МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 26.08.96 г. N 37-М
Направляем для использования в работе аттестационных комиссий
по аттестации и государственной аккредитации дошкольных
образовательных учреждений всех видов независимо от ведомственной
принадлежности и организационно-правовых форм Рекомендации по
вопросам проведения аттестации и государственной аккредитации
дошкольного образовательного учреждения.
Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с Положением
о порядке аттестации и государственной аккредитации
образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства
образования Российской Федерации от 25 января 1996 года N 27
(зарегистрировано Минюстом России 04.03.96 N 1046).
Заместитель министра А.Г. Асмолов
Приложение к письму
Министерства образования
Российской Федерации
от 26.08.96 N 37-М
РЕКОМЕНДАЦИИ
по вопросам проведения аттестации
и государственной аккредитации дошкольного
образовательного учреждения
1. Общие положения
Аттестация и государственная аккредитация являются механизмом
государственного контроля за эффективностью образовательного
процесса, осуществляемого дошкольными образовательными
учреждениями; обеспечивают стимулирование их деятельности в
направлении повышения качества дошкольного образования;
способствуют возможности выбора родителями образовательных услуг
на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми;
обеспечивают защиту ребенка от всех проявлений некомпетентных
педагогических воздействий.
Аттестация - комплексная оценка деятельности дошкольного
образовательного учреждения (ДОУ) на соответствие требованиям
Государственного образовательного стандарта. Целью и содержанием
аттестации является установление соответствия содержания, уровня и
качества обучения и воспитания в ДОУ требованиям государственного
образовательного стандарта дошкольного образования.
Оценка деятельности дошкольного образовательного учреждения
проводимая в процессе его аттестации, является основой для
принятия решения о его государственной аккредитации.
Государственная аккредитация - это процедура признания
государством в лице его государственных органов управления
образованием государственного статуса дошкольного образовательного
учреждения его типа, вида и категории, определяемых в соответствии
с уровнем и направленностью образовательной программы, реализуемой
ДОУ.
2. Аттестация
Для проведения аттестации ДОУ представляет следующие
документы:
заявление;
копию устава ДОУ;
копию лицензии ДОУ на образовательную деятельность;
материалы самообследования (самоанализа) ДОУ;
гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением
аттестации.
Аттестация дошкольного образовательного учреждения
осуществляется в два этапа: I-й этап - самообследование
(самоанализ); II-й этап - работа аттестационной комиссии.
Самообследование (самоанализ) проводится в соответствии с
приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.08.96
г. N 448 "Об утверждении документов по проведению аттестации и
государственной аккредитации дошкольных образовательных
учреждений" (приложение 1).
Таким образом, первоначальный анализ деятельности дошкольного
образовательного учреждения в процессе аттестации осуществляют
администрация, работники и родители воспитанников. Задачи
самоанализа - выявление достоинств и недостатков в деятельности
дошкольного образовательного учреждения и ее возможные улучшения.
При проведении самоанализа используются следующие процедуры:
наблюдение в группах;
анкетирование родителей;
анализ документации.
На основании полученных результатов администрация и работники
проводят в своей работе необходимые улучшения и составляют сводные
данные по самоанализу, которые представляются в аттестационную
комиссию.
Самоанализ дошкольного образовательного учреждения проводится
на основании системы критериев, посредством которых оцениваются
следующие аспекты его деятельности:
содержание и методы воспитания и обучения, реализуемые в
дошкольном образовательном учреждении (образовательные программы и
педагогические технологии, характер взаимодействия персонала с
детьми);
кадровое обеспечение педагогического процесса в дошкольном
образовательном учреждении (подбор и расстановка кадров, повышение
квалификации работников);
организация деятельности дошкольного образовательного
учреждения (руководство и управление);
материально-технические и медико-социальные условия пребывания
детей в дошкольном образовательном учреждении (развивающая среда,
безопасность, охрана здоровья).
Аттестационная комиссия анализирует представленные ДОУ
документы и осуществляет свои наблюдения по указанным аспектам
деятельности дошкольного образовательного учреждения, используя
систему критериев, утвержденную приказом Министерства образования
Российской Федерации от 22.08.96 г. N 448 "Об утверждении
документов по проведению аттестации и государственной аккредитации
дошкольных образовательных учреждений" (приложение 1).
