ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИОННО - ТЕХНИЧЕСКОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТОРОВ ТЕЛЕФОННЫХ СЕТЕЙ СВЯЗИ
ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Одобрено решением ГКЭС России от 28.06.96 N 153,
совместной комиссией Минсвязи России и ГКАП России
по демонополизации отрасли "Связь"(протокол от 18.07.96 N 2)
Введено в действие письмом Минсвязи России от 20.08.96 N 136-у
Одобрено
решением ГКЭС России
от 28 июня 1996 г. N 153,
совместной комиссией
Минсвязи России и ГКАП России
по демонополизации отрасли "Связь"
(протокол от 18 июля 1996 г. N 2)
Введено в действие
письмом Минсвязи России
от 20 августа 1996 г. N 136-у
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с
Федеральным законом "О связи" и является нормативным документом,
регулирующим отношения операторов сетей связи, входящих в состав
телефонной сети общего пользования Российской Федерации,
независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности на
средства связи и организационно - правовой формы оператора.
Примечания. 1. Настоящее Положение распространяется также на
вопросы организационно - технического взаимодействия между
операторами телефонных сетей общего пользования с операторами
ведомственных телефонных сетей и сетей связи подвижных абонентов,
имеющих выход на сети общего пользования.
2. Настоящее Положение распространяется также на вопросы
взаимодействия операторов ведомственных сетей связи при
осуществлении присоединения их сетей телефонной связи друг к
другу, если хотя бы одна из взаимодействующих сетей имеет выход на
телефонную сеть связи общего пользования Российской Федерации.
3. Настоящее Положение распространяется также на вопросы
взаимодействия операторов ведомственных сетей связи и операторов
сетей связи подвижных абонентов, если хотя бы одна из
взаимодействующих сетей имеет выход на телефонную сеть связи
общего пользования Российской Федерации.
1.2. Настоящее Положение развивает и дополняет Положение о
порядке присоединения сетей электросвязи к сетям электросвязи
общего пользования и порядке регулирования пропуска телефонного
трафика по сетям электросвязи общего пользования Российской
Федерации, одобренное решением Государственной комиссии по
электросвязи при Министерстве связи Российской Федерации 25.01.95
N 107 и Совместной комиссией Минсвязи России и ГКАП России по
демонополизации отрасли "Связь" 09.03.95, протокол N 4 (далее -
Положение о присоединении) в части технических требований к
телефонным сетям общего пользования, организации взаимодействия
операторов и принципов взаиморасчетов между операторами
взаимодействующих телефонных сетей связи.
1.3. Организация взаимодействия операторов телефонных сетей
связи осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации, нормативными документами отрасли "Связь" и стандартами,
действующими на территории Российской Федерации, разрабатываемыми
с учетом международных рекомендаций МСЭ-Т, ETSI, ECTRA, в
соответствии с выданной Минсвязи России лицензией на право
предоставления услуг связи.
1.4. Вопросы организационно - технического взаимодействия
сетей и порядок взаиморасчетов должны быть отражены в договоре
между операторами, заключаемом в соответствии с Гражданским
кодексом Российской Федерации (далее - договор о присоединении).
1.5. При чрезвычайных ситуациях и в условиях чрезвычайного
положения, объявляемого в соответствии с действующим
законодательством, взаимодействие операторов телефонных сетей
связи определяется статьей 13 Федерального закона "О связи", а
также указаниями органов, уполномоченных Минсвязи России на
оперативно - техническое управление сетями связи общего
пользования.
1.6. Контроль за выполнением приведенного в настоящем
Положении порядка взаимодействия операторов сетей связи,
независимо от их ведомственной принадлежности и форм
собственности, осуществляется органами Госсвязьнадзора России в
рамках прав и обязанностей, оговоренных Положением о службе
государственного надзора за связью в Российской Федерации,
утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 15.11.93 N 1156.
1.7. Спорные организационно - технические вопросы, возникающие
при взаимодействии операторов телефонных сетей Российской
Федерации, рассматриваются Министерством связи Российской
Федерации, решения которого в рамках его полномочий являются
обязательными для операторов.
Хозяйственные споры между операторами связи разрешаются в
порядке, определяемом действующим законодательством Российской
Федерации.
2. Общие технические требования к сетям связи,
входящим в состав телефонной сети общего пользования
или к ней присоединенным
2.1. Структура сетей
Телефонные сети, входящие в состав сети связи общего
пользования, включая сети сотовые и радиотелефонной связи, а также
ведомственные сети, имеющие выход на телефонную сеть связи общего
пользования, должны строиться в соответствии с действующими в
отрасли "Связь" руководящими документами по структуре, построению
и функционированию телефонных сетей.
Сети связи, присоединяемые к телефонной сети связи общего
пользования, должны удовлетворять требованиям, изложенным в
Положении о присоединении.
Присоединение сетей связи к телефонной сети общего пользования
должно осуществляться с учетом необходимости пропорционального
развития сети общего пользования на всех ее участках в
соответствии с действующими нормативно - техническими документами.
Примечание. До выхода нового основным документом по структуре,
построению и функционированию телефонных сетей является
Руководящий документ по общегосударственной системе
автоматизированной телефонной связи, книга 1, утвержденный МВКС
31.10.86.
2.2. Система синхронизации
Взаимодействие систем синхронизации сетей, входящих в
телефонную сеть общего пользования, или к ней присоединенных,
должно осуществляться в соответствии с действующими нормативно -
техническими документами Минсвязи России.
