ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПО ГРАЖДАНСКОМУ ДЕЛУ В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ОФИЦЕРА СИЛЕНКО И.Ф.
НА ДЕЙСТВИЯ ВОИНСКИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
03.09.96 Г. N 1Н-54/96
ПОД ВОЕННОЙ СЛУЖБОЙ ПОНИМАЕТСЯ ПРОХОЖДЕНИЕ ЕЕ ТОЛЬКО В КАДРАХ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ, И ПРЕБЫВАНИЕ В ЗАПАСЕ В НЕЕ НЕ ВХОДИТ
Силенко в связи с полученным при ликвидации аварии на
Чернобыльской АЗС заболеванием военно-врачебной комиссией признан
негодным к военной службе в мирное время, ограниченно годным
второй степени в военное время и уволен с военной службы в
отставку.
Главное управление военного бюджета и финансирования МО РФ и
военно-страховая компания отказали Силенко в выплате
единовременного пособия в размере 60 окладов денежного содержания
предусмотренного ст. 18 п. 3 Закона РФ "О статусе военнослужащих".
Силенко подал жалобу на действия должностных лиц названных
учреждений в военный суд гарнизона, который оставил ее без
удовлетворения. Одновременно суд отказал заявителю в возмещении
морального вреда в размере 50 млн. рублей. Военный суд округа с
этим решением согласился.
Отказывая Силенко в удовлетворении жалобы, суд в своем решении
указал, что по смыслу п. 3, ст. 18 Закона РФ "О статусе
военнослужащих" данное пособие выплачивается тем военнослужащим,
которые в связи с исполнением обязанностей по военной службе
получили заболевания, исключающие для них возможность дальнейшего
прохождения военной службы. Под эту категорию, по мнению суда,
подпадают только те военнослужащие, которые военно-врачебной
комиссией признаны негодными к военной службе с исключением с
воинского учета.
Силенко же, согласно заключению ВВК, признан негодным к
военной службе в мирное время и ограниченно годным второй степени
в военное время, и поэтому выплата данного пособия ему якобы не
положена.
В протесте председателя Военной коллегии ставился вопрос об
отмене судебных решений по делу, поскольку выводы суда основаны на
ошибочном толковании нормативных актов, определяющих выплату
единовременных пособий.
Оснований выплаты этих пособий, указывалось в протесте,
регулируются Законом РФ "О статусе военнослужащих", в котором
определено, что посредством военной службы граждане осуществляют
свое право на труд (ст. 10).
Согласно ст. 1 Закона РФ "О воинской обязанности и военной
службы, воинская обязанность граждан в Российской Федерации
делится на прохождение военной службы и пребывание в запасе.
По смыслу данной статьи Закона, под военной службой понимается
прохождение ее только в кадрах Вооруженных Сил, а пребывание в
запасе в нее не входит.
Следовательно, делается вывод в протесте, если гражданин
лишается предусмотренной законом возможности прохождения военной
службы в мирное время из-за болезни, полученной в связи с
исполнением обязанностей военной службы, ему и должно
выплачиваться данное пособие, которое является компенсацией за
нарушение права гражданина на дальнейшее прохождение военной
службы.
Поскольку Силенко в связи с исполнением обязанностей военной
службы получил заболевание, исключающее для него возможность
дальнейшего прохождения службы, и уволен с военной службы в
отставку, он имеет право в соответствии со ст. 18, п. 3 Закона РФ
"О статусе военнослужащих", на получение пособия в размере 60
окладов денежного содержания.
Военная коллегия с доводами протеста согласилась.
|