МИНИСТЕРСТВО
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
12.07.96 г. Москва N 326
Об утверждении Положения о функциональной
подсистеме экологической безопасности единой
государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций
Во исполнение п.4 постановления Правительства Российской
Федерации от 05.11.95 N 1113 "0 единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и в соот-
ветствии с п.2 приказа Минприроды России от 30.11. 95 N 494
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсис-
теме экологической безопасности единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Территориальным природоохранным органам принять настоя-
щее Положение к руководству при организации мероприятий по
обеспечению экологической безопасности в рамках территориальных
подсистем единой государственной системы предупреждения и лик-
видации чрезвычайных ситуаций.
3. Научно-исследовательскими организациям Минприроды России
обеспечить научно-методическое сопровождение работ, предусмот-
ренных настоящим Положением, в рамках выполняемой бюджетной те-
матики.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на
Первого заместителя Министра А. Ф. Порядина.
Министр В.И.Данилов-Данильян
Приложение к приказу
от 12.07.96 N 326
СОГЛАСОВАНО
Первый заместитель Министра
охраны окружающей среды и
природных ресурсов
Российской Федерации
28 июня 1996 г. А.Ф.Порядин
СОГЛАСОВАНО
Заместитель Министра Российской
Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
8 июля 1996 г. С.В.Хетагуров
ПОЛОЖЕНИЕ
о функциональной подсистеме экологической
безопасности единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Настоящее Положение разработано во исполнение Федерального
закона "0 защите населения и территорий от чрезвычайных ситуа-
ций природного и техногенного характера" и постановления Прави-
тельства Российской Федерации от 05.11.95 Б 1113 "0 единой го-
сударственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций" (пункт 4), утвердившего Положение о единой государс-
твенной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа-
ций (далее именуется РСЧС).
Основные функции и задачи функциональной подсистемы эколо-
гической безопасности РСЧС базируются на действующих норматив-
ных правовых актах Российской Федерации, в частности, на Зако-
нах Российской Федерации "Об охране окружающей природной сре-
ды", "Об экологической экспертизе"; Положении о Министерстве
охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федера-
ции, утвержденном постановлением Правительства Российской Феде-
рации от 23.04.94 К 375; постановлении Правительства Российской
Федерации от 24.11.93 И 1229 "0 создании Единой государственной
системы экологического мониторинга"; Временном положении о по-
рядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти
при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстре-
мально высоком загрязнении окружающей природной среды, заре-
гистрированного Министерством юстиции Российской Федерации
11.09.95 М 946, а также приказе Минприроды России от 23.01.96 Б
29 "06 обеспечении оперативной информации об аварийных выбросах
и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязне-
нии окружающей природной среди".
1. Настоящее Положение определяет принципы построения, наз-
начение, основные задачи и порядок взаимодействия основных
структурных элементов функциональной подсистемы экологической
безопасности РСЧС, возглавляемой Минприроды России на федераль-
ном уровне и территориальными органами Минприроды России в
субъектах Российской Федерации.
2. функциональная подсистема экологической безопасности
предназначена для предупреждения, предотвращения и ликвидации
экологических последствий чрезвычайных ситуаций, а также оценки
и снижения ущерба окружающей среде и природным ресурсам. Все
работы по предотвращению и ликвидации экологических последствий
чрезвычайных ситуаций выполняются при тесном взаимодействии го-
сударственных органов управления, федеральных органов исполни-
тельной власти и органов исполнительной власти субъектов Рос-
сийской Федерации.
В соответствии с Положением о единой государственной систе-
ме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций головная
координирующая роль в этом вопросе на федеральном уровне при-
надлежит Министерству Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти-
хийных бедствий.
3. Понятия и определения.
Понятия и определения чрезвычайной ситуации, предупреждения
чрезвычайной ситуации, ликвидации чрезвычайной ситуации, зоны
чрезвычайной ситуации изложены в статье 1 главы 1 Федерального
закона "0 защите населения и территорий от чрезвычайных ситуа-
ций природного и техногенного характера".
