сроках и порядке его проведения,
форме предоставления материалов.
Проекты - заявки на конкурс принимаются от высших учебных
заведений и научно-исследовательских организаций, осуществляющих
фундаментальные исследования. Проекты должны носить комплексный
характер и основываться на совместных работах и исследованиях,
проводимых учеными высших учебных заведений и академических
институтов.
Работы, поступившие на конкурс, проходят экспертизу.
Содержанием экспертизы является оценка научных достоинств
проекта, его значение для совершенствования учебного процесса,
реальность выполнения работы в срок и в пределах установленных
размеров финансирования. Экспертиза проектов - заявок
осуществляется группами экспертов по направлениям Программы. При
формировании экспертных групп обязательным является включение в их
состав представителей ведущих университетов и академических
институтов из различных регионов страны.
Председатели групп экспертов по направлениям Программы
утверждаются советом Программы.
Совет Программы:
принимает решение об объявлении конкурса и о его результатах
на основе экспертных заключений;
организует рассмотрение поступивших проектов - заявок, включая
их экспертизу;
определяет структуру конкурсных проектов, требования по
оформлению представляемых материалов;
рассматривает результаты выполнения Программы в целом и по
каждому из направлений.
Совет Программы возглавляют сопредседатели, являющиеся
руководителями Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации и Российской академии наук.
Текущее управление Программой, включая сбор, анализ и
обобщение материалов проектов - заявок участников Программы,
организацию работы экспертных групп, сбор информации о ходе
выполнения проектов и подготовку материалов для сводных отчетов,
осуществляется дирекцией Программы.
Контроль за исполнением Программы осуществляется Министерством
общего и профессионального образования Российской Федерации и
Российской академией наук. Ход работы по проектам и их итоги,
оценка их социальной и экономической эффективности и научной
значимости рассматриваются советом Программы и принимаются
заказчиком в установленном порядке.
С учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств
Министерство общего и профессионального образования Российской
Федерации и Российская академия наук при необходимости по
согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и
Министерством финансов Российской Федерации уточняют целевые
показатели, в том числе включение и исключение проектов, затраты
по программным мероприятиям, состав исполнителей, механизм
реализации.
Ежегодно, до 1 февраля, Министерство общего и
профессионального образования Российской Федерации и Российская
академия наук направляют в Министерство экономики Российской
Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о
ходе работ по Программе и об эффективности использования
финансовых средств.
VI. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
---------------------------------T-----------T-------------------T---------------------¬
¦ ¦ Срок ¦ Сметная стоимость ¦ Ожидаемые конечные ¦
¦ ¦выполнения,¦ программных ¦результаты реализации¦
¦ ¦ заказчик ¦ мероприятий, ¦ Программы ¦
¦ ¦ ¦ млрд. рублей ¦ ¦
¦ ¦ +------T------------+ ¦
¦ ¦ ¦1997 -¦в том числе ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 2000 +-----T------+ ¦
¦ ¦ ¦годы -¦1997 ¦1998 -¦ ¦
¦ ¦ ¦всего ¦ год ¦ 2000 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ годы ¦ ¦
+--------------------------------+-----------+------+-----+------+---------------------+
¦1. Развитие совместных фунда-¦1997 - 2000¦ 545 ¦ 135 ¦ 410 ¦повышение качества ¦
¦ ментальных исследований,¦ годы ¦ ¦ ¦ ¦образования, обеспе- ¦
¦ проводимых в высших учебных¦Министерст-¦ ¦ ¦ ¦чивающего научную и ¦
¦ заведениях, Российской ака-¦во общего ¦ ¦ ¦ ¦экономическую неза- ¦
¦ демии наук, отраслевых ака-¦и професси-¦ ¦ ¦ ¦висимость и безопас- ¦
¦ демиях наук и государствен-¦онального ¦ ¦ ¦ ¦ность государства, ¦
¦ ных научных центрах Россий-¦образования¦ ¦ ¦ ¦благополучие граждан ¦
¦ ской Федерации ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.1. Обеспечение проведения ¦Российская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ фундаментальных исследова- ¦академия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ний, выполняемых совместно ¦наук ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ учеными Российской академии¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ наук и высшей школы и спо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ собствующих развитию обра- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ зования и разработке обра- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ зовательных программ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ (10 проектов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.2. Создание правовой и норма-¦ ¦ ¦ ¦ ¦разработка правовых и¦
