РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25.07.96 N 94/5-02
ОБ ОТМЕНЕ РЕШЕНИЯ ОТ 14.03.96
И ПОСТАНОВЛЕНИЯ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
АРБИТРАЖНОГО СУДА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 27.05.96 ПО ДЕЛУ N 94/5
"О ПЕРЕДАЧЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА АО "КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ"
В ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ВЕДЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВИЧУГСКОГО РАЙОНА"
Выписка
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Князевой Г.А. судей: Апряткиной Г.С.,
Лазаревой А.В., рассмотрев в судебном заседании кассационную
жалобу администрации Ивановской области, г. Иваново, на решение
арбитражного суда Ивановской области от 14.03.96 и постановление
от 27.05.96 по делу N 94/5, установил:
Акционерное общество "Отделочная фабрика "Красный Октябрь",
р. п. Каменка Ивановской области Вичугского района, обратилось с
иском к комитету по управлению государственным имуществом
администрации Ивановской области, администрации Ивановской
области, администрации Вичугского района об обязании принять
жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении истца, для
дальнейшего использования и финансирования.
Решением по делу от 14.03.96 исковые требования были
удовлетворены, и администрация Ивановской области обязывалась
принять на баланс жилищный фонд в 3-месячный срок со дня
вступления решения в законную силу.
При этом суд руководствовался тем, что администрация
Ивановской области является собственником спорного имущества.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.05.96 решение
суда оставлено без изменения по тем же основаниям.
Администрация Ивановской области не согласилась с указанными
судебными актами и обратилась с кассационной жалобой, указав, что
суд неправильно истолковал ст. ст. 214, 294 Гражданского Кодекса
Российской Федерации в части невозможности нахождения
государственного имущества в хозяйственном ведении и на балансе
юридического лица с частной формой собственности.
Проверка принятых по делу судебных актов проведена
кассационной инстанцией Федерального Арбитражного суда
Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном главой 21
Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
В заседании суда заявитель жалобы и представитель комитета по
управлению государственным имуществом Ивановской области
поддержали свои требования, изложенные в жалобе.
Представитель АО "Красный Октябрь", считая судебные акты
законными, просил оставить их в силе. При этом обратил внимание
суда на свою неплатежеспособность и отсутствие возможности
дальнейшего финансирования по содержанию жилищного фонда.
Как следует из материалов дела, АООТ "Отделочная фабрика"
"Красный Октябрь" было создано путем преобразования в АО
"Отделочная фабрика "Красный Октябрь", в соответствии с Указом
Президента РФ от 01.07.92 N 721 "Об организационных мерах по
преобразованию государственных предприятий в акционерные
общества".
План приватизации предприятия утвержден комитетом по
управлению государственным имуществом администрации Ивановской
области 19.10.92. Согласно п. 9 раздела 2 плана приватизации
жилищный фонд оставлен в хозяйственном ведении акционерного
общества. В уставный капитал акционерного общества стоимость
жилищного фонда не включена.
Постановлением Правительства Российской Федерации за N 342 от
19.04.93 фабрика "Красный Октябрь" передана в государственную
собственность Ивановской области.
Из материалов дела следует, что задержка в принятии жилищного
фонда в соответствии с требованиями п. 6, 14 Госпрограммы
приватизации государственных и муниципальных предприятий,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N
2284, связана с недостаточностью компенсационных средств из
госбюджета, которые должны были перечисляться в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.93 за N
1325.
Указом Президента Российской Федерации от 10.01.93 N 8 "Об
использовании объектов социально-культурного и
коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий"
предусмотрено, что жилищный фонд и объекты соцкультбыта при
приватизации предприятий не включаются в его уставный капитал,
относятся к федеральной (государственной) собственности и
находятся в ведении администрации по месту расположения объекта.
Пунктом 3 данного Указа предусмотрено, что на добровольной
основе между приватизированным предприятием и местной
администрацией может быть заключен договор о совместном
использовании и финансировании этих объектов. Источники
финансирования определены постановлением Правительства Российской
Федерации от 23.12.93 N 1325 "О финансировании объектов
социально-культурного и коммунально-бытового назначения,
передаваемых в ведение местных органов исполнительной власти при
приватизации предприятий".
Указанным постановлением предусмотрено, что финансирование
осуществляется за счет средств бюджета краев, областей. Причем
компенсация расходов по соответствующим бюджетам подлежит
возмещению за счет доходов от приватизации, а также средств
республиканского бюджета.
Таким образом, вопрос о принятии жилищного фонда неразрывно
связан с вопросом обеспечения финансирования его функционирования,
что следует и из п. 6, 14 Государственной программы приватизации
государственных и муниципальных предприятий, утвержденной Указом
Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2284,
предусматривающего при принятии на баланс жилищного фонда
заключение договора с предприятием по содержанию указанных
объектов.
Между тем, возможность судебной защиты нарушенных интересов
хозяйствующих субъектов в сфере финансово-правовых отношений
действующим законодательством не предусмотрена.
Предметом данного спора являлось требование об обязании
принять жилищный фонд для дальнейшего использования и
финансирования, что по существу является требованием о передаче с
баланса на баланс. Таковые требования не относятся к компетенции
арбитражного суда в силу ст. 22 Арбитражного процессуального
Кодекса Российской Федерации.
Арбитражный процессуальный Кодекс Российской Федерации не
относит к компетенции арбитражных судов и споры по поводу
выделения средств из бюджета различных уровней или их
перераспределения.
В связи с изложенным кассационную жалобу об отмене решения и
постановления Арбитражного суда Ивановской области по делу N 94/5
следует удовлетворить и производство по делу прекратить.
Руководствуясь п. 1 ст. ст. 85, 174, 175, 176 Арбитражного
процессуального Кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 14.03.96 и постановление апелляционной инстанции
Арбитражного суда Ивановской области от 27.05.96 по делу N 94/5
отменить и прекратить производство по делу.
Вернуть из бюджета Российской Федерации через налоговую
инспекцию Акционерному обществу "Красный Октябрь", р. п. Каменка
Ивановской области Вичугского района, госпошлину в сумме 1.265.000
руб., перечисленную через Сбербанк 16.01.96, администрации
Ивановской области - госпошлину в сумме 695750 руб., перечисленную
платежными поручениями N 140 от 15.04.96 и N 287 от 27.06.96.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия
и обжалованию не подлежит.
------------------------------------------------------------------
|