Примечание. На момент принятия настоящего Положения таким
документом является Руководящий технический материал по построению
тактовой сетевой синхронизации на цифровой сети связи Российской
Федерации, одобренный решением ГКЭС России от 01.11.95 N 133.
В состав проектной документации, разрабатываемой для сетей
связи, присоединяемых к сети связи общего пользования и
использующих цифровую технику коммутации и передачи информации,
должна входить схема тактовой сетевой синхронизации, увязанная со
схемой тактовой сетевой синхронизации сети общего пользования в
целом.
Федеральные сети связи подвижных абонентов могут иметь
собственные системы синхронизации при наличии соответствующего
решения Минсвязи России.
2.3. Системы сигнализации
Сеть оператора, входящая в состав сети ТфОП или с ней
взаимодействующая, должна обеспечивать системы сигнализации в
соответствии с действующими в отрасли руководящими документами по
структуре, построению и функционированию телефонных сетей и иными
нормативно - техническими документами, принятыми Минсвязи России.
Примечание. На момент принятия настоящего Положения такими
документами являются "Ограничительный перечень протоколов
сигнализации, поддерживаемых цифровыми станциями сети общего
пользования", утвержденный Минсвязи России 28.07.95, и письмо
Минсвязи России от 25.02.95 N 33-у.
При использовании аналоговых систем коммутации или аналоговых
систем передачи на междугородном участке должна применяться только
одночастотная система сигнализации 2600 Гц.
Не допускается использование систем сигнализации, не
соответствующих действующим нормативным документам.
Перспективной системой сигнализации на телефонных сетях ВВС
России является система ОКС-7, соответствующая утвержденным
Минсвязи России национальным спецификациям.
Операторы должны руководствоваться схемой организации сети
ОКС-7 сети связи общего пользования и планом нумерации пунктов
сигнализации сети ОКС-7.
2.4. План нумерации
Нумерация на присоединяемой сети должна соответствовать плану
нумерации телефонной сети общего пользования России. Это
обеспечивается следующим порядком определения нумерации.
Междугородные коды доступа ABC, используемые на сетях
операторов, действующих на сети общего пользования, назначаются
Минсвязи России по представлению института Гипросвязь (г. Москва)
в соответствии с планом нумерации телефонной сети связи общего
пользования России.
Внутризоновый код доступа ab, используемый на сети оператора,
присоединяемой к сети общего пользования на внутризоновом уровне,
выбирается в соответствии с действующим планом нумерации сети
связи общего пользования данной зоны нумерации. Назначение кода
доступа ab осуществляется институтом Гипросвязь, закрепленным за
данной зоной нумерации в соответствии с Приложением к настоящему
Положению.
Назначение нумерации сетей, присоединяемых на местном уровне,
осуществляется:
- для сетей емкостью согласно лицензии до 1000 номеров -
оператором присоединяющей сети;
- для сетей емкостью свыше 1000 номеров - институтом
Гипросвязь, закрепленным за данной зоной нумерации в соответствии
с Приложением к настоящему Положению.
С целью ведения единой базы данных по нумерации сети связи
общего пользования институты Гипросвязи должны информировать
институт Гипросвязь (г. Москва) о выделенных ресурсах
внутризоновой и местной нумерации.
2.5. Управление сетями
Сеть оператора независимо от принадлежности и формы
собственности должна строиться согласно требованиям по обеспечению
ее надежности и управляемости с учетом технологического процесса
предоставления услуг электросвязи.
Примечание. Нормативно - технические документы по этим
вопросам должны базироваться на требованиях руководящего документа
"Основные положения развития Взаимоувязанной сети связи Российской
Федерации на период до 2005 года" и разрабатываются отдельно.
Сети взаимодействующих операторов должны отвечать требованиям
по обеспечению централизованного управления телефонной сетью
общего пользования Российской Федерации и быть включенными во
взаимоувязанную систему управления ВСС России с распределением
функций управления по территориально - иерархическому принципу
независимо от конкретных сетевых технологий и систем управления,
применяемых операторами на своих сетях.
Принципы построения системы централизованного управления сетью
ТфОП и перечень органов, которым поручено управление сетью в целом
и ее частями, определяются Минсвязи России.
Операторы обязаны использовать системы управления сетью,
имеющие сертификат соответствия, выданный Минсвязи России.
Система управления конкретной сетью должна соответствовать
принятой МСЭ-Т концепции Сети управления электросвязью
(Telecommunications Management Network (TMN), МСЭ-Т, Рек. М. 3010
и др.), действующим национальным стандартам, нормам, отвечать
требованиям взаимоувязанной системы управления Взаимоувязанной
сети связи Российской Федерации.
Взаимодействие систем управления, в том числе способ
организации взаимодействия между центрами управления
присоединяемой и присоединяющей сетей, интерфейсы и протоколы
стыка должны быть отражены в технических условиях на присоединение
к сети связи общего пользования и договоре о взаимодействии сетей.
2.6. Типы применяемого коммутационного оборудования
Сеть, присоединяемая к телефонной сети общего пользования на
местном, внутризоновом или междугородном уровнях, должна выполнять
действующие требования Минсвязи России по применению
коммутационного оборудования на сети общего пользования.
Примечание. На момент принятия настоящего Положения типы
применяемых телефонных станций определяются Приказом Минсвязи
России от 23.04.94 N 105 и письма Минсвязи России от 21.06.96
N 3194.
Типы применяемых районных АТС и узловых станций городских
телефонных сетей, центральных и оконечных станций сельских
телефонных сетей в случае применения коммутационного оборудования
зарубежной разработки, должны быть согласованы Минсвязи России к
применению в данном регионе.
Применение УПАТС различных типов и коммутационного
оборудования для систем радиотелефонной и сотовой связи, имеющих
сертификат соответствия, выданный Минсвязи России, не
ограничивается.
3. Этапы организационно - технического взаимодействия
между операторами связи
3.1. Организационно - техническое взаимодействие между
операторами связи включает два этапа:
первый этап - взаимодействие в процессе присоединения сетей к
сети ТфОП;
второй этап - взаимодействие операторов сетей связи в процессе
предоставления услуг электросвязи после осуществления
присоединения сетей.
3.2. Этап присоединения к сети ТфОП включает в себя решение
следующих вопросов:
- получение в Минсвязи России лицензии на право предоставления
услуг электросвязи, дающей право на присоединение сети лицензиата
к телефонной сети общего пользования;
- получение технических условий на присоединение;
- разработка проектно - сметной документации на присоединение;
- реализация проекта на присоединение.
3.3. Взаимодействие операторов сетей связи в процессе
предоставления услуг электросвязи включает в себя решение
следующих вопросов:
- организация пропуска трафика;
- определение порядка взаимодействия при предоставлении услуг
пользователям и расчетах за предоставленные услуги;
- управление сетями связи;
- обеспечение качества предоставляемых услуг;
- определение порядка взаиморасчетов между операторами за
пропущенный входящий, исходящий и транзитный трафик.
4. Порядок взаимодействия между операторами
в процессе присоединения сетей связи к телефонной
сети связи общего пользования
4.1. После получения лицензии на предоставление услуг
электросвязи оператор присоединяемой сети делает письменный запрос
о выдаче технических условий на присоединение оператору
присоединяющей сети. При этом к запросу в обязательном порядке
прилагается копия лицензии, выданная Минсвязи России.
4.2. Оператор присоединяющей сети рассматривает запрос и
выдает ответ заявителю в письменной форме в срок, не превышающий
одного месяца с момента получения запроса.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О
связи" и с выданной ему лицензией оператор сети ТфОП обязан выдать
оператору, имеющему соответствующую лицензию, технические условия
на присоединение. Отказ может быть сделан только по основаниям,
перечисленным в лицензии, и должен быть обоснован. Отказ в выдаче
технических условий на присоединение может быть обжалован в
Минсвязи России.
Емкость присоединяемой сети при любом способе присоединения не
учитывается в емкости присоединяющей сети с точки зрения
выполнения оператором присоединяющей сети условий лицензии в части
монтированной емкости его сети.
4.3. Технические условия должны быть обоснованными и отражать,
в том числе, следующее:
- как конкретно соединяются сети, какими средствами связи, с
использованием каких линейных и станционных сооружений;
- принадлежность используемых линейно - кабельных сооружений и
станционного оборудования, необходимость строительства новых или
использование существующих сооружений связи для пропуска трафика
присоединяемой сети;
- технические параметры в точках соединения сетей (уровни
сигналов, спектры сигналов, скорости передачи и иные параметры
стыков);
- типы оборудования, применяемые на присоединяемой сети (в
случае, если нормативные документы Минсвязи России предусматривают
ограничения на типы применяемого оборудования связи того или иного
вида);
- используемые системы сигнализации;
- привязка к системе тактовой сетевой синхронизации;
- оборудование, позволяющее производить учет исходящего
трафика от присоединяемой сети связи на всех уровнях
присоединения;
- взаимодействие систем технической эксплуатации и управления
сетями;
- взаимодействие систем расчета с пользователями и учета
трафика;
- требования по качеству обслуживания;
- мероприятия, необходимые для осуществления присоединения,
предварительный перечень строительно - монтажных работ, уточняемый
при разработке проектно - сметной документации на реализацию
технических условий;
- этапность работ по присоединению.
Не допускается включать в технические условия на присоединение
строительство объектов и сооружений и установку оборудования, не
связанных с пропуском трафика от/к присоединяемой сети иначе, чем
на компенсационной основе. Объем работ, определяемый техническими
условиями на присоединение, должен соответствовать действующим
нормативно - техническим документам по построению сетей.
Примечание. Под строительством объектов на компенсационной
основе применительно к рассматриваемому случаю понимается
строительство по договоренности между операторами объекта
(сооружения) связи, не связанного с пропуском трафика от/к
присоединяемой сети, имеющего ту же стоимость, что и работы,
осуществляемые оператором присоединяющей сети в интересах
присоединяемой сети.
Не допускается при выдаче технических условий на присоединение
навязывать оператору присоединяемой сети передачу соединительных
линий и иного оборудования и сооружений, строящихся для
обеспечения взаимодействия сетей за счет оператора присоединяемой
сети, на баланс оператора присоединяющей сети.
Присоединение сетей связи к телефонной сети общего пользования
должно осуществляться с учетом необходимости пропорционального
развития сети общего пользования на всех ее участках. В случае
необходимости при выдаче технических условий на присоединение
должны учитываться вопросы умощнения межстанционных, межузловых,
внутризоновых и междугородных сетей и соответствующих
коммутационных емкостей. Затраты на такое умощнение несут все
операторы, использующие данный элемент сети пропорционально
емкости, задействуемой в интересах того или иного оператора. Эти
затраты могут осуществляться как путем непосредственного
материального или денежного вклада операторов в развитие сетей,
так и при последующих взаиморасчетах. Конкретное решение
определяется договорами между операторами.