¦ тивной базы, способствующей¦ ¦ ¦ ¦ ¦нормативных докумен-¦
¦ развитию фундаментальных¦ ¦ ¦ ¦ ¦тов, регулирующих¦
¦ наук (2 проекта) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦развитие фундамен-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тальных исследований¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.3. Развитие системы непрерыв-¦ ¦ ¦ ¦ ¦создание системы пре-¦
¦ ного образования: школа -¦ ¦ ¦ ¦ ¦емственных государс-¦
¦ вуз - аспирантура - докто-¦ ¦ ¦ ¦ ¦твенных образова-¦
¦ рантура как базы подготовки¦ ¦ ¦ ¦ ¦тельных стандартов¦
¦ научно-педагогических кад- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦общего и профессио-¦
¦ ров (6 проектов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нального образования ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.4. Создание системы поощрения¦ ¦ ¦ ¦ ¦повышение престижа и¦
¦ студентов и аспирантов,¦ ¦ ¦ ¦ ¦создание условий для¦
¦ проводящих совместные исс-¦ ¦ ¦ ¦ ¦успешного обучения¦
¦ ледования в научных учреж-¦ ¦ ¦ ¦ ¦студентов математи-¦
¦ дениях Российской академии¦ ¦ ¦ ¦ ¦ческих и естествен-¦
¦ наук и высшей школы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нонаучных факульте- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тов ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.5. Поддержка обучения и стажи-¦ ¦ ¦ ¦ ¦освоение достижений¦
¦ ровок наиболее способных¦ ¦ ¦ ¦ ¦мировой науки в об-¦
¦ студентов (1000 чел.) и ас-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ласти математических¦
¦ пирантов (100 чел.) в веду-¦ ¦ ¦ ¦ ¦и естественных наук.¦
¦ щих научных центрах мира ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Утверждение престижа¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦российской высшей¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦школы ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.6. Воссоздание студенческих¦ ¦ ¦ ¦ ¦создание условий для¦
¦ научных олимпиад, конкур-¦ ¦ ¦ ¦ ¦выявления наиболее¦
¦ сов, научных молодежных¦ ¦ ¦ ¦ ¦талантливой молодежи¦
¦ школ и конференций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и индивидуализации¦
¦ (150 проектов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.7. Обеспечение участия талант-¦ ¦ ¦ ¦ ¦развитие коммуника-¦
¦ ливых молодых исследовате-¦ ¦ ¦ ¦ ¦тивных возможностей¦
¦ лей университетов в между-¦ ¦ ¦ ¦ ¦для молодых исследо-¦
¦ народных конференциях по¦ ¦ ¦ ¦ ¦вателей ¦
¦ фундаментальным проблемам¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ математических и естествен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ных наук (150 чел.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.8. Развитие научных исследова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦создание учебно-мето-¦
¦ ний и создание образова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦дических комплексов,¦
¦ тельно-профессиональных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечивающих разви-¦
¦ программ, направленных на¦ ¦ ¦ ¦ ¦тие междисциплинарных¦
¦ взаимное проникновение фун-¦ ¦ ¦ ¦ ¦образовательных прог-¦
¦ даментальных, естественно -¦ ¦ ¦ ¦ ¦рамм ¦
¦ научных и гуманитарных зна-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ний (10 проектов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Обеспечение взаимодействия ¦1997 - 2000¦ 546 ¦ 136 ¦ 410 ¦ ¦
¦ академической науки с ¦ годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ образовательным процессом в ¦Министерс- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ высших учебных заведениях ¦тво общего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и профес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сионально- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦го образо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вания Рос- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сийской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦академия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наук ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.1. Развитие системы совместных¦ ¦ ¦ ¦ ¦интеграция вузов,¦
