ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 июня 1996 г. N 21-22-96
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Организованные Генеральной прокуратурой проверки исполнения
законодательства об охране здоровья детей, проведенные в
20 регионах субъектов Российской Федерации, выявили грубые
нарушения прав детей на охрану их жизни и здоровья.
Вопреки ст. 41 Конституции Российской Федерации, гарантирующей
бесплатное оказание медицинской помощи в государственных и
муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, сфера
здравоохранения в последние годы быстрыми темпами
коммерциализируется. В условиях общего ухудшения состояния
здоровья несовершеннолетних, невозможности многих слоев населения
оплатить лечение своих детей данный процесс приобретает все более
устойчивый и необратимый характер.
На местах корректируются объемы и виды медицинской помощи,
предусмотренной программами обязательного медицинского
страхования, в сторону уменьшения, составляются перечни платных
услуг, оказываемых государственными и муниципальными лечебно -
профилактическими учреждениями. Отменяются льготы по
лекарственному обеспечению, вплоть до ущемления прав на их
получение детьми - инвалидами. Население стали распределять по
социальным группам и возрасту - кого лечить бесплатно, а кого за
деньги. Вводятся платные услуги за прием к врачу, вызов его на
дом, сдачу различных анализов, медицинские осмотры и выдачу
справок, выписок из истории болезни при поступлении детей в
детские дошкольные и образовательные учреждения.
В первую очередь обслуживаются пациенты, оплатившие лечение. В
стационары больные дети вынуждены поступать со своим бельем и
одеждой, а родители еще и кормить их, приобретать за собственные
средства лекарства. Проведенное прокуратурой Краснодарского края
анкетирование в одном из стационаров показало, что лишь 12%
больных получали бесплатное лечение.
В поликлиниках Новгородской области рентгенологическое
обследование дети и подростки проходят только в случае
приобретения пленки родителями. В Волгоградской области в перечень
платных услуг включена выдача выписок из истории болезни, в
Курганинской районной больнице Краснодарского края инъекции детям
делали лекарствами, приобретенными родителями за личный счет, хотя
такие лекарства в больнице имелись. В Динском районе этого же края
пациенты, находящиеся на лечении в стационарах, покупают
лекарства, шприцы, бинты и капельницы.
Родители 12-летнего Цицнадзе в стационаре г. Ангарска
Иркутской области приобрели необходимый для жизни ребенка
антибиотик за 4 млн. руб. Здесь же с родителей получено 15 млн.
руб. за обследование детей вне очереди. За оперативное лечение в
стационаре ортопедо-травмотологического отделения родители двух
подростков внесли 2,9 млн. руб. В Республике Саха - Якутия
бесплатная медицинская помощь оказывалась только детям до 14 лет.
Ряд лечебно-профилактических учреждений Волгоградской области
в перечень платных услуг включил ультразвуковое исследование
внутренних органов, выдачи выписок из истории болезни в детские
дошкольные учреждения. В Исилькульской больнице Омской области
установлена плата за медицинские осмотры при поступлении в
образовательные учреждения. Онкологически больным пациентам
лечение сопутствующих заболеваний проводится за деньги.
Государственные и муниципальные лечебные учреждения
повсеместно стали предусматривать в своих уставах оказание платных
услуг. Даже такое учреждение как Ростовский дом ребенка N 1, куда
поступают брошенные родителями дети, включил в свой устав
предоставление платных услуг.
Помещения лечебно-профилактических учреждений вместе с
оборудованием, приобретенным за счет бюджета, сдаются частным
клиникам, которые, как правило, создаются медицинскими работниками
государственных учреждений и последние работают в них на платной
основе. Так, только за январь - апрель 1996 года в малом
государственном предприятии "Вера" при Ростовском НИИ акушерства и
педиатрии 230 детям и подросткам были предоставлены платные
услуги, входящие в гарантированный перечень обязательного
медицинского страхования. Никаких льгот несовершеннолетним,
инвалидам, многодетным, малообеспеченным семьям устав этого
предприятия не содержит. Специалисты института работают на
предприятии в рабочее время, используя государственное
оборудование.
Такое же положение и в других медицинских центрах федерального
подчинения. В Институте сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева
платная медицинская помощь оказывается так называемым
"нетематическим" больным. Только за два года такая помощь была
оказана 570 детям и подросткам. Аналогичные факты установлены в
НИИ детской онкологии Онкологического научного центра РАМН, НИИ
нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко, НИИ педиатрии
г. Москвы.
Переводятся на оказание платных медицинских услуг детские
санатории. Например, совместным решением Ростовского областного
фонда обязательного медицинского страхования и Департамента
здравоохранения два детских санатория, обеспечивающих
восстановительное лечение детей от 2 до 9 лет с
гастроэнтерологической и кардиологической патологией, были
переведены на платную основу.
Распространенный характер носят нарушения Постановления
Правительства Российской Федерации "О государственной поддержке
развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения
населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения" от 30.07.94 N 890 в части
предоставления льготного обеспечения лекарствами детей -
инвалидов, детей в возрасте до 3 лет и детей из многодетных семей.
Практически везде аптечные учреждения отказывают в выдаче
бесплатных лекарств по рецептам врачей. В г. Екатеринбурге
приказом и.о. директора государственного предприятия "Фармация" с
20.02.96 прекращен отпуск медикаментов по бесплатным и льготным
рецептам. Районными прокурорами Пермской области опротестованы
принятые на местах решения о полном или частичном прекращении
бесплатного отпуска лекарств всем категориям граждан, имеющим
такие льготы. В Краснодарском крае детям - инвалидам и детям до
трехлетнего возраста бесплатные лекарства не выдавались в течение
всего 1995 года.
В муниципальных аптеках отсутствуют целые группы лекарственных
средств, входящих в обязательный ассортиментный перечень,
утвержденный Приказом Минздравмедпрома России от 17.03.95 N 63,
что вынуждает врачей подстраиваться под имеющиеся средства и
назначать детям лекарства, которые не всегда подходят конкретному
ребенку.
Детские лечебно-профилактические учреждения Волгоградской,
Иркутской, Кировской, Курганской, Новгородской, Новосибирской,
Пермской, Свердловской областей, Республик Башкортостан,
Татарстан, Саха - Якутия, Краснодарского и Красноярского краев,
Ненецкого автономного округа обеспечены лекарственными препаратами
и медицинским оборудованием на 25 - 40%. В Курганской области
потребность стационаров в медикаментах и перевязочном материале
удовлетворяется не более чем на 5%. Из 164 наименований основных
жизненно важных лекарственных средств в детском отделении
Белохолуницкой ЦРБ Кировской области в наличии имелось 35. В
январе 1996 года из-за отсутствия шовного материала из
272 плановых больных несовершеннолетних, нуждающихся в оперативном
вмешательстве, прооперировано всего 78.
На грани остановки и закрытия экстренная хирургическая помощь
в Кировской области. В Шарыповском районе Красноярского края из-за
нехватки одноразовых шприцев в фельдшерско-акушерских пунктах
выявлены факты многоразового их использования.
В лечебных учреждениях всех проверенных регионов не хватает
постельного белья, подушек, матрацев, мыла. Из-за отсутствия
постельного белья в Новгородской областной больнице отменялись
плановые операции.
Предусмотренное п. 2 ст. 24 Основ законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан право на льготное питание
детей не выполняется. В детской больнице N 21 Волгоградской
области меню состоит из блюд, приготовленных только из гороха, в
детском соматическом отделении Ростовского НИИ акушерства и
педиатрии установлено разовое питание в сутки. И такие примеры не
единичны.
Вследствие сокращения численности медицинского персонала,
неукомплектованности лечебно-профилактических, общеобразовательных
учреждений медицинскими кадрами, закрытия фельдшерских участков на
селе снижается установленная п. 3 ст. 2 Основ доступность
медико-социальной помощи. Только в Анивском районе Сахалинской
области закрыто 4 фельдшерско-акушерских пункта, а другой
возможности получить медицинскую помощь у населения нет.
Повсеместно выявлены нарушения ст. 51 Федерального закона "Об
образовании", п. п. 1, 2, 3 ст. 24 Основ законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан, регламентирующих
вопросы здравоохранения обучающихся. Во многих школах из-за
отсутствия персонала медицинские кабинеты не работают, а
функционирующие не имеют достаточной материальной базы. В
медицинских кабинетах общеобразовательных учреждений Курганской,
Омской, Новосибирской, Пермской областей, Краснодарского края,
Республики Саха - Якутия, Ненецкого автономного округа нет
перевязочных материалов, шприцев, ваты, спирта, лекарств,
необходимых для оказания первичной медицинской помощи.
По несколько лет не проводятся медицинские осмотры детей. В
г. Москве, например, ежегодно до 30 тысяч учащихся 2, 4, 5 классов
остаются вне осмотра специалистов.
Не выполняются требования Закона Российской Федерации "О
социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС". Дети Чернобыля не обеспечиваются
санаторным лечением, выявлены случаи отказов в оплате их проезда в
санатории. По этой причине из 30 путевок, поступивших в
Белохолуницкий район Кировской области, 20 остались
нереализованными. В двух районах Иркутской области из 9 детей
данной категории лишь один прошел курс оздоровления. Из 2,3 тыс.
таких детей, проживающих в Краснодарском крае, санаторно-курортное
лечение прошли лишь 5,3%. Охват диспансерным наблюдением в ряде
мест детей указанной категории составляет от 45 до 62%.
В большинстве территорий не исполняется Постановление
Правительства Российской Федерации "О неотложных мерах по
улучшению положения детей в Российской Федерации" от 21.08.92
N 610 в части бесплатного отпуска специальных молочных продуктов
детям первого - второго года жизни. В Курганской области такое
питание получают только дети областного центра, в сельских районах
Волгоградской области не обеспечиваются вообще, в Новгородской
бесплатное питание получает лишь 9% таких детей.
Особенно в бедственном положении находятся воспитанники
детских домов и школ - интернатов, лишившиеся попечения родителей.
Практически во всех учреждениях не хватает лекарственных средств,
медицинского оборудования, нарушаются права детей на диспансерное
наблюдение. В некоторых интернатах Иркутской области и
Краснодарского края нет средств даже для борьбы с педикулезом. В
Шимском доме - интернате для детей - инвалидов Новгородской
области не хватает постельного белья, дезинфицирующих и моющих
средств. В течение двух лет не проводилась диспансеризация
воспитанников детского дома N 17 г. Москвы. Управление Западного
административного округа отказало в прикреплении интерната N 8 к
детской поликлинике для постоянного медицинского обслуживания.
Аналогичное положение в других регионах.
Практически не проводится реабилитация детей - инвалидов.
Школе - интернату N 152 Новосибирской области для детей с
нарушениями опорно-двигательной системы из 180 млн. руб.,
предусмотренных на 1995 - 1996 гг., отпущено только 7 млн. руб., в
связи с чем медикаментозная терапия проводится только детям -
сиротам, родителям остальных предлагается приобретать лекарства за
личные средства. В учреждениях для детей с недостатками слуха и
зрения отсутствуют необходимые медикаменты и аппаратура.
Выявлены нарушения требований законодательства об установлении
детям инвалидности. Не признаны в установленном порядке инвалидами
более 20 воспитанников школы - интерната N 103 г. Москвы. В
детском доме, санаторно-лесной школе, доме ребенка г. Нарьян-Мар
Ненецкого АО медицинские заключения на детей - инвалидов не
оформлены. В Краснодарском крае в школе для глухих нет данных о
признании воспитанников инвалидами.
Несмотря на напряженную обстановку с финансированием,
трудности с выплатой заработной платы, отсутствие медикаментов в
лечебно-профилактических учреждениях, многочисленны факты
нецелевого расходования средств, выделяемых на здравоохранение.
Главный врач Зиминский Центральной больницы Иркутской области
из бюджетных денег, отпущенных на лекарственные препараты, изъял
6 млн. руб. и перечислил их в государственный университет за
обучение сына начальника центра медицинского страхования. В
Ненецком автономном округе начальник Управления здравоохранения
использовал более 300 млн. бюджетных средств для приобретения
квартиры для себя, оплаты установки домашнего телефона, выдачи
беспроцентных ссуд работникам управления. По этим и другим
аналогичным фактам возбуждены уголовные дела.
Нецелевое использование бюджетных средств установлено
проверками в Иркутской, Кировской, Омской, Пермской, Сахалинской,
Свердловской областях, Республиках Башкортостан, Калмыкия,
Татарстан, Красноярском крае, Ненецком автономном округе.
Распространены факты нарушения прав и интересов
несовершеннолетних со стороны работников здравоохранения. Ими
допускались халатность, хищения и другие преступления, нарушались
санитарно-гигиенические и противоэпидемические правила. В
1995 году за совершение различных преступлений правоохранительными
органами Республики Башкортостан против 148 работников
здравоохранения возбуждены уголовные дела, в том числе за
нанесение тяжких телесных повреждений, кражи, нарушение
установленных правил обращения с наркотиками и сильнодействующими
средствами. При этом из числа лиц, совершивших эти преступления,
14% составили врачи и 22% - средний медицинский персонал. В
Свердловской области за этот же период направлено в суд
9 уголовных дел на медицинских работников, причем по семи делам
потерпевшими стали несовершеннолетние. В г. Иркутске выявлены
факты гибели детей по вине врачей.
Выявленные органами прокуратуры нарушения законодательства об
охране здоровья детей свидетельствуют о ненадлежащем выполнении
Министерством здравоохранения и медицинской промышленности
Российской Федерации возложенных на него положением, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации, основных задач
и функций, в первую очередь в области проведения государственной
политики при решении вопросов медико-социальной помощи семье и
детям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального
закона "О прокуратуре Российской Федерации", прошу:
Принять меры к устранению нарушений законодательства об охране
здоровья детей, обеспечению гарантированного Конституцией
Российской Федерации принципа бесплатности медицинской помощи в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
О результатах рассмотрения представления и принятых мерах
сообщите в Генеральную прокуратуру в месячный срок.
Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации -
Государственный советник
юстиции II класса
В.И.ДАВЫДОВ
|