Другие понятия и определения, имеющие отношения к обеспече-
нию безопасности в чрезвычайных ситуациях, изложены в государс-
твенных стандартах Российской Федерации, разработанных в рамках
Программы комплексной стандартизации "Безопасность в чрезвычай-
ных ситуациях":
ГОСТ Р 22.0.01-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Основные положения";
ГОСТ Р 22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Термины и определения основных понятий";
ГОСТ Р 22.0.03-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения";
ГОСТ Р 22.0.05-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения";
ГОСТ Р 22.1.01-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Мониторинг и прогнозирование. Основные положения";
ГОСТ Р 22.1.02-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения".
Понятия и определения, связанные с обеспечением экологичес-
кой безопасности при чрезвычайных ситуациях, изложены в статье
3 главы 1 федерального закона "06 экологической безопасности",
принятого Государственной Думой 17.11.95:
Экологическая безопасность - состояние защищенности жизнен-
но важных интересов личности, общества, защищенности окружающей
природной среды от угроз, возникающих в результате антропоген-
ных и природных воздействий на нее.
Экологическая опасность - состояние, угрожающее жизненно
важным интересам личности, обществу и окружающей природной сре-
де в результате антропогенных и природных воздействий на нее.
Экологически опасная ситуация - ситуация, характеризующая
наличием или возможностью разрушения либо негативного изменения
состояния окружающей природной среды под влиянием антропогенных
и природных воздействий на нее, в том числе обусловленных бедс-
твиями и катастрофами, включая стихийные, и в связи с этим уг-
рожающая жизненно важным интересам личности и обществу.
Субъект экологической опасности - юридическое или физичес-
кое лицо, в том числе должностное лицо, деятельность которого
способна создать экологически опасную ситуацию.
Обеспечение экологической безопасности - система действий
по предотвращению возникновения, развития экологически опасных
ситуаций и ликвидации их последствий, в том числе отдаленных
последствий.
4. В данном Положении в соответствии с его целевой направ-
ленностью не рассматриваются проблемы обеспечения экологической
безопасности зон чрезвычайной экологической ситуации и зон эко-
логического бедствия ( статьи 58 и 59 Закона Российской Федера-
ции "Об охране окружающей природной среды"), для которых харак-
терным признаком является наличие устойчивых длительных отрица-
тельных изменений в окружающей природной среде. Обеспечение
экологической безопасности таких зон является самостоятельной
проблемой и регламентируется соответствующей системой норматив-
но-правовых документов Минприроды России.
5. Основными задачами функциональной подсистемы экологичес-
кой безопасности являются:
- формирование и проведение на территории России единой го-
сударственной политики в области экологической безопасности
посредством разработки и реализации взаимосвязанного и согласо-
ванного с МЧС России и другими федеральными органами комплекса
нормативно-правовых, информационно-методических, эколого-эконо-
мических и социальных мер по экологической защите населения и
природной среды при чрезвычайных ситуациях;
- разработка и реализация федеральных и региональных целе-
вых и научно-технических программ по обеспечению экологической
безопасности и их согласование с программами МЧС России;
- организация взаимодействия на федеральном и территориаль-
ном уровнях между Минприроды России, МЧС России, объектами,
осуществляющими хозяйственную деятельность (министерства и ве-
домства, промышленные и другие предприятия, являющиеся потенци-
альными источниками возникновения чрезвычайных техногенных си-
туаций) по вопросам предупреждения, ликвидации экологических
последствий чрезвычайных ситуаций и методическое обеспечение
научно-исследовательскими учреждениями Минприроды России по
составу и содержанию всего ожидаемого объема работ по обеспече-
нию экологической безопасности;
- организация в рамках общего руководства со стороны Минп-
рироды России системой общегосударственного мониторинга (ЕГСЭМ)
порядка и содержания информационного обмена и взаимодействия на
федеральном и территориальном уровнях между Минприроды России,
МЧС России и центральными органами федеральной исполнительной
власти согласно их функциям в ЕГСЭМ;
- организация мониторинга источников антропогенного воз-
действия на природную среду и зон их прямого воздействия, в
первую очередь на объектах, предприятиях и территориях (в том
числе в закрытых административно-территориальных образованиях),
являющихся потенциальными источниками возникновения чрезвычай-
ных техногенных ситуаций;
- организация и проведение государственной экологической
экспертизы как средства предупреждения чрезвычайных ситуаций с
экологическими последствиями на всех создаваемых, модернизируе-
мых и реконструируемых хозяйственных и других объектах и терри-
ториях;
- организация и проведение государственного экологического
контроля в первую очередь потенциально опасных объектов и тер-
риторий для разработки комплекса мер по ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций и по восстановлению экосистем, а также
для статистического анализа с целью прогнозирования возможных
экологических последствий техногенных и природных чрезвычайных
ситуаций.