В случае присоединения к сети общего пользования сетей связи
малой емкости (до 1000... 5000 номеров монтированной емкости в
зависимости от емкости присоединяющей сети) при наличии
достаточных возможностей сети общего пользования по пропуску
трафика от присоединяемой сети, допускается в составе технических
условий по присоединению выставить оператору присоединяемой сети
требования по оплате за используемые в интересах его сети
соединительные линии и/или точки коммутации присоединяющей сети. В
этом случае все работы по организации присоединения или их часть
выполняются оператором присоединяющей сети.
4.4. Технические условия на обеспечение взаимодействия системы
управления присоединяемой сетью связи с взаимоувязанной системой
управления ВСС России выдает оператор, осуществляющий в
соответствии с поручением Минсвязи России функции
централизованного управления телефонной сетью связи общего
пользования на территории действия присоединяемой сети (или ее
фрагмента).
Такой же порядок действует и в том случае, если присоединение
сети осуществляет другой оператор, не выполняющий указанных выше
функций.
Оператор присоединяемой сети несет свою долю расходов по
увязке своей сети управления с системой управления ВСС России на
соответствующем территориально - иерархическом уровне.
4.5. В случае несогласия с выданными техническими условиями на
присоединение оператор присоединяемой сети может обратиться в
Минсвязи России в соответствии с п. 1.7 настоящего Положения.
4.6. В тех случаях, когда сеть была присоединена к сети связи
общего пользования до вступления в силу настоящего Положения и
емкость сети и используемые на ней технические средства,
взаимодействующие с сетью ТфОП, в дальнейшем не изменяются,
технические условия не должны пересматриваться, в том числе в
случае изменения владельца и/или оператора сети.
Допускается уточнение отдельных вопросов присоединения в
следующих случаях:
- изменение нумерации на сети, осуществившей присоединение;
- модернизация (реконструкция, замена) технических средств
сети, осуществившей присоединение, непосредственно
взаимодействующих с присоединенной сетью, требующая изменения
систем сигнализации и т.п.;
- необходимость модернизации оборудования на присоединенной
сети и/или расширение ее емкости;
- других случаях по договоренности между операторами.
Во всех случаях изменение (уточнение) условий присоединения
должно быть обоснованным, минимально необходимым и не выходить за
рамки вопросов, регламентированных настоящим Положением.
В случае выявления Госсвязьнадзором несоответствия
присоединения нормативным документам Минсвязи России оператором
присоединяющей сети по предписанию органа Госсвязьнадзора должны
быть выданы оператору присоединенной сети технические условия в
соответствии с п. 4.3 настоящего Положения. Возникающие при этом
расходы осуществляются обоими взаимодействующими операторами в
пропорции, определяемой договором между ними.
4.7. При выдаче технических условий на присоединение не
допускается дискриминация одних операторов по сравнению с другими.
4.8. На основании технических условий на присоединение
оператор присоединяемой сети обязан разработать проектно - сметную
документацию на их выполнение. Разработка этой документации должна
выполняться проектными организациями, имеющими лицензию на этот
вид деятельности.
Проектно - сметная документация должна быть согласована в
порядке, установленном для проектирования сети общего пользования.
Рекомендуется согласовывать проектно - сметную документацию с
оператором присоединяющей сети, а также в случае присоединения на
междугородном, внутризоновом или местном уровне в качестве
узлового района или при включении в состав присоединяемой сети
транзитных узлов местных телефонных сетей иметь экспертное
заключение ГП "Связьэкспертиза".
4.9. При емкости присоединяемой сети свыше 2000 номеров
допускается, а при емкости свыше 10000 номеров рекомендуется
процесс присоединения к сети общего пользования осуществлять в
несколько этапов. Этапность определяется согласованным решением
операторов в соответствии с выданными лицензиями и указывается в
технических условиях на присоединение. Технические условия и
проектная документация на начальные этапы работ по присоединению
должна учитывать последующие этапы.
Присоединение первоочередной емкости присоединяемой сети на
первом этапе и дополнительной емкости на последующих этапах
осуществляется после полной реализации соответствующей части
технических условий на присоединение и приемки работ и объектов в
порядке, определенном настоящим Положением и иными действующими
нормативно - техническими документами.
4.10. Заключенный между двумя операторами, участвующими в
процессе присоединения, двусторонний договор должен быть направлен
на выполнение обязательств по присоединению с учетом
удовлетворения интересов пользователей в предоставлении им
качественных услуг связи и содержать в обязательном порядке:
- взаимные обязательства сторон, в том числе по вопросам,
определенным в п. 4.3 настоящего Положения;
- ответственность сторон за реализацию технических условий.
4.11. Присоединение сетей к сети ТфОП на уровне абонентских
установок (УПАТС малой емкости, таксофонов, пунктов коллективного
пользования, пультов операторов сетей поискового радиовызова и
пр.) осуществляется включением в абонентские комплекты АТС местной
сети по абонентским линиям. В необходимых случаях могут быть
использованы серийные номера абонентских линий.
Примечание. В соответствии с руководящим документом "Общие
принципы включения УПАТС на телефонных сетях общего пользования",
утвержденным Минсвязи России 17.01.96, УПАТС, включаемые в
абонентские комплекты, должны использоваться только как офисные
станции и не могут применяться для целей телефонизации жилых
помещений.
4.12. Присоединение сетей связи к ТфОП на уровне местной
телефонной связи в качестве УПАТС, районной АТС, узлового района
осуществляется согласно техническим условиям, выдаваемым
оператором действующей сети связи общего пользования в
соответствии с настоящим Положением и Положением о присоединении.
При емкости сети до 1000 номеров, присоединенной к сети общего
пользования в качестве УПАТС, присоединение к ней других сетей
связи с целью обеспечения пользователям последних выхода на сеть
связи общего пользования не допускается.
При емкости присоединенной сети от 1000 до 6000 номеров
присоединение к ней других сетей связи с целью обеспечения
пользователям последних выхода на сеть связи общего пользования
допускается только в том случае, если сеть включена в сеть общего
пользования в качестве районной АТС при выполнении всех
действующих правил и норм по пропуску дополнительного трафика
присоединяемой сети.
При емкости сети свыше 6000 номеров, присоединенной к сети
общего пользования в качестве районной АТС, узлового района и пр.,
оператор такой сети при наличии технической возможности обязан
выдавать технические условия на присоединение к своей сети другим
операторам при наличии у них соответствующих лицензий, допускающих
присоединение к сети связи общего пользования на уровне местных
телефонных сетей.
При этом оператор присоединяющей сети обязан выполнить все
действующие нормы и правила, касающиеся пропуска дополнительного
трафика от присоединяемых сетей, включая обязательное уточнение
технических условий на присоединение сети к сети связи общего
пользования.
4.13. При присоединении сетей на местном уровне присоединяемая
сеть включается в план нумерации местной сети, осуществляющей
присоединение.
План нумерации присоединяемой сети определяется согласно
п. 2.4 настоящего Положения. План нумерации включается в проектную
документацию на осуществление присоединения.
4.14. Если емкость присоединяемой сети создаст превышение
резерва действующей нумерации местной сети, то институт
Гипросвязь, закрепленный за данной зоной нумерации согласно
Приложению к настоящему Положению, обязан известить
заинтересованных операторов о необходимости изменения плана
нумерации в сторону увеличения ее значности.
При этом расходы на дооборудование сети должны быть
распределены между всеми действующими операторами пропорционально
емкости, входящей в план нумерации телефонной сети общего
пользования региона.
4.15. При присоединении сетей на внутризоновом уровне
присоединяемая сеть включается в АМТС сети связи общего
пользования в качестве местной сети с присвоением ей
внутризонового кода доступа ab.
При присоединении сетей к сети ТфОП на междугородном уровне
присоединяемая сеть (фрагмент сети) становится зоной нумерации
телефонной сети связи общего пользования.
Порядок назначения кодов ab и ABC определяется п. 2.4
настоящего Положения и другими действующими нормативными
документами Минсвязи России.
4.16. Выделенные сети связи, предоставляющие услуги
международной связи, могут иметь присоединение к международным
телефонным станциям (МНТС) международных операторов сети связи
общего пользования при отсутствии присоединения к сети телефонной
связи общего пользования на местном, внутризоновом, междугородном
уровнях.
Указанное взаимодействие осуществляется путем организации
пучков каналов между МНТС сети общего пользования и станцией
коммутации выделенной сети, выполняющей функции МНТС.
Между оператором выделенной сети и оператором сети общего
пользования заключается договор. При этом рекомендуется
руководствоваться принципами, изложенными в настоящем Положении.
4.17. Присоединение к сети связи общего пользования считается
состоявшимся после решения в полном объеме вопросов первого этапа
организационно - технического взаимодействия и получения
разрешения органов Госсвязьнадзора на эксплуатацию сети.
5. Порядок взаимодействия операторов сетей связи
в процессе предоставления услуг электросвязи
5.1. В данном разделе рассматривается порядок взаимодействия
операторов при предоставлении услуг местной, междугородной,
международной телефонной связи, а также радиотелефонной и сотовой
связи.
5.2. Порядок предоставления услуг телефонной связи
пользователям определяется действующими Правилами предоставления
услуг телефонной связи.
5.3. Между операторами связи, участвующими в едином
технологическом процессе предоставления услуг электросвязи
пользователям, должен быть заключен договор. В заключаемом
договоре должны быть в том числе предусмотрены:
- взаимная ответственность взаимодействующих операторов связи
за качество предоставляемых услуг связи;
- порядок возмещения материального и морального ущерба
пользователям услуг связи и операторам связи в случае, если отказ
в предоставлении услуг или ухудшение качества услуг вызваны
невыполнением или расторжением договора между двумя
взаимодействующими операторами связи;
- порядок взаимодействия операторов при расчетах с
пользователями за услуги связи;
- порядок проведения работы по рассмотрению претензий
пользователей;
- полномочия операторов связи на проведение расчетов за услуги
связи, предоставляемые другими операторами;
- порядок пропуска трафика взаимодействующих сетей;
- вопросы взаимодействия систем оперативно - технического
управления сетями (центров технической эксплуатации).
В случае обнаружения несоответствия качества предоставляемых
услуг действующим нормам взаимодействующие операторы должны
незамедлительно выяснить причины такого несоответствия и принять
меры к устранению этих причин. Затраты в этом случае ложатся на
того оператора, в сети которого обнаружено несоответствие
действующим нормам.
5.4. Взаимоотношения операторов связи взаимодействующих
телефонных сетей при проведении взаиморасчетов базируются на
следующих общих положениях:
- единых принципах тарифной политики, разрабатываемых в
установленном порядке;
- максимальном использовании проектных ресурсов сетей
(пропускной способности коммутационных станций, каналов и линий);
- стимулировании повышения показателей качества обслуживания
вызовов и предоставления услуг пользователям;
- равноправном партнерстве на основе пропорциональности
затрат;
- учета вклада каждой стороны в строительство и эксплуатацию
станционных и линейных сооружений связи.
5.5. При взаимодействии операторов взаиморасчеты между ними
рекомендуется осуществлять за пропущенный входящий, исходящий и
транзитный трафик и за арендуемые средства и сооружения связи. При
взаиморасчетах за пропущенный трафик оператор, для которого
направление является исходящим и который получает плату от
пользователя, рассчитывается в пропорции, определяемой
соотношением расчетных такс за пропуск единицы трафика, с
операторами, для которых пропускаемый по данному направлению
трафик является транзитным и входящим.
Примечание. Принципы взаиморасчетов между операторами за
услуги, оплата которых осуществляется вызываемым пользователем,
разрабатываются отдельно.
За единицу трафика рекомендуется принимать одну минуту
разговора. По договоренности между операторами допускается в
качестве единицы трафика при расчетах использовать меньший
промежуток времени разговора.
Арендную плату рекомендуется исчислять в соответствии с
принципами, изложенными в разделе 6 настоящего Положения.
Взимание платы операторами за использование нумерации
телефонной сети не допускается.
5.6. Порядок взаиморасчетов между операторами
взаимодействующих сетей определяется уровнем присоединения сети
связи к сети общего пользования Российской Федерации.
5.6.1. Взаиморасчеты между международными и междугородными
операторами и операторами местной и зоновой связи, которым
Минсвязи России поручены функции оперативного управления сетями
общего пользования в своей зоне, осуществляются на основе
принципов, определенных Минсвязи России, разработанных с учетом
рекомендаций МСЭ-Т (серия D) по методу платы за единицу трафика на
основе расчетных такс. Таким же образом осуществляются
взаиморасчеты с операторами, сети которых присоединены к сети ТфОП
на междугородном уровне.
Примечание. На момент принятия настоящего Положения порядок
взаиморасчетов регламентируется следующими документами Минсвязи
России: Приказы от 19.02.93 N 44, от 21.05.94 N 126, письма от
26.04.93 N 2429, от 23.06.93 N ОЭС-3/516, от 28.06.94 N 3051.
5.6.2. Взаиморасчеты между операторами взаимодействующих
сетей, присоединяемых на внутризоновом или местном уровнях,
включают расчет за пропущенный исходящий и входящий трафик с
учетом рекомендаций МСЭ-Т (серия D) по методу платы за единицу
трафика на основе расчетных такс, а также в необходимых случаях
арендную плату за использование каналов связи, заказно -
соединительных линий и иных сооружений связи.
В случае отсутствия возможности учета трафика допускается
организация взаиморасчетов между взаимодействующими операторами на
основе следующих принципов:
- установление оператором присоединяющей сети платы (тарифа)
за использование соединительных линий, точек коммутации и т.п.
присоединяющей сети в интересах пропуска трафика пользователей
присоединенной сети. Такой способ взаиморасчетов может быть
использован для сетей небольшой емкости (ориентировочно до 5%
емкости местной сети ТфОП), присоединяемых к сети ТфОП на местном
уровне;
- распределение доли доходов, получаемых операторами от
предоставления услуг электросвязи (с учетом исходящего, входящего
и транзитного трафика), пропорционально доле владения техническими
средствами в соединении между пользователями.
5.7. Размеры платы за пропущенный трафик, арендной платы,
порядок распределения доли доходов, определенные в соответствии с
настоящим Положением, включаются в договор между операторами.
5.8. Измерение трафика для организации и проведения расчетов
между операторами связи, получения информации о распределении
потоков нагрузки должно производиться, как правило, на исходящих
направлениях. При этом каждый оператор связи должен отвечать за
достоверность данных по своему исходящему трафику по всем
используемым путям пропуска нагрузки (МСЭ-Т, Рек. D170, П.1).
С целью получения достоверных данных об объемах пропускаемого
по разным направлениям трафика операторами должны быть приняты
меры по обеспечению возможности определения объема трафика и
качества обслуживания вызовов по всем используемым раздельным
пучкам каналов, включая прямые пучки и обходные направления
установления соединений.
5.9. По решению Минсвязи России или по договоренности между
операторами сбор и обработка данных о трафике может осуществляться
через единый расчетный центр, принадлежащий одному из
взаимодействующих операторов.
При отсутствии единого расчетного центра каждый оператор связи
должен составлять и отправлять операторам связи пунктов назначения
и транзита счета за пропущенный международный, междугородный,
местный трафик на основе данных о собственном исходящем телефонном
обмене.
В качестве расчетного периода рекомендуется принимать один
календарный месяц. По договоренности между операторами может
использоваться иной расчетный период.
5.10. Для обеспечения единообразия измерения трафика на всех
типах оконечных станций независимо от используемых технических
средств для учета нагрузки и для получения максимально полной
информации о маршруте установления соединений и структуре
(составе) исходящего междугородного трафика расчет его величины
должен производиться на основании данных аппаратуры тарификации
АМТС, аппаратуры повременного учета стоимости местных телефонных
разговоров (или соответствующего программного обеспечения
электронных АТС) и бланков заказов исходящих междугородных и
международных разговоров (форма строгой отчетности МТФ-4, МТФ-5).
Технические средства, используемые для учета трафика, должны
иметь сертификат соответствия, выданный Минсвязи России
(самостоятельный или в составе сертифицированной телефонной
станции).
5.11. Расчеты между операторами связи по методу платы за
единицу трафика рекомендуется проводить по безавансовой системе.
5.12. Служебная электросвязь, предоставляемая операторами в
соответствии с нормативно - техническими документами,
утвержденными Минсвязи России, предоставляется бесплатно и не
учитывается при взаиморасчетах.
Порядок предоставления служебной электросвязи определяется
Минсвязи России.
5.13. Взаимодействующие операторы местной телефонной связи
должны принять меры, обеспечивающие всем пользователям, имеющим
выход на сеть ТфОП, возможность бесплатно связаться с
муниципальными экстренными службами (01, 02, 03 и пр.) и с
аварийными службами местных телефонных сетей.
5.14. Взаимодействующие операторы телефонных сетей должны
соблюдать действующие на ВСС России технологические алгоритмы
управления первичными и вторичными сетями и их эксплуатации в
соответствии с нормативно - техническими документами, принятыми
Минсвязи России и ГКЭС России.
В случае возникновения на сети повреждений, перегрузок и иных
нештатных ситуаций, операторами должны незамедлительно приниматься
согласованные меры по восстановлению связи и качества
обслуживания.
5.15. Операторы телефонной связи должны выполнять действующие
правила пропуска трафика своих сетей в соответствии с выданными
лицензиями и нормативно - техническими документами Минсвязи
России.
Операторы местной и внутризоновой телефонной связи не должны
предоставлять свои сети для пропуска междугородного и
международного трафика операторам, не имеющим лицензии на
предоставление услуг междугородной и/или международной связи по
сети общего пользования.
5.16. В случае модернизации технических средств, расширения
абонентской емкости присоединенной сети, осуществления
присоединения других сетей связи, получения в Минсвязи России
новой лицензии на предоставление услуг связи, оператор
присоединенной сети должен обратиться к оператору присоединяющей
сети за уточнением технических условий на присоединение своей сети
к сети ТфОП.
Уточнение технических условий на присоединение осуществляется
в порядке, предусмотренном разделами 3, 4 настоящего Положения.
После выполнения работ по присоединению в соответствии с
новыми техническими условиями, взаимодействующими операторами
должен быть уточнен договор о присоединении.
6. Основные принципы взаиморасчетов между операторами
взаимодействующих сетей при аренде средств
и сооружений связи
6.1. Арендная плата является платой за использование средств и
сооружений связи, принадлежащих другому оператору.
6.2. Арендная плата компенсирует владельцу средств и
сооружений связи, используемых в интересах пропуска трафика сети
другого оператора, затраты на их строительство и эксплуатационное
обслуживание.
6.3. В случае долевого участия оператора присоединенной сети в
строительстве и эксплуатации соединительных линий величина
арендной платы уменьшается в соответствии с величиной долевого
участия.
6.4. Арендная плата за полностью спроектированные и
построенные оператором присоединенной сети и переданные на баланс
оператора присоединяющей сети линии и иные средства связи включает
только затраты на необходимое дооборудование сети присоединяющего
оператора, вызванное увеличением объема пропускаемого трафика,
создаваемого присоединенной сетью, а также эксплуатационные
затраты.
6.5. Арендная плата за линии и сооружения связи, построенные и
эксплуатируемые присоединяющим оператором, взимается с оператора
присоединенной сети в полном объеме.
6.6. Арендная плата за линии и сооружения связи присоединяющей
сети, обслуживаемые оператором присоединенной сети, включает в
себя только амортизационные отчисления за линии и сооружения связи
и компенсацию эксплуатационных затрат присоединяющей сети,
связанную с дополнительным оборудованием станционных, межузловых и
межстанционных соединительных линий.
6.7. В случае, когда линии и сооружения связи, используемые
при присоединении сетей, построены и эксплуатируются оператором
присоединяемой сети, с него взимается плата, включающая затраты на
эксплуатацию необходимого дополнительного оборудования сети
присоединяющего оператора.
6.8. Если линия (система передачи) находится на балансе
оператора присоединенной сети, а обслуживается оператором
присоединяющей сети, арендная плата уменьшается на величину
амортизационных отчислений за оборудование системы передачи.
6.9. Арендная плата рассчитывается в соответствии с числом
арендуемых каналов и соединительных линий, коммутационной емкости
между присоединенной и присоединяющей сетями с учетом текущих
издержек по содержанию и обслуживанию линий и сооружений связи при
нормативной рентабельности.
Это относится в равной степени к существующим сетям и к сетям,
имеющим намерение присоединиться.
Если оператор присоединяемой сети при расчете со своими
пользователями какой-либо категории использует тарифы оператора
местной и зоновой связи, которому Минсвязи России поручены функции
оперативного управления сетями общего пользования в данном
регионе, то арендная плата за соединительные линии (точки
коммутации), используемые для пропуска трафика от этой категории
пользователей (определяемой на основе соотношения количества
пользователей разных категорий), не должна превышать доходов
оператора присоединенной сети от данной категории пользователей за
вычетом его затрат на содержание и эксплуатацию соответствующей
доли оборудования его сети.
6.10. Арендная плата является договорной ценой за исключением
случаев, когда действующее законодательство устанавливает иное.
При равных условиях величина платы за аренду средств и
сооружений связи, предъявляемой различным арендаторам, должна быть
одинаковой.
7. Взаимодействие операторов
при расчете с пользователями за услуги электросвязи
7.1. Расчеты с пользователями за услуги местной телефонной
связи осуществляет тот оператор, в сеть которого включены
абонентские терминалы данных пользователей. Между
взаимодействующими операторами местной телефонной связи в
соответствии с настоящим Положением должен быть определен порядок
взаиморасчетов за пропускаемый местный телефонный трафик.
7.2. В договоре между операторами взаимодействующих сетей
должен быть отражен вопрос расчетов с пользователями за услуги
междугородной и международной телефонной связи, с учетом того, кто
из операторов будет осуществлять непосредственный расчет с
клиентами по выставленным счетам за международные и междугородные
переговоры.
Взимаемый с пользователей тариф устанавливается оператором,
осуществляющим расчеты с пользователями за услуги междугородной и
международной связи, с учетом суммарной расчетной таксы по
направлению, категории пользователя, распределения трафика по
зонам таксации и времени суток, способу установления соединения.
7.3. Расчеты с пользователями сетей, присоединенных к сети
ТфОП, за услуги междугородной и международной телефонной связи
могут осуществляться двумя способами:
- расчеты с пользователями может вести непосредственно
оператор междугородной и международной связи или оператор, им
уполномоченный, в соответствии с договором. При этом оператор
сети, в которую включены абонентские терминалы, и оператор
присоединяющей сети должны получать по взаиморасчетам определенные
в соответствии с принципами, изложенными в настоящим Положении,
доли доходов от пропуска исходящего и входящего международного
трафика;
- расчеты с пользователями может вести оператор сети, в
которую включены абонентские терминалы. При этом в договоре на
присоединение должны быть отражены вопросы взаиморасчетов за
пропуск междугородного и международного трафика в соответствии с
настоящим Положением. Оператор присоединенной сети рассчитывается
с взаимодействующими операторами за полный объем пропущенного
междугородного и международного трафика вне зависимости от
состояния его расчетов с пользователями.
7.4. Пользователям услуг связи сети, присоединяемой на местном
уровне, целесообразно выставлять единый счет за оказанные услуги
(местные, междугородные, международные переговоры).
7.5. Оператор сети, предоставляющей услуги телефонной связи,
должен предоставлять услуги на льготных условиях отдельным
категориям пользователей в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
Приложение
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗОН ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИНСТИТУТОВ ГИПРОСВЯЗЬ
ПРИ РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ВЫДЕЛЕНИЯ МЕСТНОЙ И ВНУТРИЗОНОВОЙ
ТЕЛЕФОННОЙ НУМЕРАЦИИ СЕТЕЙ СВЯЗИ
---------------------T-------------------------------------------¬
¦ Институт ¦ Зона ответственности ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Гипросвязь ¦город Москва Области: Белгородская,¦
¦г. Москва ¦Брянская, Владимирская, Воронежская,¦
¦ ¦Ивановская, Калужская, Кировская,¦
¦ ¦Костромская, Курганская, Курская, Липецкая,¦
¦ ¦Московская, Нижегородская, Оренбургская,¦
¦ ¦Орловская, Пермская, Ростовская, Рязанская,¦
¦ ¦Свердловская, Смоленская, Тамбовская,¦
¦ ¦Тверская, Тульская, Челябинская,¦
¦ ¦Ярославская Края: Краснодарский,¦
¦ ¦Ставропольский Автономные округа: Коми -¦
¦ ¦Пермяцкий Республики: Адыгея, Башкортостан,¦
¦ ¦Дагестан, Ингушская, Кабардино -¦
¦ ¦Балкарская, Карачаево - Черкесская, Марий¦
¦ ¦Эл, Мордовия, Северная Осетия, Удмуртская,¦
¦ ¦Чеченская, Чувашская Федеральные сети¦
¦ ¦подвижной связи ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Гипросвязь СПб ¦город Санкт - Петербург Области:¦
¦г. Санкт - Петербург¦Архангельская, Вологодская,¦
¦ ¦Калининградская, Ленинградская, Мурманская,¦
¦ ¦Новгородская, Псковская Республики:¦
¦ ¦Карелия, Коми ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Гипросвязь ¦Области: Астраханская, Волгоградская,¦
¦г. Самара ¦Пензенская, Самарская, Саратовская,¦
¦ ¦Ульяновская Республики: Калмыкия - Хальмг -¦
¦ ¦Танч, Татарстан ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Гипросвязь - 4 ¦Области: Амурская, Иркутская, Камчатская,¦
¦г. Новосибирск ¦Кемеровская, Магаданская, Новосибирская,¦
¦ ¦Омская, Сахалинская, Томская, Тюменская,¦
¦ ¦Читинская Края: Алтайский, Красноярский,¦
¦ ¦Приморский, Хабаровский Республики: Алтай,¦
¦ ¦Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, Хакасия¦
¦ ¦Автономные округа: Агинский, Бурятский,¦
¦ ¦Корякский, Ненецкий, Таймырский, Ханты -¦
¦ ¦Мансийский, Усть - Ордынский, Бурятский,¦
¦ ¦Чукотский, Эвенкийский, Ямало - Ненецкий¦
¦ ¦Автономные области: Еврейская ¦
L--------------------+--------------------------------------------
|