УТРАТИЛ СИЛУ
ПРИКАЗ МИНЗДРАВА РФ ОТ 07.09.98 N 263
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
29 июля 1996 г.
N 304
О МЕРАХ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
При проведении Генеральной Прокуратурой Российской Федерации про-
верок исполнения законодательства по охране здоровья детей в ряде тер-
риторий выявлены грубые нарушения в части взимания платы за оказание
медицинской помощи детям, проведения лабораторного обследования, выда-
чи справок, выписок о состоянии здоровья при поступлении детей в обра-
зовательные учреждения, приобретения лекарств за счет родителей, нару-
шения прав детей-сирот на получение медицинской помощи и т.д.
Объявляю представление Генеральной Прокуратуры Российской Федера-
ции "О нарушениях законодательства об охране здоровья детей" (Приложе-
ние).
В целях повышения ответственности руководителей органов здравоох-
ранения за порядок медицинского обслуживания детей, соблюдение дейс-
твующего законодательства по вопросам охраны здоровья граждан Российс-
кой Федерации:
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Руководителям территориальных органов здравоохранения субъек-
тов Российской Федерации:
1.1. Довести настоящий приказ до сведения руководителей всех ле-
чебно-профилактических учреждений.
1.2. В течение 3-4 квартала 1996 года провести проверки выполне-
ния действующего законодательства по вопросам охраны здоровья детей в
лечебно-профилактических учреждениях.
1.3. Принять соответствующие меры, вплоть до освобождения от за-
нимаемой должности, к лицам (руководителям), допустившим нарушения за-
конодательства в части медицинского обслуживания и охраны здоровья де-
тей, направить материалы в правоохранительные органы.
1.4. Обеспечить систематический контроль за соблюдением законода-
тельства в части охраны здоровья детей.
2. Руководителям территориальных органов здравоохранения субъек-
тов Российской Федерации, упомянутых в Представлении Генеральной Про-
куратуры Российской Федерации:
2.1. Проверить факты, изложенные в Представлении.
2.2. Принять строгие меры к устранению выявленных нарушений зако-
нодательства в части охраны здоровья детей.
3. Материалы проверки и о принятых мерах доложить в Министерство
здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации к
01.12.96 г.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на замес-
тителя Министра здравоохранения и медицинской промышленности Российс-
кой Федерации Н.Н. Ваганова.
Министр здравоохранения и
медицинской промышленности
Российской Федерации
А.Д.ЦАРЕГОРОДЦЕВ
Приложение
к приказу Минздравмедпрома России
от 29 июля 1996 г. N 304
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
19 июля 1996 г.
N 21-22-96
О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Организованные Генеральной прокуратурой проверки исполнения зако-
нодательства об охране здоровья детей, проведенные в 20 регионах субъ-
ектов Российской Федерации, выявили грубые нарушения прав детей на ох-
рану их жизни и здоровья.
Вопреки ст. 41 Конституции Российской Федерации, гарантирующей
бесплатное оказание медицинской помощи в государственных и муниципаль-
ных лечебно-профилактических учреждениях, сфера здравоохранения в пос-
ледние годы быстрыми темпами коммерциализируется. В условиях общего
ухудшения состояния здоровья несовершеннолетних, невозможности многих
слоев населения оплатить лечение своих детей, данный процесс приобре-
тает все более устойчивый и необратимый характер.
На местах корректируются объемы и виды медицинской помощи, пре-
дусмотренной программами обязательного медицинского страхования, в
сторону уменьшения, составляются перечни платных услуг, оказываемых
государственными и муниципальными лечебно-профилактическими учреждени-
ями. Отменяются льготы по лекарственному обеспечению, вплоть до ущем-
ления прав на их получение детьми-инвалидами. Население стали распре-
делять по социальным группам и возрасту - кого лечить бесплатно, а ко-
го за деньги. Вводятся платные услуги за прием к врачу, вызов его на
дом, сдачу различных анализов, медицинские осмотры и выдачу справок,
выписок из истории болезни при поступлении детей в детские дошкольные
и образовательные учреждения.
В первую очередь обслуживаются пациенты, оплатившие лечение. В
стационары больные дети вынуждены поступать со своим бельем и одеждой,
а родители еще и кормить их, приобретать за собственные средства ле-
карства. Проведенное прокуратурой Краснодарского края анкетирование в
одном из стационаров показало, что лишь 12% больных получили бесплат-
ное лечение.