Присутствие членов аттестационной комиссии в образовательном
учреждении не должно менять ни режима работы ДОУ, ни расписания
занятий. Членам аттестационной комиссии рекомендуется заранее
изучить расписание занятий и других мероприятий, которые
планируются на время их пребывания в ДОУ.
Работа членов аттестационной комиссии должна быть нацелена на
то, чтобы как можно полнее познакомиться с деятельностью
учреждения, используя для этого разнообразный спектр наблюдений:
посещение занятий в разных группах, наблюдение за прогулкой и
другими режимными моментами, общение с детьми, беседы с родителями
и персоналом, знакомство с устройством и оформлением помещений и
участка, с оборудованием, игровым и дидактическим материалом,
продуктами детского творчества, изучение документации ДОУ, анализ
медицинских карт детей. При этом члены аттестационной комиссии
должны осуществлять анализ, направленный на сопоставление
собственных наблюдений и результатов самоанализа, т.е. выборочную
проверку результатов самоанализа на основании одних и тех же
критериев.
Аттестация ДОУ федерального подчинения проводится
Министерством образования Российской Федерации. Делегирование
права проводить их аттестацию государственными органами управления
образованием субъектов Российской Федерации производится в
установленном законом порядке.
Аттестация ДОУ всех других организационно-правовых форм и
подчиненности проводится государственными органами управления
образованием субъектов Российской Федерации или органами местного
самоуправления, наделенными соответствующими полномочиями
законодательством субъектов Российской Федерации.
Органы управления образованием, проводящие аттестацию,
обеспечивают дошкольные образовательные учреждения, проходящие
аттестацию, необходимыми материалами, методическими разработками;
составляют график проведения аттестации дошкольных образовательных
учреждении с учетом поданных заявлении.
На каждое ДОУ, проходящее аттестацию, формируется
аттестационное дело, состоящее из: документов, представляемых ДОУ
на аттестацию; заключения аттестационной комиссии; приказа органа
управления образованием о признании ДОУ аттестованным или
неаттестованным и других документов, связанных с аттестацией.
Аттестационное дело хранится в органе управления образованием,
проводившем аттестацию, до следующего срока прохождения аттестации
ДОУ.
Аттестационная комиссия создается органом управления
образованием, проводящим аттестацию. В состав комиссии входят:
специалист в области дошкольной педагогики, психолог, медик,
представитель органа местного самоуправления, общественности. При
наличии соответствующих специалистов в состав комиссии включаются:
преподаватели учреждений высшего и среднего профессионального
образования различного профиля, работники учреждений
послевузовского и дополнительного образования, а также работники
дошкольных образовательных учреждений, учреждений органов
здравоохранения, специалисты методических служб.
В состав комиссии не могут входить работники дошкольного
образовательного учреждения, проходящего аттестацию.
При аттестации ведомственных дошкольных образовательных
учреждений в состав аттестационных комиссий включаются
представители органов управления образованием соответствующих
ведомств.
Состав аттестационной комиссии и ее председатель утверждаются
приказом проводящего аттестацию органа управления образованием.
При этом органам управления образованием, проводящим
аттестацию, рекомендуется обеспечивать предварительную
профессиональную подготовку членов аттестационной комиссии.
Порядок работы комиссии, периодичность ее заседаний, процедура
принятия решения определяются самой комиссией и оформляются
специальным протоколом.
Аттестационная комиссия выносит заключение, содержащее оценку
уровня реализации дошкольным образовательным учреждением
требований государственного образовательного стандарта дошкольного
образования, а также соответствие дошкольного образовательного
учреждения типу, виду и категории. Если дошкольное образовательное
учреждение, по мнению аттестационной комиссии, заслуживает
присвоения повышенной категории (второй или первой), в заключении
даются рекомендации в адрес учредителя об объеме и целевом
назначении дополнительного финансирования. (см. раздел "Категории
дошкольных образовательных учреждений").
Если ДОУ реализует, помимо программы дошкольного образования,
программу начального общего образования, они оцениваются на основе
требований соответствующего государственного образовательного
стандарта, а именно: программа дошкольного образования - в
соответствии с требованиями государственного образовательного
стандарта дошкольного образования, программа начального общего
образования - в соответствии с требованиями государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Заключение подписывается всеми членами аттестационной
комиссии; член комиссии, имеющий особое мнение, может изложить его
в письменной форме.
