ПРИЗНАНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ - ПРИКАЗ ГТК РФ ОТ 21.07.2003 N 798
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 июля 1996 г. N 11-17/2149
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, КАСАЮЩИХСЯ ПРИМЕНЕНИЯ
ПРИКАЗА ГТК РФ N 426 ОТ 10.07.96 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ЦТЛ И ОБЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННЫХ ЛАБОРАТОРИЯХ"
В связи с изданием Приказа ГТК России N 426 от 10.07.96 "Об
утверждении Положения о ЦТЛ и Общего положения о таможенных
лабораториях" и необходимостью формирования единой практики по его
применению таможенными органами и таможенными лабораториями
настоятельно требуем дальнейшего исполнения ими как Приказа ГТК
России N 264 от 25.06.93 "Об утверждении нормативно-методических
документов, принятых Коллегией по вопросу "О программе развития
таможенных лабораторий ГТК России" и вышеупомянутого Приказа N 426
от 10.07.96, так и нашего письма N 03-149/17414 от 07.12.95
"О некоторых вопросах по применению Приказа ГТК РФ N 264 от
25.06.93 и, в частности, его пунктов 2.1 и 2.2, которые гласят:
"2.1. Таможенные лаборатории наряду со своей основной
деятельностью, заключающейся в производстве таможенных экспертиз
по поручениям и постановлениям таможенных органов, в соответствии
с Приказом ГТК России N 264 от 25.06.93 (пп. 1.3 Положения об
организации производства таможенных экспертиз в таможенных
лабораториях ГТК РФ) вправе производить по договорам подряда
экспертизы по поручениям и постановлениям иных правоохранительных
и судебных органов по уголовным, гражданским и административным
делам. Вместе с тем, исполнение такой работы допускается лишь в
тех случаях, когда она не отражается на своевременном производстве
экспертиз, назначенных таможенными органами.
2.2. Таможенные лаборатории наряду со своей основной
деятельностью в соответствии с пп. 1.3, 1.4 Положения об
организации производства таможенных экспертиз в таможенных
лабораториях ГТК РФ, утвержденного вышеуказанным Приказом ГТК РФ,
могут в порядке исключения, и, опять таки, если это не скажется на
сроках и качестве экспертиз, назначенных таможенными органами,
проводить исследования (экспертизы) на основании договоров подряда
в связи с обращениями других государственных органов, предприятий,
организаций, предпринимателей и граждан, если проведение таких
исследований не связано с производством по уголовным, гражданским,
административным делам, в том числе и по делам о нарушении
таможенных правил, а также не связано с проведением таможенными
органами России таможенного контроля и таможенного оформления.
(В последних случаях указанные исследования (экспертизы)
правомочны назначать таможенные органы, иные правоохранительные
органы и суды)".
Отвечая на запросы, поступающие из таможенных органов по
поводу трактования отдельных пунктов новых Положения о ЦТЛ и
Общего положения о ТЛ, разъясняем, что предусмотренное пунктом 4.4
Положения о ЦТЛ и соответствующим пунктом Общего положения о ТЛ
право "производить на договорной основе ... исследования
(экспертизы) товаров по обращениям государственных органов,
организаций, предпринимателей и граждан" реализуется ЦТЛ и
таможенными лабораториями в порядке, установленном ТК РФ, который
исчерпывающе воспроизведен в нашем письме от 07.12.95
N 03-149/17414.
Так, нормы статей 135 и 183 ТК РФ определяют, что в процессе
производства таможенного оформления и проведения таможенного
контроля право назначения исследований (экспертиз) товаров, их
проб и образцов предоставлено таможенным органам.
Статья 326 ТК РФ устанавливает, что "Представленные в
таможенные органы РФ заключения, акты, справки и иные документы,
излагающие исследования и выводы, если эти документы были
подготовлены не по поручению должностных лиц таможенных органов
РФ, в производстве или на рассмотрении которых находится дело о
НТП, либо не по поручению должностных лиц других
правоохранительных органов РФ, у которых находятся или находились
материалы, имеющие отношение к делу о НТП, заключениями эксперта
не являются. Такие документы признаются доказательствами только в
случае, если они обладают признаками вещественных или письменных
доказательств".
Из этого следует, что при поступлении в таможенные органы в
процессе таможенного оформления, проведения таможенного контроля,
в ходе производства или рассмотрения дела о НТП или при
осуществлении дознания заключений, актов, справок и иных
документов, составленных ЦТЛ или таможенными лабораториями по
обращениям государственных органов (неправоохранительных),
организаций, предприятий, предпринимателей и граждан, таможенные
органы не вправе рассматривать и принимать такие документы, как
экспертные заключения (исследования).
(Данная ситуация возможна, когда юридические и физические
лица, обращаясь в таможенные лаборатории по вопросам проведения
исследований (экспертиз) товаров либо их проб и образцов, скрывают
от упомянутых экспертных учреждений фактическую цель использования
результатов исследований в процессе таможенного оформления,
проведения таможенного контроля, производства и рассмотрения дел о
НТП и осуществлении дознания).
Для таможенных органов поступление таких документов влечет
обязанность проверки и оценки их в порядке, предусмотренном ТК РФ
и УПК РСФСР для всех других документов, предъявляемых
декларантами, проверяемыми лицами, а также лицами, в отношении
которых ведется производство или рассматривается дело о НТП или
осуществляется дознание, в том числе и путем назначения, в случае
необходимости, экспертиз по вопросам, отраженным в представленных
актах, заключениях, справках и исследованиях.
Такие экспертизы в силу требований статьи 326 ТК РФ и статьи
81 УПК РСФСР не являются дополнительными или повторными, однако в
соответствии с положениями статьи 316 ТК РФ и статьи 67 УПК РСФСР
их проведение следует поручать экспертам иных таможенных
лабораторий либо другим экспертным учреждениям или специалистам,
обладающим необходимыми специальными познаниями.
Начальник
Регионального управления
по борьбе с таможенными
правонарушениями ГТК РФ
М.В.ВАНИН
|