ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 1996 г. No. 6868/95
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест первого заместителя Председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации на решение Краснодарского
краевого арбитражного суда от 08.12.94 по делу No. 626-А.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Министерство здравоохранения и медицинской промышленности
Российской Федерации обратилось с иском к Комитету по управлению
имуществом Краснодарского края о признании недействительными плана
реорганизации арендного сельскохозяйственного подсобного
предприятия "Малый Ахун" от 20.07.93, постановления администрации
Хостинского района города Сочи от 27.07.93 No. 1048 "О
перерегистрации арендного сельскохозяйственного подсобного
предприятия "Малый Ахун" в товарищество с ограниченной
ответственностью "Агрофирма "Малый Ахун" и о передаче
государственного имущества министерству.
По ходатайству истца требование о передаче ему
государственного имущества было исключено из искового заявления.
Решением от 08.12.94 Краснодарский краевой арбитражный суд в
иске отказал.
В кассационном порядке законность решения не проверялась.
В протесте первого заместителя Председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается решение
отменить как принятое по неисследованным материалам.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению, а
дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в систему Минздрава СССР
входил отдел (центр) восстановительной и реабилитационной помощи,
в ведении которого находилось созданное на базе государственного
имущества подсобное сельское хозяйство "Малый Ахун". В декабре
1991 года некоторые санатории, а также названный отдел вместе с
подсобным хозяйством были переданы в оперативное управление
Минздрава России и Черноморского зонального управления
специализированных санаториев.
Согласно уставу основной целью подсобного хозяйства являлось
производство продуктов сельского хозяйства для питания отдыхающих
в лечебно-оздоровительных учреждениях отдела (центра)
восстановительной и реабилитационной помощи Минздрава СССР (ныне
Минздравмедпром России). В последние годы оно производило
сельхозпродукты для специализированных детских санаториев города
Сочи, в которых осуществлялось лечение детей-чернобыльцев,
детей-инвалидов.
Таким образом, подсобное сельское хозяйство "Малый Ахун"
создано в системе Минздрава СССР с определенной целью.
Постановлением главы администрации Хостинского района города
Сочи от 07.05.92 No. 245 названное подсобное хозяйство
преобразовано в арендное сельскохозяйственное подсобное
предприятие "Малый Ахун" (далее - АСХПП "Малый Ахун"). Из его
устава следует, что оно создано по решению трудового коллектива от
23.05.91 и на основании договора аренды от 03.07.91 No. 46/д,
заключенного арендным предприятием с отделом (центром)
восстановительной и реабилитационной помощи.
Однако в материалах дела отсутствуют названные решение и
договор аренды. Нет доказательств и создания организации
арендаторов. Арбитражный суд не исследовал вопросы правомерности
создания арендного предприятия, наличия в договоре аренды условий
о выкупе имущества. Не выяснено, заключалось ли в последующем
дополнительное соглашение об уточнении порядка выкупа. Не
проверено, произведен ли фактически выкуп арендным предприятием
полученного в аренду государственного имущества.
Преобразование арендного сельскохозяйственного подсобного
предприятия "Малый Ахун" в товарищество с ограниченной
ответственностью могло произойти после выкупа имущества.
Вместе с тем, материалы дела свидетельствуют о намерении АСХПП
"Малый Ахун" приватизироваться не как арендное, а как
сельскохозяйственное предприятие на основании Постановления
Правительства Российской Федерации от 04.09.92 No. 708,
предусматривающего бесплатную передачу имущества и земли. В связи
с этим оно 11 декабря 1992 года направило в соответствующий
комитет по управлению государственным имуществом заявку на
приватизацию предприятия. Администрация Хостинского района города
Сочи постановлением от 27.07.93 No. 1048 перерегистрировала АСХПП
"Малый Ахун" в товарищество с ограниченной ответственностью
"Агрофирма "Малый Ахун".
Решение арбитражного суда о правомерности произведенной
реорганизации арендного предприятия в товарищество основано на
пункте 24 Положения "О реорганизации колхозов, совхозов и
приватизации сельскохозяйственных предприятий", утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.92
No. 708.
Однако материалами дела доказано, что АСХПП "Малый Ахун"
никогда не относилось к системе агропромышленного комплекса, а
находилось в ведении Минздрава СССР, затем Минздравмедпрома России
и являлось федеральной собственностью. Следовательно, его
приватизация могла производиться в соответствии с Государственной
программой приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации на 1992 год. Из пунктов 2.2 и
2.2.11 названной программы следует, что предприятия и учреждения
здравоохранения, независимо от их ведомственной подчиненности,
находящиеся в федеральной собственности, могут осуществить
приватизацию только по решению Правительства Российской Федерации.
Программой не предусмотрены исключения для предприятий
здравоохранения, занимающихся подсобным сельским хозяйством.
В материалах дела не имеется доказательств того, что
Правительство Российской Федерации принимало решение о
приватизации АСХПП "Малый Ахун". Арбитражным судом данный вопрос
не исследовался.
Является неправомерной ссылка Комитета по управлению
государственным имуществом Краснодарского края на разъяснение
Госкомимущества России от 11.11.94 No. 009/402, из которого
следует, что подсобные сельские хозяйства министерств и ведомств,
за исключением Минобороны, МВД и ФСК, могут приватизироваться в
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
No. 708. Данное разъяснение не является официальным, поскольку
подписано не руководством Госкомимущества России, а начальником
управления, не имеющим полномочий давать официальные разъяснения
по применению нормативных актов.
При таких обстоятельствах решение подлежит отмене, а дело
направлению на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение от 08.12.94 Краснодарского краевого арбитражного суда
по делу No. 626-А отменить. Дело направить на новое рассмотрение в
тот же арбитражный суд.
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К.ЮКОВ
------------------------------------------------------------------
|