ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 5534/95
ОТ 3 СЕНТЯБРЯ 1996 Г.
(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
Прокурор Тюменской области в интересах акционерного
коммерческого банка "Тюменьпрофбанк" обратился в Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа с иском о взыскании с
объединения "Севернефтепродукт" 13 600 млн. рублей штрафа за
несвоевременный возврат централизованного кредита по договору от
22.07.93 (без номера).
До принятия решения истец в порядке статьи 30 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации 1992 года увеличил
сумму исковых требований до 15 684 331 650 рублей, включив в сумму
иска проценты за пользование кредитом.
Решением от 18.04.95 в удовлетворении иска отказано.
В кассационном порядке законность решения не проверялась.
В протесте предлагается решение отменить, дело передать на
новое рассмотрение.
В 1993 году объединению "Севернефтепродукт" через АКБ
"Тюменьпрофбанк" был выделен централизованный кредит в сумме 4
млрд. рублей для досрочного завоза нефтепродуктов в районы
Крайнего Севера. АКБ "Тюменьпрофбанк" 21.07.93 оформил договор на
предоставление централизованного кредита с Банком России, а
22.07.93 заключил кредитный договор с объединением
"Севернефтепродукт".
В установленные кредитным договором сроки заемщик не возвратил
полностью проценты по ссуде коммерческому банку, в то время как
последний за счет собственных средств погасил задолженность по
централизованному кредиту, включая проценты, перед Банком России.
Арбитражный суд отказал кредитору в удовлетворении исковых
требований, сославшись на отсрочку в погашении задолженности,
предусмотренную статьями 44 и 45 Федерального закона "О
федеральном бюджете на 1995 год".
Однако статьей 44 упомянутого Закона установлено
переоформление задолженности предприятий и организаций,
осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, в
задолженность этих же предприятий и организаций Минфину России по
согласованию с ними и под гарантии органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации с погашением в течение 10 лет,
начиная с 1996 года.
Судом не выяснено, было ли достигнуто соглашение с заемщиком о
переоформлении задолженности, не решен вопрос о привлечении к
участию в деле администрации Ханты-Мансийского автономного округа,
которая должна выступать гарантом погашения централизованного
кредита.
Кроме того, после выхода Федерального закона "О федеральном
бюджете на 1995 год" приняты законодательные и иные нормативные
акты, касающиеся порядка переоформления задолженности по
централизованным кредитам и восстановления коммерческим банкам
собственных кредитных ресурсов взамен погашенных ими
централизованных кредитов Банку России, а именно: Федеральный
закон от 24.04.95 N 46-ФЗ "О переоформлении задолженности по
централизованным кредитам и начисленным по ним процентам
организаций агропромышленного комплекса, а также организаций,
осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в
районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.07.95 N
1031-р; совместные телеграммы Банка России и Минфина России от
30.05.95 и 26.06.95. Эти акты следует учесть при новом
рассмотрении спора.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил - решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского
автономного округа от 18.04.95 по делу N 177-Э отменить. Дело
передать в тот же суд на новое рассмотрение.
|