23 августа 1996 года N 127-ФЗ
-------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
Принят
Государственной Думой
12 июля 1996 года
Одобрен
Советом Федерации
7 августа 1996 года
(с изм. и доп., согл. Федеральных законов
от 19.07.1998 N 111-ФЗ, от 17.12.1998 N 189-ФЗ,
от 03.01.2000 N 41-ФЗ, от 29.12.2000 N 168-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2005 N 76-ФЗ,
от 31.12.2005 N 199-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральными законами
от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ,
от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между
субъектами научной и (или) научно-технической деятельности,
органами государственной власти и потребителями научной и (или)
научно-технической продукции (работ и услуг).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство о науке и государственной научно-
технической политике
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном
законе
Глава II. СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 3. Общие положения о субъектах научной и (или) научно-
технической деятельности
Статья 4. Научный работник, специалист научной организации и
работник сферы научного обслуживания. Общественные объединения
научных работников
Статья 5. Научная организация
Статья 6. Академии наук в Российской Федерации, имеющие
государственный статус
(в ред. Федерального закона от 19.07.1998 N 111-ФЗ)
Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ
И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 7. Управление научной и (или) научно-технической
деятельностью
Статья 8. Договоры (контракты) на создание, передачу и
использование научной и (или) научно-технической продукции
Статья 9. Информационное обеспечение научной и (или) научно-
технической деятельности
Статья 10. Ограничение и лицензирование отдельных видов научной
и (или) научно-технической деятельности
Глава IV. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Статья 11. Основные цели и принципы государственной научно-
технической политики
Статья 12. Полномочия органов государственной власти Российской
Федерации и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации в области формирования и реализации государственной
научно-технической политики
Статья 13. Порядок формирования государственной научно-
технической политики
Статья 14. Организация и проведение экспертиз научной и научно-
технической деятельности
Статья 15. Финансирование научной и (или) научно-технической
деятельности
Статья 16. Международное научное и научно-техническое
сотрудничество Российской Федерации
Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 17. О приведении нормативных правовых актов в
соответствие с настоящим Федеральным законом
Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона
______________________________________________________________________________
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство о науке и государственной научно-
технической политике
Законодательство о науке и государственной научно-технической
политике состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в
соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых
актов субъектов Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном
законе
Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее -
научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и
применение новых знаний, в том числе:
фундаментальные научные исследования - экспериментальная или
теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний
об основных закономерностях строения, функционирования и развития
человека, общества, окружающей природной среды;
прикладные научные исследования - исследования, направленные
преимущественно на применение новых знаний для достижения
практических целей и решения конкретных задач.
Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на
получение, применение новых знаний для решения технологических,
инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных
проблем, обеспечения функционирования науки, техники и
производства как единой системы.
Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана
на знаниях, приобретенных в результате проведения научных
исследований или на основе практического опыта, и направлена на
сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов,
продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их
дальнейшее совершенствование.
Государственная научно-техническая политика - составная часть
социально-экономической политики, которая выражает отношение
государства к научной и научно-технической деятельности,
определяет цели, направления, формы деятельности органов
государственной власти Российской Федерации в области науки,
техники и реализации достижений науки и техники.
Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной
и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания
или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.
Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или)
научно-технический результат, в том числе результат
интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.
Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и
безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе
иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а
также международными организациями, получившими право на
предоставление грантов на территории Российской Федерации в
установленном Правительством Российской Федерации порядке, на
проведение конкретных научных исследований на условиях,
предусмотренных грантодателями.
Глава II. СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 3. Общие положения о субъектах научной и (или) научно-
технической деятельности
1. Научная и (или) научно-техническая деятельность
осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным
законом, физическими лицами - гражданами Российской Федерации, а
также иностранными гражданами, лицами без гражданства в пределах
прав, установленных законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации, и юридическими
лицами при условии, если научная и (или) научно-техническая
деятельность предусмотрена их учредительными документами.
