Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 23.08.96 N 127-ФЗ О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ (ПРИНЯТ ГД ФС РФ 12.07.96)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


        ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ.ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ ЗАКОНА (без изм. и доп.)   

   
   23 августа 1996 года                                      N 127-ФЗ
   ------------------------------------------------------------------
   
                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
   
                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
   
         О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
   
                                                               Принят
                                                Государственной Думой
                                                    12 июля 1996 года
   
                                                              Одобрен
                                                    Советом Федерации
                                                  7 августа 1996 года
   
       Настоящий   Федеральный  закон   регулирует  отношения   между
   субъектами   научной  и (или)   научно-технической   деятельности,
   органами  государственной власти  и потребителями  научной и (или)
   научно-технической продукции (работ и услуг).
   



         ОГЛАВЛЕНИЕ

     Глава I. Общие положения

     Статья 1. Законодательство   о   науке   и   государственной
          научно-технической политике
     Статья 2. Основные   понятия,   применяемые   в   настоящем
          Федеральном законе

     Глава II. Субъекты научной и (или) научно-технической
          деятельности

     Статья 3. Общие   положения  о  субъектах  научной  и  (или)
          научно-технической деятельности
     Статья 4.  Научный работник,  специалист научной организации и
          работник сферы  научного  обслуживания.  Общественные  объединения
          научных работников
     Статья 5. Научная организация
     Статья 6. Академии наук в Российской Федерации

     Глава III. Организация и принципы регулирования научной
          и (или) научно-технической деятельности

     Статья 7. Управление   научной  и  (или)  научно-технической
          деятельностью
     Статья 8. Договоры   (контракты)  на  создание,  передачу  и
          использование научной и (или) научно-технической продукции
     Статья 9. Информационное   обеспечение   научной   и   (или)
          научно-технической деятельности
     Статья 10. Ограничение  и  лицензирование   отдельных   видов
          научной и (или) научно-технической деятельности

     Глава IV. Формирование и реализация государственной
          научно-технической политики

     Статья 11. Основные   цели   и   принципы    государственной
          научно-технической политики
     Статья 12. Полномочия   органов    государственной    власти
          Российской Федерации  и  органов  государственной власти субъектов
          Российской Федерации   в   области   формирования   и   реализации
          государственной и научно-технической политики
     Статья 13. Порядок      формирования      государственной
          научно-технической политики
     Статья 14. Организация  и  проведение  экспертиз  научной   и
          научно-технической деятельности
     Статья 15. Финансирование  научной и (или) научно-технической
          деятельности
     Статья 16. Международное   научное   и   научно-техническое
          сотрудничество Российской Федерации

     Глава V. Заключительные положения

     Статья 17. О  приведении   нормативных   правовых   актов в
          соответствие с настоящим Федеральным законом
     Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

______________________________________________________________________________


                        Глава I. Общие положения
   
       Статья 1.   Законодательство   о   науке   и   государственной
   научно-технической политике
   
       Законодательство о науке и государственной  научно-технической
   политике состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в
   соответствии с ним  законов  и  иных  нормативных  правовых  актов
   Российской Федерации,  а также законов и иных нормативных правовых
   актов субъектов Российской Федерации.
   
       Статья 2.    Основные   понятия,   применяемые   в   настоящем
   Федеральном законе
   
       Научная (научно-исследовательская)   деятельность   (далее   -
   научная деятельность) - деятельность,  направленная на получение и
   применение новых знаний, в том числе:
       фундаментальные научные исследования -  экспериментальная  или
   теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний
   об основных закономерностях строения,  функционирования и развития
   человека, общества, окружающей природной среды;
       прикладные научные исследования -  исследования,  направленные
   преимущественно на   применение   новых   знаний   для  достижения
   практических целей и решения конкретных задач.
       Научно-техническая деятельность  - деятельность,  направленная
   на получение, применение новых знаний для решения технологических,
   инженерных, экономических,   социальных,   гуманитарных   и   иных
   проблем, обеспечения    функционирования    науки,    техники    и
   производства как единой системы.
       Экспериментальные разработки - деятельность,  которая основана
   на знаниях,   приобретенных   в   результате   проведения  научных
   исследований или на основе практического опыта,  и  направлена  на
   сохранение жизни  и здоровья человека,  создание новых материалов,
   продуктов, процессов,  устройств,  услуг,  систем или методов и их
   дальнейшее совершенствование.
       Государственная научно-техническая политика - составная  часть
   социально-экономической политики,   которая   выражает   отношение
   государства к   научной   и    научно-технической    деятельности,
   определяет цели,    направления,    формы   деятельности   органов
   государственной власти  Российской  Федерации  в  области   науки,
   техники и реализации достижений науки и техники.
       Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной
   и (или)  научно-технической деятельности,  содержащий новые знания
   или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.
       Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или)
   научно-технический результат,    в     том     числе     результат
   интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.
       Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и
   безвозвратно гражданами   и   юридическими  лицами,  в  том  числе
   иностранными гражданами  и  иностранными  юридическими  лицами,  а
   также международными    организациями,    получившими   право   на
   предоставление грантов  на  территории  Российской   Федерации   в
   установленном Правительством   Российской  Федерации  порядке,  на
   проведение конкретных   научных    исследований    на    условиях,
   предусмотренных грантодателями.
   