В поликлиниках Новгородской области рентгенологическое обследова-
ние дети и подростки проходят только в случае приобретения пленки ро-
дителями. В Волгоградской области в перечень платных услуг включена
выдача выписок из истории болезни, в Курганинской районной больнице
Краснодарского края инъекции детям делали лекарствами, приобретенными
родителями за личный счет, хотя такие лекарства в больнице имелись. В
Динском районе этого же края пациенты, находящиеся на лечении в стаци-
онарах, покупают лекарства, шприцы, бинты и капельницы.
Родители 12-летнего Цицнадзе в стационаре г. Ангарска Иркутской
области приобрели необходимый для жизни ребенка антибиотик за 4
млн.руб. Здесь же с родителей получено 15 млн. руб. за обследование
детей вне очереди. За оперативное лечение в стационаре ортопедо-трав-
матологического отделения родители двух подростков внесли 2,9 млн.руб.
В Республике Саха-Якутия бесплатная медицинская помощь оказывалась
только детям до 14 лет.
Ряд лечебно-профилактических учреждений Волгоградской области в
перечень платных услуг включил ультразвуковое исследование внутренних
органов, выдачи выписок из истории болезни в детские дошкольные учреж-
дения. В Исилькульской больнице Омской области установлена плата за
медицинские осмотры при поступлении в образовательные учреждения. Он-
кологическим больным пациентам лечение сопутствующих заболеваний про-
водится за деньги.
Государственные и муниципальные лечебные учреждения повсеместно
стали предусматривать в своих уставах оказание платных услуг. Даже та-
кое учреждение как Ростовский дом ребенка N 1, куда поступают брошен-
ные родителями дети, включил и свой устав предоставление платных ус-
луг.
Помещения лечебно-профилактических учреждений вместе с оборудова-
нием, приобретенным за счет бюджета, сдаются частным клиникам, кото-
рые, как правило, создаются медицинскими работниками государственных
учреждений и последние работают в них на платной основе. Так, только
за январь - апрель 1996 г. в малом государственном предприятии "Вера"
при Ростовском НИИ акушерства и педиатрии 230 детям и подросткам были
предоставлены платные услуги, входящие в гарантированный перечень обя-
зательного медицинского страхования. Никаких льгот несовершеннолетним,
инвалидам, многодетным, малообеспеченным семьям устав этого предприя-
тия не содержит. Специалисты института работают на предприятии в рабо-
чее время, используя государственное оборудование.
Такое же положение и в других медицинских центрах федерального
подчинения. В Институте сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева
платная медицинская помощь оказывается так называемым "нетематическим"
больным. Только за два года такая помощь была оказана 570 детям и под-
росткам. Аналогичные факты установлены в НИИ детской онкологии Онколо-
гического научного центра РАМН, НИИ нейрохирургии им. академика
Н.Н.Бурденко, НИИ педиатрии г. Москвы.
Переводятся на оказание платных медицинских услуг детские санато-
рии. Например, совместным решением Ростовского областного фонда обяза-
тельного медицинского страхования и департамента здравоохранения два
детских санатория, обеспечивающих восстановительное лечение детей от 2
до 9 лет с гастроэнтерологической и кардиологической патологией, были
переведены на платную основу.
Распространенный характер носят нарушения постановления Прави-
тельства Российской Федерации "О государственной поддержке развития
медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреж-
дений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинс-
кого назначения" от 30.07.94 N 890 в части предоставления льготного
обеспечения лекарствами детей-инвалидов, детей в возрасте до 3-х лет и
детей из многодетных семей.
Практически все аптечные учреждения отказывают в выдаче бесплат-
ных лекарств по рецептам врачей. В г. Екатеринбурге приказом и.о. ди-
ректора государственного предприятия "Фармация" с 20.02.96 прекращен
отпуск медикаментов по бесплатным и льготным рецептам. Районными про-
куратурами Пермской области опротестованы, принятые на местах решения
о полном или частичном прекращении бесплатного отпуска лекарств всем
категориям граждан, имеющим такие льготы. В Краснодарском крае де-
тям-инвалидам и детям до трехлетнего возраста бесплатные лекарства не
выдавались в течение всего 1995 г.
В муниципальных аптеках отсутствуют целые группы лекарственных
средств, входящих в обязательный ассортиментный перечень, утвержденный
приказом Минздравмедпрома России от 17.03.95 N 63, что вынуждает вра-
чей подстраиваться под имеющиеся средства и назначать детям лекарства,
которые не всегда подходят конкретному ребенку.
