МИНИСТЕРСТВО
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ от 13.08.96 N 362
О выполнении постановления Правительства Российской
Федерации от 11.06.96. N 698 "Об утверждении
Положения о порядке проведения государственной
экологической экспертизы"
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ию-
ня 1996 года N 698:
1. Утверждено Положение о порядке проведения государствен-
ной экологической экспертизы.
2. Признаны утратившими силу:
постановление Совета Министров РСФСР от 22 июня 1991 г.
N 348 "Об утверждении Положения о Государственной экологической
экспертизе Государственного комитета РСФСР по экологии и приро-
допользованию и Порядка финансирования и оплаты Государственной
экологической экспертизы Государственного комитета РСФСР по
экологии и природопользованию";
Положение о государственной экологической экспертизе, ут-
вержденное постановлением Совета Министров - Правительства Рос-
сийской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 942 (Собрание актов
Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 39,
ст. 3621), кроме Пунктов 14 и 15.
В целях выполнения постановления Правительства Российской
Федерации от 11.06.96 N 698, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Департаментам и управлениям Минприроды России, террито-
риальным органам Минприроды России принять утвержденное поста-
новлением Правительства Российской Федерации от 11.06.96 N 698
Положение о порядке проведения государственной экологической
экспертизы к руководству и исполнению (прилагается).
2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на
Первого заместителя Министра А.Ф.Порядина.
Министр В.И.Данилов-Данильян
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минприроды России
от 13.08.96 N 362
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения государственной
экологической экспертизы
1. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения го-
сударственной экологической экспертизы, осуществляемой Минис-
терством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российс-
кой Федерации и его территориальными органами в соответствии с
Федеральным законом "Об экологической экспертизе", иными норма-
тивными правовыми актами Российской Федерации и нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Государственной экологической экспертизе подлежат конк-
ретные объекты государственной экологической экспертизы (доку-
ментация и материалы), определенные в соответствии со статьями
11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
3. Министерство охраны окружающей среды и природных ресур-
сов Российской Федерации и его территориальные органы образуют
экспертные комиссии государственной экологической экспертизы
(далее именуется экспертная комиссия) по каждому конкретному
объекту государственной экологической экспертизы (далее имену-
ется - объект экспертизы) как из внештатных экспертов, так и
штатных сотрудников (специалистов) этого Министерства и его
территориальных органов.
4. Перечень материалов, представляемых на государственную
зкологическую экспертизу, по объектам государственной экологи-
ческой экспертизы, указанным в статьях 11 и 12 Федерального за-
кона "Об экологической экспертизе", определяется нормативными
актами Министерства охраны окружающей среды и природных ресур-
сов Российской Федерации, разработанными с учетом статьи 14 Фе-
дерального закона "Об экологической экспертизе" и в соответс-
твии с требованиями, установленными для разработки соответству-
ющих видов документации.
Обязательным условием принятия материалов на государствен-
ную экологическую экспертизу является наличие в них (в составе
разделов объекта экспертизы или в виде приложений) данных по
оценке воздействия на окружающую природную среду намечаемой хо-
зяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию
допустимости ее реализации.
Наличие в составе материалов по объекту экспертизы докумен-
тов согласований (разрешений) Министерства охраны окружающей
среды и природных ресурсов Российской Федерации или его терри-
ториального органа не может считаться заключением государствен-
ной экологической экспертизы по данному объекту.
5. Материалы по объектам экспертизы федерального уровня
направляются заказчиком (физическим или юридическим лицом.
представляющим материалы на государственную экологическую экс-
пертизу) в Министерство охраны окружающей среды и природных ре-
сурсов Российской Федерации, а по объектам экспертизы уровня
субъектов Российской Федерации - в его территориальные органы.
6. Объект экспертизы представляется в 2 экземплярах, другие
материалы - в 1 экземпляре.
7. Министерство охраны окружающей среды и природных ресур-
сов Российской Федерации и его территориальные органы имеют
право в процессе проведения государственной экологической экс-
пертизы запрашивать у заказчика дополнительную информацию, не-
обходимую для оценки допустимости воздействия намечаемой дея-
тельности на окружающую природную среду, в том числе данные
специальных экологических исследований, результаты расчетов и
анализов, иные материалы, необходимые для подготовки заключения
государственной экологической экспертизы.
II. Организация и проведение государственной
экологической экспертизы
8. Материалы, представляемые в Министерство охраны окружаю-
щей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его тер-
риториальные органы на государственную экологическую эксперти-
зу, в установленном порядке регистрируются и передаются на ис-
полнение в подразделение, специализирующееся в области органи-
зации и проведения государственной экологической экспертизы
(далее именуется - экспертное подразделение), для проверки пол-
ноты и достаточности представленных материалов.