2. Органы государственной власти Российской Федерации в
соответствии с настоящим Федеральным законом:
гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической
деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора
направлений и методов проведения научных исследований и
экспериментальных разработок;
гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической
деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;
признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-
технической деятельности;
обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической
информации, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством Российской Федерации в отношении
государственной, служебной или коммерческой тайны;
гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку
научных работников и специалистов государственных научных
организаций;
гарантируют финансирование проектов, выполняемых по
государственным заказам.
Статья 4. Научный работник, специалист научной организации и
работник сферы научного обслуживания. Общественные объединения
научных работников
1. Научным работником (исследователем) является гражданин,
обладающий необходимой квалификацией и профессионально
занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.
Правовые основы оценки квалификации научных работников и
специалистов научной организации и критерии этой оценки
определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской
Федерации, и обеспечиваются государственной системой аттестации.
Результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены
вышестоящей аттестационной комиссией. В случаях нарушения порядка
или критериев оценки квалификации научных работников и
специалистов научной организации результаты аттестации могут быть
обжалованы и отменены в судебном порядке.
2. Единый реестр предусмотренных государственной системой
аттестации ученых степеней и ученых званий, а также порядок
присуждения ученых степеней или присвоения ученых званий
устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанный
реестр действует на всей территории Российской Федерации.
(п. 2 введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 168-ФЗ)
3. Правом выдачи дипломов, подтверждающих присуждение
предусмотренных государственной системой аттестации ученых
степеней, и правом выдачи аттестатов, подтверждающих присвоение
предусмотренных государственной системой аттестации ученых званий,
обладает специально уполномоченный на то Правительством Российской
Федерации федеральный орган исполнительной власти.
(п. 3 введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 168-ФЗ)
4. Специалистом научной организации (инженерно-техническим
работником) является гражданин, имеющий среднее профессиональное
или высшее профессиональное образование и способствующий получению
научного и (или) научно-технического результата или его
реализации.
5. Работником сферы научного обслуживания является гражданин,
обеспечивающий создание необходимых условий для научной и (или)
научно-технической деятельности в научной организации.
6. Научный работник имеет право на:
признание его автором научных и (или) научно-технических
результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты
интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
получение в соответствии с законодательством Российской
Федерации доходов от реализации научных и (или) научно-технических
результатов, автором которых он является;
объективную оценку своей научной и (или) научно-технической
деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот,
соответствующих его творческому вкладу;
осуществление предпринимательской деятельности в области науки
и техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации;
подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях и
симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;
участие в конкурсе на финансирование научных исследований за
счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной и
(или) научно-технической деятельности и иных источников, не
запрещенных законодательством Российской Федерации;
подачу заявок на участие в международном научном и научно-
техническом сотрудничестве (стажировки, командировки, публикации
научных и (или) научно-технических результатов за пределами
территории Российской Федерации);
доступ к информации о научных и научно-технических результатах,
если она не содержит сведений, относящихся к государственной,
служебной или коммерческой тайне;
публикацию в открытой печати научных и (или) научно-технических
результатов, если они не содержат сведений, относящихся к
государственной, служебной или коммерческой тайне;
мотивированный отказ от участия в научных исследованиях,
оказывающих негативное воздействие на человека, общество и
окружающую природную среду;
повышение научной квалификации.
7. Научный работник обязан:
осуществлять научную, научно-техническую деятельности и (или)
экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека,
не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей
природной среде;
объективно осуществлять экспертизы представленных ему научных и
научно-технических программ и проектов, научных и (или) научно-
технических результатов и экспериментальных разработок.
8. Научные работники могут заключать договоры о совместной
научной и (или) научно-технической деятельности в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
9. Научные работники вправе создавать на добровольной основе
общественные объединения (в том числе научные, научно-технические
и научно-просветительские общества, общественные академии наук) в
порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об
общественных объединениях.