6. Структура функциональной подсистемы экологической безо-
пасности.
Организационно-функциональная структура подсистемы соот-
ветствует целям ее создания и решаемым задачам в рамках РСЧС.
На федеральном уровне основными структурными элементами
подсистемы являются:
- руководящий орган - Минприроды России (Комиссия по чрез-
вычайным ситуациям, возглавляемая Первым заместителем Минист-
ра);
- средство управления - Информационно-аналитическая система
(ИАС) Минприроды России (подсистема "Экобезопасность").
ИАС Минприроды России предназначена для сбора, обработки,
хранения и накопления информации, оперативного анализа и прог-
нозирования (в тон числе превентивного) динамики развития эко-
логической обстановки на всей территории России.
ИАС Минприроды России должна сопрягаться с другими информа-
ционными системами межгосударственного, федерального, отрасле-
вого и регионального уровней и в первую очередь с системой МЧС
России.
Информационную основу взаимодействия ИАС Минприроды России
с информационными системами МЧС России составляют системы наб-
людения и контроля за состоянием природной среды. Техническую
основу информационного сопряжения должны составлять действующие
и проектируемые федеральные и территориальные информационно-вы-
числительные (ситуационные) центры, а также существующие и
перспективные государственные, отраслевые, ведомственные и ком-
мерческие системы связи и передачи данных.
Силы и средства ликвидации экологических последствий чрез-
вычайных ситуаций и восстановления экосистем, их состав и осна-
щение определяются органами Минприроды России по результатам
экологического контроля последствий чрезвычайных ситуаций и фи-
нансируются за счет средств виновника чрезвычайной ситуации с
экологическими последствиями, а в случае ликвидации экологичес-
ких последствий стихийных бедствий и катастроф - за счет госу-
дарственных средств.
Координацию деятельности организаций в рамках функциональ-
ной подсистемы экологической безопасности РСЧС осуществляет Уп-
равление экологической безопасности Минприроды России.
Комиссия по чрезвычайным ситуациям Минприроды России в сос-
таве, утвержденном приказом Министра от 30.11.95 0 494, дейс-
твует в соответствии с Положением, утвержденным приказом Ми-
нистра от 13.02.96 И 57, и готовит предложения для принятия ре-
шений на уровне Министерства, Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и Совета Безопасности Рос-
сийской Федерации.
На территориальном и местном уровнях руководство работами
по оказанию срочной экологической помощи и ликвидации экологи-
ческих последствий чрезвычайных ситуаций осуществляют соответс-
твующие комиссии территориальных природоохранных органов в тес-
ном взаимодействии с объектовыми, местными и территориальными
комиссиями по чрезвычайным ситуациям.
Структурным элементом функциональной подсистемы экологичес-
кой безопасности на территориальном уровне также являются тер-
риториальные информационно-аналитические системы (ТИАС), кото-
рые создаются в республиках, краях и областях России, а также в
городах Москва и Санкт-Петербург для информационного обеспече-
ния территориальных органов Минприроды России, органов предста-
вительной и исполнительной власти, государственных служб и ко-
миссий по чрезвычайным ситуациям данными о состоянии природной
среды (в том числе и прогностических) и потенциально опасных
объектах, а также для обеспечения информационного взаимодейс-
твия с территориальными органами других ведомств.
ТИАС является объектом, в котором собирается, хранится,
обобщается и анализируется информация, поступающая от звеньев
ведомственных систем локального и территориального уровней,
требуемая для оценки и прогноза экологического состояния при-
родной среды конкретного региона.
ТИАС является территориальным научно-методическим центром,
обеспечивающим совместимость информации, поступающей от всех
звеньев ЕГСЭМ, находящихся на данной территории, и осуществляет
единую политику в интересах Минприроды России при проведении
экологического мониторинга.
В связи с тем, что наиболее типичное сочетание экологичес-
ких проблем имеет место на территориальном уровне, проведение
мероприятий по обеспечению экологической безопасности в рамках
территориальных подсистем единой государственной системы пре-
дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является главным
(приоритетным) звеном функциональной подсистемы экологической
безопасности.
7. Порядок функционирования подсистемы экологической безо-
пасности и ее взаимодействия в рамках РСЧС.
В зависимости от экологической обстановки различают три ре-
жима функционирования подсистемы (аналогично режимам РСЧС):
режим повседневной деятельности - функционирование подсис-
темы при нормальной производственной, сейсмической, гидрометео-
рологической обстановке, при отсутствии превышения над фоновыми
значениями радиационных, химических, биологических (бактериоло-
гических) и физических факторов воздействия на природную среду,
ведение плановых долгосрочных работ по ликвидации экологических
последствий и восстановлению целостности экосистем в зонах,
объявленных зонами экологического бедствия и экологических ка-
тастроф;
режим повышенной готовности - функционирование подсистемы
при прогнозировании возможного ухудшения производственной, ра-
диационной, химической, биологической (бактериологической), фи-
зической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, в
том числе при прогнозировании чрезвычайных ситуаций техногенно-
го и природного происхождения;
чрезвычайный режим - функционирование подсистемы при воз-
никновении и ликвидации экологических последствий чрезвычайных
ситуаций.
Функционирование подсистемы, ее федеральных и территориаль-
ных (в том числе и местных) органов, звеньев и служб в конкрет-
ном режиме осуществляется на основании решения Правительства
Российской Федерации, МЧС России, соответствующих территориаль-
ных комиссий по чрезвычайным ситуациям в зависимости от харак-
тера, масштаба и возможных и (или) реальных последствий чрезвы-
чайных ситуаций техногенного и природного происхождения.
В зависимости от конкретной обстановки федеральные и терри-
ториальные органы подсистемы экологической безопасности могут
функционировать в неодинаковых режимах.
Подсистема экологической безопасности в целом в зависимости
от режима осуществляет деятельность по следующим направлениям:
а) в режиме повседневной деятельности: - совместно с орга-
нами государственной власти и МЧС России при-
нимает участие в планировании мероприятий по ликвидации ожидае-
мых последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного
происхождения в части обеспечения экологической безопасности и
восстановления целостности экосистем, а также в части оценки
потребностей в природных ресурсах при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций;
- принимает участие в разработке с другими министерствами и
ведомствами (МЧС России, Росгидромет, Госкомсанэпиднадзор Рос-
сии, Госатомнадзор России и др.) нормативно-правовых, науч-
но-методических и информационных материалов в целях проведения
единой государственной политики при обеспечении экологической
безопасности в чрезвычайных ситуациях;
- организует и .осуществляет государственную экологическую
экспертизу в целях обеспечения экологической безопасности соз-
даваемых (строящихся) и модернизируемых народно-хозяйственных
объектов различной формы собственности и новых технологий (про-
цессов) на уже созданных объектах;
- организует и осуществляет государственный экологический
контроль на территории страны и в регионах средствами экологи-
ческого мониторинга (в рамках ЕГСЭМ) с целью получения качест-
венного, достоверного и своевременного прогноза возможных эко-
логических последствий повседневной народно-хозяйственной дея-
тельности и чрезвычайных ситуаций техногенного и природного
происхождения;
- организует и осуществляет прогнозирование экологического
и экономического ущерба, состава, содержания и стоимости работ
по восстановлению экологического равновесия для возможных чрез-
вычайных ситуаций техногенного и природного происхождения в
