Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 15.07.96 N 16-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 1 И ПУНКТА 4 СТАТЬИ 3 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18 ОКТЯБРЯ 1991 ГОДА "О ДОРОЖНЫХ ФОНДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 15 июля 1996 г. N 16-П

                  ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
              ПУНКТА 1 СТАТЬИ 1 И ПУНКТА 4 СТАТЬИ 3 ЗАКОНА
              РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18 ОКТЯБРЯ 1991 ГОДА
               "О ДОРОЖНЫХ ФОНДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

       Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
   председательствующего    Ю.Д.  Рудкина,    судей     М.В.  Баглая,
   Н.В. Витрука,   Г.А. Гаджиева,   А.Л. Кононова,   Т.Г. Морщаковой,
   Н.В. Селезнева,   О.И.   Тиунова,  В.Г.  Ярославцева,  с  участием
   представителей сторон,  обратившихся с запросами в Конституционный
   Суд  Российской  Федерации:  от  Правительства Москвы - кандидатов
   юридических наук Г.С.  Пономарева и А.Л. Спичека, от администрации
   Санкт-Петербурга   -   доктора  юридических  наук  А.П.  Сергеева;
   представителя   Совета   Федерации   Федерального    Собрания    -
   председателя   Комитета   Совета   Федерации  по  конституционному
   законодательству   и   судебно-правовым  вопросам  В.М. Платонова,
   руководствуясь  статьей  125   (пункт  "а"  части  2)  Конституции
   Российской  Федерации,  подпунктом "а"  пункта  1   части   первой
   статьи 3,   подпунктом  "а"  пункта  1  части  второй  статьи  22,
   статьями 36,  74,  84,  85   и   86  Федерального конституционного
   закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", рассмотрел в
   открытом заседании  дело  о  проверке  конституционности  пункта 1
   статьи 1 и  пункта  4   статьи 3  Закона  Российской Федерации  от
   18 октября 1991 года "О дорожных фондах в Российской Федерации" (в
   редакции  Закона  Российской  Федерации  от 25 декабря 1992 года и
   Федеральных законов от 1 июля 1994 года,  от 11 ноября 1994 года и
   от 23 июня 1995 года).
       Поводом к   рассмотрению    дела   явились   запросы   органов
   исполнительной  власти  Москвы  и  Санкт-Петербурга,   в   которых
   ставится   вопрос  о  несоответствии  указанных  положений  Закона
   Российской Федерации "О дорожных фондах  в  Российской  Федерации"
   статье 5 (части 1 и 4) Конституции Российской Федерации.
       Поскольку оба запроса касаются  одного  и  того  же  предмета,
   Конституционный  Суд   Российской  Федерации  в  соответствии   со
   статьей 48 Федерального конституционного закона "О Конституционном
   Суде Российской Федерации" соединил дела по этим  запросам в одном
   производстве.
       Заслушав сообщение  судьи - докладчика М.В. Баглая, объяснения
   представителей сторон,  заключение  эксперта  -  директора  отдела
   налогового консультирования   аудиторской   фирмы   "Финансовые  и
   бухгалтерские   консультанты"    С.Г. Пепеляева,       выступления
   приглашенных в   заседание   заместителя   директора   Федеральной
   автомобильно-дорожной службы Российской Федерации  В.Н. Полосина и
   заместителя премьера Правительства Москвы Ю.В. Росляка, исследовав
   представленные документы и  иные  материалы,  Конституционный  Суд
   Российской Федерации установил:
       1. Оспариваемый заявителями пункт 1 статьи 1 Закона Российской
   Федерации "О    дорожных    фондах    в    Российской   Федерации"
   предусматривает, что   на    территории    Российской    Федерации
   финансирование затрат,    связанных   с   содержанием,   ремонтом,
   реконструкцией и   строительством   автомобильных   дорог   общего
   пользования, осуществляется  за счет целевых внебюджетных средств,
   концентрируемых:
       в Федеральном дорожном фонде Российской Федерации;
       в дорожных фондах республики в составе  Российской  Федерации,
   края, области, автономной области, автономного округа.
       Согласно пункту 4 статьи 3 названного Закона, на необходимость
   проверки конституционности  которого  также  указывается  в  обоих
   запросах, все  пять  служащих  источниками  образования   дорожных
   фондов налогов  (пункт  1  статьи  3),  уплачиваемых  в  Москве  и
   Санкт-Петербурге, зачисляются   в   Федеральный   дорожный    фонд
   Российской Федерации,   из   которого   выделяются  субвенции  для
   долевого участия в финансировании ремонта и  содержания  отдельных
   магистральных улиц   этих   городов   по   перечням,  утверждаемым
   Правительством Российской Федерации.
       В то же время,  как подчеркивают заявители, все другие,  кроме
   Москвы и Санкт-Петербурга,  субъекты Российской Федерации  в  силу
   пункта  1  статьи 1,  пункта 2 статьи 2,  пункта 3 статьи 3 Закона
   вправе самостоятельно образовывать территориальные дорожные фонды,
   зачислять  в  них  три  из  пяти установленных в пункте 1 статьи 3
   налогов  (на  пользователей  автомобильных  дорог,  с   владельцев
   транспортных средств,  на приобретение автотранспортных средств) и
   использовать консолидируемые таким образом финансовые  ресурсы  на
   содержание и развитие сети автомобильных дорог общего пользования,
   относящихся к собственности соответствующих  субъектов  Российской
   Федерации.
       Правительство Москвы    и    администрация    Санкт-Петербурга
   полагают,  что  оспариваемые  ими  нормы  Закона  вводят  для этих
   городов -  субъектов  Российской  Федерации  исключения  из  общих
   правил,  касающихся  образования территориальных дорожных фондов и
   зачисления   в  них  соответствующих  налогов,   что  противоречит
   статье 5 (части 1 и 4) Конституции Российской Федерации.
       2. Согласно   Конституции  Российской  Федерации   (статья  5,
   части 1 и 4;   статья 11, часть 3;  статьи  71,  72,  73, 75)  все
   составляющие Российское  государство  республики,  края,  области,
   города  федерального  значения,  автономная  область  и автономные
   округа являются  равноправными  субъектами  Российской  Федерации.
   Причем   специально   оговаривается,  что  во  взаимоотношениях  с
   федеральными органами государственной власти все  они  равноправны
   между   собой.   Это   выражается,  в  частности,  в  единообразии
   конституционного  подхода  к  распределению  предметов  ведения  и
   полномочий  между  Российской Федерацией и ее субъектами и диктует
   установление    федеральным    законодателем     единых     правил
   взаимоотношений  федеральных  органов  государственной  власти  со
   всеми субъектами федерации.
       3. Из  статей 71 (пункты "з",  "и") и 76 (часть 1) Конституции
   Российской Федерации  следует,   что   регулирование   федеральных
   налогов и   сборов,   в   том  числе  связанных  с  использованием
   федеральных путей сообщения,  является  прерогативой  федерального
   законодателя. В  соответствии  с этими положениями пункт "м" части
   первой    статьи   19  Закона Российской Федерации от  27  декабря
   1991 года "Об  основах налоговой системы  в  Российской Федерации"
   (в редакции Законов Российской Федерации от 16 июля 1992 года,  от
   22  декабря  1992 года  и  от  21 мая 1993 года)  относит  налоги,
   служащие  источниками образования дорожных фондов,  к  федеральным
   налогам,    зачисляемым   в   них   в    порядке,     определяемом
   законодательными актами  о дорожных фондах в Российской Федерации.
   Не меняет федеральной природы этих налогов и  наделение  субъектов
   федерации   в  соответствии  с  Законом  Российской  Федерации  "О
   дорожных  фондах  в Российской Федерации"  полномочиями определять
   порядок  образования   и  использования  территориальных  дорожных
   фондов,  устанавливать  ставки  и  сроки  уплаты   соответствующих
   налогов и т.д.