Общественные академии наук участвуют в координации научной и
(или) научно-технической деятельности и действуют в соответствии
со своими уставами и законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации могут
привлекать на добровольной основе общественные объединения научных
работников к подготовке проектов решений в области науки и
техники, проведению экспертиз, а также на основе конкурсов к
выполнению научных и научно-технических программ и проектов,
финансируемых за счет средств федерального бюджета.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 5. Научная организация
1. Научной организацией признается юридическое лицо независимо
от организационно-правовой формы и формы собственности, а также
общественное объединение научных работников, осуществляющие в
качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность,
подготовку научных работников и действующие в соответствии с
учредительными документами научной организации.
Научные организации подразделяются на научно-исследовательские
организации, научные организации образовательных учреждений
высшего профессионального образования, опытно-конструкторские,
проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные
организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую
деятельность.
2. Абзацы первый - третий утратили силу. - Федеральный закон от
30.06.2005 N 76-ФЗ.
Научной организации, которая находится в ведении федерального
органа исполнительной власти или академии наук, имеющей
государственный статус, и ее региональных отделений, которая имеет
уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает
научными работниками и специалистами высокой квалификации и
научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила
международное признание, Правительством Российской Федерации может
присваиваться статус государственного научного центра.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2005 N 76-ФЗ.
3. Научная организация владеет, пользуется и распоряжается
имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления
деятельности, определенной учредительными документами.
Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом научной
организации определяется законодательством Российской Федерации.
Государственные научные организации, учрежденные Правительством
Российской Федерации или федеральными органами исполнительной
власти, имеют право сдавать в аренду с согласия собственника без
права выкупа временно не используемое ими, находящееся в
федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое.
Размер арендной платы определяется договором и не должен быть ниже
среднего размера арендной платы, обычно взимаемой за аренду
имущества в местах расположения таких организаций.
(абзац введен Федеральным законом от 19.07.1998 N 111-ФЗ)
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной
собственности, в полном объеме учитываются в доходах федерального
бюджета и используются указанными организациями в качестве
источника дополнительного бюджетного финансирования содержания и
развития их материально-технической базы.
(абзац введен Федеральным законом от 19.07.1998 N 111-ФЗ)
4. Научная организация обязана поддерживать и развивать свою
научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу,
обновлять производственные фонды.
5. Научная организация осуществляет научное и научно-
техническое сотрудничество с иностранными юридическими лицами и
внешнеэкономическую деятельность в соответствии с
законодательством Российской Федерации и международными договорами
Российской Федерации.
6. Научная организация создается, реорганизуется и
ликвидируется в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации.
При реорганизации государственной научной организации должно
обеспечиваться сохранение технологического единства научной и
(или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из
состава указанной научной организации опытного, опытно-
экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического
производства и лечебных баз.
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
7. За государственными научными организациями закрепляются в
бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные
в установленном порядке.
Статья 6. Академии наук в Российской Федерации, имеющие
государственный статус
(в ред. Федерального закона от 19.07.1998 N 111-ФЗ)
1. Российская академия наук, отраслевые академии наук
(Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская
академия медицинских наук, Российская академия образования,
Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская
академия художеств) являются имеющими государственный статус
некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются
правом управления своей деятельностью, правом владения,
пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в
федеральной собственности, в соответствии с законодательством
Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами
указанных академий, в том числе правом на создание, реорганизацию
и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и
организаций, закрепление за ними федерального имущества, а также
правом на утверждение их уставов и назначение руководителей.
Реестры федерального имущества, переданного указанным академиям
наук, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Полученное в форме дара, пожертвования или по завещанию
имущество (имущественное право или имущественные обязанности)
академий наук, имеющих государственный статус, используется ими на
условиях, определяемых договором (сделкой) и законодательством
Российской Федерации, отражается в смете доходов и расходов,
учитывается на отдельном балансе.
Академии наук, имеющие государственный статус, создаются,
реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по
представлению Президента Российской Федерации или Правительства
Российской Федерации.
В Российскую академию наук, отраслевые академии наук входят
научные организации, организации научного обслуживания и
социальной сферы.
Структура Российской академии наук и отраслевых академий наук,
порядок деятельности и финансирования входящих в их состав научных
организаций, организаций научного обслуживания и социальной сферы
определяются уставами указанных академий наук.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 19.07.1998 N 111-ФЗ)
2. Российская академия наук является самоуправляемой
организацией, действующей на основе законодательства Российской
Федерации и своего устава. Российская академия наук проводит
фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим
проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и
принимает участие в координации фундаментальных научных
исследований, выполняемых научными организациями и
образовательными учреждениями высшего профессионального
образования и финансируемых за счет средств федерального бюджета.
3. Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми
организациями, проводят фундаментальные и прикладные научные
исследования в соответствующих областях науки и техники и
участвуют в координации данных научных исследований.
4. Финансирование Российской академии наук, ее региональных
отделений и отраслевых академий наук осуществляется за счет
средств федерального бюджета и иных не запрещенных
законодательством Российской Федерации источников.
Российская академия наук, ее региональные отделения
(Дальневосточное отделение Российской академии наук, Сибирское
отделение Российской академии наук и Уральское отделение
Российской академии наук) и отраслевые академии наук являются
прямыми получателями и главными распределителями средств
федерального бюджета.
Порядок использования результатов научных исследований
Российской академии наук и отраслевых академий наук, проведенных
за счет средств федерального бюджета, определяется
законодательством Российской Федерации.
Российская академия наук и отраслевые академии наук ежегодно
представляют Президенту Российской Федерации и в Правительство
Российской Федерации отчеты о проведенных научных исследованиях,
научных и (или) научно-технических результатах, а также
предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных и
прикладных наук.
Академии наук, имеющие государственный статус, в установленном
ими порядке ежегодно представляют в уполномоченные на то
государственные органы субъектов Российской Федерации, на
территориях которых расположены научные организации указанных
академий наук, информацию о проведенных за счет средств
федерального бюджета научными организациями указанных академий
наук научных исследованиях, представляющую интерес для
соответствующих субъектов Российской Федерации.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 19.07.1998 N 111-ФЗ)
5. Научные организации, организации научного обслуживания и
социальной сферы Российской академии наук, ее региональных
отделений и отраслевых академий наук владеют, пользуются и
распоряжаются федеральным имуществом, переданным указанным
организациям в оперативное управление или в хозяйственное ведение
в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим
Федеральным законом и уставами. Реестры федерального имущества,
переданного указанным организациям в оперативное управление или в
хозяйственное ведение, утверждаются соответствующими академиями
наук.
Доходы научных организаций, организаций научного обслуживания и
социальной сферы от разрешенной их уставами деятельности и
имущество, приобретенное указанными организациями за счет таких
доходов, поступают в самостоятельное распоряжение указанных
организаций и учитываются на отдельном балансе.
Научные организации, организации научного обслуживания и
социальной сферы Российской академии наук и отраслевых академий
наук имеют право сдавать в аренду без права выкупа временно не
используемое указанными организациями и находящееся в федеральной
собственности имущество, в том числе недвижимое, на основании
решения соответствующей академии наук, которое должно быть
согласовано с соответствующим федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на
управление и распоряжение объектами федеральной собственности.
Размер арендной платы определяется договором и не должен быть ниже
среднего размера арендной платы, обычно взимаемой за аренду
имущества в местах расположения таких организаций.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной
собственности, в полном объеме учитываются в доходах федерального
бюджета и используются указанными организациями в качестве
источника дополнительного бюджетного финансирования содержания и
развития их материально-технической базы.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 19.07.1998 N 111-ФЗ)
6. За академиями наук, их научными организациями и
организациями научного обслуживания и социальной сферы
закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование земельные
участки, выделенные им в установленном порядке.
Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ
И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 7. Управление научной и (или) научно-технической
деятельностью
1. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью
осуществляется на основе сочетания принципов государственного
регулирования и самоуправления.
2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, научные
организации и организации научного обслуживания и социальной сферы
в пределах своих полномочий определяют соответствующие
приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают
формирование системы научных организаций, осуществление
межотраслевой координации научной и (или) научно-технической
деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических
программ и проектов, развитие форм интеграции науки и
производства, реализацию достижений науки и техники.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005
N 199-ФЗ)
3. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью
осуществляется в пределах, не нарушающих свободу научного
творчества.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации:
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005
N 199-ФЗ)
утверждают уставы соответственно федеральных государственных
научных организаций, государственных научных организаций субъектов
Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
осуществляют контроль за эффективным использованием и
сохранностью предоставленного государственным научным организациям
имущества;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005
N 199-ФЗ)
осуществляют другие функции в пределах их полномочий.
Руководители государственных научных организаций и научных
организаций академий наук, а также негосударственных научных
организаций назначаются (избираются) в соответствии с
законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами.
4. Ученые советы государственных научных организаций
разрабатывают и утверждают планы научных работ и развития
государственных научных организаций гласно исходя из
государственных заданий, профиля государственных научных
организаций, их научных и экономических интересов.
Статья 8. Договоры (контракты) на создание, передачу и
использование научной и (или) научно-технической продукции
1. Основной правовой формой отношений между научной
организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или)
научно-технической продукции, в том числе федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, являются договоры (контракты) на создание,
передачу и использование научной и (или) научно-технической
продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-
консультационных и иных услуг, а также другие договоры, в том
числе договоры о совместной научной и (или) научно-технической
деятельности и распределении прибыли.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005
N 199-ФЗ)
2. На основе указанных договоров (контрактов) выполняются
научные исследования и экспериментальные разработки для
государственных нужд. В этих случаях договоры (контракты)
заключаются между государственным органом - заказчиком и
организацией-исполнителем.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать для
федеральных государственных научных организаций обязательный
государственный заказ на выполнение научных исследований и
экспериментальных разработок.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Условия владения, пользования и распоряжения научными и
(или) научно-техническими результатами определяются
законодательством Российской Федерации, а также не противоречащими
ему договорами (контрактами) сторон - субъектов научной и (или)
научно-технической деятельности и потребителей научной и (или)
научно-технической продукции.
Статья 9. Информационное обеспечение научной и (или) научно-
технической деятельности
1. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности
имеют право на обмен информацией, за исключением информации,
содержащей сведения, относящиеся к государственной, служебной или
коммерческой тайне.
2. Правительство Российской Федерации обеспечивает создание
федеральных информационных фондов и систем в области науки и
техники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию,
аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей
научной и технической информации, содействует изданию научной и
научно-технической продукции, приобретению научных журналов, книг,
иных печатных изданий о научных и (или) научно-технических
результатах за пределами территории Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации гарантирует субъектам
научной и (или) научно-технической деятельности доступ к указанной
информации, право на ее приобретение и обеспечивает им доступ в
международные информационные фонды и системы в области науки и
техники.
3. В случае ликвидации государственных научных организаций, при
которых функционируют банки данных и базы данных научной и (или)
научно-технической информации, обеспечиваются сохранность
указанных банков данных и баз данных и передача их правопреемникам
в установленном порядке.
Статья 10. Ограничение и лицензирование отдельных видов научной
и (или) научно-технической деятельности
Правительство Российской Федерации вправе:
устанавливать порядок проведения научных исследований и
использования научных и (или) научно-технических результатов,
которые могут создать угрозу безопасности Российской Федерации,
здоровью граждан, окружающей природной среде;
лицензировать отдельные виды научной и (или) научно-технической
деятельности;
вводить в предусмотренных законодательством Российской
Федерации случаях ограничения на право использования отдельных
научных и (или) научно-технических результатов, распространяя на
них режим секретности и осуществляя надзор за его соблюдением;
вводить сертификационные и метрологические требования к
отдельным видам научной и (или) научно-технической деятельности.
