ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Из постановления от 28 мая 1996 г. N 441/96)
Управление Красноярской железной дороги
обратилось в Красноярский краевой
арбитражный суд с иском о понуждении
акционерного общества "В-Сибпромтранс"
заключить договор на эксплуатацию
подъездного пути, примыкающего к станции
Базаиха.
Определением от 2 июня 1995 г. производство по делу
прекращено.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагается определение отменить и направить
дело на новое рассмотрение.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Определение о прекращении производства по делу арбитражный суд
мотивировал тем, что согласно статье 421 Гражданского кодекса
Российской Федерации юридические лица свободны в заключении
договора и в том случае, когда обязанность заключить договор не
предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым
обязательством, понуждение к заключению договора не допускается.
Обязанность ответчика заключить с железной дорогой договор на
эксплуатацию подъездного пути не вытекает ни из Гражданского
кодекса Российской Федерации, ни из закона и в соответствии со
статьей 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации (в редакции, действовавшей на момент вынесения
определения) при отсутствии такой обязанности споры о понуждении
заключить договор арбитражному суду неподведомственны.
Как видно из материалов дела, примыкающий к станции Базаиха
железнодорожный подъездной путь принадлежит акционерному обществу
"В-Сибпромтранс" и обслуживается его локомотивом.
Согласно статье 87 Устава железных дорог взаимоотношения
железной дороги с предприятием, организацией или учреждением,
имеющими железнодорожные подъездные пути, регулируются договором
на эксплуатацию подъездного пути. Параграфом 11 Правил
эксплуатации железнодорожных подъездных путей предусмотрена
обязанность железной дороги разработать проект договора и
обязанность ветвевладельца подписать этот договор.
Таким образом, законом предусмотрена обязанность железных
дорог и владельцев железнодорожных подъездных путей заключать
договоры на эксплуатацию подъездного пути и в соответствии со
статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к
заключению таких договоров допускается.
Кроме того, отзыв ответчика на иск свидетельствует о том, что
ветвевладелец - акционерное общество "В-Сибпромтранс" не
оспаривает свою обязанность заключить с железной дорогой договор
на эксплуатацию подъездного пути, но ссылается на несоответствие
представленного дорогой проекта договора утвержденному в
установленном порядке единому технологическому процессу работы
подъездного пути и станции примыкания.
Поэтому прекращение производства по делу следует признать
необоснованным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 187 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации постановил: определение
Красноярского краевого арбитражного суда от 2 июня 1995 г. по делу
N Э-521/2 отменить и дело направить в тот же арбитражный суд для
рассмотрения по существу.
(Из постановления от 28 мая 1996 г.
N 441/96)
|