КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 5 июня 1996 г. N 12/1
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ
В СИСТЕМЕ ВАРИАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Заслушав и обсудив вопрос "Об основных направлениях развития
воспитания в системе вариативного образования", коллегия отмечает,
что с начала 90-х годов воспитание подрастающего поколения в
Российской Федерации получило возможность развиваться на принципах
свободы, демократии и гуманизма. Конституция Российской Федерации,
Закон Российской Федерации "Об образовании" и другие
законодательные акты определили общие ориентиры государственной
политики в области образования и неотъемлемого его ядра -
воспитания.
Принципы государственной политики в области образования, как
совокупность концептуальных идей и установок, дали впервые за
многие годы возможность самим педагогам моделировать и
осуществлять воспитательные системы, адекватные природе детства,
национальным и региональным культурным традициям.
Методологической базой обновления образования и процесса
воспитания стали парадигма развивающего вариативного образования,
способствующая переходу общества от культуры полезности - к
культуре достоинства, а также материалы и документы Всесоюзного
съезда работников народного образования (декабрь 1988 г.).
Значительный вклад в обновление воспитания, в разрушение
авторитарного педагогического стиля внесло массовое движение
сторонников методики коллективного творческого воспитания.
Важным шагом на пути к гуманному и свободному воспитанию стало
решение коллегии Минобразования РСФСР в январе 1991 года "О
демократизации воспитательной деятельности в образовательных
учреждениях".
Период реформирования российского образования ознаменован
утверждением нового педагогического самосознания. Появился ряд
гуманистических концепций воспитания, построенных на основе
глубоких научных знаний и применяемых в практической деятельности
образовательных учреждений. В их числе: "Концепция воспитания
учащейся молодежи в современном обществе", подготовленная
коллективом авторов под руководством З.А. Мальковой,
Л.И. Новиковой, "Обоснование новых целей и задач воспитания в
условиях перестройки общеобразовательной школы", подготовленная
коллективом авторов под руководством О.С. Газмана, "Системно -
социальная концепция школьного воспитания" Н.М. Таланчука,
концептуальные исследования Е.В. Бондаревской "Воспитание как
возрождение гражданина, человека культуры и нравственности" и
другие.
Объединившись вокруг "педагогики сотрудничества" как
общегуманистической идеи перехода от авторитарной к
демократической системе отношений, ряд ученых (Ш. Амонашвили,
В. Караковский, А. Тубельский, А. Адамский, Т. Ковалева) стали
реализовывать авторские модели гуманистических школ,
ориентированных на самоопределение, самореализацию и
самовоспитание личности.
В 1993 - 1996 годах Министерством образования Российской
Федерации разработан и принят ряд документов, развивающих и
конкретизирующих принципы обучения и воспитания, организации
учебно - воспитательного процесса. В их числе решения коллегии о
стратегии развития дошкольного воспитания, педагогического и
дополнительного образования, исторического и литературного
образования, художественно - эстетического воспитания, о поддержке
детских объединений и организаций, социально - педагогической
работе, приказы и методические письма о гражданско - правовом
образовании и патриотическом воспитании и другие, реализующие
национальную доктрину вариативного развивающего образования.
Все эти документы Минобразования России ориентируют органы
управления образованием всех уровней, коллективы образовательных
учреждений на сохранение и обеспечение целостности учебно -
воспитательного процесса, укрепление в нем творческих начал,
повышение мотивации детей к познанию и самовоспитанию.
Следуя принципиально новой культурной парадигме образования,
закрепленной в Законе Российской Федерации "Об образовании",
Минобразование России поддерживает позитивную тенденцию в
деятельности органов управления образованием Республик
Башкортостана, Карелии, Саха (Якутия), Белгородской, Воронежской,
Пермской, Псковской, Ростовской областей, г. г. Москвы, Санкт -
Петербурга и других регионов России по разработке и реализации
регионально - национальных концепций, программ и рекомендаций по
вопросам воспитания на принципах государственной политики в
области образования.
Вместе с тем еще многие руководители образовательных
учреждений и педагоги находятся в плену программно - нормативного
управления процессом воспитания. Отсюда зачастую в ряде
образовательных учреждений предпочитают действию - бездействие,
конструктивной позиции - имитацию деятельности, целостности
образовательного процесса - только обучение.
Сегодня, когда многие образовательные учреждения пытаются
строить свою деятельность в русле детоцентристской установки,
остро возникла потребность в овладении каждым педагогом личностным
подходом. Изменения в методике обучения и воспитания не могут
произойти без изменений в содержании и методах подготовки и
переподготовки педагогов. Общество в своем развитии полностью
зависит от воспитания и обучения его поколений, от уровня
подготовки организатора и руководителя учебно - воспитательного
процесса - учителя, воспитателя, преподавателя. "Учитель создает
нацию" - это древнее изречение справедливо и в наши дни, как
никогда раньше.
Однако социологические исследования показывают, что 46%
опрошенных учителей не скрывают, что они пользуются авторитарными
методами без учета Конвенции ООН о правах ребенка. Учитель, долгие
годы воспитываясь на традициях авторитарной педагогики, оказался
не подготовлен к новым условиям организации учебно -
воспитательного процесса.
Государственная политика в области образования требует от
педагога более высокого уровня профессионализма в работе с детьми.
Ведущим его компонентом является умение организовать общение,
выстроить отношения с каждым учеником таким образом, чтобы
способствовать его духовному развитию и воспитанию. Педагог в
России всегда был прежде всего воспитателем.
Отдел дополнительного образования совместно с другими
заинтересованными подразделениями Минобразования России, Центром
развития системы дополнительного образования детей, Институтом
теории образования и педагогики, Институтом педагогических
инноваций РАО, Институтом общего образования Минобразования России
разработал "Основные направления развития воспитания в системе
вариативного образования" и выносит их на обсуждение:
- Сохранение целостного учебно - воспитательного процесса в
образовательном учреждении. Воспитание и обучение - два важнейших
неотъемлемых момента этого процесса. Повышение воспитывающего
характера обучения и образовательного эффекта воспитания.
- Ведущей целью воспитания остается идеал личности, способной
принимать решения в ситуациях морального выбора и нести
ответственность за эти решения перед собой, референтной группой,
своей страной и человечеством. Главное в воспитании - создание
условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как
личности и как индивидуальности.
- Создание в образовательных учреждениях всех типов и видов
гуманистических воспитательных систем.
- Дальнейшая перестройка учебного процесса, усиление
гуманитарной направленности всех учебных дисциплин: включение в
традиционные предметы человековедческого материала, помогающего
детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к
окружающим, проектировать свою жизнь. Изменение форм и методов
учебной работы: преодоление пассивности учащихся через
дидактические игры, драматизацию, ролевые игры и др., разнообразие
форм обучения, раскрепощение личности школьника в учебном
процессе, освобождение его от страха перед ошибкой, создание
ситуации свободного выбора.
- Ориентация детей на вечные абсолютные ценности - Человек,
Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. Взятые в
самом общем виде, они охватывают основные аспекты
жизнедеятельности и развития личности и образуют своеобразную
основу воспитания.
- Жизнью образовательного учреждения, содержанием образования
формировать у учащихся чувства патриотизма, сознание активного
гражданина, обладающего политической культурой, критическим
мышлением, способностью самостоятельно сделать политический выбор.
- Эстетизация образовательного учреждения, его окружения, всей
жизни детей - путь гуманизации воспитания. Важно, чтобы у всех
детей была возможность выразить себя в художественной деятельности
(театр, рисование, пение, танец).
- Развитие клубной и досуговой деятельности - особой сферы
жизни учащихся.
- Важное место в жизни образовательного учреждения должна
занимать игра, открывающая большие возможности для самопознания
детей.
- Воспитание учащихся в духе свободы, личного достоинства и
демократии требует развитого школьного самоуправления,
деятельности различных объединений по интересам.
- Поддержка детских и молодежных неполитизированных
объединений и организаций на основе партнерских отношений,
закрепленных договором.
- Овладение этно - педагогикой, реализация лучших традиций
народной педагогики и на этой основе приобщение детей к культуре
предков и межнациональных отношений.
- Формирование воспитательного пространства в малом социуме,
освоение части социальной среды педагогическими средствами.
- Ведущая роль в воспитании принадлежит педагогу - широко
образованному гуманисту - интеллигенту, убежденному другу
молодежи, настоящему профессионалу. Образовательному учреждению
нужны психологи, социальные педагоги, педагоги - организаторы,
педагоги дополнительного образования, психотерапевты и медики,
необходимы психологическая и коррекционная службы. Только при
условии всестороннего изучения ребенка возможна разработка
индивидуальных вариантов его воспитания и развития, реальная
гуманизация воспитательного процесса.
В целях дальнейшего развития воспитания на принципах
государственной образовательной политики, дальнейшего преодоления
авторитарного командно - административного стиля управления
воспитательным процессом коллегия постановляет:
1. Одобрить "Основные направления развития воспитания в
системе вариативного образования". Рекомендовать органам
управления образованием субъектов Российской Федерации,
педагогическим учебным заведениям, институтам повышения
квалификации работников образования, разработчикам программ и
пособий по вопросам воспитания учащихся обсудить "Основные
направления развития воспитания в системе вариативного
образования" на августовских совещаниях, педагогических советах,
учитывать в практической деятельности.
