МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 июля 1996 г. N 08-09-143-96
Министерством юстиции Российской Федерации обобщены некоторые
вопросы, возникающие у органов юстиции при осуществлении
государственной (уведомительной) регистрации профсоюзов, их
объединений (ассоциаций) и первичных профсоюзных организаций в
соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их
правах и гарантиях деятельности". В дополнение к Методическим
рекомендациям Министерства юстиции от 01.03.96 N 08-09-38-96 о
применении действующего законодательства об общественных
объединениях, направленным в органы юстиции субъектов Российской
Федерации, разъясняем следующее.
Федеральный закон "Об общественных объединениях"
распространяется на все общественные объединения, созданные по
инициативе граждан, в том числе на профсоюзы как отдельный вид
общественных объединений. Исключением являются религиозные
организации, а также коммерческие организации и создаваемые ими
некоммерческие союзы - ассоциации (ст. 2, 4 Закона).
С вступлением в силу Федерального закона "О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности" законодательством об
общественных объединениях регламентируется правовое положение
профсоюзов в части, не урегулированной данным Законом.
В соответствии с Федеральным законом о профсоюзах (ст. 8)
профсоюзы в течение месяца со дня их образования направляют в
органы юстиции копии учредительных документов для осуществления
государственной (уведомительной) регистрации.
Положение ст. 8 Закона, устанавливающее месячный срок для
направления в регистрирующий орган учредительных документов,
относится к вновь образованным профсоюзам, их объединениям
(ассоциациям), первичным профсоюзным организациям.
В отношении государственной перерегистрации профсоюзов,
созданных до вступления в силу Федерального закона о профсоюзах,
действует положение ст. 52 Федерального закона "Об общественных
объединениях", устанавливающее срок для перерегистрации всех
общественных объединений - 1 июля 1999 года.
Государственная (уведомительная) регистрация структурных
подразделений профсоюзов, действующих на основании общих уставов
(положений) своих профсоюзов, а также подразделений профсоюзов,
принявших собственные уставы (положения), осуществляется
применительно к профсоюзам в порядке ст. 21 Федерального закона
"Об общественных объединениях".
Федеральный закон о профсоюзах предоставляет возможность
осуществления государственной регистрации первичных профсоюзных
организаций по доверенности. Доверенность оформляется от имени
первичной профсоюзной организации, удостоверяется подписью
руководителя профсоюзного комитета, подпись скрепляется печатью
профсоюзной организации. Доверенность вместе с копиями
учредительных документов направляется в профсоюз, которому
доверяется получение государственной регистрации. В дополнение к
учредительным документам, перечисленным в ст. 8 Закона, в
регистрирующий орган необходимо представлять документ,
подтверждающий юридический адрес профсоюза. Это может быть
заверенная копия гарантийного письма организации (учреждения) о
предоставлении профсоюзу помещения в качестве его юридического
адреса.
В числе учредительных документов, направляемых профсоюзами к
регистрации, Закон (ст. 8) обязывает представлять копии перечней
участников соответствующих профсоюзов и их объединений.
Участниками профсоюзов являются их профсоюзные организации,
участниками объединений (ассоциаций) профсоюзов - профсоюзы и
профсоюзные организации, входящие в состав объединений
(ассоциаций) в качестве юридических лиц.
Закон не устанавливает ограничений относительно формы
удостоверения копий учредительных документов, направляемых
профсоюзами в органы юстиции для получения государственной
регистрации. Копии документов могут быть заверены в любой
произвольной форме, в том числе подписью руководителя профсоюзного
органа или руководителя организации, предприятия, учреждения, где
действует профсоюз, с соответствующей печатью, а также
нотариально.
Федеральный закон о профсоюзах (ст. 7) предоставил профсоюзам
право самостоятельно разрабатывать и утверждать положения о
первичных профсоюзных организациях. Закон не определяет содержание
положений, относя этот вопрос к компетенции самого профсоюза,
поскольку первичная профсоюзная организация действует на основании
положения, принятого ею в соответствии с уставом или на основании
положения о первичной профсоюзной организации соответствующего
профсоюза (ст. 3 Закона). Это не противоречит ст. 52 (пункт 1
части первой ГК РФ, предусматривающей право юридического лица
(некоммерческой организации) действовать на основании общего
положения об организациях данного вида.
Государственная регистрация профсоюзов носит уведомительный
характер. Это означает, что профсоюз, направляя в орган юстиции
копии учредительных документов с просьбой осуществить его
государственную регистрацию, уведомляет таким образом
регистрирующий орган о факте создания профсоюза как
самостоятельного субъекта, желающего получить статус
юридического лица в порядке действующего законодательства
(ст. 49 (пункт 3), 51 (пункт 2) части первой ГК РФ).
Орган юстиции, приняв копии учредительных документов,
осуществляет государственную регистрацию профсоюза как
общественного объединения, а не регистрацию его устава. Никаких
отметок о регистрации регистрирующий орган в уставе не делает.
Копии учредительных документов направляются в органы юстиции в
одном экземпляре и по осуществлении регистрации приобщаются к
соответствующему регистрационному делу.
Документом, удостоверяющим государственную (уведомительную)
регистрацию профсоюза, внесение его в единый государственный
реестр общественных объединений, открытый для всеобщего
ознакомления, является выданное свидетельство о государственной
регистрации профсоюза единого образца для всех общественных
объединений.
Федеральный закон о профсоюзах не предоставил регистрирующему
органу право контроля за деятельностью профсоюзов и право на отказ
в их государственной регистрации. В соответствии со ст. 22
Федерального закона "Об общественных объединениях" регистрирующий
орган обязан в месячный срок рассмотреть письменную просьбу
профсоюза о государственной регистрации, осуществить регистрацию,
о чем выдать соответствующее свидетельство. Вместе с тем
регистрирующий орган вправе обратить внимание профсоюза на
допущенные нарушения действующего законодательства, другие
недостатки правового характера, если они будут выявлены при
ознакомлении с копиями учредительных документов, и рекомендовать
профсоюзу (в письменной или устной форме) их устранить.
Настоящие разъяснения даны для использования при применении
действующего законодательства о государственной регистрации
профсоюзов.
В Министерстве юстиции продолжается работа по изучению и
обобщению практики применения действующего законодательства об
общественных объединениях, в том числе о профсоюзах.
В связи с этим Министерство юстиции (Управление по делам
общественных и религиозных объединений) заинтересовано в получении
от органов юстиции субъектов Российской Федерации конкретных
предложений и аналитических материалов по данному вопросу.
Первый заместитель Министра,
Государственный советник
юстиции 1 класса
Г.В.КУЛИКОВ
------------------------------------------------------------------
|