МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 1996 г. N 18-43
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ
ОРГАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство строительства Российской Федерации постановляет:
Утвердить Типовое Положение о территориальном органе
государственной вневедомственной экспертизы Российской Федерации,
подготовленное и внесенное Главным управлением государственной
вневедомственной экспертизы при Минстрое России.
Министр строительства
Российской Федерации
Е.В.БАСИН
Утверждено
Постановлением Минстроя РФ
от 2 июля 1996 г. N 18-43
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Система территориальных органов государственной
вневедомственной экспертизы Российской Федерации создана и
функционирует в соответствии с решениями Правительства Российской
Федерации (Постановления от 29 сентября 1987 г. N 386, от 30 мая
1991 г. N 290, от 20 июня 1993 г. N 585) и Постановлением Госстроя
России от 29 октября 1993 г. N 18-41 для проведения
государственной экспертизы градостроительной и проектно-сметной
документации независимо от форм собственности, источников
финансирования и принадлежности строек на территории
соответствующих регионов - субъектов Российской Федерации.
К указанным территориальным экспертным органам относятся
управления (центры, бюро, отделы) государственной вневедомственной
экспертизы республик в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономных образований, городов Москвы и
Санкт-Петербурга, которые в части административной
ответственности, хозяйственной и финансовой деятельности
подчиняются органам государственного управления регионов,
осуществляющим регулирование инвестиционной деятельности в
строительстве (минстроям (госстроям) республик в составе
Российской Федерации, администрациям краев, областей, автономных
образований, мэриям Москвы и Санкт-Петербурга).
Организационное и методическое руководство работой этих
органов осуществляется Главным управлением государственной
вневедомственной экспертизы при Минстрое России
(Главгосэкспертизой России).
1.2. Территориальный орган государственной вневедомственной
экспертизы <*> в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, конституцией
(уставом) и законодательством республики в составе Российской
Федерации, края, области, города федерального значения,
автономного образования, постановлениями и распоряжениями
правительства республики в составе Российской Федерации,
администрации края, области, города федерального значения,
автономного образования, постановлениями и другими
нормативно-правовыми актами Минстроя (Госстроя) России,
действующими нормативными документами, рекомендациями по
методологии экспертизы и организационно-методическими документами
Главгосэкспертизы России, а также Положением о территориальном
органе госэкспертизы.
--------------------------------
<*> Далее территориальный орган госэкспертизы.
1.3. Территориальный орган госэкспертизы по своему статусу
относится к государственным органам, осуществляющим контроль за
качеством проектной документации, и лицензированию не подлежит.
1.4. Территориальный орган госэкспертизы в соответствии с
решением администрации субъекта Российской Федерации может
привлекаться к выполнению дополнительных функций (лицензирование
строительной деятельности, ценообразование в строительстве,
организация и проведение подрядных торгов и др.). В этом случае
методическое руководство органом госэкспертизы по указанным
направлениям деятельности осуществляется соответствующими
подразделениями Минстроя России.
1.5. Территориальный орган госэкспертизы является юридическим
лицом с правом открывать в банках расчетный, валютный и другие
счета, имеет печать и штамп установленных образцов и другие
реквизиты.
2. Основные задачи и ответственность
2.1. Основными задачами территориального органа госэкспертизы
являются:
проведение комплексной экспертизы обоснований инвестиций,
технико-экономических обоснований (проектов) строительства,
реконструкции, расширения и технического перевооружения
предприятий, зданий и сооружений <*> и градостроительной
документации в целях обеспечения конструктивной надежности,
высокого качества архитектурных и градостроительных решений,
эксплуатационной безопасности, рационального и экономного
использования всех видов ресурсов, соответствия государственным
нормам, стандартам, правилам, включая требования в области
гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера;
--------------------------------
<*> Технико-экономические обоснования (проекты) строительства,
реконструкции, расширения и технического перевооружения
предприятий, зданий и сооружений в дальнейшем именуются - проекты
строительства.
осуществление контроля за соблюдением в проектах строительства
основных направлений государственной инвестиционной и
градостроительной политики, за комплексным решением вопросов
строительства производственных объектов, жилых домов, других
объектов социальной сферы и охраны окружающей среды, развития
инженерной инфраструктуры, а также проверка реализации предложений
госэкспертизы по совершенствованию проектных решений при
дальнейшем проектировании и строительстве;
проведение на территории региона совместно с
архитектурно-градостроительными органами, органом лицензирования
строительной деятельности, инспекциями Государственного
архитектурно-строительного надзора, центром ценообразования в
строительстве работы, направленной на повышение качества
проектирования и строительства.
2.2. Территориальный орган госэкспертизы несет ответственность
за проведение квалифицированной и объективной экспертизы проектной
документации в установленные сроки, обоснованность рекомендаций по
утверждению, доработке или отклонению проектов строительства и
градостроительной документации.
3. Функции
Территориальный орган госэкспертизы в соответствии с
возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
3.1. Проводит в установленном порядке комплексную экспертизу:
проектов строительства, осуществляемого за счет средств на
капитальное строительство из бюджета и внебюджетных фондов
региона - субъекта Российской Федерации, а также местных бюджетов
и внебюджетных фондов входящих в его состав муниципальных
образований (городов, районов, населенных пунктов);
градостроительной документации, включая схемы и проекты
районной планировки, административно-территориальных образований;
генеральные планы городов и других поселений с расчетной
численностью до 500 тыс. человек, территорий сельских органов
местного самоуправления, функциональных территорий; проекты
городской, поселковой черты; проекты детальной планировки; проекты
застройки кварталов, участков городов и других поселений.
По указанной документации орган госэкспертизы подготавливает
сводные экспертные заключения с учетом требований заключений
соответствующих отраслевых и специализированных экспертиз или с их
участием, а также результатов рассмотрения архитектурно -
градостроительными органами и общественного обсуждения проектных
решений по объектам, имеющим важное градостроительное и социальное
значение.
3.2. Проводит экспертизу представляемых в установленном
порядке проектов строительства, обоснований инвестиций,
бизнес-планов, других предпроектных материалов на строительство,
реконструкцию и расширение предприятий, зданий и сооружений на
территории региона независимо от источников финансирования, форм
собственности и принадлежности в части вопросов, относящихся к
компетенции соответствующих административных органов
государственного управления и местного самоуправления, включая
оценку долговременных последствий от намечаемого строительства,
эксплуатационной надежности, экологической и санитарно -
эпидемиологической безопасности, конструктивной устойчивости
проектируемых объектов, рациональности их размещения,
использования природных и трудовых ресурсов.
3.3. Устанавливает при экспертизе соответствие проектных
решений исходным данным, техническим условиям и требованиям по
проектированию и строительству объектов, выдаваемым
архитектурно-градостроительными органами, органами
государственного надзора (контроля) и заинтересованными
организациями при согласовании места размещения объекта, а также
обоснованность указанных технических условий и требований.
3.4. Выполняет для заказчиков экспертизу проектно-сметной
документации на строительство объектов производственного и
непроизводственного назначения, финансируемого за счет собственных
средств или кредитов банков, осуществляет работы по экспертному
сопровождению проектно-сметной документации, включая техническую и
методическую помощь. Эти работы выполняются на договорной основе
за счет средств заказчиков.
3.5. Участвует в рассмотрении утверждаемых администрацией
субъекта Российской Федерации, администрациями городов и районов
заданий на разработку технико-экономических обоснований и проектов
строительства предприятий, зданий и сооружений.
3.6. Обобщает результаты экспертизы градостроительной и
проектно-сметной документации на территории региона, анализирует
качественный уровень проектирования и вносит в установленном
порядке предложения по совершенствованию проектно-сметного дела,
его нормативной базы и методологии экспертизы.
Проводит изучение и систематизацию передового опыта
проектирования, строительства, экспертизы проектов и смет,
осуществляет распространение этого опыта на территории региона.
3.7. Взаимодействует в территориальными органами архитектуры и
градостроительства, органами лицензирования строительной
деятельности, инспекциями Государственного архитектурно -
строительного надзора, региональным центром ценообразования в
строительстве и другими государственными службами строительного
комплекса в регионе по вопросам повышения качества проектной и
строительной продукции, осуществляет на территории региона в
соответствии с установленным порядком экспертизу субъектов
лицензирования проектной и экспертно-консультационной деятельности
в проектной сфере, включая контроль за качеством разрабатываемых
ими проектов.
3.8. Осуществляет в интересах объективного и комплексного
рассмотрения проектной документации взаимодействие функционирующих
на территории региона специализированных экспертиз, экспертных
подразделений отраслевых министерств (ведомств) и органов
государственного надзора при экспертизе конкретных объектов.
3.9. Участвует по решению администрации субъекта Российской
Федерации в межведомственных комиссиях региона по ценообразованию
в строительстве и по размещению производительных сил и выбору
новых участков под строительство сложных и крупных объектов, а
также в работе, связанной с организацией и проведением торгов
(тендеров) подрядных работ по объектам регионального и
муниципального заказа, осуществляет оценку (экспертизу) оферт
победителей (участников) торгов.
3.10. Осуществляет контроль за деятельностью служб
государственной вневедомственной экспертизы отдельных городов и
районов региона в порядке, установленном при создании этих служб.
4. Права
4.1. Территориальный орган госэкспертизы имеет право:
4.1.1. Рекомендовать к утверждению, отклонять или возвращать
заказчикам на доработку предпроектную, проектную и
градостроительную документацию по результатам экспертизы.
4.1.2. Проводить выборочный контроль технико-экономических
обоснований и проектов строительства, осуществляемого на
территории региона независимо от источников финансирования, форм
собственности и подчиненности в части вопросов, относящихся к
компетенции административных органов государственного управления и
местного самоуправления, проверять реализацию решений и
рекомендаций своих экспертных заключений при дальнейшем
проектировании и строительстве.
4.1.3. Принимать участие по решению Главгосэкспертизы России в
рассмотрении отдельных разделов и вопросов при экспертизе
градостроительной документации и проектов строительства объектов
федерального значения.
4.1.4. Обращаться в соответствующие вышестоящие органы по
решению разногласий, возникающих при экспертизе проектно-сметной
документации.
4.1.5. Вносить, в случае необходимости, предложения:
в инспекции государственного архитектурно-строительного
надзора - о применении в установленном порядке штрафных санкций и
мер административного воздействия к предприятиям, организациям и
другим юридическим лицам за правонарушения в области
проектирования;
в органы лицензирования строительной деятельности - о
приостановлении действия или аннулировании лицензий на выполнение
проектных работ за нарушение требований действующих нормативных
документов, низкое качество проектирования и невыполнение
замечаний экспертизы по доработке проектной документации, носящих
обязательный характер.
4.1.6. Получать от государственных и муниципальных органов
управления и подведомственных им предприятий и организаций, а
также от других организаций - заказчиков материалы, необходимые
для проведения экспертизы.
4.1.7. Привлекать в установленном порядке для проведения
экспертизы проектные, научно-исследовательские и другие
организации Российской Федерации, а также отдельных
высококвалифицированных специалистов, авторитетных ученых и
работников производства, создавать в необходимых случаях временные
экспертные коллективы.
4.1.8. Приглашать для участия в рассмотрении проектно-сметной
документации представителей заказчиков, проектных и других
заинтересованных организаций.
4.1.9. Оказывать на договорной основе консультационную,
техническую и практическую помощь заказчикам, строительным,
проектным и другим организациям, частным инвесторам, гражданам в
условиях становления рыночной экономики, включая рассмотрение
документации на капитальный ремонт зданий и сооружений,
технико-экономический аудит при реализации незавершенного
строительства, участие в организации и проведении тендеров
проектных и подрядных работ, экспертное сопровождение конкретных
объектов после экспертизы в ходе их дальнейшего проектирования и
строительства, платные услуги методологического, разъяснительного
и информационного характера и др.
4.1.10. Разрабатывать на основе нормативно-методических
документов и рекомендаций Главгосэкспертизы России и вводить в
действие в установленном порядке территориальные методические
документы по вопросам рассмотрения и оценки качества различных
видов и разделов проектной документации.
4.1.11. Принимать участие в рассмотрении проектов региональных
нормативных документов в области проектирования и строительства и
выдавать по ним заключения.
4.1.12. Создавать при необходимости Совет экспертизы для
рассмотрения проектной документации по наиболее сложным и крупным
объектам с привлечением ученых, специалистов и заинтересованных
организаций.
4.1.13. Осуществлять по решению администрации субъекта
Российской Федерации другие виды деятельности, связанные с
проведением территориальной инвестиционной политики в
строительстве.
4.1.14. Проводить в установленном порядке совещания и семинары
по вопросам, входящим в компетенцию территориального органа
госэкспертизы.
4.2. Территориальный орган госкспертизы издает в пределах
своей компетенции приказы, организует и проверяет их исполнение.
5. Руководство
5.1. Территориальный орган госэкспертизы возглавляется
начальником, назначаемым в порядке, установленном для назначения
руководителей органов государственного управления администрации
субъекта Российской Федерации по согласованию с Главгосэкспертизой
России.
5.2. Начальник территориального органа госэкспертизы:
5.2.1. Несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на территориальный орган госэкспертизы задач и
осуществление им своих функций.
5.2.2. Устанавливает степень ответственности своих
заместителей и руководителей структурных подразделений, определяет
разграничение функций между ними, утверждает положения об этих
подразделениях и должностные инструкции на всех сотрудников, в
установленном порядке назначает и освобождает их от должности.
5.2.3. Планирует деятельность экспертного органа по всем видам
работ, координирует и регулирует их выполнение, дает указания по
выполнению отдельных поручений, определяет загрузку подчиненных,
контролирует и анализирует их работу.
5.2.4. Представляет территориальный орган госэкспертизы во
всех организациях, предприятиях, учреждениях, органах
государственного управления и надзора, судах, арбитражных судах,
финансовых органах, налоговых службах, банках без особой на то
доверенности.
5.2.5. Подписывает приказы, планы работ и все исходящие из
территориального органа госэкспертизы официальные документы,
связанные с экспертизой проектной и градостроительной
документации, отчетные данные, другие материалы и документы о
деятельности организации.
5.2.6. Распоряжается имуществом и финансовыми средствами
территориального органа госэкспертизы, выдает доверенности (в том
числе с правом передоверия), открывает в банках расчетный и другие
счета, обеспечивает правовое осуществление хозяйственной и
финансовой деятельности.
6. Структурная принадлежность, штаты, финансирование
имущество, отчетность
6.1. Территориальный орган госэкспертизы:
входит в структуру государственных органов региона (республики
в составе Российской Федерации, края, области, города федерального
значения, автономного образования);
функционирует при минстрое (госстрое) республики в составе
Российской Федерации, администрации края, области, города
федерального значения, автономного образования как самостоятельный
субъект хозяйствования, что устанавливается нормативно-правовыми
актами субъектов Российской Федерации.
6.2. Структура и штаты территориального органа госэкспертизы
устанавливаются исходя из объемов выполняемых работ по экспертизе
градостроительной и проектно-сметной документации, а также с
учетом осуществления возлагаемых на него других задач и функций.
Структура, штаты и должностные оклады сотрудников
территориального органа госэкспертизы утверждаются в порядке,
устанавливаемом соответствующим органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации.
Штатная численность территориального органа госэкспертизы
устанавливается с учетом необходимого подбора
высококвалифицированных специалистов - экспертов разного профиля
по основным разделам проектов и соответствующих работников
руководящего состава и вспомогательного персонала.
6.3. Источниками финансирования содержания территориального
органа госэкспертизы могут быть:
средства, выделяемые на капитальное строительство и содержание
аппарата органов государственного управления из бюджета и
внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, а также
средства, выделяемые на капитальное строительство из местных
бюджетов и внебюджетных фондов входящих в его состав муниципальных
образований (городов, районов населенных пунктов);
средства, поступающие от заказчиков (инвесторов) по договорам
за выполнение работ по экспертизе проектной документации на
строительство за счет их собственных финансовых ресурсов или
кредитов банков, а также за оказание других платных услуг;
средства, получаемые от деятельности, осуществляемой в
соответствии с целями и задачами, для которых создан
территориальный орган госэкспертизы, включая средства, поступающие
от реализации нормативно-методических документов, разрабатываемых
органом госэкспертизы.
6.4. Территориальный орган госэкспертизы имеет необходимое для
функционирования имущество и самостоятельный баланс.
Имущество территориального органа госэкспертизы может
включать:
государственное (субъекта Российской Федерации) или
муниципальное имущество, закрепленное за ним на правах
оперативного управления, а также приобретенное за счет средств,
выделяемых ему по смете из бюджетных ассигнований;
имущество, полученное (приобретенное) за счет доходов от
договорных работ, платных услуг и средств спонсоров.
6.5. Территориальный орган госэкспертизы согласно
установленному порядку и формам отчетности представляет в
соответствующие государственные органы материалы годового отчета
по итогам работы, бухгалтерского учета, другие отчетные данные и
необходимую информацию о результатах производственной,
хозяйственной и финансовой деятельности.
|