ПРИЗНАНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ - ПРИКАЗ ГТК РФ ОТ 16.05.2003 N 529
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 июля 1996 г. N 11-02/2148
О НЕОБХОДИМОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
В ВЫШЕСТОЯЩИЕ ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ СПЕЦСООБЩЕНИЙ
О ЗАДЕРЖАНИИ И АРЕСТЕ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ
ГТК России и транспортные прокуроры неоднократно указывали о
необходимости исполнения таможенными органами как органами
дознания их процессуальных обязанностей по задержанию лиц,
подозреваемых в совершении преступлений, если последнее вызывается
необходимостью и для задержания подозреваемых имеются законные
основания, предусмотренные в ст. 122 УПК РСФСР.
(В противном случае лица, могущие быть задержанными в качестве
подозреваемых (в основном граждане иных государств), скрываются от
следствия и суда).
Наряду с такими серьезными недостатками в работе таможенных
органов недопустима и другая крайность - задержание и арест лиц
без достаточных для этого оснований и с отступлением от порядка
производства этих следственных действий, предусмотренных УПК
РСФСР.
В этой связи считаем необходимым подчеркнуть, что нарушения
законности при задержании и аресте подозреваемых являются
грубейшими ущемлениями конституционных прав и свобод и требуют
немедленного реагирования со стороны руководящих должностных лиц
таможенных органов, если такие противоправные действия были
допущены их подчиненными при производстве дознания.
Обеспечение законности при задержании и аресте подозреваемых
по делам о преступлениях, производство дознания по которым
отнесено к компетенции таможенных органов, и контроль за этой
стороной деятельности таможенных органов являются одной из
главнейших обязанностей руководителей последних, а также
начальников соответствующих правоохранительных подразделений
(отделов дознания и отделов организации дознания) таможен и
региональных таможенных управлений.
В целях контроля за соблюдением в подчиненных таможенных
органах законности, в том числе при задержании и аресте
подозреваемых, Методическим письмом УБК ГТК России "О временном
порядке учета в таможенных органах Российской Федерации материалов
и уголовных дел о контрабанде и предоставлении по ним отчетности",
действие которого подтверждено письмами УБК ГТК России от 25.11.92
N 01-13/7419 "О соблюдении требований УПК РСФСР по делам о
контрабанде", от 25.05.93 N 01-13/4973 "О недостатках в вопросах
отчетности по материалам и уголовным делам о контрабанде", письмом
и.о. председателя ГТК России Бекова С.М. от 24.05.93 N 01-13/4889
"О внесении дополнений в УК РСФСР и УПК РСФСР", письмами
заместителя председателя ГТК России Драганова В.Г. от 23.05.94
N 01-13/5626 "О взаимодействии с органами внутренних дел при
задержании и аресте подозреваемых по уголовным делам" и от
23.05.94 N 01-13/5627 "О необходимости исполнения Приказа ГТК
России N 7 от 13.01.94" предусматривается ведение таможенными
органами учета всех лиц, задержанных и помещенных в ИВС в качестве
подозреваемых в совершении преступления или подозреваемых, в
отношении которых в процессе дознания была избрана мера
пресечения - содержание под стражей - в специальном журнале (п. 5
"Методического письма...").
При этом был установлен порядок (п. п. 11, 12, 13, 14
"Методического письма..."), при котором в каждом случае
произведенных таможенными органами задержаний подозреваемых или их
арестах с помещением последних в ИВС таможенный орган обязан был о
выполнении упомянутого следственного действия немедленно уведомить
УБК (УБТП) ГТК России специальным сообщением с направлением копий
такого спецсообщения и в соответствующее региональное таможенное
управление (таможни центрального подчинения такие сообщения
обязаны были направлять только в УБК (УБТП) ГТК России).
Содержание спецсообщений о произведенных таможенными органами
в процессе дознания задержаниях или арестах подозреваемых
определялось п. 15 "Методического письма...".
19.01.96 таможенным органам направлено письмо УБТП ГТК России
N УБТП/106, которым установлена новая форма отчета о работе
подразделений дознания таможенных органов, в разделе 3 которого
подтверждена обязанность последних отражения сведений о
произведенных задержаниях и арестах подозреваемых.
Однако, как показали осуществленные УБТП ГТК России и органами
прокуратуры проверки, эти требования не исполняются в подавляющем
большинстве таможенных органов.
Так, в некоторых таможнях не все лица, задержанные в качестве
подозреваемых, зарегистрированы в "Журнале учета лиц, задержанных
или взятых под стражу в процессе дознания", а в ряде таможен этот
учет вообще отсутствует.
В нарушение "Методического письма..." и других указаний УБК
ГТК России и руководства ГТК России таможнями не было своевременно
представлено для контроля в УБК (УБТП) ГТК России только в
1995 году, даже по неполным данным УБТП, спецсообщений о
задержании по меньшей мере 280 и об аресте 25 подозреваемых.
Игнорирование требований Методического письма от 23.11.92
N 01-13/7418 существенным образом затрудняет контроль УБТП и
региональных таможенных управлений за соблюдением законности в
деятельности подчиненных таможен при задержаниях и арестах
подозреваемых и создает условия для ее нарушений.
Такое отношение к исполнению указаний ГТК России считаем
нетерпимым. В дальнейшем, при обнаружении подобных случаев,
последние будут расцениваться УБТП ГТК России как укрытие в
таможнях фактов задержаний и арестов подозреваемых от контроля
вышестоящих таможенных органов со всеми вытекающими из этого
последствиями для руководителей таможен и конкретных исполнителей,
а именно - постановкой вопроса о привлечении их к строгой
дисциплинарной ответственности, о назначении внеочередной
аттестации и т.д.
В целях недопущения нарушений законности в правоохранительной
деятельности таможенных органов как органов дознания и укрепления
исполнительской дисциплины предлагаем:
- строго выполнять требования о надлежащем ведении в
таможенных органах "Журнала учета лиц, задержанных или взятых под
стражу в процессе дознания", о немедленном представлении по фактам
задержаний и арестов подозреваемых и обвиняемых спецсообщений в
УБТП ГТК России и в региональные таможенные управления (для
таможен центрального подчинения только в адрес УБТП ГТК России);
- в октябре 1996 года силами отделов организации дознания
региональных таможенных управлений (Северо-Кавказской оперативной
таможни) осуществить во всех подчиненных последним таможенных
органах проверки полноты учета, обоснованности и законности
задержаний и арестов подозреваемых и обвиняемых при проведении
дознания таможенными органами за 9 месяцев 1996 года.
(Проверка таможен центрального подчинения поручена отделу
организации дознания УБТП ГТК России.)
Копии справок по результатам проверок представить в УБТП ГТК
России не позднее 10.11.96.
Начиная с 1997 года такие целевые проверки в порядке контроля
проводить не реже 2 раз в год (за первую половину года - в июле -
августе, в целом за год - в январе - феврале последующего года);
- предусмотреть в "Журналах учета лиц, задержанных или взятых
под стражу в процессе дознания" (приложение 2 к Методическому
письму УБК ГТК России от 23.11.92 N 01-13/7418) графу для данных о
квалификации преступления, в совершении которого подозревается или
обвиняется лицо, задержанное или взятое под стражу.
С настоящим письмом ознакомить заместителей начальников
таможенных органов, начальников и личный состав отделов дознания
таможен и отделов организации дознания Региональных таможенных
управлений.
Начальник Управления
по борьбе с таможенными
правонарушениями ГТК РФ
М.В.ВАНИН
|