¦ учебно-научных центров, фи-¦ ¦ ¦ ¦ ¦Российской академии¦
¦ лиалов университетов и ка-¦ ¦ ¦ ¦ ¦наук и других акаде-¦
¦ федр университетов в науч-¦ ¦ ¦ ¦ ¦мий в подготовке сту-¦
¦ ных учреждениях Российской¦ ¦ ¦ ¦ ¦дентов и научных сот-¦
¦ академии наук и отраслевых¦ ¦ ¦ ¦ ¦рудников ¦
¦ академий (100 проектов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.2. Развитие системы колледжей,¦ ¦ ¦ ¦ ¦развитие существующих¦
¦ лицеев, гимназий, школ -¦ ¦ ¦ ¦ ¦и создание новых¦
¦ интернатов при крупных на-¦ ¦ ¦ ¦ ¦центров специализиро-¦
¦ учных центрах и ведущих¦ ¦ ¦ ¦ ¦ванной подготовки¦
¦ университетах России ¦ ¦ ¦ ¦ ¦школьников при уни-¦
¦ (100 проектов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦верситетах и научных¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦центрах Российской¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦академии наук ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.3. Поддержка инфраструктуры¦ ¦ ¦ ¦ ¦создание инфраструк-¦
¦ крупных учебно-научных¦ ¦ ¦ ¦ ¦туры, обеспечивающей¦
¦ центров, образованных на¦ ¦ ¦ ¦ ¦функционирование ¦
¦ базе университетов и инсти-¦ ¦ ¦ ¦ ¦учебно-научных цент-¦
¦ тутов Российской академии¦ ¦ ¦ ¦ ¦ров ¦
¦ наук (50 проектов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.4. Разработка новых форм выс-¦ ¦ ¦ ¦ ¦предоставление граж-¦
¦ шего профессионального об-¦ ¦ ¦ ¦ ¦данам новых возмож-¦
¦ разования (10 проектов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ностей в получении¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования, индиви-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дуализация образова-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тельных программ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Развитие опытно-эксперимен-¦1997 - 2000¦ 886 ¦ 219 ¦ 667 ¦ ¦
¦ тальной и приборной базы¦ годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ фундаментальных исследова-¦Министерс- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ний для совместного исполь-¦тво общего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ зования научными сотрудни-¦и профес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ками, преподавателями, сту-¦сионально- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ дентами, аспирантами высших¦го образо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ учебных заведений и науч-¦вания Рос- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ но-исследовательских органи-¦сийской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ заций ¦Федерации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦академия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наук ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.1. Обеспечение научным обору-¦ ¦ ¦ ¦ ¦модернизация и созда-¦
¦ дованием, современной тех-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ние современной при-¦
¦ нической и материальной ба-¦ ¦ ¦ ¦ ¦борно-аналитической ¦
¦ зой Российской академии на-¦ ¦ ¦ ¦ ¦базы фундаментальных¦
¦ ук, университетов и вузов,¦ ¦ ¦ ¦ ¦исследований в вузах ¦
¦ имеющих научные школы миро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ вого уровня в области мате-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ матики, механики, физики,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ химии, биологии и наук о¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Земле и проводящих совмест-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ные исследования (100 про-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ектов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.2. Создание центров коллектив-¦ ¦ ¦ ¦ ¦повышение эффектив-¦
¦ ного пользования для нужд¦ ¦ ¦ ¦ ¦ности использования¦
¦ вузовской и академической¦ ¦ ¦ ¦ ¦приборной базы ¦
¦ науки, оснащение их совре-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ менной научной аппаратурой¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ (5 проектов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.3. Развитие на базе универси-¦ ¦ ¦ ¦ ¦производство новейших¦
¦ тетов, вузов и институтов¦ ¦ ¦ ¦ ¦приборов и установок¦
¦ Российской академии наук¦ ¦ ¦ ¦ ¦для учебного и науч-¦
¦ опытных производств по из-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ного процессов ¦