9. Экспертное подразделение Министерства охраны окружающей
среды и природных ресурсов Российской Федерации или его терри-
ториального органа в срок не более 7 дней со дня регистрации
материалов уведомляет заказчика:
при соответствии представленных материалов установленным
требованиям - о необходимости оплаты проведения государственной
зкологической экспертизы в соответствии с прилагаемыми сметой и
счетом на ее оплату в течение 30 дней со дня получения уведом-
ления;
при несоответствии материалов установленным требованиям - о
сроках представления материалов в полном объеме.
При отсутствии документа, подтверждающего оплату проведения
государственной экологической экспертизы в течение 30 дней со
дня получения уведомления о необходимости оплаты государствен-
ной экологической экспертизы, или при непредставлении в уста-
новленный срок запрашиваемых материалов государственная эколо-
гическая экспертиза не проводится, а материалы возвращаются за-
казчику.
10. Начало срока проведения государственной экологической
экспертизы устанавливается не позднее чем через 30 дней после
получения документа, подтверждающего ее оплату. В течение этого
срока экспертное подразделение:
подготавливает предложения по кандидатурам руководителя и
ответственного секретаря экспертной комиссии, а также срокам
проведения экологической экспертизы;
с участием руководителя экспертной комиссии подготавливает
предложения по составу экспертной комиссии и разрабатывает за-
дание на проведение государственной зкологической экспертизы;
подготавливает проект приказа на проведение государственной
экологической экспертизы и направляет его руководству Минис-
терства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской
Федерации или его территориального органа.
11. Состав экспертной комиссии (руководитель, ответственный
секретарь и члены экспертной комиссии), сроки и задание на про-
ведение государственной экологической экспертизы утверждаются
приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ре-
сурсов Российской Федерации или его территориального органа.
Ответственный секретарь экспертной комиссии назначается из
числа штатных сотрудников экспертного подразделения.
12. Срок проведения государственной зкологической эксперти-
зы определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ
с учетом объема представленных на экспертизу материалов, при-
родных особенностей территории и экологической ситуации в райо-
не намечаемой деятельности и особенностей воздействия намечае-
мой деятельности на окружающую природную среду. Продолжитель-
ность проведения экспертизы не должна превышать 4 месяцев.
В процессе проведения государственной экологической экспер-
тизы при необходимости могут быть изменены сроки ее проведения
и количество привлекаемых экспертов.
Изменения сроков проведения государственной экологической
экспертизы и состава экспертной комиссии оформляются приказом
Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Рос-
сийской Федерации или его территориального органа.
При изменении срока проведения государственной экологичес-
кой экспертизы общий срок ее проведения не должен превышать 6
месяцев.
13. Руководитель и ответственный секретарь экспертной ко-
миссии обеспечивают качественное проведение государственной
экологической экспертизы и организуют подготовку сводного зак-
лючения экспертной комиссии, в том числе:
формируют экспертные группы по основным направлениям госу-
дарственной экологической экспертизы;
составляют календарный план работы экспертной комиссии;
разрабатывают задание экспертам на проведение государствен-
ной экологической экспертизы;
обеспечивают предоставление экспертам необходимой дополни-
тельной информации;
организуют в случае необходимости выезд на место членов
экспертной комиссии;
организуют проведение заседаний экспертной комиссии и
оформляют протоколы этих заседаний.
14. В случаях когда при проведении государственной экологи-
ческой экспертизы объектов экспертизы федерального уровня зат-
рагиваются интересы субъектов Российской Федерации, Министерс-
тво охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Фе-
дерации включает в состав экспертной комиссии экспертов по
представлениям соответствующих территориальных органов Минис-
терства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской
Федерации.
В этих случаях субъекты Российской Федерации вправе делеги-
ровать экспертов для участия в заседаниях экспертных комиссий в
качестве наблюдателей.
15. Экспертная комиссия определяет:
соответствие намечаемой деятельности требованиям, установ-
ленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации по вопросам охраны окружающей
природной среды;
полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на
окружающую природную среду в результате осуществления намечае-
мой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее
реализации;
достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологи-
ческой безопасности и сохранению природного потенциала.
16. В процессе работы экспертной комиссии:
проводится организационное заседание экспертной комиссии,
на котором определяются основные направления работы экспертов и
экспертных групп (при их создании), выдаются задания экспертам
и утверждается календарный план работы экспертной комиссии;
подготавливаются индивидуальные и групповые (при наличии
экспертных групп) экспертные заключения, которые передаются от-
ветственному секретарю экспертной комиссии;
составляется руководителем и ответственным секретарем экс-
пертной комиссии проект сводного заключения экспертной комиссии
на основании индивидуальных и групповых экспертных заключений;
обсуждается проект заключения экспертной комиссии на засе-
даниях экспертной комиссии.
17. Заседания экспертной комиссии оформляются протоколами,
подписываемыми руководителем и ответственным секретарем экс-
пертной комиссии.
18. Заключения экспертов и экспертных групп рассматриваются
на заседаниях экспертной комиссии.
19. При одобрении проекта сводного заключения экспертной
комиссии, подготовленного ее руководителем и ответственным сек-
ретарем, квалифицированным большинством (не менее двух третей)
списочного состава экспертной комиссии проект заключения (отри-
цательного или положительного) подписывается членами экспертной
комиссии в полном составе, после чего оно является заключением,
подготовленным экспертной комиссией.
При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с зак-
лючением, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают
заключение с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляет-
ся экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин
несогласия эксперта с выводами заключения и указание конкретных
фактов несоответствия представленных на экспертизу материалов
экологическим требованиям и нормам.
20. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно
содержать обоснованные выводы о допустимости (недопустимости)
воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной
деятельности, которая подлежит государственной экологической
экспертизе, и о возможности реализации объекта экспертизы.
Положительное заключение, подготовленное экспертной комис-
сией, должно содержать выводы:
о соответствии намечаемой деятельности экологическим требо-
ваниям, установленным законодательством Российской Федерации в
области охраны окружающей природной среды;
о допустимости намечаемого воздействия на окружающую при-
родную среду;
о возможности реализации объекта экспертизы.
Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комис-
сией, может содержать выводы двух видов:
а) о необходимости доработки представленных материалов по
замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготов-
ленном экспертной комиссией;
б) о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду не-
обеспеченности соблюдения требований экологической безопасности
намечаемой деятельности.
21. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, с осо-
быми мнениями экспертов и протокол заключительного заседания
экспертной комиссии передаются в экспертное подразделение для
подготовки проекта приказа об утверждении этого заключения.
22. При несогласии более одной трети списочного состава
экспертной комиссии с выводами проекта сводного заключения,
подготовленного ее руководителем и ответственным секретарем,
экспертной комиссией готовятся предложения о дальнейшем прове-
дении государственной экологической экспертизы, в том числе о
продлении срока ее проведения и о включении в состав экспертной
комиссии дополнительных экспертов.
Указанные предложения отражаются в протоколе заседания экс-
пертной комиссии, который передается в экспертное подразделение
для подготовки проекта соответствующего приказа.
23. Государственная экологическая экспертиза считается за-
вершенной после утверждения приказом Министерства охраны окру-
жающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или его
территориального органа заключения, подготовленного экспертной
комиссией.
24. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, приоб-
ретает статус заключения государственной экологической экспер-
тизы со дня его утверждения.
25. Заключение государственной экологической экспертизы по
проектам правовых актов Российской Федерации, реализация кото-
рых может привести к негативным воздействиям на окружающую при-
родную среду. должно содержать выводы о соответствии (несоот-
ветствии) основных положений указанного проекта правового акта
законодательству Российской Федерации в области охраны окружаю-
щей природной среды и требованиям экологической безопасности, а
также выводы об экологических и связанных с ними иных последс-
твиях реализации данного объекта экспертизы.
26. Срок действия положительного заключения государственной
экологической экспертизы устанавливается приказом Министерства
охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федера-
ции или его территориального органа.
27. Заключение государственной экологической экспертизы с
сопроводительным письмом направляется заказчику в течение 5
дней со дня его утверждения.
Информация о результатах проведения государственной эколо-
гической экспертизы направляется заинтересованным организациям
в соответствии со статьями 7 и 8 Федерального закона "Об эколо-
гической экспертизе".
28. В случае отрицательного заключения государственной эко-
логической экспертизы заказчик вправе представить материалы на
повторную государственную экологическую экспертизу при условии
их переработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в
этом заключении.
29. Заказчик документации, общественные организации, а так-
же другие заинтересованные лица, не согласные с заключением го-
сударственной экологической экспертизы, имеют право обжаловать
его в судебном порядке в соответствии с законодательством Рос-
сийской Федерации.
|