В АССОЦИАЦИИ РОССИЙСКИХ БАНКОВ
N А-01/2-623 от 19.07.96 г.
Первому заместителю Председателя Правительства
Российской Федерации г-ну В.В. Каданникову
О НЕПРИЕМЛЕМОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ ПРИБЫЛИ БАНКОВ ИЗ СТОИМОСТИ АКТИВОВ
Уважаемый Владимир Васильевич!
В проекте особенной части Налогового кодекса РФ (ст.ст. 561,
906) предусмотрено определение налога на прибыль банков в размере
0,1% стоимости активов банка, в том числе зачисляемого в
федеральный бюджет - 0,04% и региональные - 0,06%. Минфин РФ не
дает экономического обоснования использования этого показателя и
не объясняет, почему предлагается такой коэффициент - 0,1%
стоимости активов.
Ассоциация российских банков, рассмотрев с рядом банков это
нововведение, считает его неприемлемым по следующим соображениям.
По существу, авторы предлагают заменить налог на прибыль банков
новым налогом на стоимость активов независимо от размера прибыли.
Активы банка не могут быть использованы для расчета
налогообложения, они слагаются из следующих шести групп.
1. Основные средства и капитальные вложения.
2. Кредиты, в том числе просроченные и безнадежные к возврату.
3. Средства на резервном счете в Центральном банке РФ.
4. Вложения в ценные бумаги (в основном в государственные -
ГКО, ОФЗ и др.).
5. Средства в расчетах.
6. Расходы банка.
Ни одна из этих групп не может быть критерием налогообложения.
Введение налога на активы будет иметь крайне негативные
последствия для банковской системы, бюджета и экономики. Налоги,
как известно, выполняют две функции - фискальную и стимулирующую.
Налог на активы будет ориентировать банки не на расширение деловой
активности, а на "сжатие" активов - сокращение долгосрочных
кредитов, инвестиций, операций с ГКО и т.д., поскольку они будут
включаться в расчет для налогообложения, что затруднит выход
банковской системы и экономики из кризиса.
В финансово развитых странах не используется такой инструмент,
как налог на активы банков. Он рекомендовался специалистами
Международного валютного фонда для развивающихся стран.
Ассоциация российских банков просит исключить из ст. 561
проекта Налогового кодекса РФ п. 5 и из ст. 906 п. 4, касающиеся
этого налога, и не вносить его на обсуждение в Государственную
Думу.
С уважением,
президент Ассоциации,
член Комиссии по совершенствованию
налогового законодательства
С.Е. ЕГОРОВ
|