¦ готовлению приборов и уста-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ новок, которые превосходят¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ зарубежные аналоги или не¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ имеют аналогов (40 проек-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ тов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.4. Обеспечение вузов необходи-¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечение работос-¦
¦ мыми материалами для прове-¦ ¦ ¦ ¦ ¦пособности лаборато-¦
¦ дения лабораторных занятий,¦ ¦ ¦ ¦ ¦рий, центров, кафедр¦
¦ для курсовых и дипломных¦ ¦ ¦ ¦ ¦систематическим снаб-¦
¦ работ студентов по физике,¦ ¦ ¦ ¦ ¦жением реактивами,¦
¦ химии, биологии, геологии¦ ¦ ¦ ¦ ¦материалами и т.п. ¦
¦ (500 проектов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.5. Поддержание в рабочем сос-¦ ¦ ¦ ¦ ¦создание системы¦
¦ тоянии установок, необходи-¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечения работос-¦
¦ мых для научной деятельнос-¦ ¦ ¦ ¦ ¦пособности установок¦
¦ ти, установок в университе-¦ ¦ ¦ ¦ ¦как необходимая осно-¦
¦ тах и научных учреждениях¦ ¦ ¦ ¦ ¦ва интеграции научно-¦
¦ Российской академии наук¦ ¦ ¦ ¦ ¦го и учебного процес-¦
¦ (100 проектов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сов ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. Формирование информационной¦1997 - 2000¦ 886 ¦ 219 ¦ 667 ¦ ¦
¦ базы фундаментальных иссле-¦ годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ дований в целях совершен-¦Министерс- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ствования учебного процесса¦тво общего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в высших учебных заведениях¦и профес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сионально- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦го образо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вания Рос- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сийской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦академия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наук ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.1. Издание научной и учебной¦ ¦ ¦ ¦ ¦подготовка на базе¦
¦ литературы в области фун-¦ ¦ ¦ ¦ ¦новой учебной и науч-¦
¦ даментальных наук, в том¦ ¦ ¦ ¦ ¦ной литературы совре-¦
¦ числе серии учебников и¦ ¦ ¦ ¦ ¦менных специалистов,¦
¦ учебных пособий (1000 про-¦ ¦ ¦ ¦ ¦способных обеспечить¦
¦ ектов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦научный и технический¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦прогресс ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.2. Организация и поддержка¦1997 - 2000¦ ¦ ¦ ¦обеспечение препода-¦
¦ международного межбиблио-¦ годы ¦ ¦ ¦ ¦вателей и научных ра-¦
¦ течного обмена (300 проек-¦Министерс- ¦ ¦ ¦ ¦ботников информацией¦
¦ тов) ¦тво общего ¦ ¦ ¦ ¦о мировых достижениях¦
¦ ¦и профес- ¦ ¦ ¦ ¦в области фундамен-¦
¦ ¦сионально- ¦ ¦ ¦ ¦тальных исследований ¦
¦ ¦го образо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вания Рос- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сийской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦академия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наук ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.3. Развитие новых технологий¦ ¦ ¦ ¦ ¦повышение эффектив-¦
¦ преподавания фундаменталь-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ности образовательно-¦
¦ ных дисциплин (50 проектов)¦ ¦ ¦ ¦ ¦го процесса ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.4. Развитие издания научно-по-¦ ¦ ¦ ¦ ¦пропаганда естествен-¦
¦ пулярных книг в области ес-¦ ¦ ¦ ¦ ¦нонаучных знаний¦
¦ тественных наук (250 проек-¦ ¦ ¦ ¦ ¦среди молодежи ¦
¦ тов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.5. Поддержка издания научных¦ ¦ ¦ ¦ ¦создание информацион-¦
¦ журналов, прежде всего в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ной базы для подго-¦
¦ области математики, механи-¦ ¦ ¦ ¦ ¦товки специалистов на¦
¦ ки, физики, химии, биологии¦ ¦ ¦ ¦ ¦соответствующем сов-¦
¦ и наук о Земле (150 проек-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ременным требованиям¦
¦ тов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦уровне ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.6. Комплектование библиотек¦ ¦ ¦ ¦ ¦создание информацион-¦
¦ новыми учебниками, моногра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ной базы для подго-¦
¦ фиями, подписными изданиями¦ ¦ ¦ ¦ ¦товки специалистов на¦
¦ (1000 проектов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦соответствующем сов-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ременным требованиям¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦уровне ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.7. Обеспечение участия препо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦расширение возможнос-¦
