ДОГОВОР
О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ
И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
от 13 июня 1996 года
Исходя из необходимости разграничения полномочий и
ответственности между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти города федерального
значения Санкт-Петербурга (далее - Санкт-Петербурга),
учитывая специфические географические, природные,
экономические и культурно-исторические особенности Санкт-
Петербурга,
в целях качественного улучшения социально-экономических и
политико-правовых условий жизни и деятельности населения Санкт-
Петербурга,
укрепления российской государственности, единства системы
государственной власти,
обеспечения территориальной целостности Российской Федерации,
единства экономического пространства страны,
гарантирования прав и свобод человека и гражданина,
установленных Конституцией Российской Федерации,
руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральным
законодательством, законодательством Санкт-Петербурга, заключен
настоящий Договор о нижеследующем:
Статья 1
Настоящий Договор разграничивает предметы ведения и полномочия
между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Статья 2
Исходя из географических, экономических, социальных,
культурно-исторических и иных особенностей Санкт-Петербурга, к
предметам совместного ведения органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти Санкт-
Петербурга, помимо предметов совместного ведения, установленных
статьей 72 Конституции Российской Федерации, относятся:
а) структурная перестройка экономики Санкт-Петербурга;
б) функционирование предприятий оборонного комплекса,
расположенных на территории Санкт-Петербурга, за исключением
производства вооружений и военной техники, конверсия этих
предприятий, а также участие в реализации производимой ими
продукции;
в) вопросы таможенной политики Российской Федерации на
территории Санкт-Петербурга, в том числе эффективное использование
таможенных платежей и сборов, собираемых на территории Санкт-
Петербурга, для поддержки экспорта и развития внешнеэкономической
и таможенной инфраструктуры, включая вопросы создания и развития
локальных таможенных зон;
г) вопросы развития транспортного комплекса Санкт-Петербурга
как федерального и международного транспортного центра, включая
морской, речной, железнодорожный, автомобильный и воздушный
транспорт;
д) вопросы социальной защиты ветеранов, жителей блокадного
Ленинграда, пенсионеров, военнослужащих, сотрудников органов
внутренних дел, граждан, уволенных с военной службы и из органов
внутренних дел, и членов их семей;
е) межбюджетные отношения Российской Федерации и Санкт-
Петербурга;
ж) вопросы сертификации продукции и услуг, лицензирования
отдельных видов деятельности на территории Санкт-Петербурга;
з) вопросы координации развития и функционирования федеральных
и городских систем энергетики, транспорта и связи, включая
создание регионального дорожного фонда Санкт-Петербурга;
и) взаимодействие в области гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации
мобилизационной подготовки на территории Санкт-Петербурга;
к) проведение согласованной кадровой политики при
осуществлении предметов ведения и полномочий, определенных
настоящим Договором.
Статья 3
В целях разграничения полномочий между органами исполнительной
власти Российской Федерации и органами исполнительной власти
Санкт-Петербурга по предметам совместного ведения, установленным
статьей 72 Конституции Российской Федерации и статьей 2 настоящего
Договора, администрация Санкт-Петербурга заключает соответствующие
соглашения с Правительством Российской Федерации.
Соглашения о разграничении полномочий по предметам совместного
ведения являются неотъемлемой частью настоящего Договора.
Соглашения о разграничении полномочий по предметам совместного
ведения между органами исполнительной власти Российской Федерации
и Санкт-Петербурга могут быть заключены в любое время после
вступления в силу настоящего Договора.
Статья 4
В целях выполнения настоящего Договора органы государственной
власти Российской Федерации:
а) разрабатывают с участием органов государственной власти
Санкт-Петербурга и принимают федеральные законы и иные нормативные
правовые акты по предметам совместного ведения;
б) обеспечивают приведение нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти в соответствие с
настоящим Договором;
в) разрабатывают с участием органов государственной власти
Санкт-Петербурга и утверждают федеральные целевые программы в
области экономического, экологического, социального и культурного
развития Санкт-Петербурга, в том числе по развитию транспортного
комплекса, а также сохранению исторического и культурного наследия
Санкт-Петербурга;
г) обеспечивают финансирование и реализацию федеральных
целевых программ на территории Санкт-Петербурга в части
федеральных полномочий и в объемах, установленных федеральным
бюджетом;
д) согласовывают с органами государственной власти Санкт-
Петербурга кандидатуры руководителей федеральных предприятий,
учреждений, организаций, расположенных на территории Санкт-
Петербурга, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации
федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих
полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать
соответствующих должностных лиц. По согласованию с органами
исполнительной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области
могут быть созданы единые для Санкт-Петербурга и Ленинградской
области территориальные подразделения федеральных органов
исполнительной власти.
Статья 5
В целях выполнения настоящего Договора органы государственной
власти Санкт-Петербурга:
а) принимают городские законы и осуществляют иное правовое
регулирование по предметам совместного ведения в соответствии с
федеральным законодательством;
б) обеспечивают приведение нормативных правовых актов органов
государственной власти Санкт-Петербурга в соответствие с настоящим
Договором;
в) участвуют в разработке и реализации федеральных целевых
программ в области экономического, экологического, социального и
культурного развития Санкт-Петербурга, в том числе по развитию
транспортного комплекса, а также сохранению исторического и
культурного наследия Санкт-Петербурга, и осуществляют их
финансирование в части компетенции органов государственной власти
Санкт-Петербурга;
г) устанавливают в соответствии с федеральным
законодательством условия сертификации продукции и услуг,
лицензирования отдельных видов деятельности на территории Санкт-
Петербурга;
д) участвуют в решении кадровых вопросов при назначении
руководителей федеральных предприятий, учреждений, организаций,
расположенных на территории Санкт-Петербурга, если иное не
установлено федеральным законом.
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического
развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области, повышения
уровня благосостояния населения города и области органы
исполнительной власти Санкт-Петербурга по согласованию с органами
исполнительной власти Ленинградской области и на паритетных
началах вправе создавать совместные органы исполнительной власти
Санкт-Петербурга и Ленинградской области, наделяя их
соответствующими полномочиями.
Статья 6
При отсутствии федерального закона или иного федерального
нормативного правового акта по отдельным предметам совместного
ведения Санкт-Петербург осуществляет собственное правовое
регулирование.
После принятия соответствующего федерального закона или иного
федерального нормативного правового акта законы и иные нормативные
правовые акты Санкт-Петербурга приводятся в соответствие с
федеральным законодательством.
Законы и иные нормативные правовые акты Санкт-Петербурга, не
приведенные в соответствие с федеральным законодательством,
применению не подлежат.
Статья 7
Если федеральными нормативными правовыми актами, действие
которых распространяется на все субъекты Российской Федерации,
будут установлены права, льготы и преимущества для субъектов
Российской Федерации большие, чем установленные настоящим
Договором, то в отношении Санкт-Петербурга применяются положения
указанных федеральных нормативных правовых актов.
В случае принятия федеральными органами исполнительной власти
в одностороннем порядке нормативных правовых актов, противоречащих
настоящему Договору, подлежат применению нормы настоящего
Договора.
В случае противоречия между законами, нормативными правовыми
актами Санкт-Петербурга и настоящим Договором действуют нормы
настоящего Договора.
Статья 8
Передача федеральными органами исполнительной власти
осуществления части своих полномочий органам исполнительной власти
Санкт-Петербурга, в соответствии со статьей 78 Конституции
Российской Федерации, может иметь место по соглашению во всех
случаях, если в Конституции Российской Федерации или федеральном
законе не содержится прямой запрет на передачу осуществления
соответствующих полномочий.
При передаче осуществления конкретных полномочий в
соответствующем соглашении предусматриваются необходимые условия
передачи и осуществления этих полномочий.
Статья 9
Законы и иные нормативные правовые акты Санкт-Петербурга
подлежат государственной защите и применяются судами в
соответствии с их компетенцией, установленной законодательством
Российской Федерации.
Статья 10
Органы государственной власти Санкт-Петербурга имеют право
оспаривать в соответствующем суде и вносить в Правительство
Российской Федерации предложения об отмене либо приостановлении
действия на территории Санкт-Петербурга частично или полностью
правовых актов министерств и ведомств Российской Федерации,
которые:
регулируют вопросы, отнесенные к ведению субъекта Российской
Федерации;
не соответствуют полномочиям федеральных органов
исполнительной власти в сфере совместного ведения Российской
Федерации и субъекта Российской Федерации;
перераспределяют в одностороннем порядке предметы ведения и
полномочия Санкт-Петербурга, установленные Конституцией Российской
Федерации и настоящим Договором.
В случае, если Правительство Российской Федерации в течение
одного месяца со дня внесения предложения органов государственной
власти Санкт-Петербурга не отменит либо не приостановит действие
правовых актов министерств и ведомств Российской Федерации,
указанных в части первой настоящей статьи, такие правовые акты не
подлежат применению органами государственной власти Санкт-
Петербурга до вынесения решения соответствующим судом.
Статья 11
Органы исполнительной власти Санкт-Петербурга могут быть
наделены полномочиями территориальных подразделений федеральных
органов исполнительной власти по соглашениям, заключенным
администрацией Санкт-Петербурга с Правительством Российской
Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной
власти.
Статья 12
Вопросы владения, пользования, распоряжения объектами,
относящимися к государственной собственности Санкт-Петербурга,
регулируются городскими нормативными правовыми актами в
соответствии с федеральным законодательством.
Отнесение объектов государственной собственности на территории
Санкт-Петербурга к объектам федеральной и городской собственности,
а также разграничение полномочий по управлению объектами
федеральной собственности на территории Санкт-Петербурга
производится отдельным соглашением.
Разграничение природных ресурсов на территории Санкт-
Петербурга на природные ресурсы федерального и городского значения
производится отдельным соглашением, если иное не установлено
федеральным законодательством.
Статья 13
Органы государственной власти Санкт-Петербурга самостоятельно
устанавливают и вводят городские налоги и сборы в бюджет и
внебюджетные фонды Санкт-Петербурга в соответствии с федеральными
и городскими законами.
Состав и размеры доходов, поступающих в бюджет Санкт-
Петербурга в виде средств от федеральных налогов, определяются
соглашением Правительства Российской Федерации и администрации
Санкт-Петербурга, если они прямо не установлены федеральным
законом.
Финансирование федеральных расходов на территории Санкт-
Петербурга может осуществляться через территориальное управление
Федерального казначейства Министерства финансов Российской
Федерации по городу Санкт-Петербургу в установленном порядке в
соответствии с отдельным соглашением, в том числе за счет
налоговых и иных платежей, взимаемых на территории города и
подлежащих перечислению в федеральный бюджет.
Статья 14
Федеральные органы государственной власти совместно с органами
государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с
федеральным законом и на основе отдельного соглашения
разрабатывают и проводят эксперимент по новой системе
налогообложения и межбюджетных отношений, направленный на усиление
роли органов государственной власти регионов и органов
самоуправления городов и районов в решении вопросов установления
количества и видов налоговых платежей, регулирования размеров их
ставок, распределения доходов между бюджетами всех уровней.
Статья 15
Органы государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии
с федеральным законодательством вправе устанавливать
административную ответственность за нарушение законов Санкт-
Петербурга, иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, а
также актов органов местного самоуправления.
Статья 16
Санкт-Петербург вправе выступать самостоятельно, а также по
поручению органов государственной власти Российской Федерации
участников международных и внешнеэкономических связей, если это не
противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному
законодательству и международным договорам Российской Федерации,
вправе заключать соответствующие договоры (соглашения) с
субъектами иностранных федеративных государств, административно-
территориальными образованиями иностранных государств, а также
министерствами и ведомствами иностранных государств;
Органы государственной власти Российской Федерации в
соответствии с федеральным законодательством координируют
международные и внешнеэкономические связи Санкт-Петербурга.
Статья 17
В целях эффективной реализации настоящего Договора органы
государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти Санкт-Петербурга могут создавать совместные
комиссии и иные рабочие органы на паритетных началах.
Статья 18
Споры и разногласия, возникающие в ходе реализации настоящего
Договора, а также споры о компетенции между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти Санкт-Петербурга по предметам совместного
ведения разрешаются путем согласительных процедур либо в порядке,
установленном Конституцией Российской Федерации и федеральным
законодательством.
Статья 19
Органы государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти Санкт-Петербурга могут иметь свои
представительства соответственно в г. Санкт-Петербурге и в г.
Москве.
Статья 20
Настоящий Договор или отдельные его положения не могут быть
отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке.
Дополнения и изменения вносятся в настоящий Договор по
взаимному согласию сторон путем дополнений к настоящему Договору
или заключения нового Договора.
Статья 21
Настоящий Договор подлежит опубликованию в официальных
изданиях и вступает в силу с момента опубликования.
Совершено в г. Санкт-Петербурге 13 июня 1996 года в двух
экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу.
Президент
Российской Федерации
Б. Ельцин
Губернатор
Санкт-Петербурга
В. Яковлев
|