Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ДОКТРИНА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ (ОДОБРЕНА УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 13 ИЮНЯ 1996 Г. N 884)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад



                                                                  Одобрена
                                                        Указом  Президента
                                                      Российской Федерации
                                                  от 13 июня 1996 г. N 884

                   ДОКТРИНА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ


          Доктрина развития российской науки - система взглядов на роль  и
     значение науки  в обеспечении  независимости и  процветания России, а
     также принципов, определяющих механизм государственного регулирования
     научной    деятельности,     которыми     с     учетом     конкретной
     социально-экономической ситуации  руководствуются федеральные  органы
     исполнительной  власти,   органы   исполнительной  власти   субъектов
     Российской  Федерации,  научные  работники,  научно-исследовательские
     организации, научно-технические общества и объединения.

              I. Наука - важнейший ресурс обновляющейся России

          1. Российская наука за свою многовековую историю внесла огромный
     вклад  в  развитие  страны  и  мирового  сообщества. Своим положением
     великой  мировой  державы  Россия   во  многом  обязана   достижениям
     отечественных ученых.
          В    современных     условиях     практическое     использование
     естественнонаучных, гуманитарных и  научно-технических знаний во  все
     большей степени  становится источником  обеспечения жизнедеятельности
     общества, его духовного и физического здоровья.
          Уровень  развития  науки  во  многом  определяет   эффективность
     экономической    деятельности,    обороноспособность,    духовную   и
     политическую  культуру  населения  страны,  защищенность  личности  и
     общества  от  воздействия  неблагоприятных  природных и антропогенных
     факторов.
          2.  Важным  условием  формирования  отечественной науки являлось
     стремление   охватить   все   направления   исследований.   В  стране
     сформировалась обширная сеть научно-исследовательских организаций как
     фундаментального, так и прикладного характера. По многим направлениям
     отечественная  наука   занимала   передовые  позиции   в   мире.  Это
     достигалось   за   счет   высокого   уровня   ведущих  научных  школ,
     престижности  труда  ученого  и  привлечения  в  науку большого числа
     исследователей,    а    также    за    счет  полноценного  бюджетного
     финансирования.    Однако    административно-командный    механизм  в
     экономике,  высокая  степень  закрытости  научно-технической   сферы,
     неоправданные ограничения прав интеллектуальной собственности снижали
     эффективность использования научного потенциала страны.
          В  настоящее  время,  когда  расширяются возможности для свободы
     научного творчества,  открытого обмена  информацией и  международного
     сотрудничества,  положение  российской  науки  могло  бы  качественно
     измениться.    Однако    системный    кризис,  сопровождающий  период
     социально-политического  переустройства  страны,  привел  к тому, что
     перед отечественной наукой  встали новые серьезные  трудности: крайне
     недостаточное  бюджетное  финансирование  научно-исследовательских  и
     опытно-конструкторских    работ    не    обеспечивает  своевременного
     обновления  материально-технической  базы  науки, создания нормальных
     условий жизни и  труда ученых, осложняет  эффективное государственное
     регулирование  в  научной  сфере.  Престиж  профессии  ученого упал в
     обществе  до  недопустимо  низкого   уровня,  наука  перестала   быть
     привлекательной  для  талантливой  молодежи.  Со  всей   очевидностью
     возникла    необходимость    коренной    реорганизации  сферы  науки,
     привлечения  дополнительных  источников  финансирования.  По-прежнему
     остро  стоит  проблема  более  эффективного использования результатов
     научных исследований в экономике.
          3.  Новыми  тенденциями  в  развитии  мирового  сообщества стали
     расширение  сотрудничества   и   кооперации  государств   в   решении
     глобальных  проблем,   связанных   с  сохранением   среды   обитания,
     обеспечение достойного  духовного и  физического уровня  жизни людей,
     поддержание здоровья человека. Происходит объединение усилий ученых и
     инженеров развитых  стран в  поиске и  использовании новых источников
     энергии,  освоении  космического   пространства,  создании   открытой
     информационной среды. Новая стратегия развития науки отдает приоритет
     исследованиям, имеющим значимость для самой перспективы существования
     мирового сообщества, для его устойчивого и безопасного развития.
          4.  Современные  тенденции   межгосударственной  интеграции   не
     означают, однако, исчезновения национальных интересов, в том числе  в
     сфере  науки.  Более  того,  национальный  научный потенциал будет во
     многом определять  место страны  в мировом  сообществе, перспективы в
     конкурентной  борьбе  на  внешнем  рынке,  возможности  в  решении ее
     внутренних проблем.
          Масштабы и темпы развития отечественной науки должны  обеспечить
     соответствие  потенциала  России  уровню мирового научно-технического
     прогресса. Приоритетные направления научных исследований определяются
     также  экономическим  и  геополитическим  положением России, наличием
     природных  ресурсов,  имеющих   глобальное  значение,   потребностями
     духовного  развития  нашего  общества,  гуманистическими   традициями
     российской  науки.   Существенное   влияние  на   выбор   приоритетов
     продолжают  оказывать  и  мировые  тенденции  в развитии человеческой
     цивилизации на рубеже двух тысячелетий.
          5.  Для  реального  преобразования  жизни в России исключительно
     важное значение  имеет развитие  науки в  регионах, способствующее их
     прогрессу  с   учетом  экономических,   ресурсных,  экологических   и
     культурных особенностей.

                   II. Развитие научного потенциала России

          6. Государство  рассматривает науку  и ее  научный потенциал как
     национальное достояние, определяющее будущее нашей страны, в связи  с
     чем поддержка развития науки становится приоритетной  государственной
     задачей.  Важнейшими  принципами  государственной  научной   политики
     являются:
          - опора на отечественный научный потенциал;
          - свобода  научного творчества,  последовательная демократизация
     научной сферы,  открытость и  гласность при  оформлении и  реализации
     научной политики;
          - стимулирование развития фундаментальных научных исследований;
          - сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ;
          -    создание    условий    для    здоровой    конкуренции     и
     предпринимательства  в  сфере  науки  и  техники,  стимулирование   и
     поддержка инновационной деятельности;
          -  создание  условий  для  организации  научных  исследований  и
     разработок  в  целях  обеспечения  необходимой  обороноспособности  и
     национальной безопасности страны;
          -  интеграция  науки  и  образования, развитие целостной системы
     подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней;
          -  защита  прав  интеллектуальной  собственности исследователей,
     организаций и государства;
          - обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и
     права свободного обмена ею;
          -  развитие  научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских
     организаций    различных    форм    собственности,  поддержка  малого
     инновационного предпринимательства;
          - формирование экономических условий для широкого  использования
     достижений науки, содействие распространению ключевых для  российской
     экономики научно-технических нововведений;
          -  повышение  престижности  научного  труда,  создание достойных
     условий жизни и работы ученых и специалистов;
          -  пропаганда  современных  достижений  науки, их значимости для
     будущего России;
          - защита прав и интересов российских ученых за рубежом.
          7. Ключевым элементом  реформирования системы управления  сферой
     науки   становится   совершенствование   механизмов   финансирования,
     организации научных исследований и налоговой политики, а именно;
          - выделение  средств из  федерального бюджета  на финансирование
     научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ  гражданского
     назначения  в  размере  3  процентов  его расходной части с ежегодным
     увеличением этого размера по  мере стабилизации экономики до  уровня,
     характерного для высокоразвитых стран;
          -   обеспечение   устойчивого   государственного  финансирования
     Российской  академии  наук,  Российской  академии  медицинских  наук,
     Российской  академии  сельскохозяйственных  наук, Российской академии
     образования,  Российской  академии  архитектуры  и строительных наук,
     Российской  академии  художеств,  государственных  научных  центров и
     организаций, работающих по приоритетным направлениям науки и техники,
     государственных  университетов  и   других  ведущих  высших   учебных
     учреждений, научных библиотек, музеев и информационных центров;
          -    обеспечение    множественности   источников  финансирования
     научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских  работ  за   счет
     активной поддержки целевых государственных фондов;
          -  создание  благоприятных  условий  для  инвестирования в науку
     средств    промышленными    предприятиями,   банками,  международными
     организациями и частными лицами;
          - развитие конкурсных начал  в распределении средств на  научные
     программы и проекты при открытости принимаемых решений и  привлечении
     научного сообщества к контролю за использованием средств;
          -  поэтапное  введение  федеральной  контрактной системы в сфере
     научно-технических и опытно-конструкторских разработок;
          - введение  налоговых и  таможенных льгот  для стимулирования  и
     поддержки научной деятельности;
          -  создание  условий  и  предоставление необходимых ресурсов для
     участия российских ученых в международных проектах;
          - создание благоприятных условий для работы общественных научных
     объединений.
                                    * * *
          Государство, беря на себя перечисленные обязательства,  выражает
     уверенность  в  том,  что  российское  научное  сообщество  обеспечит
     научно-технические предпосылки для  преобразования России в  правовое
     государство с социально ориентированной рыночной экономикой,  высоким
     уровнем  духовной  и  материальной  культуры, экологической и военной
     безопасности.





<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz