МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
1 июля 1996 г.
N 2510/3016-96-27
О МЕРАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ
Проверки состояния работы по профилактике общественно опасных
действий (ООД) психически больных, проведенные по указанию
Минздравмедпрома России в ноябре 1995 - мае 1996 гг., а также
посвященные этим вопросам кустовые рабочие совещания зон
обслуживания Орловской и Ленинградской республиканских
психиатрических больниц со строгим наблюдением выявили ряд
существенных и характерных для различных территорий недостатков в
организации этой деятельности. Очевидно, они играют определенную
роль в росте числа общественно опасных действий психически
больных, которое в конце 80-х - начале 90-х годов не превышало 7
тысяч в год, а в 1998 г. - по данным судебно - психиатрических
экспертных комиссий превысило 11 тысяч. Наиболее существенные из
выявленных недостатков не связаны с какими - либо объективными
факторами, их устранение не требует значительных материальных
затрат и может быть достигнуто чисто организационными мерами, а
также с помощью повышения уровня методического руководства этой
работой со стороны главных психиатров органов здравоохранения и
руководителей психиатрических и психоневрологических учреждений.
Так, в Новгородской, Тверской, Орловской, Кемеровской,
Воронежской, Мурманской, Ленинградской, Псковской, Читинской
областях, Приморском крае, в республиках Карелия, Ингушетия, Саха
(Якутия), Алтай, Адыгея, Бурятия, Тыва, Карачаево - Черкесская до
сих пор не созданы специализированные отделения с усиленным
наблюдением для принудительного лечения лиц с психическими
расстройствами, совершивших ООД. В связи с этим судебно -
психиатрические комиссии этих территорий, как правило, не
рекомендуют судам применение этой меры медицинского характера даже
при наличии показаний, что является нарушением Закона и Инструкции
о порядке применения принудительных и иных мер медицинского
характера (Приложение 18 к Приказу МЗ СССР N 225 от 31.03.1988
г.).
В тех территориях, где такие отделения созданы, уровень
лечебно - реабилитационной работы в них нередко остается
неудовлетворительным: не организована должным образом трудовая
терапия, не укомплектованы штаты психологов и социальных
работников, введенные Минздравом в 1994 г. (Приложение 2 к Приказу
МЗМП РФ от 12.08.94 г. N 167) (Магаданская, Вологодская обл.,
Краснодарский и Алтайский края), что не позволяет проводить
психо - коррекционные мероприятия, оказывать необходимую
социальную помощь. Интерьеры этих отделений и режим содержания
пациентов нередко напоминают тюремные, что не может способствовать
их ресоциализации.
Существенное значение имеет отсутствие необходимой
преемственности между различными звеньями психиатрической службы,
участвующими в осуществлении мероприятий по профилактике ООД.
Проверка показала, что в выписных эпикризах, которыми обмениваются
лечебные учреждения стационарного и амбулаторного звена
психиатрической помощи при переводе больных, отсутствуют
необходимые конкретные данные о проведенных лечебно -
реабилитационных мероприятиях и их эффективности, а так же
рекомендуемая программа терапевтических и социально -
психиатрических мер хотя бы на первое время после перевода
больного. Примером могут служить проанализированные выписки из
историй болезни республиканских психиатрических больниц со строгим
наблюдением гг. Орла и Санкт - Петербурга, а также психиатрических
больниц Липецка, Тулы, Вологды, Новгорода, Республики Карелия и
др.
В значительной мере в результате отсутствия необходимой
преемственности со стационарными учреждениями, а также недооценки
руководителями психиатрических учреждений роли внебольничного
звена в предупреждении ООД диспансерное наблюдение за больными,
представляющими общественную опасность (так называемый спецучет),
осуществляется формально, недостаточно дифференцировано, как и
само формирование этой группы диспансерного наблюдения (гг. Тула,
Липецк, Новгород, Вологда, Санкт - Петербург и Ленинградская обл.,
Республика Карелия). Состав группы спецучета длительное время не
пересматривается, количество включенных в нее больных, не
совершавших ООД, но по клиническим признакам, представляющих
опасность, неоправданно мало, само наблюдение сводится к
посещениям с установленной инструкцией периодичностью, даже
редуцированные рекомендации больниц, осуществляющих
принудительное лечение конкретных больных, не выполняются.
Для устранения отмеченных недостатков и повышения
эффективности работы по предупреждению общественно опасных
действий психически больных Министерство здравоохранения и
медицинской промышленности Российской федерации считает
необходимым:
создать специализированные отделения для принудительного
лечения с усиленным наблюдением во всех административных
территориях - субъектах Российской федерации с количеством коек,
соответствующим потребностям региона, исходя из расчетных данных о
том, что в такие отделения, в соответствии с установленными
критериями отбора, должно направляться не менее 50-60% всех лиц,
признающихся невменяемыми;
обязать все психиатрические eчреждения при передаче больного,
представляющего общественную опасность, другому учреждению
сообщать в медицинских документах наряду с диагнозом и другими
общемедицинскими сведениями следующие дополнительные данные,
входящие в "Формулу общественной опасности": ведущий синдром; тип
течения заболевания; психопатологический механизм, характер и
кратность ООД; личностные и ситуационные факторы, способствующие
или препятствующие их осуществлению; проведенные лечебно -
реабилитационные мероприятия и их эффективность; рекомендуемые
меры по предотвращению ООД;
принять необходимые меры к введению в штатное расписание
отделений для принудительного лечения должностей психологов и
социальных работников в соответствии со штатными нормативами,
утвержденными Приказом МЗМП РФ N 167 от 12.08.94 г. и
укомплектованию их соответствующими специалистами; широко
привлекать указанных специалистов к работе по психокоррекции и
оказанию социальной помощи больным, находящимся на принудительном
лечении;
в деятельности внебольничных психиатрических учреждений по
профилактике ООД психически больных строго руководствоваться
Инструкцией об организации взаимодействия органов здравоохранения
и органов внутренних дел по предупреждению общественно опасных
действий психически больных, утвержденной Приказом Минздрава СССР
и МВД СССР N 357/93 от 5 мая 1988 г., регулярно осуществлять
коррекцию состава группы спецнаблюдения, привлекать социальных
работников для оказания социальной помощи пациентам этой группы;
шире применять в отношении них дифференцированные лечебно -
реабилитационные мероприятия, в частности, рекомендованные врачами
психиатрического стационара, осуществлявшего принудительное
лечение;
обязать председателей судебно - психиатрических экспертных
комиссий при выборе рекомендуемой меры медицинского характера
строго руководствоваться критериями, содержащимися в уголовном
кодексе РСФСР и во Временной инструкции о порядке применения
принудительных и иных мер медицинского характера в отношении лиц с
психическими расстройствами, совершивших общественно опасные
действия (Приложение 18 к Приказу МЗ СССР N 225 от 31.03.1988 г.),
а не конъюнктурными соображениями и неправомерными указаниями
руководителей психиатрических служб.
Первый заместитель Министра
А.М.МОСКВИЧЕВ
|