ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА
ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ 1996 ГОДА
------------------------------------------------------------------
(извлечение)
ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
5. В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации,
имеющей высшую юридическую силу, органы законодательной,
исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Решением областного суда удовлетворено заявленное
Законодательным Собранием области требование обязать администрацию
области направлять Законодательному Собранию все принимаемые и
издаваемые ею акты в день их подписания.
Определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ указанное
решение отменено и дело направлено на новое рассмотрение по
следующим основаниям.
При рассмотрении данного заявления суд исходил из того, что
обязанность по представлению администрацией области всех
принимаемых и издаваемых актов Законодательному Собранию области в
день их подписания предусмотрена п. 6 ст. 40 Закона Российской
Федерации от 5 марта 1992 г. "О краевом, областном Совете народных
депутатов и краевой, областной администрации".
Однако суд не учел, что этот Закон издан до принятия
Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., согласно
ст. 10 которой государственная власть в Российской Федерации
осуществляется на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной
и судебной власти самостоятельны. В связи с этим заявленное
требование суду следовало рассмотреть исходя из принципа
разделения властей и самостоятельности органов каждой власти.
Общая подотчетность исполнительной власти по всем вопросам ее
компетенции власти законодательной (представительной) не
соответствует принципу разделения властей и их самостоятельности,
предусмотренному Конституцией Российской Федерации. Поэтому суду
следовало выяснить, в каких целях Законодательное Собрание требует
от администрации области направления ему всех правовых актов,
издаваемых и принимаемых администрацией, не связано ли это
требование с вмешательством в оперативную, исполнительно -
распорядительную (управленческую) деятельность администрации
области, что несовместимо с принципом самостоятельности органов
исполнительной власти.
Кроме того, п. 6 ст. 40 указанного выше Закона, на который
сослался суд, не содержит указания о направлении представительному
органу власти всех издаваемых и принимаемых администрацией актов.
Определение No. 81Г-96-4
* * *
(Утвержден постановлением Президиума
Верховного Суда Российской Федерации
от 29.05.96)
|