Заключение доводится до сведения работников ДОУ и
представляется в орган управления образованием, проводящий
аттестацию.
Заключение аттестационной комиссии является основанием для
издания в двухнедельный срок с момента оформления заключения
органом, проводящим аттестацию, приказа о признании ДОУ
аттестованным или неаттестованным. Приказ и копия заключения
аттестационной комиссии в трехдневный срок со дня издания приказа
выдаются (высылаются) дошкольному образовательному учреждению.
Положительное заключение аттестационной комиссии является
основанием для получения дошкольным образовательным учреждением
государственной аккредитации. По результатам аттестации дошкольное
образовательное учреждение может быть лишено государственной
аккредитации. Заключение комиссии по аттестации может быть
обжаловано в судебном порядке только в части процедуры аттестации.
Повторная аттестация может проводиться по требованию ДОУ не ранее
чем через 12 месяцев с момента отказа ему в государственной
аккредитации.
Аттестация ДОУ проводится по его заявлению один раз в пять
лет, если иное не предусмотрено законом.
Первая аттестация вновь созданного дошкольного
образовательного учреждения может проводиться по его заявлению не
ранее чем через три года после получения лицензии.
Затраты на проведение аттестации оплачиваются ДОУ.
3. Механизм проведения аттестации дошкольного
образовательного учреждения
Система критериев, с помощью которых проводится аттестация
ДОУ, является основой государственного образовательного стандарта
дошкольного образования.
Государственный образовательный стандарт дошкольного
образования определяет психолого-педагогические требования к
условиям воспитания и обучения детей (требования к образовательным
программам и технологиям, к характеру взаимодействия взрослого с
ребенком, к развивающей среде), а также максимальный объем
нагрузки на детей на занятиях. Поскольку данный материал
достаточно объемен, проведение самоанализа потребует от работников
дошкольных образовательных учреждений длительной и углубленной
работы. Педагоги подробно изучают критерии и оценивают их
(проставляют баллы по трехзначной шкале). При этом педагоги
получают возможность внимательно и подробно проанализировать
сильные и слабые стороны своей профессиональной деятельности,
ознакомиться с новыми направлениями развития дошкольного
образования и осознать собственные пути необходимых позитивных
изменений. Именно развернутый и тщательный самоанализ является
одной из форм рефлексивной деятельности педагога, а значит,
средством его профессионального и личностного роста.
Указанные критерии в свою очередь оцениваются по трехзначной
шкале аттестационной комиссией на основе результатов самоанализа:
члены аттестационной комиссии принимают за основу баллы,
проставленные педагогами ДОУ, и вносят в эти оценки свои
коррективы по результатам собственных выборочных наблюдений. Таким
образом, по одним критериям члены аттестационной комиссии
проставляют оценки (баллы) из результатов самоанализа, по другим
критериям они подтверждают или изменяют оценки самоанализа,
основываясь на собственных наблюдениях. В результате оказываются
оцененными все критерии.
Указанная система критериев ориентирована на поддержку
вариативности и разнообразия программ дошкольного образования. Она
содержит достаточно полный набор разнообразных направлений, по
которым может строиться дошкольное образование в целом. При этом
ни одно дошкольное образовательное учреждение практически не может
(и не должно) осуществлять указанные направления в полном объеме.
Каждое дошкольное образовательное учреждение, определяя
собственный путь развития, реализует из данного набора конкретные
критерии с учетом своих условий деятельности. Поэтому одни
критерии, которые выступают как приоритетные для деятельности ДОУ
и реализуются полностью, получают оценку "3", другие реализуются
частично - на "2". Ряд критериев не попадает в сферу деятельности
ДОУ, получая соответственно оценку "1". В результате реализуемые в
ДОУ направления деятельности, соответствующие определенному набору
критериев, обусловливают направленность его образовательной
программы (вид), уровень реализации государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (коэффициенты
примерных (временных) требований), являются основой для члена
аттестационной комиссии при определении категории ДОУ.