¦ давателей, ученых высшей¦ ¦ ¦ ¦ ¦тей для обмена ре-¦
¦ школы и Российской академии¦ ¦ ¦ ¦ ¦зультатами научных¦
¦ наук в международных конг-¦ ¦ ¦ ¦ ¦исследований ¦
¦ рессах, конференциях и дру-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ гих научных мероприятиях,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ связанных с реализацией¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Программы (1000 заявок) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.8. Командирование в зарубежные¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечение препода-¦
¦ ведущие научные центры для¦ ¦ ¦ ¦ ¦вателям и ученым воз-¦
¦ научной работы преподавате-¦ ¦ ¦ ¦ ¦можности освоения¦
¦ лей, ученых высшей школы,¦ ¦ ¦ ¦ ¦идей и методов прове-¦
¦ Российской академии наук и¦ ¦ ¦ ¦ ¦дения научных иссле-¦
¦ отраслевых академий наук,¦ ¦ ¦ ¦ ¦дований в зарубежных¦
¦ читающих основные курсы в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ведущих научных цент-¦
¦ университетах (200 проек-¦ ¦ ¦ ¦ ¦рах, развитие профес-¦
¦ тов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сиональных контактов ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.9. Создание баз данных по фун-¦ ¦ ¦ ¦ ¦развитие компьютерных¦
¦ даментальным дисциплинам¦ ¦ ¦ ¦ ¦коммуникаций, повыше-¦
¦ (100 проектов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ние эффективности¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦процесса модернизации¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приборной базы науч-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ного и учебного про-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦цессов ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.10. Поддержка музеев, создан- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ных при университетах, ву-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ зах и академических инсти-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ тутах (200 проектов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. Поддержка экспедиционных и ¦1997 - 2000¦ 95 ¦ 73 ¦ 22 ¦ ¦
¦ полевых исследований, вы- ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ полняемых научными сотруд- ¦Министерс- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ никами, преподавателями и ¦тво общего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ студентами высших учебных ¦и профес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ заведений совместно с уче- ¦сионально- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ными Российской академии ¦го образо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ наук ¦вания Рос- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сийской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦академия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наук ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5.1. Поддержка экспедиционных и¦ ¦ ¦ ¦ ¦проведение геологи-¦
¦ полевых исследований с¦ ¦ ¦ ¦ ¦ческих, географичес-¦
¦ участием дипломников, аспи-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ких, биологических,¦
¦ рантов и преподавателей ву-¦ ¦ ¦ ¦ ¦почвенных, историо-¦
¦ зов (500 проектов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦графических и архео-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦логических экспедици-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦онных работ с учас-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тием преподавателей,¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦аспирантов и докто-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рантов как необходи-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мой базы совершенст-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вования педагогичес-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кого и научного про-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦цессов ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5.2. Поддержка студенческой¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ практики (250 проектов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------------------------+-----------+------+-----+------+----------------------
Примечание. Сметная стоимость конкретных программных
мероприятий (проектов) и состав затрат определяются по результатам
экспертизы конкурсных проектов.
|