2. Поддержать опыт Республик Башкортостана, Карелии, Саха
(Якутия), Белгородской, Пермской, Псковской, Ростовской,
Воронежской областей, г. г. Москвы, Санкт - Петербурга и других,
разработавших и реализующих концепции, программы и рекомендации по
вопросам воспитания учащихся.
3. Поддержать решение РАО о необходимости расширения и
развития проблематики исследований воспитания в планах НИР
Академии. Просить Президиум Российской академии образования
(А.В. Петровский) подготовить к изданию сборник концепций и
научных трудов в области воспитания детей и учащейся молодежи (в
помощь педагогическим коллективам образовательных учреждений).
Заинтересованным подразделениям Минобразования России принять
участие в подготовке и проведении научно - практической
конференции РАО "Проблемы воспитания и деятельности детских и
юношеских организаций в современных условиях".
4. Рекомендовать муниципальным и региональным органам
управления образованием:
4.1. Поддерживать практику создания и реализации моделей
воспитательных систем во всех типах и видах образовательных
учреждений. Способствовать укреплению кадрами педагогов -
организаторов, социальных педагогов, воспитателей, педагогов
дополнительного образования, вожатых, педагогов - психологов
образовательные учреждения, реализующие собственные оригинальные
системы воспитания.
4.2. Обратить особое внимание при аттестации образовательных
учреждений на практику реализации принципа единства и целостности
учебно - воспитательного процесса. Стимулировать образовательные
учреждения с развитой системой дополнительного образования и
социального воспитания.
4.3. Развивать коллегиальные формы управления образовательными
учреждениями с равноправным участием учащихся, педагогов,
родителей. Содействовать обновлению школьного самоуправления в
условиях демократического общества, деятельности детских и
молодежных неполитизированных организаций и объединений. Оказывать
общественным детским и молодежным организациям и объединениям
помощь в реализации программ, строить отношения на договорной
основе и партнерских началах, используя договор как школу
демократии.
4.4. Совершенствовать содержание подготовки, переподготовки и
повышения квалификации педагогических и руководящих кадров.
Обеспечивать формирование целостного представления об учебно -
воспитательном процессе в образовательном учреждении, изучение
особенностей и специфики воспитания детей разных поло -
возрастных, социальных и этнических групп, учитывать их при
моделировании воспитательных систем.
4.5. Создавать систему информационно - методического
обеспечения педагогов по вопросам воспитания и дополнительного
образования.
5. Отделу дополнительного образования (А.К. Бруднов):
5.1. Подготовить к изданию в 1997 - 1998 гг. сборник
региональных и национальных концепций и программ воспитания юных
россиян.
5.2. Провести в 1996 - 1998 гг. конкурс авторских проектов
систем воспитания в образовательных учреждениях разных типов и
видов.
5.3. Совместно с Управлением развития общего среднего
образования (М.Р. Леонтьева), Департаментом профессионального
образования (А.В. Елистратов), отделом дошкольного образования
(Р.Б. Стеркина), Управлением реабилитационной службы и
специального образования (Д.С. Шилов) провести в 1997 г.
Всероссийскую научно - практическую конференцию "Гуманистическое
воспитание - путь к демократической России".
5.4. Подготовить в IV кв. 1996 г. предложения в Правительство
Российской Федерации об установлении льгот для организованных
групп учащихся при посещении учреждений культуры и спорта.
5.5. Внести в III кв. 1996 г. предложение о создании
профессионального информационно - методического журнала
"Дополнительное образование детей".
5.6. Совместно с Управлением развития общего среднего
образования разработать концепцию гражданско - правового
образования и воспитания в образовательных учреждениях,
методические рекомендации по гражданскому и правовому воспитанию в
системе дополнительного образования детей.
5.7. Совместно с Управлением педагогического образования и
науки (М.Н. Костикова) подготовить в IV кв. 1996 г. предложения об
объявлении конкурса на разработку учебных пособий по воспитанию
для педагогических вузов.
6. Управлению педагогического образования и науки провести в
IV кв. 1996 г. Всероссийское совещание по вопросам воспитания в
учреждениях педагогического образования.
7. Контроль за исполнением решения коллегии возложить на
заместителя министра А.Г. Асмолова.
Председатель коллегии
Е.В.ТКАЧЕНКО
|