Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВАС РФ N 191/96 ОТ 2 ИЮЛЯ 1996 Г. СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВОСТОК ЗАПАД" ОБРАТИЛОСЬ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ С ИСКОМ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ РАЙОНУ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА ОТ 09.08.95 N 242-03

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


         ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                      
                          ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 191/96
                             от 2 июля 1996 г.
                               (извлечение)
                                      
        Совместное  предприятие   "Восток   -   Запад"  обратилось   в
    Арбитражный  суд   Челябинской  области   с   иском  о   признании
    недействительным решения  Государственной  налоговой инспекции  по
    Центральному району  города  Челябинска от  09.08.95  N 242-03,  в
    соответствии с  которым (пункты  3, 4  и 6)  предприятию следовало
    перечислить в бюджет  сумму удержанного,  но не  перечисленного на
    момент проверки подоходного налога,  штраф в размере  10 процентов
    от суммы указанного налога и пеню  за несвоевременное перечисление
    налога в бюджет.
        Решением от 05.10.95 исковые  требования удовлетворены, пункты
    3,  4  и  6   (частично)  решения  налоговой   инспекции  признаны
    недействительными.
        Постановлением апелляционной  инстанции  от  01.12.95  решение
    суда оставлено без изменения.
        В протесте заместителя Председателя  Высшего Арбитражного Суда
    Российской  Федерации  предлагается  состоявшиеся   судебные  акты
    отменить, в иске отказать.
        Как  видно  из  материалов   дела,  Государственной  налоговой
    инспекцией по Центральному району города Челябинска  в январе 1994
    года проведена  документальная  проверка  правильности  удержания,
    полноты  и   своевременности   перечисления   в  бюджет   налогов,
    удержанных  из  заработков   граждан,  работающих   на  совместном
    предприятии "Восток -  Запад". В  ходе проверки  установлены факты
    неудержания подоходного  налога, о  чем был  составлен  акт от  18
    20.01.94. Решением налоговой инспекции от  16.02.94 в соответствии
    со статьей 21 Закона  Российской Федерации "О подоходном  налоге с
    физических  лиц"  с  предприятия  взысканы  в  бесспорном  порядке
    своевременно не  удержанные суммы  налогов и  штрафа в  размере 10
    процентов от этих сумм.
        При повторной проверке  данного предприятия  в июле  1995 года
    налоговая  инспекция   установила,   что   предприятие   произвело
    последующее удержание подоходного налога с  физических лиц, однако
    полученную  сумму  в  бюджет  не  перечислило.  Поэтому  налоговая
    инспекция приняла решение от 09.08.95 о  взыскании указанной суммы
    подоходных налогов (п. 3  решения), штрафа в размере  10 процентов
    от этой  суммы  (п.  2)  и  пени за  несвоевременное  перечисление
    налогов в бюджет (п. 6).
        Признавая недействительными  пункты 3,  4 и  частично  пункт 6
    данного  решения,  суд  исходил  из  того,  что  ранее  взысканная
    налоговой инспекцией  с  предприятия  в бесспорном  порядке  сумма
    налогов является  уплатой налога,  а не  санкцией,  и перечисление
    предприятием удержанной  им  с  физических лиц  суммы  подоходного
    налога в бюджет привело  бы к повторному налогообложению.  Пункт 6
    решения, касающийся взыскания пени, признан судом недействительным
    частично со ссылкой на то, что пеня в размере 0,5 процента введена
    Законом Российской  Федерации  от  23.12.94  N 74-ФЗ  "О  внесении
    изменений и дополнений в Закон Российской  Федерации "О подоходном
    налоге с физических лиц", вступившим в силу  с 28.12.94, а поэтому
    пеня в  указанном размере  подлежала начислению  лишь за  период с
    28.12.94 по 25.07.95 - день составления акта проверки.
        Однако эти выводы  суда не соответствуют  закону и фактическим
    обстоятельствам.
        Согласно  статьям  8  и  9  Закона   Российской  Федерации  "О
    подоходном  налоге  с  физических  лиц"  предприятия,  организации
    обязаны  исчислять,  удерживать  и  перечислять   в  бюджет  сумму
    исчисленного и  удержанного с  физических лиц  подоходного налога.
    Статьей 20 названного Закона предусмотрено, что подоходный налог с
    начисленных   физическим    лицам    доходов    перечисляется    в
    соответствующий бюджет непосредственно из доходов этих лиц. Уплата
    налога с  доходов физических  лиц за  счет средств  предприятия не
    допускается.
        Нарушение предприятием хотя бы одного  из указанных требований
    влечет применение  к  нему  как  к  источнику  выплаты  доходов  в
    соответствии со статьей  21 (с  28.12.94- статьей  22) упомянутого
    Закона мер ответственности в  виде бесспорного взыскания  в бюджет
    суммы налогов с начислением штрафа в размере 10 процентов от сумм,
    подлежащих взысканию,  а также  пени в  размере 0,3  процента (0,5
    процента  с  28.12.94)  за  каждый  день   просрочки,  начиная  со
    следующего дня после срока уплаты по день уплаты включительно.
        Следовательно,  взыскание   госналогорганом   по   результатам
    проверок суммы  налога и  штрафа в  размере 10  процентов является
    применением этим  органом  к  хозяйствующим  субъектам  финансовых
    санкций, которые подлежат  отнесению на  прибыль, остающуюся  в их
    распоряжении.
        Поскольку  в  результате  повторной  проверки  факт  удержания
    предприятием суммы недобора подоходного налога с  физических лиц и
    неперечисления  в  бюджет  налоговой   инспекцией  установлен,  то
    взыскание   с   предприятия   указанной    суммы   с   применением
    вышеназванных санкций следует признать правомерным.
        Таким образом, вывод  арбитражного суда о  нарушении налоговой
    инспекцией принципа однократности  налогообложения, установленного
    статьей  6  Закона  Российской  Федерации  "Об  основах  налоговой
    системы в Российской Федерации", является ошибочным.
        При таких обстоятельствах решение и постановление арбитражного
    суда о признании недействительными пунктов 3 и 4 решения налоговой
    инспекции подлежат отмене как не соответствующие закону.
        При решении  вопроса  о  частичном признании  недействительным
    пункта 6  решения налоговой  инспекции судом  не учтено,  что  с 1
    января по 28 декабря  1994 года с предприятия  подлежала взысканию
    пеня в  размере  0,3  процента  за  каждый день  просрочки  уплаты
    налога.
        В связи  с  этим  судебные  акты  в  части  пункта  6  решения
    налоговой инспекции  следует  отменить,  дело направить  на  новое
    рассмотрение.
        При  новом  рассмотрении  спора  арбитражному  суду  наряду  с
    корректировкой  суммы   пени,  подлежащей   взысканию,  необходимо
    проверить, соблюдены ли установленные законодательством Российской
    Федерации гарантии  при  взыскании  задолженности  по  подоходному
    налогу с физических лиц (ч. 3 ст. 21 Закона).
        Президиум  Высшего  Арбитражного   Суда  Российской  Федерации
    постановил -  решение  от  05.10.95  и постановление  от  01.12.95
    Арбитражного суда Челябинской области по делу  N У-684 о признании
    недействительными  пунктов   3,   4   и   6   (частично)   решения
    Государственной налоговой инспекции по  Центральному району города
    Челябинска от  09.08.95 N  242-03 отменить.  В части  требования о
    признании недействительными  пунктов  3  и  4  указанного  решения
    налоговой инспекции  в иске  отказать,  в части  пункта  6 это~  о
    решения дело передать на  новое рассмотрение в тот  же арбитражный
    суд.
         

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz