МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 июля 1996 г. N 04-05-14/35
ОТВЕТ НА ПРЕДЛОЖЕНИЯ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ ПО
ВНЕСЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ В ДЕЙСТВУЮЩЕЕ НАЛОГОВОЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Министерство финансов Российской Федерации совместно с
Госналогслужбой России, Минэкономики России и Минприроды России
рассмотрело письмо с предложениями нефтяных компаний по внесению
изменений в действующее налоговое законодательство и сообщает.
В соответствии с международной практикой налогообложения
добычи углеводородов, позволяющей привлекать дополнительные
инвестиции в развитие нефтегазодобывающей отрасли, в проекте
Налогового Кодекса, направленного на рассмотрение в Правительство
Российской Федерации, предусмотрены специальные налоги с
предприятий, организаций и физических лиц, осуществляющих поиск,
разведку и добычу углеводородов.
При введении этих налогов пользователи недр не уплачивают
акцизы на нефть, включая газовый конденсат, а также отчисления на
воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Неприемлемость использования действующей схемы установления
акциза на нефть предопределяется тем, что назначение "сверху"
средней по отрасли ставки с последующей процедурой дифференциации
ставок по предприятиям в целом снижает предсказуемость будущей
ставки для инвестора и обостряет проблему создания объективного
механизма дифференциации ставок по предприятиям.
Вводимый налог на дополнительный доход от добычи
(сверхприбыль) по сути заменяет акцизы на нефть, создавая при этом
более мягкий режим налогообложения. Это налог, возникающий при
достижении определенного уровня окупаемости затрат в добычу нефти
и прогрессивно возрастающий по мере ее увеличения.
Введение такой схемы налогообложения углеводородов приведет к
созданию благоприятного и стабильного инвестиционного климата в
нефтяном комплексе, а также к обеспечению надежного источника
доходов в бюджет за счет деятельности нефтяного комплекса.
В связи с изложенным считаем нецелесообразным вносить
какие-либо изменения в Закон РФ "О недрах".
Общепринятая в международной практике схема действия налога на
добавленную стоимость и акцизов при поставках товаров (работ,
услуг) между странами предполагает освобождение от этих налогов
товаров, экспортируемых в другие страны, с одновременным взиманием
налогов при ввозе товаров на территорию этой страны.
Распространение на взаимоотношения с государствами -
участниками СНГ вышеуказанной нормы предусматривает обеспечение
жесткого таможенного контроля за прохождением товаров и связанного
с этим взимания налога на добавленную стоимость и акцизов по
товарам, импортируемым на территорию Российской Федерации,
таможенными органами, что в сегодняшних условиях обеспечить
невозможно.
Кроме того, осуществить переход на новую систему применения
налога на добавленную стоимость в рамках внешнеторговых операций с
государствами - участниками СНГ, исключающий потери доходов
бюджета Российской Федерации, не представляется возможным.
В соответствии с действующим законодательством по налогу на
добавленную стоимость технологическое оборудование, комплектующие
и запасные части к нему, ввозимые на территорию Российской
Федерации, от этого налога освобождены.
Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 8 мая
1996 г. N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в
Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной
дисциплины" предусмотрено, что одним из направлений
государственной политики в области налоговой реформы в Российской
Федерации является сокращение льгот и исключений из общего режима
налогообложения.
В связи с изложенным, предложения нефтяных компаний,
изложенные в пунктах 1, 3, 4 и 6 (в части НДС и прибыли), а также
пункте 7 (в части подоходного налога с физических лиц), не
поддерживаются.
В соответствии с Законом РФ "О налоге на имущество
предприятий" данным налогом не облагается имущество, используемое
для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях,
связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и
работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями
федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления.
К таким запасам относятся, в частности, материальные ценности
предприятий, законсервированные в соответствии с указанным
порядком.
Следовательно, изложенная в пункте 2 предложений норма уже
предусмотрена действующим законодательством, и не требуется
вносить какие-либо изменения в Закон РФ "О налоге на имущество
предприятий".
С.Д.ШАТАЛОВ
------------------------------------------------------------------
|