13 июня 1996 года N 884
-------------------------------------------------------------------
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ДОКТРИНЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ
(с изм., согл. Указа Президента РФ от 23.02.2006 N 169,
с изм., внесенными Указами Президента РФ от 01.08.2003 N 866,
от 25.08.2004 N 1114)
В целях осуществления скоординированных действий, направленных
на сохранение и развитие научного потенциала страны, постановляю:
1. Одобрить подготовленную по поручению Правительства
Российской Федерации Министерством науки и технической политики
Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по
атомной энергии, Министерством экономики Российской Федерации,
Государственным комитетом Российской Федерации по высшему
образованию, Российской академией наук и отраслевыми академиями
наук с участием заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти и организаций и поддержанную
Правительственной комиссией по научно-технической политике
доктрину развития российской науки как основу проведения
государственной научной политики, включающую в себя следующие
основные положения:
поддержка развития науки в качестве приоритетной задачи
государства;
абзац утратил силу. - Указ Президента РФ от 23.02.2006 N 169;
создание условий для развития фундаментальных научных
исследований и ведущих научных школ;
повышение престижности научного труда, создание достойных
условий жизни и работы ученых и специалистов;
реформирование сферы науки путем совершенствования принципов
управления, финансирования и организации научных исследований;
интеграция науки и образования, развитие системы подготовки
квалифицированных научных кадров;
создание условий для конкуренции и предпринимательства в сфере
науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной
деятельности;
ориентация отечественного научного потенциала на решение
важнейших социально-экономических задач и обеспечение безопасности
страны.
2. Правительству Российской Федерации:
обеспечить доведение доктрины развития российской науки до
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
организаций и научных объединений, а также оперативную координацию
работ по реализации основных положений указанной доктрины;
продолжить работу по формированию и реализации в 1996 - 2000
годах приоритетных направлений развития науки и техники, а также
критических технологий.
3. Федеральным органам государственной власти и органам
государственной власти субъектов Российской Федерации учитывать
основные положения доктрины развития российской науки при
разработке и реализации мер государственной поддержки и
регулирования в сфере науки и научно-технической деятельности, а
также при разработке инвестиционных, научно-технических и других
программ развития отраслей экономики и субъектов Российской
Федерации.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
13 июня 1996 года
N 884
Одобрена
Указом Президента
Российской Федерации
от 13 июня 1996 г. N 884
ДОКТРИНА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ <*>
Доктрина развития российской науки - система взглядов на роль и
значение науки в обеспечении независимости и процветания России, а
также принципов, определяющих механизм государственного
регулирования научной деятельности, которыми с учетом конкретной
социально-экономической ситуации руководствуются федеральные
органы исполнительной власти, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, научные работники, научно-
исследовательские организации, научно-технические общества и
объединения.
--------------------------------
<*> См. "Бюллетень Госкомвуза РФ", N 8, 1996
I. Наука - важнейший ресурс обновляющейся России
1. Российская наука за свою многовековую историю внесла
огромный вклад в развитие страны и мирового сообщества. Своим
положением великой мировой державы Россия во многом обязана
достижениям отечественных ученых.
В современных условиях практическое использование
естественнонаучных, гуманитарных и научно-технических знаний во
все большей степени становится источником обеспечения
жизнедеятельности общества, его духовного и физического здоровья.
Уровень развития науки во многом определяет эффективность
экономической деятельности, обороноспособность, духовную и
политическую культуру населения страны, защищенность личности и
общества от воздействия неблагоприятных природных и антропогенных
факторов.
2. Важным условием формирования отечественной науки являлось
стремление охватить все направления исследований. В стране
сформировалась обширная сеть научно-исследовательских организаций
как фундаментального, так и прикладного характера. По многим
направлениям отечественная наука занимала передовые позиции в
мире. Это достигалось за счет высокого уровня ведущих научных
школ, престижности труда ученого и привлечения в науку большого
числа исследователей, а также за счет полноценного бюджетного
финансирования. Однако административно-командный механизм в
экономике, высокая степень закрытости научно-технической сферы,
неоправданные ограничения прав интеллектуальной собственности
снижали эффективность использования научного потенциала страны.
В настоящее время, когда расширяются возможности для свободы
научного творчества, открытого обмена информацией и международного
сотрудничества, положение российской науки могло бы качественно
измениться. Однако системный кризис, сопровождающий период
социально-политического переустройства страны, привел к тому, что
перед отечественной наукой встали новые серьезные трудности:
крайне недостаточное бюджетное финансирование научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ не обеспечивает
своевременного обновления материально-технической базы науки,
создания нормальных условий жизни и труда ученых, осложняет
эффективное государственное регулирование в научной сфере. Престиж
профессии ученого упал в обществе до недопустимо низкого уровня,
наука перестала быть привлекательной для талантливой молодежи. Со
всей очевидностью возникла необходимость коренной реорганизации
сферы науки, привлечения дополнительных источников финансирования.
По-прежнему остро стоит проблема более эффективного использования
результатов научных исследований в экономике.
3. Новыми тенденциями в развитии мирового сообщества стали
расширение сотрудничества и кооперации государства в решении
глобальных проблем, связанных с сохранением среды обитания,
обеспечение достойного духовного и физического уровня жизни людей,
поддержание здоровья человека. Происходит объединение усилий
ученых и инженеров развитых стран в поиске и использовании новых
источников энергии, освоении космического пространства, создании
открытой информационной среды. Новая стратегия развития науки
отдает приоритет исследованиям, имеющим значимость для самой
перспективы существования мирового сообщества, для его устойчивого
и безопасного развития.
4. Современные тенденции межгосударственной интеграции не
означают, однако, исчезновения национальных интересов, в том числе
в сфере науки. Более того, национальный научный потенциал будет во
многом определять место страны в мировом сообществе, перспективы в
конкурентной борьбе на внешнем рынке, возможности в решении ее
внутренних проблем.
Масштабы и темпы развития отечественной науки должны обеспечить
соответствие потенциала России уровню мирового научно-технического
прогресса. Приоритетные направления научных исследований
определяются также экономическим и геополитическим положением
России, наличием природных ресурсов, имеющих глобальное значение,
потребностями духовного развития нашего общества, гуманистическими
традициями российской науки. Существенное влияние на выбор
приоритетов продолжают оказывать и мировые тенденции в развитии
человеческой цивилизации на рубеже двух тысячелетий.
5. Для реального преобразования жизни в России исключительно
важное значение имеет развитие науки в регионах, способствующее их
прогрессу с учетом экономических, ресурсных, экологических и
культурных особенностей.
II. Развитие научного потенциала России
6. Государство рассматривает науку и ее научный потенциал как
национальное достояние, определяющее будущее нашей страны, в связи
с чем поддержка развития науки становится приоритетной
государственной задачей. Важнейшими принципами государственной
научной политики являются:
- опора на отечественный научный потенциал;
- свобода научного творчества, последовательная демократизация
научной сферы, открытость и гласность при формировании и
реализации научной политики;
- стимулирование развития фундаментальных научных исследований;
- сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ;
- создание условий для здоровой конкуренции и
предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и
поддержка инновационной деятельности;
- создание условий для организации научных исследований и
разработок в целях обеспечения необходимой обороноспособности и
национальной безопасности страны;
- интеграция науки и образования, развитие целостной системы
подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней;
- защита прав интеллектуальной собственности исследователей,
организаций и государства;
- обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации
и права свободного обмена ею;
- развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских
организаций различных форм собственности, поддержка малого
инновационного предпринимательства;
- формирование экономических условий для широкого использования
достижений науки, содействие распространению ключевых для
российской экономики научно-технических нововведений;
- повышение престижности научного труда, создание достойных
условий жизни и работы ученых и специалистов;
- пропаганда современных достижений науки, их значимости для
будущего России;
- защита прав и интересов российских ученых за рубежом.
7. Ключевым элементом реформирования системы управления сферой
науки становится совершенствование механизмов финансирования,
организации научных исследований и налоговой политики, а именно:
- выделение средств из федерального бюджета на финансирование
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
гражданского назначения в размере 3 процентов его расходной части
с ежегодным увеличением этого размера по мере стабилизации
экономики до уровня, характерного для высокоразвитых стран;
- обеспечение устойчивого государственного финансирования
Российской академии наук, Российской академии медицинских наук,
Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии
образования, Российской академии архитектуры и строительных наук,
Российской академии художеств, государственных научных центров и
организаций, работающих по приоритетным направлениям науки и
техники, государственных университетов и других ведущих высших
учебных учреждений, научных библиотек, музеев и информационных
центров;
- обеспечение множественности источников финансирования научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет активной
поддержки целевых государственных фондов;
- создание благоприятных условий для инвестирования в науку
средств промышленными предприятиями, банками, международными
организациями и частными лицами;
- развитие конкурсных начал в распределении средств на научные
программы и проекты при открытости принимаемых решений и
привлечении научного сообщества к контролю за использованием
средств;
- поэтапное введение федеральной контрактной системы в сфере
научно-технических и опытно-конструкторских разработок;
- введение налоговых и таможенных льгот для стимулирования и
поддержки научной деятельности;
- создание условий и предоставление необходимых ресурсов для
участия российских ученых в международных проектах;
- создание благоприятных условий для работы общественных
научных объединений.
* * *
Государство, беря на себя перечисленные обязательства, выражает
уверенность в том, что российское научное сообщество обеспечит
научно-технические предпосылки для преобразования России в
правовое государство с социально ориентированной рыночной
экономикой, высоким уровнем духовной и материальной культуры,
экологической и военной безопасности.
|