         Глава II. Субъекты научной и (или) научно-технической
                              деятельности
   
       Статья 3.   Общие   положения  о  субъектах  научной  и  (или)
   научно-технической деятельности
   
       1. Научная    и    (или)    научно-техническая    деятельность
   осуществляется в  порядке,  установленном  настоящим   Федеральным
   законом, физическими  лицами - гражданами Российской Федерации,  а
   также иностранными гражданами,  лицами без гражданства в  пределах
   прав, установленных   законодательством   Российской  Федерации  и
   законодательством субъектов Российской Федерации,  и  юридическими
   лицами при   условии,  если  научная  и  (или)  научно-техническая
   деятельность предусмотрена их учредительными документами.
       2. Органы   государственной   власти  Российской  Федерации  в
   соответствии с настоящим Федеральным законом:
       гарантируют субъектам   научной   и  (или)  научно-технической
   деятельности свободу  творчества,  предоставляя  им  право  выбора
   направлений и    методов   проведения   научных   исследований   и
   экспериментальных разработок;
       гарантируют субъектам   научной   и  (или)  научно-технической
   деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;
       признают право   на   обоснованный  риск  в  научной  и  (или)
   научно-технической деятельности;
       обеспечивают свободу  доступа  к  научной и научно-технической
   информации, за      исключением      случаев,      предусмотренных
   законодательством Российской       Федерации      в      отношении
   государственной, служебной или коммерческой тайны;
       гарантируют подготовку,      повышение      квалификации     и
   переподготовку научных работников и  специалистов  государственных
   научных организаций;
       гарантируют финансирование    проектов,     выполняемых     по
   государственным заказам.
   
       Статья 4.  Научный работник,  специалист научной организации и
   работник сферы  научного  обслуживания.  Общественные  объединения
   научных работников
   
       1. Научным  работником  (исследователем)  является  гражданин,
   обладающий необходимой     квалификацией     и     профессионально
   занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.
       Правовые основы  оценки  квалификации  научных  работников   и
   специалистов научной    организации   и   критерии   этой   оценки
   определяются в порядке,  устанавливаемом Правительством Российской
   Федерации, и обеспечиваются государственной системой аттестации.
       Результаты аттестации  могут  быть   обжалованы   и   отменены
   вышестоящей аттестационной комиссией.  В случаях нарушения порядка
   или критериев   оценки   квалификации   научных    работников    и
   специалистов научной  организации результаты аттестации могут быть
   обжалованы и отменены в судебном порядке.
       2. Специалистом   научной  организации  (инженерно-техническим
   работником) является гражданин,  имеющий среднее  профессиональное
   или высшее профессиональное образование и способствующий получению
   научного  и   (или)   научно-технического   результата   или   его
   реализации.
       3. Работником  сферы научного обслуживания является гражданин,
   обеспечивающий создание необходимых условий для  научной  и  (или)
   научно-технической деятельности в научной организации.
       4. Научный работник имеет право на:
       признание его   автором  научных  и  (или)  научно-технических
   результатов и подачу заявок на  изобретения  и  другие  результаты
   интеллектуальной деятельности  в  соответствии с законодательством
   Российской Федерации;
       получение в   соответствии   с   законодательством  Российской
   Федерации доходов от реализации научных и (или) научно-технических
   результатов, автором которых он является;
       объективную оценку  своей  научной  и (или) научно-технической
   деятельности  и  получение  вознаграждений,  поощрений  и   льгот,
   соответствующих его творческому вкладу;
       осуществление предпринимательской деятельности в области науки
   и техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации;
       подачу заявок на участие в научных дискуссиях,  конференциях и
   симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;
       участие в конкурсе на финансирование научных  исследований  за
   счет средств соответствующего бюджета,  фондов поддержки научной и
   (или) научно-технической  деятельности  и   иных   источников,  не
   запрещенных законодательством Российской Федерации;
       подачу заявок   на   участие   в   международном   научном   и
   научно-техническом сотрудничестве    (стажировки,    командировки,
   публикации научных  и  (или)  научно-технических  результатов   за
   пределами территории Российской Федерации);
       доступ к   информации   о   научных    и    научно-технических
   результатах, если   она   не   содержит  сведений,  относящихся  к
   государственной, служебной или коммерческой тайне;
       публикацию в     открытой     печати     научных    и    (или)
   научно-технических результатов,  если они  не  содержат  сведений,
   относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;
       мотивированный отказ  от  участия  в  научных   исследованиях,
   оказывающих негативное   воздействие   на   человека,  общество  и
   окружающую природную среду;
       повышение научной квалификации.
       5. Научный работник обязан:
       осуществлять научную,  научно-техническую деятельности и (или)
   экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека,
   не причиняя   вреда   его  жизни и здоровью,  а  также  окружающей
   природной среде;
       объективно осуществлять  экспертизы представленных ему научных
   и  научно-технических  программ  и  проектов,  научных   и   (или)
   научно-технических результатов и экспериментальных разработок.
       6. Научные работники могут  заключать  договоры  о  совместной
   научной и  (или)  научно-технической деятельности в соответствии с
   законодательством Российской Федерации.
       7. Научные  работники  вправе создавать на добровольной основе
   общественные объединения (в том числе научные,  научно-технические
   и научно-просветительские общества,  общественные академии наук) в
   порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об
   общественных объединениях.
       Общественные академии наук участвуют в координации  научной  и
   (или) научно-технической  деятельности  и действуют в соответствии
   со своими уставами и законодательством Российской Федерации.
       Органы государственной  власти  Российской  Федерации и органы
   государственной власти  субъектов   Российской   Федерации   могут
   привлекать на добровольной основе общественные объединения научных
   работников  к  подготовке  проектов  решений  в  области  науки  и
   техники,  проведению  экспертиз,  а  также  на  основе конкурсов к
   выполнению  научных  и  научно-технических  программ  и  проектов,
   финансируемых за чет средств соответствующего бюджета.
   
       Статья 5. Научная организация
   
       1. Научной организацией признается юридическое лицо независимо
   от организационно-правовой формы и формы  собственности,  а  также
   общественное объединение   научных  работников,  осуществляющие  в
   качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность,
   подготовку научных  работников  и  действующие  в  соответствии  с
   учредительными документами научной организации.
       Научные организации подразделяются на научно-исследовательские
   организации,  научные   организации   образовательных   учреждений
   высшего   профессионального  образования,  опытно-конструкторские,
   проектно-конструкторские,    проектно-технологические    и    иные
   организации, осуществляющие  научную  и  (или)  научно-техническую
   деятельность.
       2. Правительство  Российской Федерации и органы исполнительной
   власти субъектов Российской Федерации организуют в соответствии  с
   законодательством Российской       Федерации       государственную
   аккредитацию научных  организаций  и  выдают  им  свидетельства  о
   государственной аккредитации. Порядок государственной аккредитации
   определяется Правительством Российской Федерации.
       Свидетельство о  государственной аккредитации выдается научной
   организации, объем научной и (или) научно-технической деятельности
   которой составляет  не  менее  семидесяти  процентов общего объема
   выполняемых указанной  организацией  работ   и   уставом   которой
   предусмотрен ученый   (научный,  технический,  научно-технический)
   совет в качестве одного из органов управления.
       Свидетельство о     государственной    аккредитации   является
   основанием для предоставления научной организации льгот на  уплату
   налогов,  предусмотренных  налоговым  законодательством Российской
   Федерации,  и других льгот,  установленных для научных организаций
   законодательством Российской Федерации.
       Научной организации,      которая       имеет       уникальное
   опытно-экспериментальное оборудование,     располагает    научными
   работниками и специалистами высокой квалификации и научная и (или)
   научно-техническая деятельность   которой  получила  международное
   признание, Правительством Российской Федерации может присваиваться
   статус государственного научного центра.
       Отказ в выдаче свидетельства  о  государственной  аккредитации
   научной организации не может являться препятствием к осуществлению
   научной и (или) научно-технической деятельности.
       3. Научная  организация  владеет,  пользуется  и распоряжается
   имуществом, передаваемым   ей   учредителями   для   осуществления
   деятельности, определенной учредительными документами.
       Порядок владения,  пользования   и   распоряжения   имуществом
   научной организации   определяется   законодательством  Российской
   Федерации.
       4. Научная  организация  обязана поддерживать и развивать свою
   научно-исследовательскую и     опытно-экспериментальную      базу,
   обновлять производственные фонды.
       5. Научная     организация     осуществляет     научное      и
   научно-техническое сотрудничество   с   иностранными  юридическими
   лицами и  внешнеэкономическую  деятельность   в   соответствии   с
   законодательством Российской Федерации и международными договорами
   Российской Федерации.
       6. Научная    организация    создается,    реорганизуется    и
   ликвидируется в   порядке,    предусмотренном    законодательством
   Российской Федерации.
       При реорганизации государственной научной  организации  должно
   обеспечиваться сохранение   технологического  единства  научной  и
   (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из
   состава указанной        научной       организации       опытного,
   опытно-экспериментального,                        опытно-учебного,
   опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.
       Органы исполнительной  власти  Российской   Федерации,  органы
   исполнительной власти  субъектов Российской Федерации,  учредившие
   государственную научную организацию,  могут выделять  средства  на
   возобновление,  капитальный  и  текущий  ремонт  имущества  данной
   организации и при недостаточности  средств  у  данной  организации
   несут  субсидиарную ответственность по ее обязательствам в случае,
   если государственная   научная   организация   создана   в   форме
   учреждения   или   унитарного  предприятия,  основанных  на  праве
   оперативного управления.
       7. За  государственными  научными организациями закрепляются в
   бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные
   в установленном порядке.
   
