КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ
ПРИКАЗ
от 2 июля 1996 г. N 140
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА
В целях совершенствования организации аварийно-спасательного
обеспечения рыбопромыслового флота в соответствии с Законами
Российской Федерации "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от
21.12.94 N 68-ФЗ и "Об аварийно-спасательных службах и статусе
спасателей" от 22.08.95 N 151-ФЗ, а также выполнения обязательств
Роскомрыболовства по Положению о взаимодействии
аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на
море и водных бассейнах России, введенному в действие Приказом от
04.11.95 N 175, приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 июля 1996 г. Положение
об организации аварийно-спасательного обеспечения рыбопромыслового
флота (прилагается).
2. Управлению мореплавания, портов и охраны труда,
государственным администрациям морских рыбных портов,
судовладельцам судов, зарегистрированных в морских рыбных портах
Российской Федерации, обеспечить деятельность аварийно -
спасательной службы в соответствии с прилагаемым Положением.
3. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя
председателя комитета В.Г. Рудникова.
Председатель
Роскомрыболовства
В.Ф.КОРЕЛЬСКИЙ
Приложение
к Приказу Роскомрыболовства
от 2 июля 1996 г. N 140
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА
1. Общие положения
1.1. Аварийно-спасательное обеспечение рыбопромыслового флота
предназначено для оказания судам помощи при авариях и проведения
на них аварийных и срочных ремонтных работ независимо от форм
собственности судов, предотвращения перерастания аварийных
происшествий на судах в аварии с тяжелыми последствиями, охраны
человеческой жизни на море и предотвращения загрязнения окружающей
среды и функционирует в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
1.2. Организация аварийно-спасательного обеспечения
рыбопромыслового флота осуществляется государственными
администрациями морских рыбных портов под контролем Управления
мореплавания, портов и охраны труда Роскомрыболовства.
1.3. Аварийно-спасательное обеспечение рыбопромыслового флота
ведется:
- на морях в районах интенсивного рыболовства;
- на акваториях морских рыбных портов и местах базирования и
отстоя рыбопромысловых судов.
1.4. Аварийно-спасательное обеспечение в морских районах
интенсивного рыболовства производится силами аварийно-спасательных
судов с привлечением при необходимости дежурных и других судов,
находящихся в районе аварии, а на акваториях морских рыбных портов
и в других местах базирования и отстоя судов - морскими рыбными
портами и судовладельцами, имеющими буксирные, водолазные,
пожарные и иные суда и технические средства, необходимые для
действия в чрезвычайных ситуациях.
1.5. Основными видами спасательных и аварийно-ремонтных работ
являются:
- поиск аварийного судна;
- снятие людей с аварийного судна и оказание им медицинской
и иной помощи;
- борьба с пожарами на судах;
- борьба с поступающей забортной водой, поддержание судна на
плаву и сохранение его остойчивости;
- оказание помощи судам при намотках на винт и потере
мореходных качеств;
- буксировка или сопровождение аварийного судна;
- снятие судна с мели.
1.6. Для выполнения аварийно-спасательных работ используются
государственные спасательные буксиры, пожарные, водолазные и
другие суда, специально предназначенные для аварийно-спасательной
деятельности, а также суда и технические средства, находящиеся в
собственности других владельцев, могущие выполнять необходимые
аварийные и спасательные работы и оказывать другую необходимую
помощь.
1.7. Аварийно-спасательные службы рыбопромыслового флота
взаимодействуют с аварийно-спасательными службами министерств,
ведомств и организаций в соответствии с Положением о
взаимодействии..., введенным в действие Приказом Роскомрыболовства
N 175 от 4 ноября 1995 года.
1.8. Финансирование создания и деятельности аварийно -
спасательных служб и судов производится в соответствии со
статьей 20 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и
статусе спасателей" от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ.
1.9. Вознаграждение за спасение производится в соответствии с
Кодексом торгового мореплавания (форма договора о спасении -
Приложение N 1).
2. Организационно-подготовительные мероприятия
2.1. Для оказания помощи судам и выполнения аварийных и
спасательных работ государственными администрациями морских рыбных
портов составляются графики расстановки спасательных сил и
средств. Графики должны быть согласованы с судовладельцами,
утверждены в Роскомрыболовстве и направлены всем заинтересованным
судовладельцам региона, другим организациям и Управлению
мореплавания, портов и охраны труда Роскомрыболовства.
Еженедельно, в четверг до 10 часов московского времени,
государственным администрациям морских рыбных портов передавать
ответственному оперативному дежурному Роскомрыболовства
фактическую дислокацию спасательных судов.
2.2. В состав дежурных спасательных сил в районах морского
рыболовства включаются специализированные аварийно-спасательные
буксиры, а также другие суда, в том числе рыболовные, находящиеся
в данном районе.
2.3. Специализированные спасательные буксиры, назначенные для
дежурства в районах морского рыболовства, не могут отвлекаться на
работы, не связанные с дежурством, без замены их равнозначными по
своим возможностям.
2.4. Все суда, назначенные для дежурства в районе промысла,
несут круглосуточную радиовахту на аварийной частоте, продолжая
выполнять плановые промысловые и другие работы.
2.5. Портовые буксиры, водолазные и все другие суда,
назначенные для дежурства в порту и местах отстоя судов,
продолжают выполнять плановые работы с учетом возможности участия
их в спасательной операции по указанию государственной
администрации морского рыбного порта.
2.6. Имущество и неснижаемые запасы расходных материалов,
предназначенные для оказания помощи людям и судам, терпящим
бедствие, содержатся на складах отрядов аварийно-спасательных
работ и непосредственно на спасателях и других судах,
поддерживается в постоянной готовности и используется только по
основному назначению.
Перечень и количество необходимого аварийно-спасательного
имущества устанавливается государственными администрациями морских
рыбных портов на основании имеющегося опыта оказания помощи
аварийным судам и типов судов, работающих на контролируемой
акватории, и утверждается в Роскомрыболовстве.
2.7. Экипажи всех судов, входящих в состав спасательных сил и
назначаемых для дежурства, проводят регулярные учения и
тренировки, связанные с выполнением поставленных задач, по
графикам, составленным государственными администрациями морских
рыбных портов, согласованным с судовладельцами и при
необходимости с взаимодействующими организациями в регионе.
2.8. Готовность судов к выполнению спасательных работ и
проведение необходимых учений и тренировок их экипажей
организуется судовладельцем и контролируется государственной
администрацией морского рыбного порта.
2.9. Для дежурного специализированного аварийно-спасательного
судна (спасательного буксира), находящегося в море
устанавливается немедленная готовность к оказанию помощи аварийным
судам.
2.10. Для назначенного на дежурство в порту спасательного
буксира устанавливается двухчасовая готовность к выходу в море,
либо к оказанию помощи на акватории порта. Готовность исчисляется
от момента получения указания о выходе до окончания отдачи
швартовов и начала движения. Государственной администрацией
морского рыбного порта время готовности может быть снижено при
чрезвычайной метеорологической обстановке либо других
обстоятельствах.
2.11. Степень готовности к оказанию помощи для
неспециализированных судов и технических средств, несущих
дежурство и принадлежащих морскому рыбному порту и другим
судовладельцам, устанавливается государственной администрацией
морского рыбного порта по согласованию с судовладельцами.
2.12. Контроль за готовностью к спасательным работам и общее
руководство учениями и тренировками осуществляется
государственными администрациями морских рыбных портов с учетом
районирования, установленного Положением о взаимодействии..., а
для Дальневосточного бассейна - и ответственностью за конкретный
район промысла (экспедицию).
3. Оказание помощи аварийным судам
3.1. Об аварийном состоянии и необходимости в помощи капитан
находящегося в море судна безотлагательно информирует
судовладельца, государственную администрацию морского рыбного
порта (государственную службу наблюдения за флотом),
контролирующего безопасность плавания на акватории в соответствии
с пунктом 2.12, и ее представителя в районе промысла, а также
государственную администрацию порта регистрации судна.
3.2. Об аварийном состоянии судна, находящегося в порту или в
отстое, капитан немедленно сообщает службе наблюдения за флотом
(государственной администрации морского рыбного порта),
руководству порта и судовладельцу.
3.3. Служба наблюдения за флотом государственной администрации
морского рыбного порта при получении аварийной информации:
- незамедлительно принимает оперативные меры по поиску
аварийного судна и оказанию необходимой помощи силами дежурных
спасательных судов и других судов, находящихся вблизи места
происшествия;
- принимает все возможные меры для спасения людей, если
возникла такая необходимость, и оказания им медицинской помощи;
- взаимодействует с судовладельцем, территориальными
спасательными центрами ДМТ Минтранса России, МЧС и другими
организациями в соответствии с Положением о взаимодействии...;
- информирует оперативную дежурную службу Роскомрыболовства об
аварийном случае и принятых (принимаемых) мерах капитаном судна,
судовладельцем, государственной администрацией порта и
взаимодействующими организациями.
3.4. Оперативная дежурная служба Роскомрыболовства по
получении аварийной информации уведомляет:
- заместителя председателя Роскомрыболовства, курирующего
работу флота;
- Государственный морской спасательно-координационный центр;
- оперативную дежурную службу МЧС России;
- Управление мореплавания, портов и охраны труда
Роскомрыболовства.
3.5. Государственная администрация морского рыбного порта по
получении аварийной информации координирует аварийные работы и
принимает при необходимости решение о созыве Штаба консультативной
помощи в составе опытных специалистов флота под председательством
начальника государственной администрации морского рыбного порта
или его первого заместителя.
3.6. Оказание помощи аварийным судам осуществляется в
соответствии с Кодексом торгового мореплавания, международными
конвенциями по вопросам оказания помощи на море и соглашениями
России с иностранными государствами о сотрудничестве на море.
3.7. Конкретная помощь терпящему бедствие судну осуществляется
на основании договора о спасении. При отказе капитана аварийного
судна от заключения договора предложившее помощь спасательное
судно может считать себя свободным от необходимости оказания
помощи, однако оно не должно уходить от аварийного судна без
разрешения государственной администрации морского рыбного порта,
ответственного за акваторию, на которой произошло событие.
Начальник Управления
мореплавания, портов
и охраны труда
А.А.КОЗЛОВ
Приложение 1
Данный договор разработан на основании типовой проформы
договора МАК. Стороны могут передавать спор на рассмотрение иных
арбитражных судов.
ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР О СПАСАНИИ
"Без спасения нет вознаграждения" "___" _________ 19__ г.
Настоящий договор заключен между _____________________________
(фамилия, имя и отчество)
___________________________________ капитаном судна ______________
_________________________________________________________________,
(наименование и порт приписки)
принадлежащего __________________________________________________,
(наименование и адрес)
именуемый в дальнейшем "капитан", и спасателем ___________________
__________________________________________________________________
в лице_________________________________________________, именуемом
в дальнейшем "спасатель", о нижеследующем:
1. "Спасатель" принимает на себя выполнение операций по
спасению названного выше судна и находящегося на нем груза и
другого имущества, а также по доставлению названного судна в
________ или какой-либо иной порт по согласованию в дальнейшем с
капитаном.
2. Для выполнения операций по спасанию спасатель может
безвозмездно и надлежащим образом пользоваться механизмами,
цепями, якорями и другими приспособлениями спасаемого судна.
3. За выполнение операций, предусмотренных в п. 1 настоящего
договора, спасатель в случае полезных результатов спасания
получает вознаграждение в размере ________________________________
или в размере, определяемом Морской арбитражной комиссией при
Всероссийской торгово-промышленной палате в Москве (ул. Ильинка,
дом 6), в случае недостижения между сторонами соглашения о размере
вознаграждения.
Если по соглашению сторон в договоре будет предусмотрен
определенный размер вознаграждения спасателю, то тем не менее
размер этот может быть оспорен каждой из сторон, а равно и прочими
заинтересованными лицами, в Морской арбитражной комиссии. Морской
арбитражной комиссией разрешаются также и всякие иные споры между
сторонами по настоящему договору.
4. Если спасатель пожелает обеспечить свое требование по
настоящему договору, то он должен заявить об этом Морской
арбитражной комиссии немедленно по окончании спасательных операций
с указанием суммы требуемого им обеспечения.
Размер и форма обеспечения требований спасателя определяется
председателем Морской арбитражной комиссии.
5. При передаче спора по настоящему договору в Морскую
арбитражную комиссию каждая из сторон обязана в течение 30 дней по
окончании операции по спасению и оказанию помощи сообщить
председателю Морской арбитражной комиссии желательного арбитража
из числа членов комиссии. Если в течение этого срока одна из
сторон желательного ей арбитража не укажет, то по просьбе другой
стороны председатель Морской арбитражной комиссии назначает
арбитра по своему усмотрению.
По взаимному согласию стороны могут предоставить персональный
выбор арбитров на усмотрение Морской арбитражной комиссии. В этом
случае председатель Морской арбитражной комиссии может возложить
разрешение спора на одного арбитра, назначенного из числа членов
Морской арбитражной комиссии.
6. Порядок арбитражного разбирательства определяется Правилами
о производстве дел в Морской арбитражной комиссии, утвержденными
Президиумом Всероссийской торгово-промышленной палаты.
7. По просьбе спасателя Морская арбитражная комиссия вправе до
вынесения решения по спору в целом вынести решение об оплате
спасателю действительно произведенных им расходов из суммы
представленного обеспечения.
8. Капитан заключает настоящий договор в качестве
представителя судовладельца и грузовладельцев и обязывает каждого
из них (без ответственного одного за другого и без личной
ответственности капитана) к надлежащему выполнению настоящего
договора.
Начальник Управления
мореплавания, портов
и охраны труда
А.А.КОЗЛОВ
|