МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДИРЕКТИВА
от 31 июля 1996 г. N Д-18
О МЕРАХ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ САМОУБИЙСТВ
В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Несмотря на осуществляемые в Вооруженных Силах Российской
Федерации мероприятия по укреплению правопорядка, воинской
дисциплины и обеспечению безопасности военной службы, в ряде
объединений, соединений, воинских частей (кораблей) и
военно - учебных заведений продолжают иметь место самоубийства и
покушения на них (суицидальные происшествия). Более 80% из них
совершаются военнослужащими, проходящими военную службу по
призыву, в том числе две трети солдатами (матросами) и сержантами
(старшинами) первого года службы. Возросло число самоубийств среди
офицеров и прапорщиков (мичманов). Свыше 60% самоубийств
совершаются путем самоповешения. Растет количество суицидальных
происшествий в ходе несения караульной службы, каждое третье из
них происходит с использованием огнестрельного оружия. На один
случай самоубийства приходится до 5 попыток их совершения,
вследствие чего военнослужащие получают тяжелые травмы и увечья.
На увеличение доли самоубийств в общем количестве погибших
военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации влияют
возрастание напряженности службы из-за низкой укомплектованности
соединений и воинских частей, обострение проблем материально -
бытового характера, недостатки в работе по подготовке призывников
к военной службе. Такое положение является следствием
нестабильности переживаемого обществом периода, слабого
физического развития и психического здоровья призывной молодежи,
социальной апатии, смещения жизненных ориентиров в материальную
сферу.
Анализ причин самоубийств и их попыток показывает, что
основными из них являются: для военнослужащих, проходящих военную
службу по призыву,- низкий уровень психологической устойчивости
призывников, трудности адаптации к военной службе, нездоровый
морально - психологический климат в коллективе, межличностные
конфликты, и особенно нарушения уставных правил взаимоотношений
между военнослужащими, неудовлетворительная организация их жизни и
быта, слабая организация психопрофилактической работы с лицами,
имеющими признаки нервно - психической неустойчивости; для
военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, -
служебные конфликты, семейные и личные проблемы.
Наиболее слабо профилактика суицидальных происшествий
осуществляется в ВВС, МВО, СибВО, УрВО, СКВО, МО ПВО, на ЧФ, в ВДВ
и воинских частях Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации.
Существенно снижают эффективность работы по предупреждению
самоубийств: отсутствие стройной системы учета, регистрации и
анализа суицидальных происшествий; многочисленные факты сокрытия
суицидальных попыток; слабое взаимодействие в профилактической
работе командиров, офицеров органов воспитательной работы,
медицинских служб, военных психологов и юристов; недостаточный
уровень нейтрализации негативного воздействия на военнослужащих
криминогенной, социально - экономической и экологической
обстановки в районах дислокации войск (базирования сил флота),
осуществляемой совместными усилиями государственных органов власти
и местного самоуправления и органов военного управления.
В работе органов военного управления по предотвращению
суицидальных происшествий отсутствует системность и комплексность.
Отдельные командующие, командиры (начальники) недооценивают
степень негативного влияния этого вида происшествий на
сплоченность воинских коллективов, авторитет военной службы, не
предъявляют необходимых требований к подчиненным по своевременному
вскрытию и устранению предпосылок к самоубийствам, проведению
повседневной индивидуальной воспитательной работы, мало занимаются
психолого - педагогической подготовкой офицеров, прапорщиков
(мичманов), сержантов (старшин), недостаточно активно развивают
связи с родителями, общественностью и религиозными конфессиями.
В целях предупреждения психологических и физических срывов у
военнослужащих не в полной мере используется спортивно - массовая
и культурно - досуговая работа.
В работе по профилактике самоубийств недостаточно реализуются
возможности войсковых психологов. Командующие, командиры
(начальники), должностные лица органов воспитательной работы
недооценивают необходимость внедрения современных методик работы с
людьми. Продолжается порочная практика привлечения психологов к
выполнению задач, не связанных с их должностными обязанностями.
В военно - учебных заведениях уделяется недостаточно внимания
психологической и, прежде всего, эмоционально - волевой закалке
курсантов и слушателей, а также обучению их современным приемам и
методам учебно - воспитательной работы с подчиненными.
В ряде случаев военные комиссариаты формально подходят к
изучению моральных, профессиональных и физических качеств
призывников, не учитывают их психологические особенности при
предназначении на воинские специальности.
В целях предотвращения самоубийств в Вооруженных Силах
Российской Федерации требую:
1. Заместителям министра обороны Российской Федерации,
главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации,
командующим войсками округов, группой войск, флотами, командующим
(начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных
управлений Министерства обороны Российской Федерации тщательно
проанализировать характерные причины суицидальных происшествий.
Определить конкретные задачи подчиненным органам военного
управления по предотвращению самоубийств личного состава.
Осуществлять комплексное планирование, организацию контроля и
оказание помощи подчиненным объединениям, соединениям и воинским
частям в проведении работы по предотвращению суицидальных
происшествий.
До 1 октября 1996 г.:
а) обеспечить составление на каждого военнослужащего по
завершении обучения в военно - учебных заведениях, в учебных
соединениях (учебных частях), школах и на курсах, при переводе из
одной воинской части в другую заключения, в котором должны быть
указаны индивидуальные психологические качества военнослужащего.
Заключение подписывать командиру воинской части (начальнику
штаба), военному психологу, врачу воинской части, специалисту по
профессионально - психофизиологическому отбору, заверять печатью
воинской части и хранить вместе с учетно - послужной карточкой
военнослужащего, а копию - в медицинской службе воинской части.
