ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИИ
ПИСЬМО
от 19 августа 1996 г. N ВЗ-6-04/589
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЛЕСНОГО
ФОНДА В СООТВЕТСТВИИ С НАЦИОНАЛЬНЫМ ПЛАНОМ ПРОВЕРОК
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В 1996 ГОДУ
Государственная налоговая служба Российской Федерации в
соответствии с пунктом 17 Национального плана проверок
налогоплательщиков на 1996 год (письмо от 15.02.96 N ПВ-6-16/100)
поручила государственным налоговым инспекциям по 30 субъектам
Российской Федерации провести проверку правильности исчисления и
внесения в бюджет лесных податей и довела программу проведения
указанной проверки (письмо от 08.04.96 N НП-6-04/238).
Обобщенные материалы проверки были направлены государственными
налоговыми инспекциями по субъектам Российской Федерации в
Государственную налоговую службу Российской Федерации с
соблюдением установленных сроков. Представленные предложения и
замечания по мерам совершенствования контроля и повышения
платежной дисциплины при взимании платежей за пользование лесными
ресурсами рассмотрены и будут в установленном порядке использованы
при внесении изменений и дополнений в действующие нормативные
акты.
При предусмотренной Национальным планом проверке
240 хозяйствующих субъектов фактически был проверен 551 владелец
лесного фонда. Основная доля охваченных проверкой владельцев
лесного фонда приходилась на подведомственные Федеральной службе
лесного хозяйства России местные органы управления лесным
хозяйством. Объектами проверки были также межхозяйственные
лесхозы, сельскохозяйственные формирования и в единичных случаях
владельцы лесного фонда иной ведомственной принадлежности.
В ходе проверки контролировались правильность исчисления,
полнота и своевременность внесения в бюджет в 1995 году лесных
податей, налога на добавленную стоимость, специального налога и
земельного налога от платы за древесину на корню, неустоек за
нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на
корню и взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству
нарушением лесного законодательства, а также другие вопросы
лесопользования.
По результатам проверки было начислено платежей и предъявлено
по ним финансовых санкций на общую сумму 11063,5 млн. руб., в том
числе доначисления по платежам составили 7636,8 млн. руб. и
финансовые санкции 3426,7 млн. рублей. Из общей суммы начисленных
платежей и финансовых санкций их наибольшие объемы отмечаются в
таких регионах, как Вологодская область (16,2%), Иркутская область
(14,8%), Республика Карелия (9,6%), Хабаровский край (9,2%) и
Ханты-Манскийский автономный округ (6,8%), на которые приходится
более половины (56,5%) предъявленных к уплате средств.
В расчете на одного проверенного владельца лесного фонда
средняя сумма доначислений колеблется от 0,3 млн. руб. в
Кемеровской области до 101,8 млн. руб. в Хабаровском крае при
среднем показателе по всем 30 регионам в размере 20,1 млн. рублей.
Помимо Хабаровского края высокий уровень доначислений в расчете на
одного проверенного владельца лесного фонда имеет место также в
Иркутской области (90,7 млн. руб.), в Республике Карелия
(81,9 млн. руб.), в Рязанской области (71,6 млн. руб.) и в
Ханты-Мансийском автономном округе (53,9 млн. руб.).
К моменту окончания проверки из суммы доначисленных платежей и
предъявленных финансовых санкций было взыскано 987,6 млн. руб. или
8,9%. Наибольших значений этот показатель достиг в Новосибирской
(35,3%), Новгородской (34,8%), Челябинской (27,5%), Тверской
(17,4%) областях и Республике Карелия (23,1%). В то же время
налоговыми органами в Республике Алтай, Бурятия, Красноярском
крае, Кемеровской, Кировской, Свердловской, Смоленской областях и
Коми-Пермяцком автономном округе мер по взысканию в бюджет
доначисленных платежей и финансовых санкций к моменту окончания
проверки принято не было.
Проверка вскрыла серьезные недостатки в работе
лесохозяйственных органов при мобилизации в бюджет платежей за
лесные ресурсы по вопросам, относящимся к их компетенции. Так, при
отсутствии действенного контроля владельцев лесного фонда за
порядком исчисления и внесения платы за древесину, отпускаемую на
корню, доначисления платежей, связанные с ошибками при
материальной оценке лесосек, составили 523,2 млн. руб.,
доначисления в результате неправильного применения ставок лесных
податей - 2030,6 млн. руб., доначисления в связи с превышением
фактической заготовки древесины в сравнении с данными лесорубочных
билетов - 1064,2 млн. рублей. По другим нарушениям порядка
исчисления и внесения в бюджет платежей при отпуске древесины на
корню, допущенным владельцами лесного фонда и лесопользователями,
было доначислено 1176,5 млн. рублей.
Наибольший объем доначислений в результате неправильного
применения ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на
корню, имел место в Хабаровском крае - 476,0 млн. руб. или 23,4%
доначисленных по этому нарушению сумм в целом по всем 30 регионам,
в Ханты-Мансийском автономном округе - 220,1 млн. руб. (10,8%), в
Коми-Пермяцком автономном округе - 171,1 млн. руб. (8,4%), в
Новгородской области - 167,5 млн. руб. (8,2%) и в Свердловской
области - 159,3 млн. руб. (7,8%).
Так, только при проверке Ульчского лесхоза Хабароского края по
результатам перерасчета сумм лесных податей в связи с изменением в
течение 1995 года их ставок лесопользователям было дополнительно
предъявлено к уплате 159,8 млн. рублей.
Произведенные по всем 30 регионам доначисления от платы за
древесину на корню налога на добавленную стоимость составили
676,7 млн. руб., специального налога - 58,3 млн. руб. и
земельного налога - 130,6 млн. рублей. За другие лесные ресурсы
было доначислено лесных податей на сумму 69,7 млн. рублей.
Недостаточен контроль владельцев лесного фонда и за
соблюдением лесохозяйственных требований при отпуске древесины на
корню и положений лесного законодательства. В результате проверки
было доначислено 1718,2 млн. руб. неустоек и 188,8 млн. руб.
взысканий за ущерб от лесонарушений. В ходе проверки были также
выявлены факты неполного внесения в бюджет сумм от реализации
секвестрованной древесины и древесины, заготовленной в порядке
проведения прочих рубок и переданной лесопользователями владельцам
лесного фонда. Общая сумма этих платежей составила 14,1 млн.
рублей.
Основанием для предъявления налоговыми органами дополнительных
сумм неустоек и взысканий за ущерб чаще всего являлись факты
непривлечения в необходимых случаях лесопользователей владельцами
лесного фонда к материальной ответственности, а также нарушения
порядка исчисления неустоек и взысканий за ущерб. Например, в
Иркутской области в связи с неприменением рядом лесхозов при
исчислении неустоек в соответствии с действующим порядком
пересмотренных ставок лесных податей размер доначисленных по
неустойкам сумм составил 279,0 млн. рублей.
К административной ответственности за нарушения налогового
законодательства по платежам за лесные ресурсы по всем проверенным
хозяйствующим субъектам было привлечено 123 должностных лиц. При
этом общая сумма предъявленных административных штрафов составила
17,2 млн. руб., из которых 6,5 млн. руб. было взыскано к моменту
окончания проверки. Вместе с тем, несмотря на наличие
многочисленных нарушений, допущенных владельцами лесного фонда за
проверенный период, в таких регионах как Республика Алтай,
Карелия, Коми, Марий Эл, Кемеровская, Пензенская, Тверская
областях и Коми-Пермяцком автономном округе, административные
штрафы должностным лицам предъявлены не были.
Выявленные нарушения свидетельствуют о неудовлетворительном
уровне платежной дисциплины у владельцев лесного фонда и
лесопользователей, отсутствии необходимой координации и
действенного регулирования их деятельности как со стороны
вышестоящих организаций, так и местных органов власти.
Как показывает опыт контрольной работы последнего периода, в
том числе и настоящей проверки, нарушения порядка исчисления и
взимания платежей за пользование лесными ресурсами имеют, как
правило, типичный и при недостаточном контроле налоговых органов
массовый характер.
Учитывая изложенное, Государственная налоговая служба
Российской Федерации обращает внимание региональных налоговых
органов на необходимость принятия конкретных и действенных мер по
реализации материалов проверки, распространению полученного при ее
проведении положительного опыта во всех нижестоящих
подразделениях, обеспечению полноты зачисления в бюджет
доначисленных сумм, устранению отмеченных недостатков в
деятельности владельцев лесного фонда и лесопользователей, а также
по привлечению к ответственности виновных лиц.
Заместитель Руководителя
Федеральной налоговой
службы России -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ЗВЕРХОВСКИЙ
------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------
|