УТРАТИЛ СИЛУ
ПРИКАЗ ГТК РФ от 15.01.98 N 18
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 мая 1996 г. N 326
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ, ОБРАЩЕННЫХ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ
СОБСТВЕННОСТЬ В I КВАРТАЛЕ 1996 ГОДА, И МЕРАХ
ПО УСИЛЕНИЮ ЭТОЙ РАБОТЫ
(в ред. Приказов ГТК РФ от 02.10.96 N 608, от 30.12.96 N 803)
Таможенными органами за I квартал 1996 года реализовано
товаров, обращенных в федеральную собственность, на сумму 93 млрд.
рублей, что составляет 58% уровня контрольного показателя,
установленного ГТК России. С заданием справились Дагестанское,
Поволжское и Западно-Сибирское таможенные управления, а также
Внуковская, Шереметьевская и Домодедовская таможни. Наряду с этим,
Московским, Дальневосточным, Калининградским, Уральским
таможенными управлениями и Чкаловской таможней перечислено средств
от реализации конфискованных товаров менее 50% объема
установленных показателей.
На 1 апреля 1996 года остаток нереализованных товаров,
обращенных в федеральную собственность, составил 255,2 млрд.
рублей и по сравнению с началом года увеличился на 78,5 млрд.
рублей, в основном за счет роста остатков указанных товаров по
Московскому таможенному управлению - 52,8 млрд. рублей.
Большие остатки нереализованных товаров, обращенных в
федеральную собственность, на 01.04.96 имеются в Московском -
81,8 млрд. рублей, Северо-Западном - 44,1 млрд. рублей,
Дальневосточном - 30,8 млрд. рублей, Западном - 29,7 млрд. рублей,
Уральском - 20,5 млрд. рублей таможенных управлениях.
Значительный объем из них составляют машины, оборудование,
аудио- и видеоаппаратура - 72,9 млрд. рублей, продовольственные
товары - 49,4 млрд. рублей, из которых ликероводочная продукция -
20,0 млрд. рублей, транспортные средства - 39,8 млрд. рублей,
текстильные изделия - 29,0 млрд. рублей.
Наличие в таможенных органах больших остатков нереализованных
товаров свидетельствует о недостаточной работе с товарами,
обращенными в федеральную собственность, ряда руководителей
таможенных органов и непринятии ими своевременных и действенных
мер по скорейшей реализации и сокращению остатков.
Отдельные таможенные органы не выполняют совместное указание
ГТК России и Госналогслужбы России от 31.05.94
N 01-13/5993/ВЗ-6-04/186, не используют возможность передачи на
реализацию налоговым органам товаров, обращенных в федеральную
собственность и нереализованных через таможенные аукционы,
товарные биржи и торговые предприятия, для сокращения остатков
нереализованных конфискованных товаров. В Дальневосточном
таможенном управлении через налоговые инспекции было реализовано
всего лишь 0,04% всех товаров, обращенных в федеральную
собственность, а таможнями Восточно-Сибирского, Западно -
Сибирского, Калининградского таможенных управлений передача
товаров на реализацию налоговым инспекциям вообще не
производилась.
Руководители таможенных органов неудовлетворительно работают с
торговыми организациями, вследствие чего имеются случаи возврата
товаров, переданных им на реализацию, что свидетельствует о
недостаточной проработке таможенными органами договоров комиссии,
положения которых не должны допускать отказа комиссионеров от
выполнения своих обязательств по договору. В договорах не
предусматривались санкции торговым организациям за нарушение
сроков реализации и выставление претензий в случае несоблюдения
ими договорных обязательств. В Северо-Западном регионе отмечено 20
случаев возврата таможням торговыми организациями нереализованного
товара, таможням Северо-Кавказского региона - 17, Уральского - 6.
Аналогичная ситуация наблюдалась в таможнях Западного, Поволжского
и Западно-Сибирского управлений.
Таможенные органы не в полной мере использовали сеть торговых
организаций для оперативной реализации товаров с ограниченным
сроком годности в течение периода действия на них сертификата
качества. Указанные случаи отмечались в таможнях Восточно -
Сибирского и Северо-Кавказского таможенных управлений.