       Статья 6. Академии наук в Российской Федерации
   
       1. Российская   академия   наук,   отраслевые   академии  наук
   (Российская академия   сельскохозяйственных    наук,    Российская
   академия медицинских    наук,    Российская  академия образования,
   Российская академия архитектуры и  строительных  наук,  Российская
   академия художеств)   имеют   государственный  статус: учреждаются
   федеральными органами  государственной  власти,  финансируются  за
   счет средств  федерального  бюджета, наделяются правами управления
   своими деятельностью и имуществом.
       Академии наук   создаются,   реорганизуются   и  ликвидируются
   федеральным законом   по   представлению   Президента   Российской
   Федерации или Правительства Российской Федерации.
       В Российскую академию наук,  отраслевые академии  наук  входят
   научные организации   и   организации   научного   обслуживания  и
   социальной сферы.
       Структура Российской академии наук и отраслевых академий наук,
   порядок деятельности  и  финансирования  входящих  в   их   состав
   организаций научного обслуживания  и социальной сферы определяются
   уставами указанных академий наук.
       2. Российская    академия    наук   является   самоуправляемой
   организацией, действующей на  основе  законодательства  Российской
   Федерации и  своего  устава.  Российская  академия  наук  проводит
   фундаментальные и прикладные  научные  исследования  по  важнейшим
   проблемам естественных,   технических   и   гуманитарных   наук  и
   принимает участие   в    координации    фундаментальных    научных
   исследований, выполняемых       научными      организациями      и
   образовательными учреждениями      высшего       профессионального
   образования и финансируемых за счет средств федерального бюджета.
       3. Отраслевые   академии   наук   являются    самоуправляемыми
   организациями, проводят   фундаментальные   и  прикладные  научные
   исследования в  соответствующих  областях  науки   и   техники   и
   участвуют в координации данных научных исследований.
       4. Финансирование  Российской  академии  наук   и   отраслевых
   академий наук осуществляется за счет средств федерального бюджета,
   указываемых в  нем  отдельной  строкой,  и  иных  источников,   не
   запрещенных законодательством Российской Федерации.
       Результаты выполненных с использованием  средств  федерального
   бюджета научных исследований Российской академии наук и отраслевых
   академий наук   передаются   государству    в    соответствии    с
   законодательством Российской Федерации.
       Академии наук  ежегодно  представляют  Президенту   Российской
   Федерации и    Правительству   Российской   Федерации   отчеты   о
   проведенных научных    исследованиях    и    научных    и    (или)
   научно-технических результатах.
       5. Российская академия наук и  отраслевые  академии  наук,  их
   научные организации   и   организации   научного   обслуживания  и
   социальной сферы владеют,  пользуются и распоряжаются  федеральным
   имуществом, переданным   им   в   оперативное   управление  или  в
   хозяйственное ведение   в   соответствии    с    законодательством
   Российской  Федерации.  Реестры  имущества,  переданного академиям
   наук  в  оперативное  управление  или  в  хозяйственное   ведение,
   утверждаются Правительством Российской Федерации.
       6. За   академиями   наук,   их   научными   организациями   и
   организациями научного    обслуживания    и    социальной    сферы
   закрепляются в  бессрочное  безвозмездное  пользование   земельные
   участки, выделенные им в установленном порядке.
   
        Глава III. Организация и принципы регулирования научной
                и (или) научно-технической деятельности
   
       Статья 7.   Управление   научной  и  (или)  научно-технической
   деятельностью
   
       1. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью
   осуществляется на  основе  сочетания  принципов   государственного
   регулирования и самоуправления.
       2. Органы государственной власти Российской Федерации,  органы
   государственной власти  субъектов  Российской  Федерации,  научные
   организации и организации научного обслуживания и социальной сферы
   в пределах    своих    полномочий    определяют    соответствующие
   приоритетные направления развития науки  и  техники,  обеспечивают
   формирование    системы    научных    организаций,   осуществление
   межотраслевой  координации  научной  и  (или)   научно-технической
   деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических
   программ  и   проектов,   развитие   форм   интеграции   науки   и
   производства, реализацию достижений науки и техники.
       3. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью
   осуществляется в   пределах,   не   нарушающих   свободу  научного
   творчества.
       Органы государственной   власти,  учреждающие  государственные
   научные организации:
       утверждают уставы государственных научных организаций;
       осуществляют контроль   за   эффективным   использованием    и
   сохранностью предоставленного государственным научным организациям
   имущества;
       осуществляют другие функции в пределах их полномочий.
       Руководители государственных  научных  организаций  и  научных
   организаций академий   наук,  а  также  негосударственных  научных
   организаций назначаются    (избираются)    в    соответствии     с
   законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами.
       4. Ученые   советы   государственных    научных    организаций
   разрабатывают и   утверждают   планы   научных  работ  и  развития
   государственных научных    организаций    гласно     исходя     из
   государственных заданий,     профиля    государственных    научных
   организаций, их научных и экономических интересов.
   
       Статья 8.   Договоры   (контракты)  на  создание,  передачу  и
   использование научной и (или) научно-технической продукции
   
       1. Основной    правовой   формой   отношений   между   научной
   организацией, заказчиком и иными  потребителями  научной  и  (или)
   научно-технической  продукции,  в том числе министерствами и иными
   федеральными органами  исполнительной  власти,  являются  договоры
   (контракты) на создание,  передачу и использование научной и (или)
   научно-технической       продукции,       оказание        научных,
   научно-технических,  инженерно-консультационных  и  иных услуг,  а
   также другие договоры, в том числе договоры о совместной научной и
   (или) научно-технической деятельности и распределении прибыли.
       2. На  основе  указанных  договоров  (контрактов)  выполняются
   научные исследования    и    экспериментальные    разработки   для
   государственных нужд.  В   этих   случаях   договоры   (контракты)
   заключаются между   государственным   органом   -   заказчиком   и
   организацией - исполнителем.
       Правительство Российской  Федерации  и  органы  исполнительной
   власти субъектов Российской Федерации,  учредившие государственные
   научные организации,   вправе  устанавливать  для  государственных
   научных организаций   обязательный   государственный   заказ    на
   выполнение научных исследований и экспериментальных разработок.
       3. Условия владения,  пользования и  распоряжения  научными  и
   (или) научно-техническими         результатами        определяются
   законодательством Российской     Федерации,     а     также     не
   противоречащими ему  договорами  (контрактами)  сторон - субъектов
   научной и (или)  научно-технической  деятельности  и  потребителей
   научной и (или) научно-технической продукции.
   
       Статья 9.   Информационное   обеспечение   научной   и   (или)
   научно-технической деятельности
   
       1. Субъекты научной и  (или)  научно-технической  деятельности
   имеют право  на  обмен  информацией,  за  исключением  информации,
   содержащей сведения,  относящиеся к государственной, служебной или
   коммерческой тайне.
       2. Правительство Российской  Федерации  обеспечивает  создание
   федеральных информационных  фондов  и  систем  в  области  науки и
   техники, осуществляющих   сбор,    государственную    регистрацию,
   аналитическую обработку,  хранение  и  доведение  до  потребителей
   научной и технической информации,  содействует изданию  научной  и
   научно-технической продукции, приобретению научных журналов, книг,
   иных печатных  изданий  о  научных  и   (или)   научно-технических
   результатах за пределами территории Российской Федерации.
       Правительство Российской   Федерации   гарантирует   субъектам
   научной и (или) научно-технической деятельности доступ к указанной
   информации, право на ее приобретение и обеспечивает  им  доступ  в
   международные информационные  фонды  и  системы  в области науки и
   техники.
       3. В  случае  ликвидации  государственных научных организаций,
   при которых функционируют банки данных и  базы  данных  научной  и
   (или) научно-технической  информации,  обеспечиваются  сохранность
   указанных банков данных и баз данных и передача их правопреемникам
   в установленном порядке.
   
       Статья 10.  Ограничение  и  лицензирование   отдельных   видов
   научной и (или) научно-технической деятельности
   
       Правительство Российской Федерации вправе:
       устанавливать порядок   проведения   научных   исследований  и
   использования научных  и  (или)  научно-технических   результатов,
   которые могут  создать  угрозу  безопасности Российской Федерации,
   здоровью граждан, окружающей природной среде;
       лицензировать отдельные      виды      научной     и     (или)
   научно-технической деятельности;
       вводить в    предусмотренных    законодательством   Российской
   Федерации случаях ограничения  на  право  использования  отдельных
   научных и  (или) научно-технических результатов,  распространяя на
   них режим секретности и осуществляя надзор за его соблюдением;
       вводить сертификационные   и   метрологические   требования  к
   отдельным видам научной и (или) научно-технической деятельности.
   
          Глава IV. Формирование и реализация государственной
                      научно-технической политики
   
       Статья 11.   Основные   цели   и   принципы    государственной
   научно-технической политики
   
       1. Основными   целями    государственной    научно-технической
   политики являются развитие,  рациональное размещение и эффективное
   использование научно-технического  потенциала,  увеличение  вклада
   науки и  техники  в  развитие  экономики  государства,  реализацию
   важнейших социальных задач,  обеспечение прогрессивных структурных
   преобразований в области материального производства, повышение его
   эффективности и   конкурентоспособности    продукции,    улучшение
   экологической обстановки    и   защиты   информационных   ресурсов
   государства, укрепление    обороноспособности    государства     и
   безопасности личности,    общества    и   государства,   упрочение
   взаимосвязи науки и образования.
       2. Государственная  научно-техническая политика осуществляется
   исходя из следующих основных принципов:
       признание науки   социально   значимой  отраслью, определяющей
   уровень развития производительных сил государства;
       гласность и    использование   различных   форм   общественных
   обсуждений при выборе приоритетных направлений  развития  науки  и
   техники и  экспертизе  научных  и  научно-технических  программ  и
   проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
       гарантия приоритетного    развития   фундаментальных   научных
   исследований;
       интеграция научной,   научно-технической   и   образовательной
   деятельности на  основе   различных   форм   участия   работников,
   аспирантов и    студентов   образовательных   учреждений   высшего
   профессионального образования   в    научных    исследованиях    и
   экспериментальных разработках  посредством создания учебно-научных
   комплексов на    базе    образовательных    учреждений     высшего
   профессионального образования,  научных организаций академий наук,
   имеющих государственный  статус,  а  также   научных   организаций
   министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
       поддержка конкуренции  и  предпринимательской  деятельности  в
   области науки и техники;
       концентрация ресурсов на  приоритетных  направлениях  развития
   науки и техники;
       стимулирование научной,  научно-технической  и   инновационной
   деятельности через систему экономических и иных льгот;
       развитие научной,    научно-технической    и     инновационной
   деятельности посредством  создания системы государственных научных
   центров и других структур;
       стимулирование научной,   научно-технической  и  инновационной
   деятельности субъектов  Российской  Федерации  и   интеграция   их
   научно-технического потенциала;
       развитие международного   научного    и    научно-технического
   сотрудничества Российской Федерации.
   
       Статья 12.   Полномочия   органов    государственной    власти
   Российской Федерации  и  органов  государственной власти субъектов
   Российской Федерации   в   области   формирования   и   реализации
   государственной и научно-технической политики
   
       1. К  ведению  органов   государственной   власти   Российской
   Федерации относятся:
       разработка и      проведение      единой       государственной
   научно-технической политики;
       выбор приоритетных направлений  развития  науки  и  техники  в
   Российской Федерации;
       формирование и    реализация     федеральных     научных     и
   научно-технических программ   и   проектов,  а  также  определение
   федеральных органов исполнительной  власти,  ответственных  за  их
   выполнение;
       финансирование научной и (или) научно-технической деятельности
   за счет средств федерального бюджета;
       установление системы  экономических  и  иных  льгот  в   целях
   стимулирования научной  и  (или) научно-технической деятельности и
   использование ее результатов;
       содействие развитию      научной,     научно-технической     и
   инновационной деятельности субъектов Российской Федерации;
       управление государственными       научными       организациями
   федерального значения,  в том числе их создание,  реорганизация  и
   ликвидация;
       реализация обязательств  по   научным   и   научно-техническим
   программам и  проектам,  предусмотренным международными договорами
   Российской Федерации;
       охрана прав интеллектуальной собственности;
       формирование единых   систем    стандартизации,    обеспечения
   единства измерений,  сертификации,  научно-технической информации,
   патентно-лицензионного дела и управление ими;
       установление государственной   системы  аттестации  научных  и
   научно-технических работников.
       Правительство Российской   Федерации   определяет   полномочия
   федеральных органов исполнительной власти в области формирования и
   реализации единой   государственной  научно-технической  политики,
   утверждает федеральные научные и  научно-технические  программы  и
   проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники.
       Формирование и  практическое   осуществление   государственной
   научно-технической политики  гражданского  назначения обеспечивают
   Министерство науки и технической политики Российской Федерации или
   его правопреемник   совместно   с   Российской   академией   наук,
   отраслевыми академиями наук,  федеральными органами исполнительной
   власти.
       Формирование и  практическое   осуществление   государственной
   политики поддержки      приоритетных     направлений     оборонной
   промышленности, отраслей оборонного значения и  связанных  с  ними
   науки и  образования  обеспечивают  органы  исполнительной власти,
   ведущие государственные оборонные заказы.
       2. К   совместному   ведению  органов  государственной  власти
   Российской Федерации и органов  государственной  власти  субъектов
   Российской Федерации относятся:
       формирование экономического      механизма       осуществления
   государственной научно-технической политики;
       организация научно-технического прогнозирования;
       размещение объектов  научно-технического потенциала и создание
   инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности;
       формирование рынков   научной   и   (или)   научно-технической
   продукции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
       формирование научно-технической   базы   научных   организаций
   федерального значения,  находящихся   на   территориях   субъектов
   Российской Федерации;
       разработка и реализация мер по  социальной  защите  научных  и
   научно-технических работников,   в   том   числе  их  материальное
   обеспечение;
       формирование совместных фондов научного, научно-технического и
   технологического развития;
       международные научные связи.
       3. К  ведению   органов   государственной   власти   субъектов
   Российской Федерации относятся:
       участие в    выработке    и     реализации     государственной
   научно-технической политики;
       определение приоритетных направлений развития науки и  техники
   в субъектах Российской Федерации;
       формирование научных и научно-технических программ и  проектов
   субъектов Российской Федерации;
       финансирование научной и  научно-технической  деятельности  за
   счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
       формирование органов   управления   в    сфере    научной    и
   научно-технической деятельности  субъектов  Российской Федерации и
   межрегиональных органов;
       управление государственными       научными       организациями
   регионального значения,  в том числе их создание,  реорганизация и
   ликвидация;
       контроль за деятельностью государственных научных  организаций
   федерального значения   по  вопросам,  относящимся  к  полномочиям
   органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
       создание условий    для   более   эффективного   использования
   имеющихся материальных и информационных ресурсов;
       формирование межрегиональных  и  региональных фондов научного,
   научно-технического и технологического развития;
       осуществление иных   полномочий,  не  отнесенных  федеральными
   законами к  ведению  органов  государственной  власти   Российской
   Федерации.
       4. По  вопросам  совместного  ведения  органы  государственной
   власти Российской  Федерации  при  осуществлении  своих полномочий
   взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти
   субъектов Российской Федерации в форме:
       подготовки совместных    предложений    о    совершенствовании
   организационно-экономического механизма  научной  и  инновационной
   деятельности;
       участия представителей соответствующих органов государственной
   власти субъектов  Российской  Федерации  в  составах   научных   и
   координационных советов    по    проблемам    науки   и   техники,
   научно-технических комиссий,   экспертных   и    рабочих    групп,
   создаваемых органами государственной власти Российской Федерации;
       взаимной передачи   отдельных   полномочий   на    координацию
   научно-технической деятельности, затрагивающей совместные интересы
   Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
       подготовки и   реализации   совместных  мер  по  содержанию  и
   развитию социальной сферы научных организаций.
   
       Статья 13.      Порядок      формирования      государственной
   научно-технической политики
   
       1. Направления  государственной научно-технической политики на
   среднесрочный и  долгосрочный  периоды  определяются   Президентом
   Российской Федерации  на основе специального доклада Правительства
   Российской Федерации,  формируемого с учетом предложений субъектов
   Российской Федерации.
       2. Законодательный  орган  государственной  власти  Российской
   Федерации ежегодно   в   соответствии   с   посланием   Президента
   Российской Федерации  о  положении  в   Российской   Федерации   и
   предложениями Правительства  Российской  Федерации  определяет при
   утверждении федерального   бюджета   годовые    объемы    средств,
   выделяемых для  выполнения федеральных научно-технических программ
   и проектов,  объем финансирования  научных  организаций  и  размер
   средств, направляемых  в  федеральные  фонды  поддержки  научной и
   (или) научно-технической    деятельности,    а    также    систему
   экономических льгот, стимулирующих эту деятельность.
       3. Определение    основных     направлений     государственной
   научно-технической политики,  научно-техническое  прогнозирование,
   выбор приоритетных   направлений   развития   науки   и   техники,
   разработка рекомендаций  и  предложений  о  реализации  научных  и
   научно-технических программ   и   проектов,    об    использовании
   достижений науки и техники осуществляются в условиях гласности,  с
   использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и
   конкурсов.
       Государственная научно-техническая   политика   в    отношении
   отраслей разрабатывается  и  реализуется соответствующими органами
   исполнительной власти с привлечением хозяйствующих субъектов и  их
   объединений с  учетом  единой  государственной  научно-технической
   политики.
       4. Государственная   научно-техническая   политика   субъектов
   Российской Федерации формируется и проводится  при  взаимодействии
   органов государственной  власти  Российской  Федерации  и  органов
   государственной власти субъектов Российской Федерации.
       Государственная научно-техническая  политика  на  региональном
   уровне разрабатывается  и  реализуется  органами   государственной
   власти субъектов    Российской    Федерации    с   учетом   единой
   государственной научно-технической политики и интересов регионов.
       5. Органы   государственной   власти   содействуют  сохранению
   высокого уровня   научно-технического   потенциала    организаций,
   выпускающих продукцию оборонного назначения,  и других организаций
   в условиях конверсии,  оказывают  экономическую,  организационную,
   социальную и иную поддержку их научным коллективам.
       Федеральный орган  исполнительной  власти,  ответственный   за
   выполнение работ по федеральной научной и (или) научно-технической
   программе, осуществляет  по  отношению  к  организациям  оборонных
   отраслей, работающим     по     указанной    программе,    функции
   государственного заказчика и обеспечивает необходимые меры  по  их
   государственной поддержке.
   
       Статья 14.  Организация  и  проведение  экспертиз  научной   и
   научно-технической деятельности
   
       1. Органы государственной власти Российской Федерации и органы
   государственной власти  субъектов  Российской Федерации организуют
   проведение экспертиз  научных  и  научно-технических  программ   и
   проектов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.
       2. Экспертиза   проводится   организациями,    осуществляющими
   независимую экспертизу,  другими организациями, а также экспертами
   с участием   представителей   субъектов   Российской    Федерации,
   организаций, финансирующих   научную  и  (или)  научно-техническую
   деятельность, при:
       выборе приоритетных         направлений        государственной
   научно-технической политики, а также развития науки и техники;
       формировании научных и научно-технических программ и проектов;
       проведении конкурсов на участие в научных и научно-технических
   программах и   проектах,   контроле   за   их   осуществлением   и
   использованием полученных  научных  и   (или)   научно-технических
   результатов в экономике государства.
       3. В   экспертизе   научной   и    (или)    научно-технической
   деятельности не   может  участвовать  специалист,  имеющий  личную
   заинтересованность в ее результатах.
       4. По   результатам   экспертиз научных  и  научно-технических
   программ и  проектов  органы  исполнительной   власти   Российской
   Федерации и  органы  исполнительной  власти  субъектов  Российской
   Федерации обязаны  заблаговременно   информировать   население   о
   безопасности, в  том  числе  экологической,  об  экономической и о
   социальной значимости   создаваемых   производств   и    объектов,
   использующих достижения науки и техники.
       5. В  случаях,  предусмотренных  законодательством  Российской
   Федерации, в   установленном   порядке   проводится   обязательная
   государственная экспертиза научно-технических программ и проектов.
   
       Статья 15.  Финансирование  научной и (или) научно-технической
   деятельности
   
       1. Финансовое  обеспечение  научной и (или) научно-технической
   деятельности основывается   на   его    целевой    ориентации    и
   множественности источников   финансирования.  Финансирование  этой
   деятельности осуществляется за счет средств федерального  бюджета,
   бюджетов субъектов  Российской Федерации,  внебюджетных источников
   (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их
   объединений, а также средств заказчиков работ),  иных источников в
   соответствии с законодательством Российской Федерации.
       Средства на     финансирование    научных    исследований    и
   экспериментальных разработок гражданского назначения выделяются из
   федерального бюджета   в   размере   не  менее  четырех  процентов
   расходной части федерального бюджета.
       2. Правительство  Российской Федерации организует разработку и
   исполнение  федерального  бюджета  в  части  расходов  на  научные
   исследования  и  экспериментальные разработки,  определяет порядок
   создания  государственных  фондов  поддержки   научной   и   (или)
   научно-технической    деятельности,    утверждает    распределение
   предусмотренных федеральным бюджетом средств  на  эти  цели  между
   государственными   заказчиками   федеральных   целевых   программ,
   федеральными    органами    исполнительной    власти,     научными
   организациями и указанными государственными фондами.
       3. Фундаментальные    научные    исследования    финансируются
   преимущественно за  счет  средств  федерального  бюджета.  В целях
   содействия инициативным    проектам    фундаментальных     научных
   исследований, отбираемым    на   основе   конкурса,   в   порядке,
   устанавливаемом Правительством  Российской  Федерации,   создаются
   фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.
       4. федеральные  научно-технические   программы,   приоритетные
   прикладные научные  исследования  и  экспериментальные  разработки
   финансируются за  счет  средств   федерального   бюджета,   фондов
   поддержки научной  и  (или)  научно-технической  деятельности  и в
   порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений,
   банков и   других  хозяйствующих  субъектов.  В  порядке  долевого
   участия могут финансироваться также научно-технические  программы,
   сформированные и    реализуемые    на   основе   международных   и
   межотраслевых научно-технических  соглашений,   научно-технические
   программы создания новых техники и технологии двойного применения.
       5. Работы регионального значения могут финансироваться за счет
   средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов,
   региональных фондов поддержки научной и  (или)  научно-технической
   деятельности и   в   порядке  долевого  участия  за  счет  средств
   организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.
       За счет средств федерального бюджета могут финансироваться,  в
   том числе в порядке долевого участия, наиболее важные региональные
   научные и   научно-технические  программы  и  проекты,  результаты
   осуществления которых могут быть использованы и в других регионах.
       Совместное использование  средств,  выделенных из федерального
   бюджета, бюджетов  субъектов  Российской   Федерации   и   местных
   бюджетов на   финансирование   научных  исследований  федерального
   значения, осуществляется на долевых началах по согласованию  между
   соответствующими    органами   Российской   Федерации,   субъектов
   Российской Федерации и органами местного самоуправления.
       6. Финансирование    научной    и   (или)   научно-технической
   деятельности осуществляется  государством  на   основе   сочетания
   финансовой поддержки научных организаций и целевого финансирования
   конкретных научных и научно-технических программ и проектов.
       7. В    Российской    Федерации   действуют   государственные,
   негосударственные и международные фонды поддержки научной и  (или)
   научно-технической деятельности.
       Органы государственной власти Российской  Федерации  и  органы
   государственной власти  субъектов  Российской Федерации в порядке,
   установленном законодательством  Российской   Федерации,   создают
   государственные фонды поддержки научной и (или) научно-технической
   деятельности как некоммерческие организации,  деятельность которых
   финансируется за  счет  средств  соответствующего бюджета или иных
   источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
   Государственный фонд  поддержки научной и (или) научно-технической
   деятельности является самоуправляемой организацией и  осуществляет
   свою деятельность  в  соответствии  с законодательством Российской
   Федерации и уставом.
       Государственные фонды     поддержки     научной     и    (или)
   научно-технической деятельности организуют независимую  экспертизу
   научных и  научно-технических программ и проектов,  представляемых
   субъектами научной и (или) научно-технической деятельности,  и  на
   основе конкурса  выделяют  средства  на  финансирование  указанных
   программ и проектов.  Государственные фонды  поддержки  научной  и
   (или) научно-технической   деятельности   ведут   раздельный  учет
   средств, выделяемых на реализацию деятельности, предусмотренной их
   уставами, и на иные цели.
       8. В  органах  государственной  власти  Российской   Федерации
   (министерствах и ведомствах), коммерческих организациях, а также в
   органах государственной власти субъектов  Российской  Федерации  в
   установленном порядке могут создаваться внебюджетные фонды за счет
   относимых на  себестоимость  производимой   продукции   отчислений
   организаций для     финансирования    научных    исследований    и
   экспериментальных разработок.
       9. Органы государственной власти Российской Федерации и органы
   государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют
   контроль за  расходованием средств,  выделенных из соответствующих
   бюджетов или   внебюджетных   фондов   на    научную    и    (или)
   научно-техническую деятельность,   определяют   формы   и  способы
   использования ее результатов.
       10. Научная  и  (или)  научно-техническая  деятельность  может
   осуществляться за счет грантов.
       Гранты передаются  научным  работникам,  научным организациям,
   образовательным учреждениям высшего профессионального образования,
   другим юридическим лицам и гражданам.
       Получатели грантов   распоряжаются    ими    в    соответствии
   с законодательством   Российской   Федерации   или   в  случае  их
   использования на    территории    иностранного    государства    в
   соответствии с  законодательством  этого  государства,  а также на
   условиях, на которых эти гранты выделяются.
   
       Статья 16.    Международное   научное   и   научно-техническое
   сотрудничество Российской Федерации
   
       1. Органы  государственной власти Российской Федерации создают
   необходимые условия     для     международного     научного      и
   научно-технического сотрудничества.
       Субъект научной и (или) научно-технической деятельности вправе
   вступать в  международные научные и научно-технические организации
   и объединения,   участвовать    в    международных    научных    и
   научно-технических  программах  и  проектах,  научных  и  научно -
   технических  программах   и   проектах   иностранных   государств,
   заключать договоры (контракты) и иные  соглашения  с  иностранными
   юридическими лицами на работу как в Российской Федерации, так и за
   пределами территории Российской Федерации в порядке, установленном
   законодательством Российской Федерации.
       На территории Российской  Федерации  в  установленном  порядке
   могут создаваться  научные организации и научные центры с участием
   иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических
   лиц.
       2. Иностранные  инвестиции   в   область   науки   и   техники
   осуществляются в   порядке   и  в  формах,  которые  предусмотрены
   законодательством Российской Федерации.
       3. Российская     Федерация     поддерживает     научное     и
   научно-техническое сотрудничество с иностранными государствами  на
   основе соответствующих    международных    договоров    Российской
   Федерации, международных научных и научно-технических  программ  и
   проектов, а   также   содействует  расширению  научно-технического
   сотрудничества научных работников и научных и иных организаций.
       Органы государственной  власти Российской Федерации,  учитывая
   наличие высокоинтегрированного   научно-технического    потенциала
   Содружества Независимых  Государств  и  других государств - бывших
   республик СССР,  сложившиеся научно-технические связи, содействуют
   развитию научно-технического      сотрудничества     на     основе
   многосторонних и двусторонних договоров с ними.
       4. Органы    государственной   власти   Российской   Федерации
   осуществляют  контроль  за    передачей    научных     и     (или)
   научно-технических результатов,    а   также   научной   и   (или)
   научно-технической продукции  за  пределы  территории   Российской
   Федерации в порядке,  устанавливаемом законодательством Российской
   Федерации.
   
                   Глава V. Заключительные положения
   
       Статья 17.    О  приведении   нормативных   правовых   актов в
   соответствие с настоящим Федеральным законом
   
       Президенту Российской  Федерации  и  Правительству  Российской
   Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с
   настоящим Федеральным законом.
   
       Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона
   
       Настоящий Федеральный   закон  вступает  в  силу  со  дня  его
   официального опубликования.
   
                                                            Президент
                                                 Российской Федерации
                                                             Б.ЕЛЬЦИН
   Москва, Кремль.
   23 августа 1996 года.
   N 127-ФЗ
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz