ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 июля 1996 г. N ВЗ-6-07/478
О ПРОВОДИМОЙ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ
РАБОТЕ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ СТРАХОВЫХ
ВЗНОСОВ (ПЛАТЕЖЕЙ) В ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Государственная налоговая служба Российской Федерации
сообщает, что по поручениям Правительства Российской Федерации в
первом квартале 1996 года и четвертом квартале 1995 года проведены
проверки отдельных региональных отделений Фонда социального
страхования Российской Федерации и территориальных фондов
обязательного медицинского страхования по вопросам полноты и
своевременности формирования доходной части бюджета фондов и
соблюдения налогового законодательства.
В соответствии с Положением о Фонде социального страхования
Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 12.02.94 N 101, и Положением о порядке
уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования, утвержденным
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93
N 4543-1, контроль за полнотой и своевременностью уплаты
предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими
субъектами независимо от форм собственности взносов (платежей) на
социальное и обязательное медицинское страхование возложен на Фонд
социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного
медицинского страхования и органы Государственной налоговой службы
Российской Федерации.
В связи с указанным законодательством Госналогслужба России
письмом от 22.07.93 N ВГ-4-15/106н "О законодательных актах по
обязательному медицинскому страхованию и организации работы по
учету и контролю за поступлением страховых взносов в фонды
обязательного медицинского страхования" и письмом от 05.03.94
N ВЗ-4-15/36н "О Фонде социального страхования Российской
Федерации" обязала налоговые органы проверять правильность
исчисления, своевременность и полноту перечисления страховых
взносов в фонды обязательного медицинского страхования и Фонд
социального страхования в ходе проведения документальных проверок
предприятий и организаций по вопросам налогообложения, оказывать
помощь по обеспечению более полного охвата плательщиков на основе
имеющихся данных учета налогоплательщиков, а также совместно с
фондами анализировать причины возникновения недоимок, принимая
меры к их уменьшению.
В ряде регионов Российской Федерации на основе достигнутых
соглашений (договоров) между налоговыми органами и органами фондов
о взаимодействии проводится работа по направлениям, связанным с
обменом данными о плательщиках, состоящих на учете в налоговых
органах и отделениях фондов, организацией и проведением совместных
проверок полноты и своевременности перечисления страховых взносов,
обменом инструктивно-методическим материалом и т.д. (Ярославская,
Пермская, Тюменская, Ростовская области, Краснодарский,
Красноярский края, Республика Бурятия и ряд других регионов).
Между тем, как показали материалы проверок, региональными
отделениями Фонда социального страхования, фондами обязательного
медицинского страхования и налоговыми органами не в полном объеме
обеспечена мобилизация платежей в фонды, нередко отсутствует
координация в совместной работе по контролю за их поступлением, не
на должном уровне организована работа по формированию и обмену
информацией о регистрации юридических и физических лиц в качестве
плательщиков, не принимаются эффективные меры по сокращению роста
недоимки (Ставропольский край, Астраханская, Оренбургская,
Магаданская, Амурская, Камчатская, Пензенская, Томская,
Курганская, Кемеровская, Ивановская области, Чувашская Республика
и ряд других регионов).
Проверками установлены значительные расхождения числа
зарегистрированных плательщиков в фонды с учетными данными
налогоплательщиков, имеющимися в налоговых органах (при этом
следует учитывать, что определенная часть плательщиков в Фонд
социального страхования состоит на учете в центральных отраслевых
фондах социального страхования), а именно:
в каждом втором проверенном отделении Фонда социального
страхования Российской Федерации поставлено на учет менее половины
плательщиков от числа зарегистрированных в налоговом органе или
Пенсионном фонде России.
Так, в Пензенском региональном отделении Фонда зарегистрирован
только 21% от общего числа плательщиков, зарегистрированных в
налоговом органе, в Орловском отделении - 25%, Новгородском - 34%,
Магаданском - 36%, Камчатском - 29%, Дагестанском - 31% и других.
В ходе осуществленных проверок территориальных фондов
обязательного медицинского страхования установлено, что число
зарегистрированных плательщиков - юридических лиц в фондах
расходится с учетными данными налогоплательщиков, имеющимися в
налоговых органах.
Так, по Ростовской области территориальным фондом
зарегистрировано в качестве плательщиков 71% юридических лиц от
числа юридических лиц, зарегистрированных в налоговых органах, по
Ивановской области соответственно - 44%, по девяти филиалам
Кемеровской области - 67%.
Крайне слабо поставлена работа по выявлению и регистрации
предприятий и организаций не государственных форм собственности.
Налоговыми органами Краснодарского края в проверяемом периоде
выявлено 2,4 тыс. не зарегистрированных в Фонде социального
страхования плательщиков и доначислено в связи с этим страховых
взносов и применено финансовых санкций на сумму 3,0 млрд. руб., по
Ростовской области соответственно - 1,7 тыс. плательщиков, по
которым доначислено свыше 2,0 млрд. рублей.
Существенные упущения установлены в организации работы по
выявлению и регистрации индивидуальных предпринимателей как
плательщиков в фонды обязательного медицинского страхования.
Территориальным фондом Ростовской области зарегистрировано 29%
от числа индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в
налоговых органах, Ивановской области - 5%, Кемеровской области
(по девяти филиалам) - 4%.
В ходе документальных проверок ГНИ по г. Ростову-на-Дону
выявлено 8258 индивидуальных предпринимателей, не состоящих на
учете в территориальном фонде, в результате чего доначислено
95,5 млн. рублей.
Налоговыми органами Тамбовской области в период настоящей
проверки доначислено в Фонд социального страхования
255,7 млн. руб., по Воронежской области - 71,7 млн. руб.,
Нижегородской области - 45,6 млн. руб., Томской области -
45,5 млн. руб., Хабаровскому краю - 4,7 млрд. руб., Удмуртской
Республике - 4,5 млрд. рублей.
Вместе с тем, проверки, проведенные налоговыми органами по
платежам во внебюджетные фонды, как правило, не получают должного
завершения в виде взыскания доначисленных сумм. Налоговые органы
не в полной мере используют имеющиеся у них возможности
воздействия на плательщика для погашения задолженности по платежам
в фонды. С другой стороны, фонды в ряде случаев не ведут учет
доначисленных страховых взносов и финансовых санкций по проверкам,
проводимым налоговыми органами. Так, налоговыми органами
Хабаровского края за 11 месяцев 1995 года по результатам
документальных проверок было доначислено в Фонд социального
страхования Российской Федерации 4670,9 млн. рублей, из них
взыскано (расчетно по данным налоговых органов) -
897,6 млн. рублей. При этом Хабаровское отделение Фонда сообщило
по запросу госналогинспекции по Хабаровскому краю о взыскании
только 30,7 млн. рублей.
Все это свидетельствует об отсутствии четкой координации в
контрольной работе налоговых органов и региональных органов фондов
по взиманию страховых взносов.
При неполном охвате плательщиков страховых взносов не
принимаются должные меры по ликвидации недоимки по взносам. В ряде
регионов недоимка по взносам в Фонд социального страхования
составила более 30% от начисленных страховых взносов в Фонд
(Алтайский край, Ростовская, Курская, Кемеровская области,
Удмуртская Республика, Республика Дагестан и другие).
В целях полноты сбора и аккумуляции средств в большинстве
регионов Российской Федерации не практикуются проверки учреждений
банков по вопросу своевременности перечисления средств
плательщиков. Как показывают материалы проверок, факты задержки
банками перечисления средств плательщиков на счета фондов имеют
место, как правило, во всех регионах Российской Федерации. По
сообщению из Республики Башкортостан и Омской области, где
контроль за банками налажен, за несвоевременное перечисление
взносов к кредитно-банковским учреждениям применены финансовые
санкции в сумме 844,3 млн. рублей.
В период настоящей проверки госналогинспекцией по Тверской
области за задержку платежей двум банкам предъявлены финансовые
санкции в сумме 10,6 млн. руб., по Ростовской и Кемеровской
областям филиалам Агропромбанка - в сумме 1,8 млн. рублей.
В связи с изложенным Госналогслужба России обязывает
государственные налоговые инспекции по субъектам Российской
Федерации принять необходимые меры к безусловному выполнению
решения коллегии Госналогслужбы России от 04.01.96 (протокол N 47,
пункт 1.1) "О контроле за поступлением платежей в государственные
внебюджетные фонды и доходов от приватизации", имея в виду
обеспечение эффективного контроля за поступлением платежей в
государственные внебюджетные фонды и более тесного взаимодействия
в этой работе между налоговыми органами и исполнительными органами
фондов, в том числе на основе соглашений, в соответствии с письмом
Госналогслужбы России от 11.06.96 N ВГ-6-07/407 и Фонда
социального страхования Российской Федерации от 06.06.96 N 05-345
и письмом Федерального фонда обязательного медицинского
страхования и Госналогслужбы России от 13.06.96
N 2469/23-И-ВГ-6-07/411.
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ЗВЕРХОВСКИЙ
------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------
|