В АССОЦИАЦИИ РОССИЙСКИХ БАНКОВ
N А-01/2-626 от 22.07.96 г.
на N ВЗ-8-03/576 от 04.07.96 г.
Заместителю руководителя Госналогслужбы
Российской Федерации г-ну В.А. Зверховскому
Уважаемый Владимир Александрович!
В Вашем ответе на запрос АРБ (см. "Вестник АРБ", N 15-96, стр.
22 - 23) сообщается, что плата за выполнение функций агента
валютного контроля по импортным контрактам, полученная
уполномоченным банком от клиентов в размере, предусмотренном п. 6
Указа Президента РФ от 21.11.95 г. N 1163 "О первоочередных мерах
по усилению системы валютного контроля в РФ", включает в себя
сумму налога на добавленную стоимость. Из этого следует, что,
получив от клиентов указанную плату (не более 0,15% от суммы
сделки), банк должен перечислить из нее в бюджет налог на
добавленную стоимость (20%). Однако в тексте ст. 6 упомянутого
Указа такой нормы не содержится, а установлен максимальный размер
платы, взимаемой банками с клиентов за выполнение функций агента
валютного контроля. Функции агента валютного контроля
осуществляются банками в интересах государства и не имеют
отношения к взаимным услугам организаций, подлежащим обложению НДС
в соответствии с Законом о налоге на добавленную стоимость.
Режим валютного контроля аналогичен функциям налогового
контроля, осуществляемого банками при выполнении поручений
налогоплательшиков и налоговых органов на зачисление налогов и
финансовых санкций в бюджет, контроле при этом соблюдении
налогового законодательства. Такие функции, как известно, не
являются объектом обложения НДС, да и не могут им быть, так как в
таком случае плательщиком НДС должно было бы выступать само
государство.
Законом о НДС четко определено, что "в налогооблагаемую базу
по товарам, ввозимым на территорию РФ, включаются таможенная
стоимость товара, таможенная пошлина, а по подакцизным товарам -
и сумма акциза" (ст. 4, п. 4). Как видим, в налогооблагаемую базу
не включается плата за выполнение функций агента валютного
контроля и в нее соответственно не может закладываться сумма НДС,
так как это противоречило бы Закону о НДС. Кроме того, это не
соответствовало бы предусмотренному этим Законом механизму
исчисления НДС: путем применения ставки налога к облагаемому
обороту, который "определяется на основе стоимости реализуемых
товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов, без
включения в них налога на добавленную стоимость" (ст. 4).
Все изложенное выше относится и к плате, взимаемой банками за
выполнение функций агента валютного контроля по экспортным
контрактам, которые вообще освобождены от НДС (ст. 5, п, 1 Закона
о НДС). Данная плата установлена в размере, также не превышающем
0,15% от суммы контракта, и в законодательных документах не
содержится нормы, что в нее включен НДС. В связи с изложенным,
Ассоциация российских банков просит пересмотреть Ваше письмо от
04.07.96 г. N ВЗ-8-03/576 и дать необходимые разъяснения налоговым
органам о неприменении НДС к плате, получаемой банками, за
осуществление функций агентов валютного контроля.
Во избежание подобных вопросов после принятия Налогового
кодекса считаем также необходимым дополнить ст. 427 проекта
Налогового кодекса подпунктом 24 следующего содержания: "услуг,
оказываемых государству по осуществлению функций агентов
валютного, налогового и иных видов контроля".
О результатах рассмотрения настоящего письма просим сообщить в
АРБ.
С уважением,
президент Ассоциации российских банков
С.Е. ЕГОРОВ
|