4. Государственная аккредитация
Государственная аккредитация дошкольного образовательного
учреждения проводится:
государственными органами управления образованием субъектов
Российской Федерации - дошкольных образовательных учреждений,
расположенных на территории этих субъектов Российской Федерации;
ведомственными государственными органами управления
образованием - дошкольных образовательных учреждений, находящихся
в ведении этих органов.
Для получения государственной аккредитации ДОУ представляет в
государственный орган управления образованием следующие документы:
заявление;
копию заключения аттестационной комиссии;
копию приказа о признании дошкольного образовательного
учреждения аттестованным;
копию лицензии на ведение образовательной деятельности.
Государственный орган управления образованием рассматривает
представленную документацию и принимает решение об аккредитации
или об отказе в аккредитации дошкольного образовательного
учреждения. При вынесении положительного решения дошкольному
образовательному учреждению присваиваются (подтверждаются)
соответствующие тип, вид, категория и выдается свидетельство
установленного образца сроком на 5 лет.
Свидетельство о государственной аккредитации или об отказе в
государственной аккредитации выдается (высылается) ДОУ в
трехдневный срок со дня оформления свидетельства о государственной
аккредитации или принятия решения об отказе в государственной
аккредитации.
В случае реорганизации (изменения организационно-правовой
формы, статуса) ДОУ свидетельство о его государственной
аккредитации утрачивает силу.
5. Категории дошкольных образовательных учреждений
Устанавливаются три категории дошкольных образовательных
учреждений.
Категория определяется на основе "Критериев отнесения
дошкольного образовательного учреждения к соответствующим виду и
категории", утвержденных приказом Министерства образования
Российской Федерации от 22.08.96 г. N 448, приложение 3.
Дошкольные образовательные учреждения первой и второй
категорий по результатам государственной аккредитации получают
право на дополнительное финансирование, которое может
предусматривать: введение дополнительных должностей в штатное
расписание; и (или) 15-процентную надбавку к заработной плате
работникам (всем или нескольким); и (или) ассигнования на развитие
материально-технической базы учреждения; и (или) другое.
Объем дополнительного финансирования и его целевое назначение
устанавливаются учредителем с учетом рекомендаций аттестационной
комиссии.
6. Механизмы обеспечения гуманистического характера
аттестации
Особая роль в обеспечении гуманистического характера
аттестации принадлежит работникам органов управления образованием,
проводящим аттестацию. Уже на подготовительном этапе следует
начать целенаправленную работу по созданию положительного
психологического климата. Для этого проводятся предварительные
консультации с педагогами дошкольных образовательных учреждений,
направленные на то, чтобы вселить в практических работников
уверенность в свои силы и в доброжелательность членов
аттестационной комиссии. Подчеркивается, что задача членов
аттестационной комиссии - прежде всего выявить наиболее сильные
стороны работы коллектива дошкольного образовательного учреждения
и найти соответствующие этому доказательства, а также оказать
методическую помощь. Даются разъяснения, что процедура самоанализа
является эффективной формой организации педагогической рефлексии
педагогов и заведующих. Она побуждает к конкретным позитивным
изменениям в направлении обновления содержания, личностно-
ориентированного отношения к ребенку, создания развивающей среды.
При этом критерии оценки деятельности ДОУ становятся реальными
ориентирами его развития.
Целесообразно использовать специальные процедуры согласования
оценок всех участников аттестации: педагогов, заведующих,
родителей, экспертов, - способствующие преодолению субъективизма в
оценках. Математическая модель обработки оценок на основе баллов
также обеспечивает наибольшую объективность. Поэтому педагогу
имеет смысл проводить самоанализ совместно с заведующим или
старшим воспитателем, в процессе чего по каждому критерию
выставляются согласованные баллы. Смысл этой процедуры состоит в
следующем. Любая оценочная деятельность несет в себе элементы
субъективности в большей или меньшей степени и, следовательно,
зависит от особенностей личности субъекта оценивания. Педагог,
обладающий заниженной самооценкой, скорее всего будет в процессе
самоанализа проставлять по критериям заниженные баллы, а педагог с
завышенной самооценкой - соответственно завышенные. И то, и другое
может отрицательно сказаться на оценке деятельности ДОУ
экспертами. Ведь самооценки каждого педагога являются составной
частью сводных данных по самоанализу и влияют на них как в сторону
завышения, так и в сторону занижения.
Члены аттестационной комиссии, анализируя деятельность ДОУ,
проводят выборочную проверку деятельности ДОУ по тем же критериям,
опираясь на результаты самоанализа, как сводные, так и отдельных
педагогов. При этом заниженные оценки в самоанализе могут
побуждать членов аттестационной комиссии к более низким оценкам
деятельности ДОУ. Вместе с тем завышенные оценки, представленные в
самоанализе, могут вызвать недоверие членов аттестационной
комиссии, поскольку в результате выборочной проверки деятельности
ДОУ обнаружится, что достижений, выраженных в этих высоких
оценках, на деле не существует. Таким образом, субъективность
оценок может привести к возникновению взаимного недовольства между
членами педагогического коллектива, а также между коллективом ДОУ
и членами аттестационной комиссии. Поэтому процедура совместного
проведения самоанализа педагогами и заведующим (старшим
воспитателем) позволяет скорректировать оценки (баллы) в
направлении большей объективности.
Такое же важное значение имеет процедура согласования оценок
членов аттестационной комиссии. Она направлена на преодоление
субъективности оценок отдельных членов аттестационной комиссии и
дает возможность равноправного вклада каждого ее члена, независимо
от его личностных качеств, в принятии решения и составлении
заключения. Благодаря этой процедуре мнения отдельных членов
аттестационной комиссии не будут доминировать над мнениями
остальных.
Преодолению субъективности в оценках способствует и сама
процедура проведения аттестации: оценочной деятельностью
занимаются различные участники аттестации - носители разных
профессиональных и социальных позиций (педагоги и руководители
дошкольных образовательных учреждений, члены аттестационной
комиссии, родители). Представители каждой из названных позиций
имеют свои слабые и сильные стороны с точки зрений объективности
даваемых ими оценок. Так, педагоги и руководители ДОУ лучше других
информированы о деятельности ДОУ и могут детально оценить все ее
направления по каждому критерию. Вместе с тем уязвимость данной
позиции характеризуется личной заинтересованностью. Члены
аттестационной комиссии свободны от личной заинтересованности,
однако их оценки выборочны и поэтому не могут быть такими
детальными и полными. Наконец, родители - главные субъекты,
которые заинтересованы в благополучии ребенка, в том, чтобы в ДОУ
все было направлено на его интересы и потребности. Но при этом
позиция родителей лишена профессионализма, компетентного анализа
психолого-педагогических условий воспитания и обучения детей.
Иными словами, родители, часто желая добра своему ребенку, иногда
неосознанно наносят ему вред (например, известно, что идеалом
многих родителей является максимальная нагрузка маленького ребенка
многочисленными ."предметами", что противоречит интересам его
здоровья и развития). Процедура аттестации предполагает опору на
оценки всех ее участников, выведение некой "результирующей"
оценки, которая, аккумулируя в себе как сильные, так и слабые
стороны оценивающих, становится тем самым более объективной.
Специальное внимание необходимо уделять этике взаимодействия
участников аттестации, особенно уважительному отношению к
педагогу. Так, например, после проведения наблюдений в дошкольном
образовательном учреждении и обмена мнениями члены аттестационной
комиссии должны провести встречу с педагогами, высказать свои
впечатления, отметить достоинства и возможные направления по
совершенствованию работы дошкольного образовательного учреждения,
ответить на вопросы. При этом предложения членов аттестационной
комиссии носят рекомендательный характер, а коллектив дошкольного
образовательного учреждения вправе выбрать направления улучшения и
дальнейшего развития своей деятельности самостоятельно. Для того
чтобы право на такую самостоятельность было реализовано,
присутствие работников местных органов образования на этих беседах
является нежелательным. Важным этическим моментом является также
соблюдение анонимности оценок родителей.
Использование указанных конкретных механизмов и процедур,
соблюдение этики отношений между участниками аттестации определит
сам ее характер. Только в этом случае аттестация станет импульсом
для позитивных изменений дошкольного образования, а не источником
конфликтности; стимулом для профессионального и личностного роста
педагогов, и не грозным орудием бичевания их недостатков.
Заместитель министра А.Г. Асмолов
|