ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 июля 1996 г. N С5-7/ОЗ-388
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации сообщает в порядке
информации, что со дня официального опубликования в "Российской
газете" от 04.06.96 N 104 вступил в силу Федеральный закон "О
Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской
Федерации" от 26.05.96 N 54-ФЗ (далее - Федеральный закон).
1. Федеральный закон определяет особенности правового
положения Музейного фонда Российской Федерации, а также
особенности создания и правовое положение музеев в Российской
Федерации (статья 1).
2. В статье 3 Федерального закона дан перечень основных
понятий, используемых в целях Федерального закона.
В частности, дается определение понятия музея как
некоммерческого учреждения культуры, созданного собственником для
хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и
музейных коллекций.
3. Статьей 4 Федерального закона предусмотрены вопросы,
касающиеся государственного регулирования в сфере музеев и
Музейного фонда Российской Федерации.
Установлено, что от имени Российской Федерации имущественные и
неимущественные личные права и обязанности, а также
государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных
коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской
Федерации, осуществляет орган исполнительной власти, на который
Правительством Российской Федерации возложено государственное
регулирование в области культуры.
Что касается субъектов Российской Федерации, то такие
полномочия осуществляют уполномоченные органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено
государственное регулирование в области культуры.
4. Статьей 10 Федерального закона предусмотрено ведение
Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации.
Данный каталог является учетным документом, содержащим основные
сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции
Музейного фонда Российской Федерации.
Кроме того, в названной статье установлено, что передача прав
собственности и другие действия лиц, направленные на установление,
изменение или прекращение государственных прав и обязанностей в
отношении музейных предметов и музейных коллекций Музейного фонда
Российской Федерации, производятся только после регистрации сделки
в Государственном каталоге.
5. Особенности гражданского оборота музейных предметов и
коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской
Федерации, определены в статье 12 Федерального закона.
Предусмотрено, что вышеуказанные предметы могут отчуждаться или
переходить от одного лица к другому лицу в порядке универсального
правопреемства либо иным способом только по специальному
разрешению уполномоченного федерального органа исполнительной
власти.
6. Федеральным законом установлено, что музейные предметы и
музейные коллекции, включенные в состав государственной части
Музейного фонда Российской Федерации, являются государственной
собственностью (часть первая статьи 14).
7. В соответствии с частью первой статьи 15 Федерального
закона музейные предметы и музейные коллекции государственной
части Музейного фонда Российской Федерации не подлежат отчуждению,
кроме случаев утраты, разрушения или обмена их на другие музейные
предметы и музейные коллекции.
8. Федеральный закон регулирует вопросы управления музейными
предметами и музейными коллекциями государственной части Музейного
фонда Российской Федерации (статья 16) и государственного контроля
за ее состоянием (статья 17).
9. Положения статьи 25 Федерального закона касаются совершения
сделок с музейными предметами и музейными коллекциями, включенными
в состав негосударственной части Музейного фонда Российской
Федерации.
10. Глава V Федерального закона посвящена вопросам создания
музеев (статьи 26 - 30) реорганизации музеев (статья 31),
ликвидации музеев (статья 32), лицензирования деятельности музеев
(статья 34) и др.
11. При определении подведомственности споров, возникающих из
отношений, регулируемых Федеральным законом, представляется
возможным исходить из пункта 1 статьи 11 части первой Гражданского
кодекса Российской Федерации, согласно которому защита нарушенных
или оспоренных гражданских прав осуществляется судом в
соответствии с подведомственностью дел, установленной
процессуальным законодательством.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ
|