Одобрена
Указом Президента
Российской Федерации
от 13 июня 1996 г. N 884
ДОКТРИНА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ
Доктрина развития российской науки - система взглядов на роль и
значение науки в обеспечении независимости и процветания России, а
также принципов, определяющих механизм государственного регулирования
научной деятельности, которыми с учетом конкретной
социально-экономической ситуации руководствуются федеральные органы
исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, научные работники, научно-исследовательские
организации, научно-технические общества и объединения.
I. Наука - важнейший ресурс обновляющейся России
1. Российская наука за свою многовековую историю внесла огромный
вклад в развитие страны и мирового сообщества. Своим положением
великой мировой державы Россия во многом обязана достижениям
отечественных ученых.
В современных условиях практическое использование
естественнонаучных, гуманитарных и научно-технических знаний во все
большей степени становится источником обеспечения жизнедеятельности
общества, его духовного и физического здоровья.
Уровень развития науки во многом определяет эффективность
экономической деятельности, обороноспособность, духовную и
политическую культуру населения страны, защищенность личности и
общества от воздействия неблагоприятных природных и антропогенных
факторов.
2. Важным условием формирования отечественной науки являлось
стремление охватить все направления исследований. В стране
сформировалась обширная сеть научно-исследовательских организаций как
фундаментального, так и прикладного характера. По многим направлениям
отечественная наука занимала передовые позиции в мире. Это
достигалось за счет высокого уровня ведущих научных школ,
престижности труда ученого и привлечения в науку большого числа
исследователей, а также за счет полноценного бюджетного
финансирования. Однако административно-командный механизм в
экономике, высокая степень закрытости научно-технической сферы,
неоправданные ограничения прав интеллектуальной собственности снижали
эффективность использования научного потенциала страны.
В настоящее время, когда расширяются возможности для свободы
научного творчества, открытого обмена информацией и международного
сотрудничества, положение российской науки могло бы качественно
измениться. Однако системный кризис, сопровождающий период
социально-политического переустройства страны, привел к тому, что
перед отечественной наукой встали новые серьезные трудности: крайне
недостаточное бюджетное финансирование научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ не обеспечивает своевременного
обновления материально-технической базы науки, создания нормальных
условий жизни и труда ученых, осложняет эффективное государственное
регулирование в научной сфере. Престиж профессии ученого упал в
обществе до недопустимо низкого уровня, наука перестала быть
привлекательной для талантливой молодежи. Со всей очевидностью
возникла необходимость коренной реорганизации сферы науки,
привлечения дополнительных источников финансирования. По-прежнему
остро стоит проблема более эффективного использования результатов
научных исследований в экономике.
3. Новыми тенденциями в развитии мирового сообщества стали
расширение сотрудничества и кооперации государств в решении
глобальных проблем, связанных с сохранением среды обитания,
обеспечение достойного духовного и физического уровня жизни людей,
поддержание здоровья человека. Происходит объединение усилий ученых и
инженеров развитых стран в поиске и использовании новых источников
энергии, освоении космического пространства, создании открытой
информационной среды. Новая стратегия развития науки отдает приоритет
исследованиям, имеющим значимость для самой перспективы существования
мирового сообщества, для его устойчивого и безопасного развития.
4. Современные тенденции межгосударственной интеграции не
означают, однако, исчезновения национальных интересов, в том числе в
сфере науки. Более того, национальный научный потенциал будет во
многом определять место страны в мировом сообществе, перспективы в
конкурентной борьбе на внешнем рынке, возможности в решении ее
внутренних проблем.
Масштабы и темпы развития отечественной науки должны обеспечить
соответствие потенциала России уровню мирового научно-технического
прогресса. Приоритетные направления научных исследований определяются
также экономическим и геополитическим положением России, наличием
природных ресурсов, имеющих глобальное значение, потребностями
духовного развития нашего общества, гуманистическими традициями
российской науки. Существенное влияние на выбор приоритетов
продолжают оказывать и мировые тенденции в развитии человеческой
цивилизации на рубеже двух тысячелетий.
5. Для реального преобразования жизни в России исключительно
важное значение имеет развитие науки в регионах, способствующее их
прогрессу с учетом экономических, ресурсных, экологических и
культурных особенностей.
II. Развитие научного потенциала России
6. Государство рассматривает науку и ее научный потенциал как
национальное достояние, определяющее будущее нашей страны, в связи с
чем поддержка развития науки становится приоритетной государственной
задачей. Важнейшими принципами государственной научной политики
являются:
- опора на отечественный научный потенциал;
- свобода научного творчества, последовательная демократизация
научной сферы, открытость и гласность при оформлении и реализации
научной политики;
- стимулирование развития фундаментальных научных исследований;
- сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ;
- создание условий для здоровой конкуренции и
предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и
поддержка инновационной деятельности;
- создание условий для организации научных исследований и
разработок в целях обеспечения необходимой обороноспособности и
национальной безопасности страны;
- интеграция науки и образования, развитие целостной системы
подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней;
- защита прав интеллектуальной собственности исследователей,
организаций и государства;
- обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и
права свободного обмена ею;
- развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских
организаций различных форм собственности, поддержка малого
инновационного предпринимательства;
- формирование экономических условий для широкого использования
достижений науки, содействие распространению ключевых для российской
экономики научно-технических нововведений;
- повышение престижности научного труда, создание достойных
условий жизни и работы ученых и специалистов;
- пропаганда современных достижений науки, их значимости для
будущего России;
- защита прав и интересов российских ученых за рубежом.
7. Ключевым элементом реформирования системы управления сферой
науки становится совершенствование механизмов финансирования,
организации научных исследований и налоговой политики, а именно;
- выделение средств из федерального бюджета на финансирование
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского
назначения в размере 3 процентов его расходной части с ежегодным
увеличением этого размера по мере стабилизации экономики до уровня,
характерного для высокоразвитых стран;
- обеспечение устойчивого государственного финансирования
Российской академии наук, Российской академии медицинских наук,
Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии
образования, Российской академии архитектуры и строительных наук,
Российской академии художеств, государственных научных центров и
организаций, работающих по приоритетным направлениям науки и техники,
государственных университетов и других ведущих высших учебных
учреждений, научных библиотек, музеев и информационных центров;
- обеспечение множественности источников финансирования
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет
активной поддержки целевых государственных фондов;
- создание благоприятных условий для инвестирования в науку
средств промышленными предприятиями, банками, международными
организациями и частными лицами;
- развитие конкурсных начал в распределении средств на научные
программы и проекты при открытости принимаемых решений и привлечении
научного сообщества к контролю за использованием средств;
- поэтапное введение федеральной контрактной системы в сфере
научно-технических и опытно-конструкторских разработок;
- введение налоговых и таможенных льгот для стимулирования и
поддержки научной деятельности;
- создание условий и предоставление необходимых ресурсов для
участия российских ученых в международных проектах;
- создание благоприятных условий для работы общественных научных
объединений.
* * *
Государство, беря на себя перечисленные обязательства, выражает
уверенность в том, что российское научное сообщество обеспечит
научно-технические предпосылки для преобразования России в правовое
государство с социально ориентированной рыночной экономикой, высоким
уровнем духовной и материальной культуры, экологической и военной
безопасности.
|