       Однако федеральный законодатель и в сфере своей компетенции не
   вправе разрешать  вопросы,  затрагивающие  конституционно-правовой
   статус субъектов Российской Федерации, без  учета  конституционных
   основ федеративного устройства. Тем более недопустимо произвольное
   сужение правовых возможностей субъектов федерации.
       4. Право   Москвы  и  Санкт-Петербурга  иметь  территориальные
   дорожные фонды рассматриваемым Законом прямо не отрицается. Вместе
   с тем,  согласно пункту 2 его статьи 2, они не включены в перечень
   субъектов Российской     Федерации,      которые      управомочены
   самостоятельно определять   порядок  образования  и  использования
   территориальных дорожных фондов.  Это позволяет уяснить  подлинный
   смысл оспариваемой нормы, содержащейся в пункте 1 статьи 1 Закона:
   не включив  Москву  и  Санкт-Петербург  и  в   перечень  субъектов
   Российской Федерации,   имеющих  территориальные  дорожные  фонды,
   законодатель имел в виду,  что создание таких  фондов в  Москве  и
   Санкт-Петербурге  не предусматривается. Отсутствие законного права
   зачислять в  свои   территориальные   дорожные   фонды   средства,
   получаемые от трех налогов,  указанных в пункте 3 статьи 3 Закона,
   исключает для этих  субъектов  федерации  возможность  образования
   таких фондов  за  счет имеющихся налоговых поступлений,  что может
   побуждать их к установлению  дополнительных  налогов  на  дорожные
   нужды, для  удовлетворения  которых  налоги  гражданами  уже  были
   уплачены.
       Законодатель оставляет Москве и  Санкт-Петербургу  возможность
   использовать  на  содержание  дорог  только субвенции и дотации из
   Федерального дорожного  фонда,  получаемые  и  другими  субъектами
   Российской   Федерации,  исключая  для  них,  в  отличие  от  всех
   остальных субъектов,  финансирование затрат на эти нужды также  из
   собственных дорожных фондов. Такой подход нарушает конституционный
   принцип равноправия субъектов Российской Федерации.
       Применительно к рассматриваемой ситуации равноправие субъектов
   федерации  во  взаимоотношениях  с  федеральными  органами  власти
   должно означать,  что федерация не может отказать кому-либо из них
   как в праве создавать территориальные  дорожные  фонды,  так  и  в
   возможности формировать их за счет одинаковых для всех источников.
       5. Установление  для   Москвы   и   Санкт-Петербурга   порядка
   зачисления  и  использования  образующих  дорожные  фонды налогов,
   отличного от  предусмотренного  для  других  субъектов  Российской
   Федерации,  предопределяется  подходом  законодателя к определению
   общих   правовых   основ   создания   дорожных,   в   том    числе
   территориальных,  фондов  (преамбула  и  пункт 1 статьи 1 Закона).
   Исходя из того,  что сеть автомобильных дорог общего  пользования,
   на    финансирование    которых   должны   направляться   средства
   территориальных дорожных фондов,  включает в себя по Закону только
   внегородские  автомобильные  дороги,  находящиеся  в собственности
   соответствующих  субъектов  Российской   Федерации,   законодатель
   ограничил  право городов федерального значения на общих основаниях
   создавать территориальные дорожные фонды.  В  то  же  время  норма
   абзаца  второго  пункта  3  статьи  1  Закона подтверждает наличие
   фактических и правовых оснований для  образования  территориальных
   дорожных фондов городов федерального значения,  поскольку признает
   существование   дорог   общего    пользования,    относящихся    к
   собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга.  Из данного факта
   исходит  оспариваемый  заявителями  пункт  4  статьи   3   Закона,
   поскольку он предусматривает частичное содержание дорог в Москве и
   Санкт-Петербурге за счет Федерального  дорожного  фонда,  а  также
   принятые   во   исполнение   содержащегося   в   нем   предписания
   Постановление  Совета   Министров   -   Правительства   Российской
   Федерации  от  25  марта  1993 г. N 249 "Об  утверждении  перечней
   отдельных магистральных улиц городов  Москвы  и  Санкт-Петербурга,
   для долевого участия в финансировании ремонта и содержания которых
   выделяются субвенции из Федерального  дорожного  фонда  Российской
   Федерации"  и  Постановление Правительства Российской Федерации от
   15 апреля  1996 г.   N  476  "О  дополнении  Постановления  Совета
   Министров - Правительства Российской Федерации от 25 марта 1993 г.
   N 249".
       Сопоставление имеющихся  в  данных   Постановлениях   перечней
   автомобильных дорог с перечнями магистральных и прочих федеральных
   дорог,   утвержденными   Постановлением   Правительства  РСФСР  от
   24 декабря 1991  г.  N  62,  а  также  с  введенным Постановлением
   Правительства РСФСР от  24 декабря 1991 г. N 61  "О  классификации
   автомобильных дорог  в  РСФСР"  порядком  исчисления протяженности
   автомобильных дорог  (пункт  3)   подтверждает,   что   Москва   и
   Санкт-Петербург признаются     имеющими     собственные     дороги
   общефедерального значения.  К  тому  же  в  приложениях   к   этим
   Постановлениям магистральные  улицы  этих  городов квалифицируются
   как продолжение магистральных автомобильных дорог.
       Таким образом,  оспариваемые нормы, поскольку в соответствии с
   ними  Москва  и  Санкт-Петербург  не включены в перечень субъектов
   Российской Федерации,  имеющих территориальные дорожные  фонды,  а
   также поскольку  для них установлен принципиально иной в сравнении
   с другими субъектами Российской Федерации  порядок  финансирования
   затрат   на   содержание  и  развитие  дорог  общего  пользования,
   противоречат  частям  1  и  4  статьи  5  Конституции   Российской
   Федерации.
       6. Заявители оспаривают конституционность пункта  4  статьи  3
   Закона  Российской  Федерации  "О  дорожных  фондах  в  Российской
   Федерации"  в  целом.  Однако  их  позиция  может  быть   признана
   обоснованной  только  частично,  поскольку  признание  этой  нормы
   неконституционной в полном  объеме  могло  бы  означать,  что  все
   указанные  в  ней  пять  налогов,  которые,  так же как и в других
   субъектах  Российской   Федерации,   уплачиваются   в   Москве   и
   Санкт-Петербурге,  должны  зачисляться  в территориальные дорожные
   фонды этих городов.  Между  тем  два  налога  из  пяти  (налог  на
   реализацию горюче-смазочных материалов и акцизы с продажи легковых
   автомобилей  в  личное  пользование   граждан)   перечисляются   в
   Федеральный  дорожный  фонд  и всеми другими субъектами Российской
   Федерации в равной степени.  Следовательно,  установленная Законом
   аналогичная    обязанность    для    Москвы   и   Санкт-Петербурга
   соответствует  конституционному  принципу  равноправия   субъектов
   Российской Федерации.
       7. Федеральные органы государственной власти при разработке  и
   осуществлении  федеральной и региональной политики должны исходить
   из того,  что правовое равенство субъектов Российской Федерации не
   означает      равенства      их      потенциалов      и     уровня
   социально-экономического  развития,   во   многом   зависящих   от
   территории,   географического  положения,  численности  населения,
   исторически сложившейся структуры народного хозяйства и т.д.  Учет
   региональных особенностей является необходимым условием соблюдения
   баланса интересов и внедрения  общегосударственных  стандартов  во
   всех сферах жизнедеятельности субъектов Российской Федерации.