каждом регионе и в стране в целом;
- организует выполнение государственных и региональных це-
левых и научно-технических программ и мероприятий по предупреж-
дению и уменьшению возможных экологических последствий чрезвы-
чайных ситуаций;
- обобщает и формирует предварительные заявки от территори-
альных органов но составу сил и средств, по потребным матери-
ально-техническим ресурсам для ликвидации экологических пос-
ледствий чрезвычайных ситуаций и но восстановлению экосистем с
целью представления их к финансированию государственными орга-
нами власти или потенциальными виновниками чрезвычайных ситуа-
ций;
- участвует в разработке программ и организации обучения
населения способам действий при предупреждении и ликвидации
чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения с
учетом специфики конкретных регионов в части обеспечения эколо-
гической безопасности;
- совместно с МЧС России и другими ведомствами участвует в
разработке планов и организации проведения учений, тренировок и
проверок по вопросам обеспечения экологической безопасности при
чрезвычайных ситуациях;
б) в режиме повышенной готовности: - организует и непос-
редственно руководит проведением оператив-
ного государственного экологического контроля в потенциально
опасных регионах, в первую очередь экологически опасных объек-
тов и источников выбросов (сбросов) вредных веществ в окружаю-
щую природную среду; осуществляет уточнение и корректировку ра-
нее выполненных прогнозов характера, масштабов и ожидаемого
ущерба экологических последствий чрезвычайных ситуаций на по-
тенциально опасных объектах и территориях;
- осуществляет проверку готовности и организации взаимо-
действия федеральных и территориальных звеньев управления эко-
логической безопасностью, наличия и готовности сил и средств,
выделяемых потенциально опасными объектами или (и) территори-
альными органами МЧС России (по согласованию) для ликвидации
экологических последствий чрезвычайных ситуаций и для последую-
щего восстановления экосистемы в соответствии с прогнозируемой
обстановкой;
- организует и контролирует проведение предварительных
(подготовительных) мер по обеспечению экологической безопаснос-
ти на потенциально опасных объектах и территориях, а также по
ликвидации возможных экологических последствий прогнозируемых
чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения;
- участвует совместно с территориальными органами МЧС Рос-
сии в организации возможных способов использования природных
ресурсов для
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; - организует го-
сударственный экологический контроль за исполь-
зованием природных ресурсов в интересах ликвидации чрезвычайных
ситуаций и за потенциальными выбросами и сбросами в окружающую
среду после их использования;
- совместно с МЧС России участвует в органиэации оператив-
ного информирования населения и заинтересованных органов и
служб о характере возможной опасности, правилах и порядке дейс-
твий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
в) при чрезвычайном режиме: - совместно с органами МЧС Рос-
сии участвует в экстренном уве-
домлении и оповещении о факте чрезвычайных ситуаций глобально-
го, регионального и местного масштаба;
- совместно с МЧС России обеспечивает сбор, обработку и до-
ведение до соответствующих органов управления в пределах их
компетенции срочной информации о развитии обстановки при чрез-
вычайных ситуациях и о ходе работ по ликвидации их экологичес-
ких последствий;
- совместно с МЧС России организует обмен информацией по
управлению силами и средствами, предназначенными для ликвидации
экологических последствий чрезвычайных ситуаций и для восста-
новления экосистем;
- организует и осуществляет постоянный оперативный госу-
дарственный экологический контроль за состоянием природной сре-
ды в районах чрезвычайных ситуаций, обстановкой на аварийных
объектах и прилегающих к ним территориях (акваториях), за сос-
тоянием природных ресурсов, используемых при ликвидации пос-
ледствий чрезвычайных ситуаций, за качеством восстановительных
работ и при приемке санированных территорий;
- совместно с МЧС России проводит оценку экологического
ущерба чрезвычайной ситуации, затрат на ликвидацию их последс-
твий и на восстановление экосистем;
- участвует в организации ликвидации экологических последс-
твий чрезвычайных ситуаций и восстановления экосистем, проводи-
мых за счет средств из различных источников в зависимости от
масштаба, характера и последствий чрезвычайных ситуаций.
Начальник Управления
экологической безопасности В.В.Куценко
|