Детские лечебно-профилактические учреждения Волгоградской, Ир-
кутской, Кировской, Курганской, Новгородской, Новосибирской, Пермской,
Свердловской областей, Республик Башкортостан, Татарстан, Саха-Якутия,
Краснодарского и Красноярского краев, Ненецкого автономного округа
обеспечены лекарственными препаратами и медицинским оборудованием на
25-40%. В Курганской области потребность стационаров в медикаментах и
перевязочном материале удовлетворяется не более чем на 5%. Из 164 наи-
менований основных жизненно важных лекарственных средств в детском от-
делении Белохолуницкой ЦРБ Кировской области в наличии имелось 35. В
январе 1996 г. из-за отсутствия шовного материала из 272 плановых
больных несовершеннолетних, нуждающихся в оперативном вмешательстве,
прооперировано всего 78.
На грани остановки и закрытия экстренная хирургическая помощь в
Кировской области. В Шарыповском районе Красноярского края из-за нех-
ватки одноразовых шприцев в фельдшерско-акушерских пунктах выявлены
факты многоразового их использования.
В лечебных учреждениях всех проверенных регионов не хватает пос-
тельного белья, подушек, матрацев, мыла. Из-за отсутствия постельного
белья в Новгородской областной больнице отменялись плановые операции.
Предусмотренное п.2 ст.24 Основ законодательства Российской Феде-
рации об охране здоровья граждан право на льготное питание детей не
выполняется. В детской больнице N 21 Волгоградской области меню состо-
ит из блюд, приготовленных только из гороха, в детском соматическом
отделении Ростовского НИИ акушерства и педиатрии установлено разовое
питание в сутки. И такие примеры неединичны.
Вследствие сокращения численности медицинского персонала, неу-
комплектованности лечебно-профилактических, общеобразовательных учреж-
дений медицинскими кадрами, закрытия фельдшерских участков на селе
снижается установленная п.3 ст.2 Основ доступность медико-социальной
помощи. Только в Анивском районе Сахалинской области закрыто 4 фель-
дшерско-акушерских пункта, а другой возможности получить медицинскую
помощь у населения нет.
Повсеместно выявлены нарушения ст. 51 Федерального закона "Об об-
разовании", пп. 1, 2, 3 ст. 24 Основ законодательства Российской Феде-
рации об охране здоровья граждан, регламентирующих вопросы здравоохра-
нения обучающихся. Во многих школах из-за отсутствия персонала меди-
цинские кабинеты не работают, а функционирующие не имеют достаточной
материальной базы. В медицинских кабинетах общеобразовательных учреж-
дений Курганской, Омской, Новосибирской, Пермской областей, Красно-
дарского края, Республики Саха-Якутия, Ненецкого автономного округа
нет перевязочных материалов, шприцев, ваты, спирта, лекарств, необхо-
димых для оказания первичной медицинской помощи.
По несколько лет не проводятся медицинские осмотры детей. В
г. Москве, например, ежегодно до 30 тысяч учащихся 2, 4, 5 классов ос-
таются вне осмотра специалистов.
Не выполняются требования Закона Российской Федерации "О социаль-
но защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чер-
нобыльской АЭС". Дети Чернобыля не обеспечиваются санаторным лечением,
выявлены случаи отказов в оплате их проезда в санатории. По этой при-
чине из 30 путевок, поступивших в Белохолуницкий район Кировской об-
ласти, 20 остались нереализованными. В двух районах Иркутской области
из 9 детей данной категории, лишь один прошел курс оздоровления. Из
2,3 тыс. таких детей, проживающих в Краснодарском крае, санаторно-ку-
рортное лечение прошли лишь 5,3%. Охват диспансерным наблюдением в
ряде мест детей указанной составляет от 45 до 62%.
В большинстве территорий не исполняется постановление Правитель-
ства Российской Федерации "О неотложных мерах по улучшению положения
детей в Российской Федерации" от 21.08.92 N 610 в части бесплатного от-
пуска специальных молочных продуктов детям первого-второго года жизни.
В Курганской области такое питание получают только дети областного
центра, в сельских районах Волгоградской области не обеспечиваются во-
обще, в Новгородской бесплатное питание получает лишь 9% таких детей.
Особенно в бедственном положении находятся воспитанники детских
домов и школ-интернатов, лишившиеся попечения родителей. Практически
во всех учреждениях не хватает лекарственных средств, медицинского
оборудования, нарушаются права детей на диспансерное наблюдение. В не-
которых интернатах Иркутской области и Краснодарского края нет средств
даже для борьбы с педикулезом. В Шимском доме-интернате для детей-ин-
валидов Новгородской области не хватает постельного белья, дезинфици-
рующих и моющих средств. В течение двух лет не проводилась диспансери-
зация воспитанников детского дома N 17 г. Москвы. Управление Западного
административного округа отказало в прикреплении интерната N 8 к детс-
кой поликлинике для постоянного медицинского обслуживания. Аналогичное
положение в других регионах.
Практически не проводится реабилитация детей-инвалидов. Школе-ин-
тернату N 152 Новосибирской области для детей с нарушениями опор-
но-двигательной системы из 180 млн.руб., предусмотренных на 1995-1996
гг. отпущено только 7 млн.руб., в связи с чем медикаментозная терапия
проводится только детям-сиротам, родителям остальных предлагается при-
обретать лекарства за личные средства. В учреждениях для детей с не-
достатками слуха и зрения отсутствуют необходимые медикаменты и аппа-
ратура.
Выявлены нарушения требований законодательства об установлении
детям инвалидности. Не признаны в установленном порядке инвалидами бо-
лее 20 воспитанников школы-интерната N 103 г.Москвы. В детском доме,
санаторно-лесной школе, доме ребенка г. Нарьян-Мар Ненецкого АО меди-
цинские заключения на детей-инвалидов не оформлены. В Краснодарском
крае в школе для глухих нет данных о признании воспитанников инвалида-
ми.
Несмотря на напряженную обстановку с финансированием, трудности с
выплатой заработной платы, отсутствие медикаментов в лечебно-профилак-
тических учреждениях, многочисленны факты нецелевого расходования
средств, выделяемых на здравоохранение.
Главный врач Зиминской Центральной районной больницы Иркутской
области из бюджетных денег, отпущенных на лекарственные препараты,
изъял 6 млн. руб. и перечислил их в государственный университет за
обучение сына начальника центра медицинского страхования. В Ненецком
автономном округе начальник управления здравоохранения использовал бо-
лее 300 млн. бюджетных средств для приобретения квартиры для себя, оп-
латы установки домашнего телефона, выдачи беспроцентных ссуд работни-
кам управления. По этим и другим аналогичным фактам возбуждены уголов-
ные дела.
Нецелевое использование бюджетных средств установлено проверками
в Иркутской, Кировской, Омской, Пермской, Сахалинской, Свердловской
областях, республиках Башкортостан, Калмыкия, Татарстан, Красноярском
крае, Ненецком автономном округе.
Распространены факты нарушения прав и интересов несовершеннолет-
них со стороны работников здравоохранения. Ими допускались халатность,
хищения и другие преступления, нарушались санитарно-гигиенические и
противоэпидемические правила. В 1995 г. за совершение различных прес-
туплений правоохранительными органами Республики Башкортостан против
148 работников здравоохранения возбуждены уголовные дела, в том числе
за нанесение тяжких телесных повреждений, кражи, нарушение установлен-
ных правил обращения с наркотиками и сильнодействующими средствами.
При этом из числа лиц, совершивших эти преступления 14% составили вра-
чи и 22% - средний медицинский персонал. В Свердловской области за
этот же период направлено в суд 9 уголовных дел на медицинских работ-
ников, причем по семи делам потерпевшими стали несовершеннолетние. В
г. Иркутске выявлены факты гибели детей по вине врачей.
Выявленные органами прокуратуры нарушения законодательства об ох-
ране здоровья детей свидетельствуют о ненадлежащем выполнении Минис-
терством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Феде-
рации возложенных на него Положением, утвержденным Постановлением Пра-
вительства Российской Федерации, основных задач и функций, в первую
очередь в области проведения государственной политики при решении воп-
росов медико-социальной помощи семье и детям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального за-
кона "О прокуратуре Российской Федерации",
ПРОШУ:
Принять меры к устранению нарушений законодательства об охране
здоровья детей, обеспечению гарантированного Конституцией Российской
Федерации принципа бесплатности медицинской помощи в государственных и
муниципальных учреждениях здравоохранения.
О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщи-
те в Генеральную прокуратуру в месячный срок.
Заместитель Генерального
прокурора Российской Федерации -
государственный советник
юстиции 2 класса
В.И.ДАВЫДОВ
------------------------------------------------------------------
"Здравоохранение", N 9, 1996
|