       Исходя из    этого     федеральный     законодатель     вправе
   дифференцированно  распределять  поступления  от дорожных налогов,
   подлежащих зачислению в  Федеральный  и  территориальные  дорожные
   фонды,  не ограничивая при этом право субъекта федерации создавать
   собственные территориальные дорожные фонды за счет единых для всех
   налоговых  источников.  Осуществляемое  на  территории  Российской
   Федерации выравнивание в сфере развития сети  автомобильных  дорог
   общего  пользования  достигается  путем перераспределения средств,
   поступающих от субъектов - доноров,  в пользу  экономически  более
   слабых   субъектов   федерации.  Однако  в  силу  конституционного
   принципа  равноправия  субъектов  Российской  Федерации  в  основу
   такого перераспределения должны быть положены единые критерии.
       На основании изложенного и  руководствуясь  частями  первой  и
   второй   статьи   71,   статьями   72,   75   и   87  Федерального
   конституционного  закона  "О   Конституционном   Суде   Российской
   Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
       1. Признать установление в пункте 1 статьи 1 Закона Российской
   Федерации "О  дорожных  фондах  в  Российской  Федерации"  порядка
   финансирования затрат,    связанных   с   содержанием,   ремонтом,
   реконструкцией и   строительством   автомобильных   дорог   общего
   пользования, за счет целевых внебюджетных средств, концентрируемых
   в Федеральном дорожном фонде Российской  Федерации  и  в  дорожных
   фондах субъектов Российской Федерации, соответствующим Конституции
   Российской Федерации.
       Признать пункт 1  статьи  1  Закона  Российской  Федерации  "О
   дорожных  фондах  в Российской Федерации" в  части,  не включающей
   Москву  и  Санкт-Петербург   в   перечень   субъектов   Российской
   Федерации,    имеющих    территориальные    дорожные   фонды,   не
   соответствующим Конституции  Российской  Федерации,  ее  статье  5
   (части 1 и 4).
       2. Признать пункт 4 статьи 3 Закона  Российской  Федерации  "О
   дорожных фондах в Российской Федерации" в части,  устанавливающей,
   что уплачиваемые в городах Москве  и  Санкт-Петербурге  (как  и  в
   других   субъектах   Российской  Федерации)  налог  на  реализацию
   горюче-смазочных  материалов   и   акцизы   с   продажи   легковых
   автомобилей в личное пользование граждан зачисляются в Федеральный
   дорожный фонд Российской  Федерации,  соответствующим  Конституции
   Российской Федерации.
       Признать пункт 4  статьи  3  Закона  Российской  Федерации  "О
   дорожных фондах в Российской Федерации" в части,  устанавливающей,
   что уплачиваемые в городах Москве и Санкт-Петербурге (в отличие от
   других  субъектов  Российской  Федерации)  налоги на пользователей
   автомобильных  дорог,  с  владельцев  транспортных  средств  и  на
   приобретение   автотранспортных   средств   (кроме   приобретаемых
   гражданами в личное пользование легковых автомобилей)  зачисляются
   в    Федеральный    дорожный   фонд   Российской   Федерации,   не
   соответствующим Конституции  Российской  Федерации,  ее  статье  5
   (части 1 и 4).
       3. Согласно частям первой  и  второй  статьи  79  Федерального
   конституционного   закона   "О   Конституционном  Суде  Российской
   Федерации"  настоящее  Постановление  является  окончательным,  не
   подлежит   обжалованию,  вступает  в  силу  немедленно  после  его
   провозглашения и действует непосредственно.
       4. Согласно  статье 78 Федерального конституционного закона "О
   Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление
   подлежит     незамедлительному     опубликованию    в    "Собрании
   законодательства Российской Федерации",  "Российской газете", иных
   официальных  изданиях  органов  государственной  власти Российской
   Федерации,  Москвы и Санкт-Петербурга.  Постановление должно  быть
   также  опубликовано  в  "Вестнике Конституционного Суда Российской
   Федерации".

                                                  Конституционный Суд
                                                 Российской Федерации


   ------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz