ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 1575/96
от 16 июля 1996 г.
(извлечение)
Акционерное общество открытого типа "Ульяновскэнерго"
обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском о
признании недействительным решения Управления Департамента
налоговой полиции Российской Федерации по Ульяновской области о
применении к нему финансовых санкций в связи с занижением налогов
на прибыль и добавленную стоимость.
Решением от 27.06.95 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.08.95 решение
суда оставлено без изменения.
В кассационном порядке законность решения не проверялась.
В протесте заместителя Генерального прокурора Российской
Федерации предлагается состоявшиеся судебные акты отменить и
принять новое решение...
Управление Департамента налоговой полиции Российской Федерации
по Ульяновской области проверило соблюдение налогового
законодательства АООТ "Ульяновскэнерго" за 9 месяцев 1994 года.
Было установлено, что в результате допущенных налогоплательщиком
нарушений в бюджет разных уровней не доплачено налогов на сумму 1
304 497 тыс. рублей, о чем составлен акт документальной проверки
от 07.02.95.
На основании указанного акта Управлением Департамента
налоговой полиции Российской Федерации по Ульяновской области
принято решение от 13.02.95 N 7 о взыскании с АООТ
"Ульяновскэнерго" в бюджет 5 654 млн. рублей налогов вместе со
штрафными санкциями.
Из материалов дела следует, что в связи с отсутствием средств
у получателей тепловой и электрической энергии и невозможностью
из-за этого производить расчеты с поставщиками энергоносителей
один из должников АООТ "Ульяновскэнерго" - акционерное общество
открытого типа "Ульяновский автомобильный завод" - осуществлял
поставку автомобилей кредиторам АООТ "Ульяновскэнерго" в пределах
суммы своей задолженности перед поставщиком тепловой и
электрической энергии. При этом погашение задолженности перед АООТ
"Ульяновскэнерго" и задолженности АООТ "Ульяновскэнерго" перед
своими кредиторами производилось исходя из отпускной цены
автомобилей УАЗ.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации "О
налоге на добавленную стоимость", определяющей облагаемый оборот,
при обмене товарами (работами, услугами) по ценам не выше
себестоимости облагаемый оборот определяется исходя из рыночных
цен, сложившихся на момент обмена или передачи (в том числе и на
биржах), но не ниже цен, определенных с учетом фактической
себестоимости товаров (работ, услуг). Закон Российской Федерации
"О налоге на прибыль предприятий и организаций" также
предусматривает, что по предприятиям, осуществляющим реализацию
продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической
себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена
на проекцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации.
Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от
10.08.94 N 1667 "Об уточнении действующего порядка взимания налога
на прибыль и налога на добавленную стоимость", действовавшего на
момент проверки истца, при обмене
предприятиямипродукцией(работами, услугами) выручка (оборот) для
расчета налога на прибыль и налога на добавленную стоимость
определяется исходя из средней цены на аналогичную продукцию
(работы, услуги), реализованную за последний месяц, а в случае
отсутствия реализации такой продукции за указанный период- исходя
из последней цены, но не ниже себестоимости.
Поскольку взаиморасчеты между кредиторами АООТ
"Ульяновскэнерго" и его должником АООТ "Ульяновский автомобильный
завод" производились исходя из отпускной цены на автомобили
завода-изготовителя, а не среднерыночной цены, как это предписано
налоговым законодательством, налоговая полиция правомерно
квалифицировала такое обстоятельство как занижение
налогооблагаемой базы и применила предусмотренные
законодательством финансовые санкции.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил - решение от 27.06.95 и постановление апелляционной
инстанции от 23.08.95 Арбитражного суда Ульяновской области по
делу N С613-1370/3.1 отменить. В иске отказать.
|