Начальники таможенных органов не принимали своевременных и
должных мер для возврата и реализации конфискованного имущества,
переданного органам предварительного следствия в качестве
вещественных доказательств. Балтийская и Кингисеппская таможни не
контролировали прохождение дела в Управлении по борьбе с
экономическими преступлениями ГУВД г. Санкт-Петербурга (УБЭП ГУВД
г. Санкт-Петербурга) по конфискованному и переданному этим органам
металлу на сумму 2,5 млрд. рублей, в результате чего он был
реализован УБЭП ГУВД г. Санкт-Петербурга и средства от его
реализации в таможни не поступили. В настоящее время органами
прокуратуры после обращения к ним Балтийской и Кингисеппской
таможен возбуждено уголовное дело по факту превышения полномочий
сотрудниками УБЭП г. Санкт-Петербурга и незаконной реализации
переданного им товара.
Большой удельный вес в остатках нереализованных товаров,
обращенных в федеральную собственность, составляют товары и
оборудование узкоспециализированного назначения, область
применения которых ограничена. Должностные лица таможенных органов
допускали пассивность в поисках сбыта этих товаров в других
регионах при невозможности реализовать их в зоне нахождения
таможни. В Подольской таможне Московского таможенного управления с
ноября 1995 года находятся вакуумные насосы и арматура на сумму
свыше 48 млрд. рублей, в Щелковской таможне этого же управления с
февраля 1995 года не реализован груз - парфюмерная композиция на
сумму 0,5 млрд. рублей. В Дальневосточном таможенном управлении не
имеют спроса и находятся на хранении товары на сумму 5,35 млрд.
рублей, в том числе нефтеналивная баржа стоимостью 1,8 млрд.
рублей.
Факты длительного хранения товаров узкоспециализированного
назначения также имеются в таможнях Поволжского, Калининградского,
Северо-Кавказского и Уральского таможенных управлений.
В категорию не имеющих спроса товаров попали и 50 легковых
автомобилей "SKODA-FORMAN" на сумму 3,35 млрд. рублей, которые с
1995 года находятся в Восточной таможне Дальневосточного
таможенного управления, несущей значительные расходы по их
хранению.
Из-за отсутствия постоянного контроля начальников таможенных
органов за выполнением Приказа ГТК России от 31.01.96 N 56 в
таможенных органах ведется ненадлежащий учет изъятых и
конфискованных товаров. Воронежской таможней были конфискованы
овощи и мороженое на сумму 1,6 млрд. рублей и переданы на
реализацию без отражения в бухгалтерском учете, вследствие чего
средства от реализации указанных товаров также не прошли по
бухгалтерским документам. Кроме того, запущенность в учете привела
к недостаче изъятого таможней шоколада на сумму 5,8 тыс. долларов
США.
В связи с изложенным приказываю:
1. Объявить замечание начальникам Калининградского таможенного
управления М.Ю. Краснянскому, Московского таможенного управления
А.М. Старохе, Уральского таможенного управления В.Г. Нефедову и
Дальневосточного таможенного управления О.Н. Свиридову за
непринятие соответствующих мер по выполнению подчиненными
таможнями контрольных показателей поступления средств от
реализации товаров, обращенных в федеральную собственность, в
I квартале 1996 года и сокращению остатков нереализованных
конфискованных товаров.
2. Начальникам региональных таможенных управлений:
- принять меры дисциплинарного воздействия к должностным
лицам, не обеспечивающим выполнение установленных заданий по
перечислению средств от реализации конфискатов и сокращению
остатков нереализованных товаров;
- проанализировать итоги выполнения контрольных показателей
подчиненными таможнями в I квартале 1996 года, ход выполнения этих
заданий во II квартале 1996 года и принять действенные меры по
поступлению средств от реализации конфискованных товаров на
депозитный счет ГТК России;
- обобщить материалы представленных подчиненными таможнями
актов о состоянии оперативного и бухгалтерского учета и контроля и
представить в Финансовое управление ГТК России сводную информацию
по указанному вопросу;
- создать комиссию по проверке оперативного и бухгалтерского
учета и контроля за движением товаров с момента их изъятия,
обращения в федеральную собственность и реализации и до 1 августа
1996 года представить в ГТК России акт о результатах проведенной
проверки таможен и принятых мер по устранению недостатков.
3. Предоставить право начальникам региональных таможенных
управлений давать разрешение на безвозмездную передачу товаров
народного потребления, не пользующихся спросом, потерявших
коммерческую ценность в связи с ухудшением качества и товарного
вида или когда расходы по их хранению превышают стоимость
указанных товаров, учреждениям сферы социального обслуживания и
благотворительным организациям на основании их запроса. Передачу
вышеназванных товаров осуществлять по актам приемки передачи в
соответствии с установленным ГТК России порядком по решению
комиссии, создаваемой в региональном таможенном управлении и
состоящей из представителя управления, торговой организации,
финансового органа (налоговой инспекции) и управления социальной
защиты. В работе комиссии принимают участие представители таможен,
передающих товары.
(п.3 утратил силу - Приказ ГТК РФ от 30.12.96 N 803)
4. Начальникам таможен:
- реализовать товары и оборудование узкоспециализированного
назначения, обращенные в федеральную собственность, предприятиям,
заказавшим их и временно не имеющим финансовых средств для расчета
с таможенными органами, под гарантию банка с последующей оплатой
их стоимости в соответствии с Таможенным кодексом Российской
Федерации;
- осуществлять приобретение товаров, обращенных в федеральную
собственность, для нужд таможен в целях укрепления их
материально-технической базы по разрешению регионального
таможенного управления только через торговые организации;
- обращаться в региональные таможенные управления по
подчиненности с просьбой разрешить передачу на безвозмездной
основе товаров народного потребления, не пользующихся спросом,
потерявших коммерческую ценность в связи с ухудшением качества и
товарного вида или расходы по хранению которых превышают стоимость
указанных товаров, учреждениям сферы социального обслуживания и
благотворительным организациям. Передачу указанных товаров
осуществлять в соответствии с установленным порядком;
(абзац 4 п.4 утратил силу - Приказ ГТК РФ от 30.12.96 N 803)
- товары, запрещенные к использованию на территории Российской
Федерации, демонтировать и реализовать отдельные их части, а при
невозможности этого - уничтожать и списывать в установленном
порядке;
(абзац 5 п.4 утратил силу - Приказ ГТК РФ от 02.10.96 N 608)
- не допускать порчи продовольственных товаров из-за
длительного хранения, реализуя их в соответствии с указанием ГТК
России от 24.05.94 N 01-12/443, и до 4 июля 1996 года доложить
региональным таможенным управлениям по подчиненности о результатах
сокращения остатков продовольственных товаров в информации
согласно Приложению 2 по состоянию на 1 июля 1996 года;
- при невозможности реализации товаров на таможенных
аукционах, товарных биржах или через торговые организации
передавать их на реализацию налоговым органам в соответствии с
совместным указанием ГТК России и Госналогслужбы России от
31.05.94 N 01-13/5993/ВЗ-6-04/186;
- вести реестр торговых предприятий, осуществляющих реализацию
конфискованных товаров в регионе, включая в него указанные
предприятия на конкурсной основе, с учетом выполнения договорных
обязательств;
- ежеквартально при сдаче таможнями отчетов производить сверку
сумм, изъятых и нереализованных товарно-материальных ценностей,
отраженных на забалансовых счетах 332 и 333 с их фактическими
остатками;
- осуществлять контроль за товарами, обращенными в федеральную
собственность и переданными в органы предварительного следствия в
качестве вещественных доказательств, и в случае реализации
указанных товаров этими органами и непоступления вырученных
средств на депозитный счет таможни обращаться в органы прокуратуры
о взыскании с них задолженности;
- при взыскании задолженности торговых организаций по
договорам комиссии за реализованный товар обращаться в органы
транспортной прокуратуры по взысканию дебиторской задолженности,
используя совместное указание Генеральной прокуратуры России и ГТК
от 23.10.95 N 23у-2-95/01-12/1295;
- ежемесячно до 4 числа следующего месяца представлять в РТУ
по подчиненности, а таможням центрального подчинения - в
Финансовое управление ГТК России информацию о наличии
нереализованных товаров, обращенных в федеральную собственность,
согласно Приложению 2.
5. Финансовому управлению (П.Г. Городецкий):
- в 1996 году провести совещание с начальниками отделов по
работе с конфискатами и взиманию штрафов региональных таможенных
управлений и таможен по вопросу изъятия, обращения в федеральную
собственность и реализации конфискованных товаров, а также
сокращения остатков нереализованных товаров;
- в двухнедельный срок внести предложение о создании групп
маркетинга для осуществления координации действий между регионами
и реализации товаров узкоспециализированного назначения и больших
партий товаров;
- в двухмесячный срок подготовить совместное соглашение с ГАИ
о порядке регистрации автомобильного транспорта, обращенного в
федеральную собственность, для последующей его реализации.
6. Начальнику Центральной таможенной лаборатории
В.А. Соложенцеву:
- проработать вопрос получения таможенными лабораториями права
на сертификацию качества отдельных групп товаров и экспертную
оценку их стоимости;
- в недельный срок создать экспертную группу по проверке
обоснованности цен на автотранспорт под руководством заместителя
начальника Центральной таможенной лаборатории.
7. Начальникам региональных таможенных управлений ежемесячно
до 10 числа следующего месяца представлять в Финансовое управление
ГТК России информацию о наличии нереализованных товаров,
обращенных в федеральную собственность, и причинах их
нереализации, направляемую им подведомственными таможнями в
соответствии с п. 4 настоящего Приказа.
8. Приказы и указания по распоряжению товарами, обращенными в
федеральную собственность, подписывать первому заместителю
председателя ГТК России В.Ф. Кругликову, а в его отсутствие
заместителю председателя ГТК России С.М. Бекову.
9. Контроль за исполнением настоящего Приказа осуществлять
первому заместителю председателя ГТК России В.Ф. Кругликову.
Председатель
Государственного таможенного комитета
Российской Федерации
А.С.КРУГЛОВ
Приложение 1
к Приказу ГТК России
от 29 мая 1996 г. N 326
ПОРЯДОК
ОЦЕНКИ И РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ЛЕГКОВОГО
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА <*>
Утратил силу. - Приказ ГТК РФ от 02.10.96 N 608.
Приложение 2
к Приказу ГТК России
от 29 мая 1996 г. N 326
ИНФОРМАЦИЯ
ОБ ОСТАТКАХ ТОВАРОВ, ОБРАЩЕННЫХ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ
СОБСТВЕННОСТЬ <*>
млн. руб.
---T-------------------------T----T----T-----T----T----T----T----¬
¦NN¦ Наименование ¦На 1¦На 1¦ На 1¦На 1¦На 1¦На 1¦ и ¦
¦ ¦ показателей ¦янв.¦фев.¦март.¦апр.¦мая ¦июн.¦т.д.¦
L--+-------------------------+----+----+-----+----+----+----+-----
1. Обращено товаров в феде-
ральную собственность <**>
2. Реализовано товаров,
обращенных в федеральную
собственность <**>
3. Остаток нереализованных
товаров, обращенных в
федеральную собственность
- всего
в том числе:
- продовольственные товары
из них:
- табачные изделия
- ликероводочные изделия
- черные металлы и изделия
из них
- цветные металлы и изделия
из них
- машины, оборудование,
аудио-, видеоаппаратура
- транспортные средства, их
части и принадлежности -
из них
легковые автомобили: <***>
российского производства
иномарки
- оружие и боеприпасы
- древесина и изделия из нее
- продукция химической
промышленности
- текстиль и текстильные
изделия
- валюта
- прочие товары
4. Расходы по хранению
5. Удельный вес остатка нереа-
лизованных товаров в общем
объеме товаров, обращенных
в федеральную собственность
--------------------------------
<*> К таблице должен быть приложен аналитический материал о
деятельности таможенных органов с товарами, обращенными в
федеральную собственность, с отражением в нем следующих вопросов:
- занесение на забалансовые счета всех конфискованных товаров;
- сроки передачи товаров на реализацию;
- указать количество случаев и причину возврата
нереализованных товаров торговыми предприятиями;
- передавались ли нереализованные товары для реализации в
налоговые органы и были ли случаи отказа принять товары на
реализацию (с указанием конкретных налоговых инспекций);
- есть ли проблемы с оценкой товаров;
- наименование организации, у которой был конфискован
автотранспорт и кому он был реализован, даты его конфискации и
реализации, затраты по его хранению;
- указать причины длительного периода реализации товаров и
внести конкретные предложения по их устранению.
<**> По данной строке в числителе показывается сумма
нарастающим итогом с учетом остатка прошлых лет, в знаменателе - с
начала года.
<***> По данной строке в числителе показывается количество
автомобилей, в знаменателе - их стоимость.
Примечание. Кроме того, при составлении аналитической записки
региональными таможенными управлениями указать сумму остатка
нереализованных товаров и его удельный вес в общем объеме товаров,
обращенных в федеральную собственность, в разрезе таможен с
указанием наибольшего объема остатка отдельных групп товаров по
следующей форме:
---T------------T---------------T---------------T----------------¬
¦NN¦Наименование¦ Сумма остатка ¦ Удельный вес ¦Суммы наибольших¦
¦пп¦ таможен ¦нереализованных¦ остатка ¦ остатков по ¦
¦ ¦ ¦ товаров по ¦нереализованных¦группам товаров ¦
¦ ¦ ¦ акту описи и ¦ товаров (%) ¦ (млн. руб.) ¦
¦ ¦ ¦ оценки ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ (млн. руб.) ¦ ¦ ¦
L--+------------+---------------+---------------+-----------------
|