Глава IV. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Статья 11. Основные цели и принципы государственной научно-
технической политики
1. Основными целями государственной научно-технической политики
являются развитие, рациональное размещение и эффективное
использование научно-технического потенциала, увеличение вклада
науки и техники в развитие экономики государства, реализацию
важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных
преобразований в области материального производства, повышение его
эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение
экологической обстановки и защиты информационных ресурсов
государства, укрепление обороноспособности государства и
безопасности личности, общества и государства, упрочение
взаимосвязи науки и образования.
2. Государственная научно-техническая политика осуществляется
исходя из следующих основных принципов:
признание науки социально значимой отраслью, определяющей
уровень развития производительных сил государства;
гласность и использование различных форм общественных
обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и
техники и экспертизе научных и научно-технических программ и
проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
гарантия приоритетного развития фундаментальных научных
исследований;
интеграция научной, научно-технической и образовательной
деятельности на основе различных форм участия работников,
аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего
профессионального образования в научных исследованиях и
экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных
комплексов на базе образовательных учреждений высшего
профессионального образования, научных организаций академий наук,
имеющих государственный статус, а также научных организаций
федеральных органов исполнительной власти;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в
области науки и техники;
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития
науки и техники;
стимулирование научной, научно-технической и инновационной
деятельности через систему экономических и иных льгот;
развитие научной, научно-технической и инновационной
деятельности посредством создания системы государственных научных
центров и других структур;
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
развитие международного научного и научно-технического
сотрудничества Российской Федерации.
Статья 12. Полномочия органов государственной власти Российской
Федерации и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации в области формирования и реализации государственной
научно-технической политики
1. К полномочиям органов государственной власти Российской
Федерации относятся:
принятие законов и иных нормативных правовых актов, разработка
и проведение единой государственной научно-технической политики;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
выбор приоритетных направлений развития науки и техники в
Российской Федерации;
формирование и реализация федеральных научных и научно-
технических программ и проектов, а также определение федеральных
органов исполнительной власти, ответственных за их выполнение;
финансирование научной и (или) научно-технической деятельности
за счет средств федерального бюджета;
установление системы экономических и иных льгот в целях
стимулирования научной и (или) научно-технической деятельности и
использование ее результатов;
содействие развитию инновационной деятельности субъектов
Российской Федерации;
организация научно-технического прогнозирования;
формирование рынков научной и (или) научно-технической
продукции (работ и услуг) Российской Федерации;
управление государственными научными организациями федерального
значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
реализация обязательств по научным и научно-техническим
программам и проектам, предусмотренным международными договорами
Российской Федерации;
охрана прав интеллектуальной собственности;
формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства
измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-
лицензионного дела и управление ими;
установление государственной системы аттестации научных и
научно-технических работников.
Правительство Российской Федерации определяет полномочия
федеральных органов исполнительной власти в области формирования и
реализации единой государственной научно-технической политики,
утверждает федеральные научные и научно-технические программы и
проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники.
Формирование и практическое осуществление государственной
научно-технической политики гражданского назначения обеспечивает
федеральный орган исполнительной власти, на который возложены эти
задачи, совместно с Российской академией наук, отраслевыми
академиями наук, федеральными органами исполнительной власти.
Формирование и практическое осуществление государственной
политики поддержки приоритетных направлений оборонной
промышленности, отраслей оборонного значения и связанных с ними
науки и образования обеспечивают органы исполнительной власти,
ведущие государственные оборонные заказы.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
3. К полномочиям органов государственной власти субъектов
Российской Федерации относятся:
право принятия законов и иных нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации об осуществлении деятельности
указанных органов в научной и (или) научно-технической сферах;
право создания государственных научных организаций субъектов
Российской Федерации, реорганизация и ликвидация указанных
организаций;
принятие и реализация научных, научно-технических и
инновационных программ и проектов субъектов Российской Федерации.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
4. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Статья 13. Порядок формирования государственной научно-
технической политики
1. Направления государственной научно-технической политики на
среднесрочный и долгосрочный периоды определяются Президентом
Российской Федерации на основе специального доклада Правительства
Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Законодательный орган государственной власти Российской
Федерации ежегодно в соответствии с посланием Президента
Российской Федерации о положении в Российской Федерации и
предложениями Правительства Российской Федерации определяет при
утверждении федерального бюджета годовые объемы средств,
выделяемых для выполнения федеральных научно-технических программ
и проектов, объем финансирования научных организаций и размер
средств, направляемых в федеральные фонды поддержки научной и
(или) научно-технической деятельности.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Определение основных направлений государственной научно-
технической политики, научно-техническое прогнозирование, выбор
приоритетных направлений развития науки и техники, разработка
рекомендаций и предложений о реализации научных и научно-
технических программ и проектов, об использовании достижений науки
и техники осуществляются в условиях гласности, с использованием
различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов.
Государственная научно-техническая политика в отношении
отраслей разрабатывается и реализуется соответствующими органами
исполнительной власти с привлечением хозяйствующих субъектов и их
объединений с учетом единой государственной научно-технической
политики.
4. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
5. Органы государственной власти Российской Федерации
содействуют сохранению высокого уровня научно-технического
потенциала организаций, выпускающих продукцию оборонного
назначения, и других организаций в условиях конверсии, оказывают
экономическую, организационную и иную поддержку их научным
коллективам.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за
выполнение работ по федеральной научной и (или) научно-технической
программе, осуществляет по отношению к организациям оборонных
отраслей, работающим по указанной программе, функции
государственного заказчика и обеспечивает необходимые меры по их
государственной поддержке.
Статья 14. Организация и проведение экспертиз научной и научно-
технической деятельности
1. Органы государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти субъектов Российской Федерации организуют
проведение экспертиз научных и научно-технических программ и
проектов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
2. Экспертиза проводится организациями, осуществляющими
независимую экспертизу, другими организациями, а также экспертами
с участием организаций, финансирующих научную и (или) научно-
техническую деятельность, при:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
выборе приоритетных направлений государственной научно-
технической политики, а также развития науки и техники;
формировании научных и научно-технических программ и проектов;
проведении конкурсов на участие в научных и научно-технических
программах и проектах, контроле за их осуществлением и
использованием полученных научных и (или) научно-технических
результатов в экономике государства.
3. В экспертизе научной и (или) научно-технической деятельности
не может участвовать специалист, имеющий личную заинтересованность
в ее результатах.
4. По результатам экспертиз федеральных научных и научно-
технических программ и проектов органы исполнительной власти
Российской Федерации обязаны заблаговременно информировать органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления и население о безопасности, в том числе
экологической, об экономической и о социальной значимости
создаваемых производств и объектов, использующих достижения науки
и техники.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005
N 199-ФЗ)
5. В случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации, в установленном порядке проводится обязательная
государственная экспертиза научно-технических программ и проектов.
Статья 15. Финансирование научной и (или) научно-технической
деятельности
1. Финансовое обеспечение научной и (или) научно-технической
деятельности основывается на его целевой ориентации и
множественности источников финансирования.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
3. Фундаментальные научные исследования финансируются
преимущественно за счет средств федерального бюджета. В целях
содействия инициативным проектам научных исследований, отбираемым
на конкурсной основе Правительством Российской Федерации,
создаются федеральные фонды поддержки научной и (или) научно-
технической деятельности в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Указанные фонды создаются в форме учреждений, деятельность
которых финансируется за счет средств федерального бюджета и иных
источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
4. В порядке долевого участия могут финансироваться научно-
технические программы, сформированные и реализуемые на основе
международных и межотраслевых научно-технических соглашений,
научно-технические программы создания новых техники и технологии
двойного применения.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
5. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
5.1. Органы государственной власти субъектов Российской
Федерации вправе в соответствии с законами субъектов Российской
Федерации финансировать осуществление региональных научных, научно-
технических и инновационных программ и проектов, в том числе
создание и деятельность государственных научных организаций
субъектов Российской Федерации.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
6. Финансирование научной и (или) научно-технической
деятельности осуществляется государством на основе сочетания
финансовой поддержки научных организаций и целевого финансирования
конкретных научных и научно-технических программ и проектов.
7. В Российской Федерации действуют государственные,
негосударственные и международные фонды поддержки научной и (или)
научно-технической деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 168-ФЗ, от 22.08.2004
N 122-ФЗ)
Абзацы второй - третий утратили силу. - Федеральный закон от
22.08.2004 N 122-ФЗ.
8. В федеральных органах исполнительной власти и коммерческих
организациях могут создаваться внебюджетные отраслевые и
межотраслевые фонды финансирования научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Порядок образования и использования внебюджетных фондов
федеральных органов исполнительной власти и коммерческих
организаций определяется Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(п. 8 в ред. Федерального закона от 17.12.1998 N 189-ФЗ)
9. Органы государственной власти Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют
контроль за расходованием средств, выделенных из соответствующего
бюджета или внебюджетных фондов на научную и (или) научно-
техническую деятельность, определяют формы и способы использования
ее результатов.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005
N 199-ФЗ)
10. Научная и (или) научно-техническая деятельность может
осуществляться за счет грантов.
Гранты передаются научным работникам, научным организациям,
образовательным учреждениям высшего профессионального образования,
другим юридическим лицам и гражданам.
Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с
законодательством Российской Федерации или в случае их
использования на территории иностранного государства в
соответствии с законодательством этого государства, а также на
условиях, на которых эти гранты выделяются.
Статья 16. Международное научное и научно-техническое
сотрудничество Российской Федерации
1. Органы государственной власти Российской Федерации создают
необходимые условия для международного научного и научно-
технического сотрудничества.
Субъект научной и (или) научно-технической деятельности вправе
вступать в международные научные и научно-технические организации
и объединения, участвовать в международных научных и научно-
технических программах и проектах, научных и научно-технических
программах и проектах иностранных государств, заключать договоры
(контракты) и иные соглашения с иностранными юридическими лицами
на работу как в Российской Федерации, так и за пределами
территории Российской Федерации в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
На территории Российской Федерации в установленном порядке
могут создаваться научные организации и научные центры с участием
иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических
лиц.
2. Иностранные инвестиции в область науки и техники
осуществляются в порядке и в формах, которые предусмотрены
законодательством Российской Федерации.
3. Российская Федерация поддерживает научное и научно-
техническое сотрудничество с иностранными государствами на основе
соответствующих международных договоров Российской Федерации,
международных научных и научно-технических программ и проектов, а
также содействует расширению научно-технического сотрудничества
научных работников и научных и иных организаций.
Органы государственной власти Российской Федерации, учитывая
наличие высокоинтегрированного научно-технического потенциала
Содружества Независимых Государств и других государств - бывших
республик СССР, сложившиеся научно-технические связи, содействуют
развитию научно-технического сотрудничества на основе
многосторонних и двусторонних договоров с ними.
4. Органы государственной власти Российской Федерации
осуществляют контроль за передачей научных и (или) научно-
технических результатов, а также научной и (или) научно-
технической продукции за пределы территории Российской Федерации в
порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 17. О приведении нормативных правовых актов в
соответствие с настоящим Федеральным законом
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской
Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с
настоящим Федеральным законом.
Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
23 августа 1996 года
N 127-ФЗ
|