ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИИ
ПИСЬМО
от 23 августа 1996 г. N ВЗ-6-07/601
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРОК, ПРОВЕДЕННЫХ
НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ПО ВОПРОСУ ПОЛНОТЫ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ
ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ В БЮДЖЕТ ДИВИДЕНДОВ ПО АКЦИЯМ,
ПРИНАДЛЕЖАЩИМ ГОСУДАРСТВУ
В соответствии с пунктом 10 Национального плана проверок
налогоплательщиков Государственной налоговой службы России на
1996 год, утвержденного руководителем Госналогслужбы России
12 февраля 1996 года, госналогинспекциями была проведена проверка
акционерных обществ, имеющих в своем уставном капитале долю
государства, по вопросу полноты и своевременности перечисления в
бюджет дивидендов по акциям, принадлежащим государству, за
1995 год.
Проверка осуществлялась в соответствии с Программой,
направленной Госналогслужбой России в адрес налоговых инспекций
письмом от 13.05.96 N ВЗ-6-07/319. Обобщенные материалы проверки
были направлены налоговыми органами в Госналогслужбу России с
соблюдением установленных сроков. При этом качественные обобщенные
материалы с фактическими примерами характерных нарушений и
предложениями по совершенствованию действующего законодательства
представлены госналогинспекциями по Республике Башкортостан,
Республике Карелия, Вологодской, Ивановской, Липецкой,
Сахалинской, Свердловской областям, г. Санкт-Петербургу.
При предусмотренной Национальным планом проверке
1200 акционерных обществ, имеющих в своем уставном капитале долю
государства, налоговыми органами было документально проверено
4843 акционерных общества. По результатам проведенных проверок
доначислено в бюджет 23,3 млрд. рублей, в том числе в федеральный
бюджет 13,5 млрд. рублей, предъявлены финансовые санкции в сумме
5,5 млрд. рублей.
При этом наиболее значительные суммы доначислены в следующих
регионах: Республика Башкортостан - 2,5 млрд. рублей, Республика
Саха - 1,8 млрд. рублей, Краснодарский край - 1,1 млрд. рублей,
Камчатская область - 4,7 млрд. рублей, Пермская область -
1,4 млрд. рублей, Тульская область - 1,3 млрд. рублей, Ярославская
область - 2,1 млрд. рублей, г. Москва - 1,5 млрд. рублей.
Наибольшие суммы финансовых санкций были начислены в Республике
Башкортостан - 1,0 млрд. рублей, Челябинской области -
1,1 млрд. рублей, г. Москве - 0,9 млрд. рублей.
Как и в период предыдущей проверки акционерных обществ по
вопросу уплаты в соответствующий бюджет дивидендов по акциям,
принадлежащим государству, налоговыми органами выявлены следующие
характерные нарушения:
- собрания акционеров по итогам деятельности за отчетный
период проводятся позже установленных сроков (госналогинспекции по
Кабардино-Балкарской Республике, Краснодарскому краю, Кировской,
Мурманской, Новосибирской, Челябинской областям и г. Санкт -
Петербургу);
- учредительные документы акционерных обществ, имеющих в своем
уставном капитале долю государства, не всегда соответствуют
требованиям законодательства, например: в реестр акционеров не
включен держатель государственной доли акций, устав акционерного
общества не содержит сведений о типе акций, принадлежащих
государству, о размере дивидендов по привилегированным акциям и
порядке их определения (госналогинспекции по Республике
Башкортостан, Магаданской и Новосибирской областям);
- дивиденды по акциям, принадлежащим государству,
перечисляются в соответствующий бюджет несвоевременно;
- при наличии чистой прибыли акционерные общества не начисляют
дивиденды по привилегированным акциям типа "Б" либо расчет размера
этих дивидендов делается неправильно;
- в нарушение письма Минфина России и Госналогслужбы России от
25.08.94 N 113/ВЗ-4-15/98н "О налоге на дивиденды по акциям,
принадлежащим государству" отдельными акционерными обществами
удерживается 15-процентный налог с дивидендов по акциям,
принадлежащим государству (госналогинспекции по Республике Алтай,
Хабаровскому краю, Брянской, Кемеровской, Новосибирской,
Оренбургской, Свердловской, Челябинской областям и другие);
- отдельные акционерные общества используют дивиденды по
акциям, принадлежащим государству, на финансирование содержания
объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения с
нарушением порядка, установленного письмом Минфина России и
Госналогслужбы России от 31.08.94 N 119/ВП-4-15/102н
(госналогинспекции по Республике Башкортостан, Удмуртской
Республике, Хабаровскому краю, Архангельской и Свердловской
областям);
- в нарушение письма Минфина России и Госналогслужбы России от
08.12.93 N 143/ЮУ-4-15/194н "О сроках и порядке перечисления
дивидендов и арендной платы" имеют место факты перечисления
дивидендов по акциям, принадлежащим государству, не в
соответствующий бюджет, а на счет фонда имущества (комитета по
управлению имуществом); кроме того, указанные держатели акций,
принадлежащих государству, практически не осуществляют контроль за
их поступлением в соответствующий бюджет (госналогинспекции по
Республике Саха, Костромской области).
Учитывая изложенное, налоговым органам на местах необходимо в
первую очередь усилить контроль за полным и своевременным
перечислением в бюджет акционерными обществами дивидендов по
акциям, принадлежащим государству, а также наладить взаимодействие
с фондами имущества (комитетами по управлению имуществом) по
контролю за поступлением в бюджет дивидендов по акциям,
принадлежащим государству, в части получения сведений от фондов и
комитетов об акционерных обществах, имеющих в своем уставном
капитале долю государства, а также привлечения их как держателей
акций, находящихся в государственной собственности, к взысканию в
бюджет не уплаченных по этим акциям дивидендов, в том числе в
судебном порядке. Кроме того, с целью недопущения перечисленных
нарушений акционерными обществами порядка уплаты в бюджет
дивидендов по акциям, находящимся в государственной собственности,
целесообразно дополнительно проработать с этими плательщиками
упомянутые письма Минфина России и Госналогслужбы России.
Представленные предложения и замечания налоговых органов по
совершенствованию законодательства в части уплаты в бюджет
дивидендов по акциям, принадлежащим государству, рассмотрены и
будут в установленном порядке использованы при разработке
законодательных актов и нормативных документов по вопросам
контроля за поступлением в бюджет этого вида платежа.
Заместитель Руководителя
Федеральной налоговой
службы России -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ЗВЕРХОВСКИЙ
------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------
|