УТРАТИЛО СИЛУ - ПРИКАЗ ГТК РФ ОТ 15.09.2003 N 1010
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 августа 1996 г. N 06-10/14380
О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
В первом квартале 1996 года общее число рассмотренных дел
составило 1021 на сумму более 482 миллиарда рублей. С учетом
динамики роста (за весь период 1995 года общее число дел составило
1688 на сумму более 277 миллиардов рублей) ожидаемое количество
судебных дел в 1996 году составит более 4000, а стоимостная
оценка - около двух триллионов рублей.
Резко увеличились финансовые потери таможенных органов
(возврат таможенных пошлин и налогов, судебные издержки,
возмещение материального ущерба, снижение размеров штрафов по
делам о нарушении таможенных правил, отмена постановлений по делам
о нарушении таможенных правил и т.д.) в результате принятия судами
решений не в пользу таможенных органов. Если в 1995 году
стоимостная оценка таких дел за год составила 54 миллиарда рублей,
то уже в первом квартале 1996 года - 95 миллиардов рублей.
Анализ судебной практики показывает, что по-прежнему
сохраняется на недопустимом уровне количество дел, решения по
которым судами принимаются не в пользу таможенных органов по
причинам допущенных должностными лицами таможенных органов
существенных нарушений процессуальных требований, ненадлежащего
оформления постановлений о наложении взысканий по делам о
нарушении таможенных правил, неправильной квалификации таможенных
правонарушений и т.д. Предпринимаемые руководителями юридических
служб меры, в том числе и представления по применению мер
административного воздействия к виновным лицам, не дают
положительных результатов. В некоторых таможенных органах
выявленные в ходе судебного разбирательства факты допущенных
нарушений не становятся предметом серьезного разбирательства.
Анализ судебной практики также показывает, что некоторые
юридические службы заняли пассивную позицию по обжалованию решений
судебных органов, принятых не в пользу таможенного органа. В ряде
случаев, основываясь на принятом судебным органом, как правило,
первой инстанции, решении, таможенные органы безосновательно и
вопреки Таможенному кодексу Российской Федерации отменяют
постановления о наложении взыскания по аналогичным делам. Такое
отношение к защите государственных интересов таможенными органами
в судах и правовой работе с целом существенно затрудняет
деятельность ГТК России и других таможенных органов по обеспечению
единообразного применения таможенного законодательства судами всех
уровней. Необходимо взять за правило практику юридических служб
Новгородской, Ульяновской, Омской и других таможен, которые
обжалуют каждое проигранное дело вплоть до высших судебных
органов.
Направляю для сведения и использования в работе представляющие
интерес отчеты Поволжского, Северо-Западного и Северо-Кавказского
таможенных управлений по теме "Проблемы судебно-правовой защиты
интересов таможенных органов".
Одновременно хочу выразить признательность Правового
управления всем юридическим службам, которые относятся к вопросам
совершенствования таможенного права с искренней
заинтересованностью и желанием принять активное участие в этой
очень значимой, сложной и требующей больших усилий и достаточно
продолжительного времени работе. Все поступившие предложения
учитываются в обязательном порядке. Эти предложения можно условно
разбить на 3 группы:
1. Предложения, вызванные недостаточным или неполным
(фрагментарным) освоением нормативных актов по таможенному делу.
Наличие таких предложений свидетельствует, в том числе, о том, что
юридические службы региональных таможенных управлений еще не до
конца освоили одну из основных своих функций - руководство
нижестоящими юридическими службами. Юридические службы РТУ должны
обобщать и анализировать всю отчетность юридических служб таможен,
все их предложения и принимать разъяснительные и другие меры по
вопросам, не требующим решения ГТК России, высших органов
государственной власти страны.
2. Предложения нормативно-технического характера (заполнение
ГТД, других документов, несогласованность нормативно-технических
документов, отдельные вопросы таможенного оформления и тому
подобные "частные" вопросы). Такие вопросы в ГТК России решаются
соответствующими структурными подразделениями. Они не имеют
большой правовой нагрузки, и у Правового управления объективно
появится возможность заниматься такими вопросами только после
урегулирования ключевых вопросов таможенного права. Поэтому
предлагается следующая модель урегулирования таких вопросов:
Правовое управление обязательно должно знать о наличии таких
проблем, но параллельно с этим запросы должны направляться в то
структурное подразделение, которое несет ответственность за
соответствующую функцию (УОТК, УФТД и т.п.). На этапе решения
вопросов этими подразделениями в ГТК России мы обязательно будем
подключаться к этой работе.
3. Предложения по вопросам, являющимся крупной правовой
проблемой. Такие вопросы представляют наибольший интерес для
Правового управления, и мы прежде всего работаем с ними. В
качестве подтверждения могу привести недавно разосланный обзор
судебной практики, подготовленный Президиумом Высшего Арбитражного
Суда России, или Постановление Правительства России от 18.07.96
N 808 (которое, на что хотелось бы обратить особое внимание,
решает или дает возможность решить многие вопросы, выявленные в
ходе судебной практики). Установить наличие таких проблем и решить
их (либо создать правовую основу для решения) нам в первую очередь
помогли отчеты о правовой деятельности таможенных органов. В
настоящее время готовится ряд крупных решений и по другим
вопросам, выявившимся в ходе судебной практики таможенных органов.
Начальник Правового
управления ГТК РФ
В.А.ГАЛДИН
|