Установить персональную ответственность лиц, подписавших
заключение, за его объективность;
б) организовать при призыве (поступлении по контракту) на
военную службу, поступлении в военно - учебное заведение выработку
заключений о профессиональной пригодности призывника (кандидата
для поступления на военную службу по контракту из числа граждан,
не являющихся военнослужащими) с учетом всех сведений об
индивидуально - психологических качествах и способностях,
общеобразовательной и профессиональной подготовленности граждан. В
этих целях обеспечить полноту и качество проведения мероприятий
профессионально - психологического отбора, предусмотренных
Приказом министра обороны Российской Федерации 1994 г. N 202;
в) ввести в систему проведение военными психологами
постоянного изучения и анализа психологического состояния
военнослужащих. Выводы и рекомендации военных психологов учитывать
при разработке лечебно - профилактических мероприятий по итогам
углубленного медицинского обследования, внесении изменений в режим
службы и отдыха в порядке, установленном нормативными актами по
медицинскому обеспечению в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Лиц с кризисными состояниями, а также с признаками заболеваний
направлять на медицинское обследование;
г) в военно - учебных заведениях, исходя из специфики учебно -
воспитательного процесса, разработать и с 1997/98 учебного года
ввести систему мероприятий по формированию высокой психологической
устойчивости слушателей (курсантов), способности противостоять
негативным факторам воздействия в условиях современной войны,
укреплению психологического здоровья и привитию навыков
индивидуально - психологической работы с подчиненными, включая
введение в учебные программы по социально - гуманитарным
дисциплинам отдельных тем (учебных вопросов) по психологии
отклоняющегося поведения.
2. Генеральному штабу Вооруженных Сил Российской Федерации
(Главному организационно - мобилизационному управлению), Главному
управлению воспитательной работы Министерства обороны Российской
Федерации, Главному военно - медицинскому управлению Министерства
обороны Российской Федерации до 1 декабря 1996 г. проработать
вопросы и доложить предложения по созданию в Вооруженных Силах
Российской Федерации системы медико - психологического обеспечения
прохождения военной службы и центров психического здоровья и
реабилитации военнослужащих.
3. Командующим армиями, командирам соединений и воинских
частей:
а) начиная с 1997 года при планировании боевой и специальной
подготовки предусматривать комплекс мер по повышению психической
устойчивости личного состава, мероприятия по психологическому
тренингу военнослужащих, обучению их приемам психологической
само- и взаимопомощи в ходе занятий по боевой и специальной
подготовке;
б) при проведении начальной военной подготовки вновь
прибывшего пополнения обеспечить всесторонний учет уровня
профессиональной и физической подготовки, психологических качеств,
состояния здоровья каждого военнослужащего, руководствуясь при
этом рекомендациями специалистов медицинской службы и военных
психологов;
в) добиться высокого качества работы должностных лиц и
комиссий, ответственных за прием и распределение прибывающих
военнослужащих. При комплектовании подразделений в обязательном
порядке учитывать заключения о профессиональной пригодности
военнослужащих, а также выводы и рекомендации специалистов
медицинских служб и военных психологов;
г) установить индивидуальный контроль должностных лиц за
военнослужащими с неустойчивой психикой, отстающими в освоении
военной специальности и физическом развитии, из неблагополучных
семей, склонными к употреблению спиртных напитков (наркотиков), а
также привлекавшимися ранее к уголовной ответственности;
д) привести в строгое соответствие с требованиями общевоинских
уставов и других нормативных актов, действующих в Вооруженных
Силах Российской Федерации, объекты учебно - материальной базы,
жилищно - казарменного фонда. В казармах, общежитиях, караульных
помещениях иметь уголки психологической разгрузки и иные элементы
оборудования, способствующие снятию психологической напряженности;
е) обеспечить строгое выполнение требований ст. 130 Устава
гарнизонной и караульной служб с учетом морально -
психологического состояния личного состава. Военнослужащих,
совершивших попытки самоубийства, для несения службы в караулах не
назначать;
ж) предусматривать предоставление военнослужащим возможности
установления телефонной и почтовой связи с родными и близкими;
з) улучшить организацию досуга, создать необходимые условия
для занятий физической культурой и спортом с учетом интересов
военнослужащих. Проводить регулярные встречи и консультации со
специалистами в области психологии, сексологии, наркологии,
экологии, духовного и физического здоровья;
и) при работе с офицерами, прапорщиками (мичманами) и другими
военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, обращать
особое внимание на условия жизни и быта, соблюдение регламента
служебного времени, решение социальных проблем;
к) обеспечить своевременность и полноту реализации решений и
рекомендаций собраний военнослужащих, общественных советов и
комиссий, действующих в воинских коллективах, сосредоточив
основные усилия на создании безопасных условий военной службы,
пресечении грубости и хамства в армейской и флотской среде,
формировании здорового морально - психологического климата в
воинских частях (на кораблях), духовной поддержке, поощрении и
чествовании военнослужащих и членов их семей, разрешении
межличностных конфликтов. Соблюдать принципы социальной
справедливости в служебных отношениях и при решении бытовых
проблем, организовывать досуг, помощь семьям;
л) исключить случаи несвоевременного и необъективного
проведения расследования по фактам самоубийств и попыток их
совершения, тщательно анализировать их причины и последствия,
вырабатывать конкретные рекомендации по поддержанию морально -
психологического здоровья военнослужащих и доводить их до
подчиненных органов военного управления.
4. Контроль за выполнением настоящей директивы возложить на
Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (Управление
службы войск и безопасности военной службы).
5. Признать утратившей силу директиву министра обороны
Российской Федерации 1992 г. N Д-2.
6. Директиву разослать до отдельной воинской части.
Министр обороны
Российской Федерации,
генерал - полковник
И.РОДИОН |