ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РФ
ПИСЬМО
ОТ 7.06.1996 Г. N 9/И
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИКИ УЧЕТА ПОПРАВОК К БОРТОВЫМ
СРЕДСТВАМ ИЗМЕРЕНИЯ ЧИСЛА М ПОЛЕТА НА САМОЛЕТАХ ГА
В целях подготовки к применению "Метода числа М" и
увеличения точности выдерживания заданного значения числа М
полета для самолетов типа: Ил-96-300, Ил-86, Ил-76,Т,ТД,МД,
Ту-154А,Б,С,М, Ту-204, Ан-124 целесообразно использовать
рекомендации "Методики-учета поправок к бортовым средствам
измерения числа М полета".
Для обеспечения требований продольного эшелонирования при
применении "Метода числа М" на трассах Российской Федерации, а
также при полетах по международным авиалиниям предлагаю:
1. Ввести в действие "Методику учета поправок к бортовым
средствам измерения числа М полета".
2. Обеспечить изготовление и установку на самолетах
бортовых таблиц к указателям числа М полета в соответствие с
рекомендациями "Методики ..." при выполнении форм технического
обслуживания (срок ноябрь 1996 г.) и после ремонта самолетов.
3. Изучить "Методику..." с летным и инженерно-техническим
составом предприятий ГА в месячный срок со дня получения и
принять к руководству рекомендации данной Методики.
4. Летным экипажам использовать рекомендации Методики при
полетах по авиатрассам, использующих "Метод числа М".
5. Директорам ГосНИИ ГА и ГосНИИ "Аэронавигаций" при
очередной корректировке РЛЭ включить рекомендации "Методики..."
в части учета поправок и выдерживания заданного числа М.
6. "Метод числа М" и перечень трасс, для его применения
будет введен отдельным Указанием.
Приложение: "Методика..." на 11 листах.
Директор
Федеральной Авиационной службы России Г.Н.Зайцев
Приложение
к указанию ФАСР
от 7 июня 1996 г. N 9/И
Методика
учета поправок к бортовым средствам измерения
числа М полета
Введение
Настоящая Методика разработана для создания единого подхода
к учету поправок показаний бортовых указателей числа М на
самолетах ГА с целью обеспечения выполнения требований
продольного эшелонирования при использовании "Метода числа М".
В данной методике приведены основные требования экипажам
воздушных судов (ВС), выполняющих полеты по трассам при
использовании "Метода числа М".
Методика составлена применительно к самолетам Ил-62М,
Ил-86, Ил-76, Т, ТД, МД, Ил-96-300, Ту-154А, Б, С, М, Ту-204,
Ан-124.
1. Общие положения
1.1. Термин "Метод числа М" применяется для описания
способа выдачи турбореактивным воздушным судам (ВС), выполняющим
полет по одному и тому же маршруту, диспетчерских разрешений на
выдерживание определенных значений числа М с целью сохранения
необходимых интервалов продольного эшелонирования между
последовательно летящими друг за другом ВС на одном и том же
эшелоне, выполняющими набор или снижение высоты до этого эшелона
и по расходящимся линиям пути.
1.2. Этот метод позволяет более рационально использовать
воздушное пространство и обеспечить выполнение норм продольного
эшелонирования между воздушными судами на участках маршрутов
большой протяженности при минимальном вмешательстве службы
управления воздушным движением (УВД).
1.3. "Метод числа М" рекомендуется применять в районах, для
которых:
- на всем протяжении или части маршрута временно или
постоянно отсутствует непрерывный радиолокационный контроль, а
также возможны нарушения непосредственного радиообмена между
диспетчером УВД и экипажем ВС;
- ВС в основном следуют по одним и тем же или расходящимся
линиям пути, при этом на всем протяжении маршрута минимальные
нормы продольного эшелонирования остаются постоянными;
- полеты, проводимые в данном районе, включают достаточно
протяженные (например, не менее 1 часа) участки с
установившимися режимами.
1.4. С целью точного измерения бортовыми средствами числа М
полета, а также однотипности введения поправок к этим средствам,
устанавливаются таблицы показаний к основным указателям числа М
полета, учитывающие величины аэродинамических поправок.
1.5. Данная Методика применительна для самолетов: Ил-86,
Ил-76, Т, ТД, МД, Ил-96-300, Ил-62М, Ту-204, Ту-154А, Б, С, М,
Ан-124.
1.6. Для самолетов Ил-96-300, Ту-204, Ил-62М, Ту-154М
(оборудованных ПНК "Жасмин") бортовые таблицы показаний к
указателям числа М не составляются.
2. Расчет и составление бортовых таблиц показаний к
указателям числа М полета
Расчет бортовых таблиц к показаниям указателей числа М
производится для крейсерских диапазонов чисел М полета по
приведенным в настоящей Методике величинам аэродинамических
поправок в единицах числа М.
Ниже приводится пример расчета бортовой таблицы к
показаниям указателя числа М.
Таблица А
Расчет показаний к указателю числа М полета
с учетом аэродинамических поправок
Самолет: Ту-154Б N 85484
Указатель числа М: УМ-1К
Дата заполнения: 20.01.96 г.
---------------------T----------------------T---------------------------¬
¦ М зад. ¦ Аэродин. ¦ Показания указателя ¦
¦ ¦ поправка ¦ числа М с учетом ¦
¦ ¦ Маэр. ¦ аэродин. поправок ¦
+--------------------+----------------------+---------------------------+
¦ 0.80 ¦ -0.004 ¦ 0.805 ¦
¦ 0.81 ¦ -0.003 ¦ 0.815 ¦
L--------------------+----------------------+----------------------------
Расчет показаний указателя числа М с учетом
аэродинамических поправок производится по следующей формуле:
Мпр.испр. = Мзад. - Маэр.
где:
Мпр.испр. - показания указателя числа М с учетом
аэродинамической поправки;
Мзад. - заданное значение числа М;
Маэр. - аэродинамическая поправка по числу М (с учетом
знака).
Для заполнения графы 2 таблицы А используются данные о
величинах аэродинамических поправок Маэр., приведенные в разделе
4 настоящей Методики.
Показания к указателю числа М полета в графе 3 таблицы А и
бортовых таблицах, приведенных в разделе 5 настоящей Методики
должны быть округлены с кратностью 0.005 ед. числа М (при
величинах более 0,003 числа М).
Бортовые таблицы к показаниям указателей числа М с учетом
аэродинамических поправок оформляются единожды и не требуют
переоформления при условии периодической проверки их наличия и
правильности заполнения.
Технические службы авиационных предприятий при оформлении
бортовых таблиц к показаниям указателей числа М используют
данные, приведенные в разделе 5 настоящей Методики без
проведения вышеуказанного расчета.
Форма, размеры и содержание бортовой таблицы к показаниям
указателей числа М приведены в разделе 5 настоящей Методики.
Бортовые таблицы к указателям числа М должны располагаться
в специальных кассетах в удобном для использования экипажем
месте (например, в кармане кресла КВС или в столике члена
экипажа).
3. Учет поправок к бортовым указателям числа М и особенности
выполнения полета при использовании "Метода числа М"
При полетах в регионах РФ, не обеспеченных средствами
вторичной радиолокации, экипажи ВС должны выдерживать заданное
значение числа М по указателям систем воздушных сигналов типа
СВС.
Заданное число М полета на самолетах Ил-96-300, Ил-62М,
Ту-204 и Ту-154М (оборудованных ПНК "Жасмин") выдерживать без
учета поправок к указателям числа М, а для самолетов Ил-86,
Ил-76Т, ТД, МД, Ту-154А, Б, С и М (не оборудованных ПНК
"Жасмин"), Ан-124 необходимо учитывать аэродинамические
поправки, приведенные в бортовых таблицах, показанных в разделе
5 Методики.
При подготовке полета в районах с применением "Метода числа
М" экипажи ВС должны включать в план полета информацию о числе
М, которое предполагается выдерживать на маршруте.
При выполнении полета экипажи ВС должны более точно
сообщать время пролета пунктов обязательного донесения (ПОД).
Экипажи турбореактивных ВС выдерживают число М полета,
установленное органом УВД, и запрашивают разрешение на
какое-либо изменение этой скорости. В случае, если необходимо
срочно изменить число М полета (например, вследствие
турбулентности) необходимо как можно раньше уведомить орган УВД
о том, что такое изменение произведено.
Если летно-технические характеристики ВС не позволяют
выдерживать заданное число М при наборе высоты или снижении на
маршруте, экипаж этого ВС информирует об этом орган УВД в момент
запроса на набор высоты или снижение.
1.7. Для самолетов Ту-154А, Б, М (не оборудованных ПНК
"Жасмин") составляются бортовые таблицы показаний к указателям
числа М только на высотах более 10100 м.
4. Величины аэродинамических поправок Маэр. приемников
статического давления самолетов ГА на крейсерских
числах М полета
В таблице 4.1 приведены величины аэродинамических поправок
Маэр. приемников статического давления самолетов Ту-154А, В, С,
М и Ил-86, полученные по результатам статистического анализа
материалов летных испытаний.
Таблица 4.1.
-----------------------T------------------------------------------------¬
¦ ¦ Заданные значения чисел М, ед.ч.М ¦
¦ Тип самолета +------T------T------T------T------T------T------+
¦ ¦ 0.80 ¦ 0.81 ¦ 0.82 ¦ 0.83 ¦ 0.84 ¦ 0.85 ¦ 0.86 ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Ту-154А,Б,М* ¦-0.004¦-0.003¦-0.002¦-0.001¦ 0 ¦ 0 ¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Ту-154С ¦-0.005¦-0.005¦-0.004¦-0.004¦-0.004¦-0.004¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Ил-86 ¦-0.003¦-0.003¦-0.003¦-0.003¦-0.004¦-0.004¦-0.004¦
L----------------------+------+------+------+------+------+------+-------
В таблице 4.2. приведены величины величины аэродинамических
поправок Маэр. приемников статического давления самолетов
Ил-76Т, ТД, МД и Ан-124, полученные по результатам
статистического анализа материалов летных испытаний.
Таблица 4.2.
----------------T-------------------------------------------------------¬
¦ Тип ¦ Заданные значения чисел М, ед.ч.М ¦
¦ самолета +------T------T------T------T------T------T------T------+
¦ ¦ 0.70 ¦ 0.71 ¦ 0.72 ¦ 0.73 ¦ 0.74 ¦ 0.75 ¦ 0.76 ¦ 0.77 ¦
+---------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Ан-124 ¦+0.009¦+0.010¦+0.011¦+0.012¦+0.013¦+0.014¦+0.015¦+0.016¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ил-76 Т,ТД,МД ¦ 0 ¦+0.001¦+0.002¦+0.002¦+0.002¦+0.003¦+0.004¦ - ¦
L---------------+------+------+------+------+------+------+------+-------
5. Бортовые таблицы показаний к указателям числа М
Таблица 5.1. Таблица 5.2.
----------------------------------¬ ----------------------------------¬
¦Самолет: Ан-124 ¦ ¦Самолет: Ту-154С ¦
¦Указатель числа М ¦ ¦Указатель числа М ¦
¦Тип: УСИМ-1 ¦ ¦Тип: УМ-1К ¦
¦Дата заполнения: ¦ ¦Дата заполнения: ¦
+----------------T----------------+ +----------------T----------------+
¦ Заданное ¦ Показания ¦ ¦ Заданное ¦ Показания ¦
¦ значение ¦ указ.числа ¦ ¦ значение ¦ указ.числа ¦
¦ числа М ¦ М с учетом ¦ ¦ числа М ¦ М с учетом ¦
¦ ¦ аэрод.попр. ¦ ¦ ¦ аэрод.попр. ¦
+----------------+----------------+ +----------------+----------------+
¦ 0.70 ¦ 0.69 ¦ ¦ 0.80 ¦ 0.805 ¦
+----------------+----------------+ +----------------+----------------+
¦ 0.71 ¦ 0.70 ¦ ¦ 0.81 ¦ 0.815 ¦
+----------------+----------------+ +----------------+----------------+
¦ 0.72 ¦ 0.71 ¦ ¦ 0.82 ¦ 0.825 ¦
+----------------+----------------+ +----------------+----------------+
¦ 0.73 ¦ 0.72 ¦ ¦ 0.83 ¦ 0.835 ¦
+----------------+----------------+ +----------------+----------------+
¦ 0.74 ¦ 0.725 ¦ ¦ 0.84 ¦ 0.845 ¦
+----------------+----------------+ +----------------+----------------+
¦ 0.75 ¦ 0.735 ¦ ¦ 0.85 ¦ 0.855 ¦
+----------------+----------------+ L----------------+-----------------
¦ 0.76 ¦ 0.735 ¦
+----------------+----------------+
¦ 0.77 ¦ 0.755 ¦
L----------------+-----------------
Таблица 5.3. Таблица 5.4.
----------------------------------¬ ----------------------------------¬
¦Самолет: Ил-76ТД ¦ ¦Самолет: Ту-154Б ¦
¦Указатель числа М ¦ ¦Указатель числа М ¦
¦Тип: УМС-1 ¦ ¦Тип: УМ-1К ¦
¦Дата заполнения: ¦ ¦Дата проверки: ¦
+----------------T----------------+ +----------------T----------------+
¦ Заданное ¦ Показания ¦ ¦ Заданное ¦ Показания ¦
¦ значение ¦ указ.числа ¦ ¦ значение ¦ указ.числа ¦
¦ числа М ¦ М с учетом ¦ ¦ числа М ¦ М с учетом ¦
¦ ¦ аэрод.попр. ¦ ¦ ¦ аэрод.попр. ¦
+----------------+----------------+ +----------------+----------------+
¦ 0.75 ¦ 0.745 ¦ ¦ 0.80 ¦ 0.805 ¦
+----------------+----------------+ +----------------+----------------+
¦ 0.76 ¦ 0.755 ¦ ¦ 0.81 ¦ 0.815 ¦
L----------------+----------------- L----------------+-----------------
Таблица 5.5.
------------------------------------------------------------------------¬
¦Самолет: Ил-86 ¦
¦Указатель числа М ¦
¦Тип: УСИМ-1 ¦
¦Дата заполнения: ¦
+-----------------------------------T-----------------------------------+
¦ Заданное ¦ Показания ¦
¦ значение ¦ указ.числа ¦
¦ числа М ¦ М с учетом ¦
¦ ¦ аэрод.попр. ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 0.80 ¦ 0.805 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 0.81 ¦ 0.815 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 0.82 ¦ 0.825 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 0.83 ¦ 0.835 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 0.84 ¦ 0.845 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 0.85 ¦ 0.855 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 0.86 ¦ 0.865 ¦
L-----------------------------------+------------------------------------
Примечание: 1. Величины аэродинамических поправок к
бортовым указателям числа М используются только на значениях,
которые приведены в бортовых таблицах.
2. Бортовая таблица 5.3. используется также и для самолетов
следующих модификаций: Ил-76Т, ТД, МД. Бортовая таблица 5.4.
используется также и для самолетов следующих модификаций:
Ту-154Б, М (не оборудованных ПНК "Жасмин").
3. Бортовые таблицы вкладываются в специальные кассеты из
оргстекла. На обратной стороне таблицы указывается фамилия
заполняющего таблицу и ставится его роспись.
4. Размеры бортовых таблиц:
- ширина всех таблиц 70 мм;
- высота таблиц для указателей числа М
самолетов Ил-86, Ту-154С, Ан-124 - 120 мм;
самолетов Ил-76, Ту-154А, Б, М - 80 мм.
Утверждаю
Заместитель директора Департамента
воздушного транспорта России В.В.Горлов
27 мая 1996 г.
Согласовано
И.о. председателя Комиссии
по регулированию воздушного
движения Росаэронавигация Н.Ф.Зобов
27 мая 1996 г.
---------------------------------------
* самолеты Ту-154М, не оборудованных ПНК "Жасмин".
|